С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Развитие связной речи дошкольников средствами современных образовательных технологий
Просмотров: 2005, дата: 08.10.2017, автор: Светлана Давлетбаева

Тема: "Развитие связной речи дошкольников средствами современных образовательных технологий"

  Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, по меткому выражению Ф.А.Сохина, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учиться мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф.А.Сохина). Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников дошкольного образования. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития связной речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Использование только традиционных методов и приемов не даст должного результата. А применение современных образовательных технологий в работе над развитием связной речи у дошкольников повышает мотивацию детей к образовательной деятельности, что предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность работы над развитием речи.
  Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технологии проектной деятельности;

  • технологии исследовательской деятельности;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • личностно-ориентированные технологии;

  • игровые технологии;

  • технология интегрированного подхода к  к организации образовательного процесса

  • технология «ТРИЗ» - «теория решения изобретательских задач»

Методологической основой применения этих технологий являются работы таких видных исследователей, как Новоселова С.Л., Тихомирова О.К., Альтшуллер Г.С.,.Хоменко Н.Н, и др.

Здоровьесберегающие технологии способствующие интегрированному воздействию на  речевую активность детей это:

  • Динамические паузы 

  • Дыхательные  упражнения в игровой форме

  • Игровой самомассаж  

  • Развитие  мелкой моторики

Технология проектной деятельности дает возможность сконцентрировать материал по проблеме развитие связной речи у детей, повысить уровень собственной компетентности по этой проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.
По технологии ТРИЗ применяют метод работы с серией картинок – этот метод основан на освоении детьми алгоритма составления логического рассказа по серии картинок.
Технология обучения детей составлению сравнений
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время. Модель составления сравнений:

  1. воспитатель называет какой-либо объект;

  2. обозначает его признак;

  3. определяет значение этого признака;

  4.  сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
 
Технология обучения детей составлению загадок
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом. Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Технология обучения детей составлению метафор. Как известно, метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа «побуждать детей делать сложные сравнения», «учить детей раскрывать смысл метафор» и т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни. Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана. Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.

  1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.

  2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).

  3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).

  4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).

  5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна – небо после дождя).

  6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

Компьютерные технологии органично занимают место нового универсального технического средства обучения и развития.
Технология интегрированного подхода к  организации образовательного процесса
Методы и приемы технологии интегрированного подхода к  к организации образовательного процесса
 • Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
• Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.
• Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Педагогические возможности интегрированного образовательного процесса
• Формирование в единстве знаний и умений.
• Коммуникативность умений.
• Повышение интереса к учению.
• Снятие напряженности, страха, неуверенности.
 Преимущества интегрированных занятий:
 • способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
• в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи. формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;
• углубляют представление о понятии. закономерностях., связанных с понятием, расширяют кругозор;
• основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;
• эмоционально развивают детей, т.к. основаны на элементах музыки, живописи. литературы, пластики движения и др.
Литература
Теория и методика развития речи детей, Яшина В.И., АлексееваМ.М. Теория и методика развития речи детей
. –М., Изд. центр «Академия», 2013.

Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ