С нами 16691 учитель, 6516 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Ментальная арифметика: дань моде или волшебный ключик к знаниям?
Просмотров: 1882, дата: 23.10.2017, автор: Юлия Пасынок

"Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие.

Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг"

И. Соньер

 

Школа ментальной арифметики – педагогическая новинка, которой на самом деле уже более пяти тысяч лет. Главный инструмент для обучения ментальной арифметике – древние счёты абакус. Как с их помощью складывать и вычитать шестизначные числа за несколько секунд и почему этот навык полезен не только для учёбы, но для жизни?

Ментальная_1_Инт..JPG13 коротких вертикальных спиц, на каждую нанизано по пять костяшек. Верхние костяшки отделены от нижних рамкой. Каждая нижняя костяшка называется «земной» и обозначает единицу. Верхняя – «небесная» – равняется пяти «земным». Так выглядит абакус.

В 2005 году журнал "Forbes" признал абакус вторым (после колеса) самым важным открытием всех времён, которое больше всего повлияло на развитие цивилизации за всю историю человечества.

В Азии абакус никогда не выходил из моды, а в Японии обучение устному счёту и вовсе входит в обязательную программу школьного образования. Может, в этом и заключается секрет превосходных мыслительных способностей японцев, которыми восхищаются остальные народы?

Сегодня Ментальная арифметика преподаётся в тысячах образовательных центров более чем в 50 странах мира. В России Ментальная арифметика тоже входит в моду. О ней говорят даже на федеральных телеканалах. Прогрессивно мыслящие родители пристраивают своих детей на курсы, понимая, что ментальная арифметика – это не просто скоростной счёт, а высокоэффективный инструмент интеллектуального развития и инвестиции в будущие успехи ребёнка.

В чём суть и достоинства методики? Ведь на дворе XXI век и любой первоклашка имеет мобильный телефон, в котором есть калькулятор. Тогда зачем учить ребёнка считать при помощи древних счётов или в уме?

Конечно, приятно похвастаться необычными умениями чада перед своими друзьями. Да и в магазине за всю жизнь его никто не обсчитает. Это всё мило и даже полезно – но стоит ли оно таких трудозатрат?! Тогда почему мы это затеяли? Потому что наша цель - развить мозг ребенка. 

 

Синергия

Настроив полушария на синхронную работу, мы получаем эффект синергии, который можно представить в виде формулы «1+1=11». Термин «синергия» обозначает особый эффект, когда результат от взаимодействия полушарий мозга существенно превосходит простую сумму результатов работы каждого полушария по отдельности.

Эффект синергии можно наблюдать на примере рук. Человек мало что может сделать одной рукой, в то время как использование их обеих значительно расширяет возможности. Очевидно, что в данной ситуации сумма единиц не равна двум. Совместная работа двух рук приводит к абсолютно новому качеству. А вот ещё один показательный пример: оркестр способен сыграть произведение, которое каждый отдельный музыкант исполнить не в состоянии.

Чтобы даже неспециалист мог легко понять важность одновременной работы полушарий головного мозга, необходимо сначала разобраться, за что отвечает каждое из них. 

 

Характеристики левополушарного мышленияМентальная_2_Инт..jpg

Левое полушарие мозга отвечает за рациональность, аналитику, внимание к деталям, практичность. Человек с ведущим левым полушарием любит всё планировать, систематизировать и логически выстраивать; предпочитает точные правила и конкретные описания; решения принимает, основываясь на фактах и проверенных данных. Он обрабатывает информацию последовательно, изучая её по частям, и только потом складывают полученные знания в целостную картину. Левое полушарие командует правой половиной тела: когда мы поднимаем левую руку, это означает, что команда поднять её поступила из правого полушария. 

 

Характеристики правополушарного мышления

Человек, у которого преобладает правополушарное мышление, часто использует интуитивный подход к решению жизненных проблем и профессиональных задач. Логику такая личность подключает в ситуациях крайней необходимости. Для правополушарного человека имеют ценность высокие идеалы и нравственные ориентиры, он склонен принимать решения, опираясь на чувства. Такой человек способен рождать уникальные идеи, создавать нечто новое, прекрасное.

Ментальная_3_Инт..jpgПравое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Правое полушарие командует левой половиной тела.

Именно в правом полушарии мозга скрыт колоссальный потенциал. Ещё великий Эйнштейн говорил: «Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир».

 

Однобокое образование

Мы живём в обществе, в котором больше ценится логическое мышление. Наша образовательная система построена так, чтобы развивать преимущественно левополушарное мышление, которому легче научить, практически полностью игнорируя развитие правополушарных навыков. Это выражено в том, что детей и студентов учат лишь запоминать и воспроизводить информацию в рамках учебной программы, максимум – мыслить логически, и очень мало уделяют внимание развитию образного мышления, воображения, фантазии, интуиции, творчества. Вырастая, дети становятся обычными «стандартными» взрослыми. Такой подход значительно ограничивает процесс развития личности, делает его односторонним. Логика левого полушария без правого оказывается ущербной.

В книге А.Л. Сиротюк "Обучение детей с разным типом мышления" говорится о том, что чем больше усилий приложено в процессе воспитания к доминированию логико-знакового мышления (левополушарное образование), тем больше усилий потребуется в дальнейшем для преодоления его ограниченности. Иными словами, для того чтобы раскрепостить образное мышление и высвободить творческие силы, надо заняться переделкой того, что было заложено в детстве. А перевоспитывать, как известно, сложнее, чем воспитывать.

Уже при рождении человека существуют предпосылки к функциональной асимметрии головного мозга. Но исследования подтвердили, что развитие того или иного полушария, несмотря на генетическую предопределённость к доминированию, связано с особенностями образования и развития. То есть врожденные предпосылки — это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития. Именно поэтому образование должно строиться с учётом преобладающего у детей образного мышления. А наиболее прогрессивно и целесообразно развитие обоих полушарий мозга.

Интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта, и люди, которые одновременно задействуют обе части своего мозга, всегда показывают наилучшие результаты. «Равнополушарное» мышление - физиологическая основа общей одаренности. 

 

Реабилитация правополушарности

В настоящее время, с ростом самосознания людей, ситуация изменилась и на смену периоду пренебрежительного отношения к правому полушарию пришёл период его полной реабилитации и всяческого восхваления. Всем стало ясно, что полноценная работа правого полушария в гармонии с левым чрезвычайно важна для становления и развития полноценной, творческой личности.

К примеру, способность образно и комплексно мыслить, быстро генерировать идеи – важнейшие навыки современного топ-менеджера, который работает зачастую в условиях хаоса и стресса. Крупнейшие компании не пренебрегают развитием интуитивно-сенсорного мышления своих сотрудников, в том числе и руководящего состава. Следовательно, правополушарное мышление следует развивать для того, чтобы преуспеть и улучшить качество жизни.

Хорошо, если родители водят ребенка на развивающие занятия. Но и тогда добиться одновременной работы обоих полушарий сложно, т.к. на большинстве занятий уделяется внимание только одному полушарию мозга: левому, если речь идет о развитии логического мышления и улучшении навыков речи, или правому, если занятия творческие – рисование, музыка, пение, ... 

 

Навыки и умения для жизни

Что же представляет собой ментальная арифметика – методику счета или универсальное орудие эволюции? «Соль» методики - вовсе не в навыке быстрого счёта. Это лишь полезный побочный эффект. Главный смысл занятий глубже: ментальная арифметика помогает натренировать нейронные связи головного мозга ребёнка, устойчиво развивает скорость и качество его мышления.

  • Занятия, задействующие оба полушария головного мозга, закладывают навыки и умения, которые будут использоваться всю жизнь:

  • Серьёзная экономия времени и сил при учёбе и подготовке домашних заданий;

  • Способность к освоению иностранных языков;

  • Повышенная фокусировка и концентрация внимания, быстрое мышление и скорость реакции, фотографическая память;

  • Отлично развитое воображение, креативное мышление;

  • Компетенции, необходимые для эффективной работы в условиях многозадачности;

  • Самостоятельность, уверенность в своих силах, способность быстро принимать решения.

В школьном возрасте улучшается общая успешность по самым разным предметам и направлениям, которыми ребёнок занимается. Он успевает хорошо учиться в школе, заниматься спортом, учит языки, легче справляется с творческими заданиями. 

 

Этапы обученияМентальная_4_Инт..jpg

Первый этапОсвоение методики счёта на абакусе.

Хорошо усваивается состав числа 10, изучаются формулы до 5 и до 10 на сложение и вычитание. Дети используют обе руки для операций с косточками счётов и учатся выполнять арифметические операции физически. Развивается моторика обеих рук, работают оба полушария головного мозга.

Второй этапСчёт в уме (работа с воображаемыми счётами).

Дети переходят к счёту в уме, или на ментальном уровне. Дети видят счёты мысленно и мысленно передвигают косточки, производя арифметические операции.

Когда ученику даётся задача, он «вкладывает» цифры в левое полушарие, затем моментально перемещает их в скоростное правое полушарие, где цифры преобразуются в картинку – создаются мыслеобразы. На воображаемом абакусе производится решение, и информация перемещается обратно в левое полушарие, которое конвертирует картинку в цифры и выдаёт ответ. Таким образом, развивается и тренируется одновременная вовлеченность в несколько видов мыслительных процессов.

Чтобы занятия проходили в удовольствие, дети занимаются не только вычислениями. В качестве переменок предусматриваются подвижные игры с мячом на ловкость и быстроту реакции, задания на развитие памяти, внимания, воображения, и даже упражнения для глаз. Такая система делает процесс обучения увлекательным и неутомительным. 

 

В каком возрасте лучше начинать?

Всё зависит от развития ребёнка. Педагоги оценивают его на пробном занятии, иногда рекомендуют пятилеткам прийти позже. В основном на курс идут школьники начальных классов. Им это интересно, поэтому у них уже через тройку месяцев заметен результат.

В принципе, когда лучше стартовать – решает семья, но чем раньше ребёнок начнёт заниматься, тем эффективнее будет процесс. Нейропсихологи говорят о пластичности мозга: мы можем развивать его в любом возрасте, просто малышам с более «живой» нейронной структурой будет легче освоить новые навыки.

На Западе ментальной арифметикой занимаются и люди преклонного возраста – для профилактики болезни Альцгеймера и рассеянного склероза.

Хотя «Ментальная арифметика» доступна подавляющему большинству детей, нельзя сказать, что это панацея. Есть гиперактивные дети, которым сложно концентрировать внимание, быть усидчивыми. Для них занятия могут показаться сложными, но попробовать стоит.


Существует ряд мифов о ментальной педагогике...


 

Миф 1. Ментальная арифметика - это техника быстрого счета. 

Это ошибочное представление о ментальной арифметике, которое возникает у всех родителей, которые отправляют своих детей на курсы по ментальной арифметике, «загоревшись» видеороликами, в которых дети выполняют арифметические операции с огромной скоростью и точностью. Однако целью курса ментальной арифметики не является навык «скоросчета». Этот навык особо в жизни и не понадобится. Целью ментальной арифметики является развитие мозга ребенка. Сам "ментальный счет" - это упражнения для мозга, которые развивают концентрацию внимания, память, воображение и скорость мышления. 

Как же ментальный счет развивает описанные выше навыки у детей? 

1) Концентрация внимания. Для того, чтобы выполнить арифметический счет огромного количества чисел на воображаемых абакусах, необходимо полностью сконцентрироваться на воображаемой "картинке" абакуса, иначе "картинка" пропадет, и выполнить счет не получится. Таким образом и развивается концентрация внимания.

 

2) Воображение. Счет на воображаемых абакусах стимулирует развитие правого полушария, что способствует развитию фантазии, воображения, творческого мышления. 

3) Память. Все промежуточные "картинки" ментальных цифр после выполнения арифметических операций хранятся в памяти. 

4) Скорость мышления. Все "ментальные" арифметические операции выполняются на скорости, комфортной для детей, которую постепенно увеличивают и мозг "разгоняется". 

Итак, быстрый счет - это всего лишь СРЕДСТВО и СЛЕДСТВИЕ развития описанных выше функций мозга, а никак не ЦЕЛЬ. 

Миф 2. После 2-х месяцев занятий ребенок начнет быстро считать в уме. 

Это заблуждение. По исследованиям нейрофизиологов, для наращивания новых стабильных нейронных связей, необходимых для выполнения подобных быстрых операций, потребуется как минимум год. В качестве сравнительного примера: для освоения игры на фортепиано, необходимо заниматься по 40 минут в день и только через 3 года можно ожидать какие-либо положительные результаты таких тренировок. Но если мозг что-то освоил, то это надолго.

 

Миф 3. После 2-х месяцев улучшатся показатели успеваемости в математике. 

Это еще одно заблуждение. Ментальная арифметика - это НЕ МАТЕМАТИКА. Это комплекс упражнений для РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА. На занятиях дети не решают математические задачки. Они выполняют упражнения, развивающие различные функции мозга. 

Способ "ментального счета" очень отличается от обычного счета, которому учат детей в школе. И первое время может возникнуть конфликт между обычным счетом и "ментальным", а вернее конфликт между требованием преподавателя и "ментальным" способом счета. К сожалению, в основном большинстве, школа традиционна и не приветствует "инакомыслящих" и требует выполнения упражнений лишь по тем методам, которым обучают. И преподаватель математики может не оценить необычный для него "ментальный счет". 

После того, когда пройден весь курс, дети уже смогут выполнять все виды арифметических операций. Функции мозга будут более развиты, и это развитие может проявиться в математике, а может и в других предметах, например, в изучении языков или даже в спорте, или в других областях человеческой деятельности.



Источники:
Ментальная арифметика: модное увлечение или новый этап развития? http://ogenius.ru/uslugi/korrektsionno-razvivayushchie-gruppovye-zanyatiya/mentalnaya-arifmetika/
Мифы о ментальной арифметике http://xn----7sbalxocxfgpq4a.xn--p1ai/articles/334027

Условия использования материалов:
Копирование материалов разрешено только при условии размещения активной ссылки.

Фотографии взяты с сайтов 
ogenius.ru и пифагорка-нск.рф.

 

Другие блоги пользователя
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Интересная "методика". Но почему-то настораживают "мифы"...
Юлия Пасынок, дата: 23.10.2017 в 13:41  
#2 Что-то новенькое, интересное, главное для развития ребенка полезное.
Людмила Петровна Трифонова, дата: 23.10.2017 в 19:05  
#3 Это и дань моде, и волшебный ключ к знаниям. Надо вникать и надо внедрять! Это круто!
Ольга Степанова, дата: 23.10.2017 в 23:12  
#4 Очень интересно, надо пробовать, кому-то будет обязательно полезно.
Светлана Жарикова, дата: 24.10.2017 в 13:26  
#5 Юлия Юрьевна, Вы сделали для меня открытие. К стыду своему, многого не знала из представленной Вами информации. "Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг" И. Соньер. Истина!
Маргарита Абраконова, дата: 24.10.2017 в 21:41  
#6 И это пропустила... Много слышу об этой методике, преимущественно восторженные отзывы. В различных телевизионных проектах видела нереальные, просто оглушительные результаты, которые демонстрировали как дети, так и взрослые. Очень интересно, но ... мне кажется, это очень индивидуально, во всех отношениях. Юлия Юрьевна, спасибо за столь интересную и развернутую информацию!
Ольга Турова, дата: 18.01.2018 в 13:12  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ