С нами 17222 учителя, 7319 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
ИКТ в развитии современного дошкольного образовательного учреждени
Просмотров: 680, дата: 16.01.2019, автор: Лариса Семеновых

Семеновых Лариса николаевна

инструктор по физической культуре
МАДОУ "Детский сад №90" г. Стерлитамак РБ

 

Цель консультации:  довести до каждого педагога необходимость  умения  пользоваться ИКТ в ежедневной работе ДОУ

План консультации:

1.Введение
2.Немного истории
3.Основные виды ИКТ в детском саду

4.Документы, появившиеся с целью развития информационного общества в России
5.Цель, задачи, функции введения ИКТ в ДОУ
6.Основные направления развития ИКТ в ДОУ
7.Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

"Информационно – коммуникативные технологии в развитии современного дошкольного образовательного учреждения"

 

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу дошкольного образовательного учреждения и его профессиональной компетентности.  Педагог ДОУ должен уметь пользоваться компьютером, современным мультимедийным оборудованием и  широко использовать их в своей педагогической деятельности.
В школе компьютеры сегодня уже не воспринимаются как нечто экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят и в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне.
Процесс информатизации в ДОУ обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств – от персональных компьютеров до глобальных сетей Интернет.

 В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование, компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса.

Немного истории

Существует  множество расшифровок аббревиатуры ИКТ: информационно-коммуникативные технологии, информационные и телекоммуникационные технологии, информационно – компьютерные технологии. Все они правильные. Но для России более привычно первое. Фактически, ИКТ включают в себя 3 элемента, которые  и образуют аббревиатуру:

       Информацию (содержание)

      Коммуникацию (общение, связь)

      Технологии (способы связи и механизмы передачи содержания)

За рубежом перечень средств ИКТ более разнообразен, чем в России, где под Икт подразумевают чаще всего компьютер с интернетом. Там включены телевизор, видео, DVD, компьютер, интернет, iPod, радио, CD, игровые приставки, мобильные телефоны.

Кроме того, Британское Агентство связи образования и технологийперечислило ряд объектов, которые доступны маленьким детям: это музыкальные клавиатуры, магнитофоны, программируемы е и радиоуправляемые игрушки, а также бытовые предметы, н-р, пульты телефоны, факсы, телевизоры и компьютеры.

                        КАК РАЗВИВАЛИСЬ ТЕХНОЛОГИИ  В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:

Технологии

Время возникновения

«Современный человек»

35 000 – 100 000 лет назад

700-1 500 поколений

Сельское хозяйство

12 000 лет назад

200 поколений

Колесо

5 000 лет назад

90 поколений

Паровой двигатель

250 лет назад

5 поколений

Компьютер

60 лет назад

1 поколение

Эпоха мгновенных средств коммуникации

Сегодня

-

 

                РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ:

Средства коммуникации

Время возникновения

Письменность

6 000 лет назад

100 поколений

Алфавит

4 000 лет назад

70 поколений

Первое рекламное объявление

1472 г.

9 поколений

Книгопечатание

1040 г.- в Китае

1451 г.- в Европе

В 1563 г.- в России

В  России – 7 поколений

Роботизированные игрушки

300 лет назад

5 поколений

Фотография

1826 г.

5 поколений

Пишущая машинка

1868 г.

5 поколений

Телефон

1876 г.

3 поколения

Фонограф

1887 г.

2 поколения

Радио, кино

1896 г.

2 поколения

Телевидение

1926 г.

1,5 поколения

Цветное кино

1935 г.

1 поколение

Шариковая ручка

1940-е  г.г.

1 поколение

Компьютерные игры

1950-е г.г.

1 поколение

Кассетный магнитофон

1968 г.

1 поколение

Электронная почта

1971 г.

1 поколение

Интернет

1983 г.

1 поколение

Концепция всемирной паутины

1988 г.

1 поколение

В 2008 г. исполнилось 60 лет со дня создания в России 1-го компьютера. Одно поколение прошло с того дня. Распространение интернета произошло в 9 раз быстрее, чем радио, в 4 раза быстрее, чем персонального  компьютера, и в 3 раза быстрее, чем телевизора.

Каждая новая технология завоёвывает мир быстрее, чем предыдущая, но и исчезает также быстрее. Вспомним пейджеры, которые прожили всего несколько лет. Сначала новая технология привлекает всеобщее внимание, затем начинает осваиваться индустрией развлечений.  Одновременно проходят первоначальные исследования, сколько времени дети могут проводить в инновационной среде, и, как следствие, возможность использования её в образовании.

 

Информатизация дошкольного образованияоткрывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно - образовательного процесса.

Рассмотрим основные виды ИКТ в детском саду:

1.      Кино.Образовательный потенциал советских  м/фильмов известен. Но! Использование кинематографа в целях образования дошкольников в том виде, в каком отрасль существует на данный момент, вряд ли  возможно (нет цензуры).

  1. Радио. Оно раньше, чем кинематограф, начало использоваться в системе образования. Радио в СССР находилось под пристальным, постоянным вниманием. В работе по подготовке радиопередач задействовались лучшие силы, что позволило создать  аудиофонд  детских передач очень высокого  уровня.

  2. Телевидение. Как средство массовой информации, чей образовательный потенциал был сразу оценён, появилось в 1950-годы. Вместе с этим, наука ответила огромным количеством исследований влияния программ на детские отношения, ценностии поведение. Н - р, дети, смотревшие больше мультфильмов, были более импульсивны и отставали в когнитивном развитии, тогда как  дети, которые участвовали в других видах деятельности, улучшали свои когнитивные навыки и способности в обучении.

В России  образовательное  телевидение только начинает возрождаться после  90-х годов, но на фоне развития развлекательного телевидения эти успехи не заметны.

  1. Компьютер. Появление персональных компьютеров позволило  говорить об использовании его в образовании. Но началось всё опять же со сферы развлечений. За 40 лет компьютерные игры превратились в громадную индустрию  с баснословными прибылями. Сегодня опасность от компьютерных игр увеличивается и в России, и за рубежом, т.к. фирмы по производству игр нацелились на дошкольников, поскольку общество не успело выработать механизмы защиты ребёнка против недобросовестной  рекламы, а об угрозах для здоровья многие даже не догадываются, считая, что самое  опасное – это ухудшение зрения.

  2. Интернет.За 20 лет (с 1990-х г.г.) интернет - технологии значительно усовершенствовались и изменились: появились устройства для лёгкого подключения к интернету, подешевела оплата интернет – услуг. Распространению образовательных  сайтов сильно способствовали коммерческие сайты. До сих пор  очень мало крупных исследований, которые показывают, что погружение в виртуальную среду безвредно. А дети нуждаются в защите уже сейчас., т.к. многие сайты, на которые дети могут случайно зайти, не предназначены для их возраста (распространение насилия, наркотики и т.д.).

Документы, появившиеся с целью развития информационного общества в России

1.      Стратегия  развития  информационного  общества.  Это политический документ президента РФ. Принят был  7 февраля 2008 г.

Основная суть Стратегии связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Есть некоторые положения в Стратегии, которые напрямую касаются дошкольного образования, а  именно:

Ø  Наличие персональных компьютеров, подключенных к сети интернет не менее чем  в 75 % домашних хозяйств

Ø  Доля  гос. услуг,  которые население может получать с использованием ИКТ, должна составить 100 %

Ø  Доля электронного документооборота между органами  гос. власти должна достигнуть 70 %

Ø  Доля размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг должна составлять 100 %.

Для детского сада это означает, что весь документооборот, в том числе финансовый, перейдёт в компьютерный режим, то же произойдёт и с оплатой детского сада. По сути, всё это уже с нами и происходит.

2.     Концепция долгосрочного социально – экономического развития России на период до 2020 года. Её называют «Концепция-2020». Разработана по поручению Президента РФ в 2006 г.

Суть Концепции – стратегия развития России, как «инновавационный социально ориентированный тип экономического развития». Целый раздел посвящён ИКТ, начинающийся со слов: «Целями  гос. политики в области развития  ИКТ являются создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан,…. обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий».

3.     Федеральная целевая программа «Электронная Россия». Была составлена на 2002 – 2010 г.г. С неё начал реализовываться многие положения принятые Концепцией – 2020, н - р, что все государственные и муниципальные и учреждения должны иметь свой сайт.

4.     Национальная инициатива «Наша новая школа».  На первый взгляд, документ никак не связан с  ДО, но совершенно очевидно, что школьники с неба не падают, их готовит дошкольное учреждение или семья. Очевидно, что для реализации этой инициативы на предшкольном уровне должна быть реализована программа информатизации  системы ДО.

5.     Федеральный закон №293-ФЗ.«О внесении изменений  в отдельные законодательные акты РФ  в связи с совершенствованием контрольно – надзорных функций и оптимизацией предоставления гос. услуг в сфере образования».Вступил в силу с 1 января 2011 г. Этим законом устанавливается обязательное наличие сайта в любом ОУ, при этом оговариваются  обязательная структура сайта и порядок обновления материалов.

 ЦЕЛЬ внедрения ИКТ в  ДОУ -  обеспечение развития человеческого капитала путём улучшения качества жизни.

 ЗАДАЧИ внедрения ИКТ в  ДОУ

1.      Обеспечение максимального качества предоставляемых услуг.

2.      Облегчение труда работников ДОУ.

 ФУНКЦИИ ИКТ В ДОУ

1.      Информационная(текстовая, аудиоинформация, изобразительная или визуальная , видеоинформация)

2.      Коммуникационная

ÎОткрытость ДОУ для родителей

ÎОткрытость ДОУ для контролирующих органов

ÎСвязь между вышестоящими организациями и ДОУ

ÎСвязь с методическими центрами

ÎСвязь с родителями

ÎДля межличностного общения

Говоря о коммуникационной функции, нельзя забывать и ТЕЛЕФОН, как один из видов ИКТ.

3.      PR- функция – т.е. повышение конкурентоспособности  ОУ в условиях  предоставления коммерческих услуг

ÏФормирование положительного образа ДОУ

ÏОформление буклетов, визитных карточек ДОУ, материалам по различным направлениям его деятельности

4.      Образовательно – воспитательная. Концепции использования ИКТ в ДОУ для реализации этой функции не существует. Это связано с тем, что нет исследований по проблеме влияния компьютера на организм, эмоционально – психическое состояние и интеллектуально – эстетическое развитие ребёнка. Функция реализуется целому комплексу ИКТ:

 - роботизированные игрушки,

- аудио – техника

- экранная техника

- коммуникационная техника

5. Функция подготовки кадров -  повышение квалификации, переподготовка персонала с помощью сети интернет.

6.  Контрольно – управленческая функция  (делопроизводство,  почта и сайт ДОУ, оперативный контроль усвоения знаний детьми)

7.  Охранная функция (системы видеонаблюдения, слежения, защита персональных данных  и т.д.)

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу ДОУ в его работе?

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление документации, отчетов. С помощью компьютера можно не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе  Рower Рoint  для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
6. Оформление наглядных консультаций, буклетов, визитных карточек;
7. Оформление анкет и других диагностических бланков для родителей;
8. Оформление «родительских уголков» и информационных стендов;
9. В поисках новых продуктивных форм взаимодействия с семьями воспитанников, так как старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя.

Информационные технологиии мультимедийные средства используются на педагогических советах, семинарах, при аттестации педагогов. Качество образования напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности педагога. Для повышения профессионального уровня педагоги могут использовать интернет-ресурсы.

Новый  порядок  аттестации устанавливает следующие требования к педагогам, претендующим на первую и высшую квалификационную категорию: педагоги вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

Следовательно, в портфолио педагога в обязательном порядке должны присутствовать дипломы и сертификаты не только городских и областных конкурсов и проектов, но так же и федеральных. Интернет-пространство предлагает педагогическим работникам широкий спектр различных конкурсов и проектов  всероссийского уровня.

            Одним из наиболее известных Интернет - проектов для педагогов  является Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Фестиваль стал самым массовым и представительным открытым педагогическим форумом. Материалы всех участников фестиваля публикуются. Интернет – ресурс также предоставляет педагогам возможность пройти обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.

Каждый педагогический работник, аттестующийся на первую или высшую квалификационную категорию,должен иметь в наличии портфолио -  папку достижений и профессионального роста.  Данная папка может быть оформлена как в печатном виде, в виде электронной презентации, но она также она может быть создана и с помощью сети Интернет. И здесь педагогу на помощь приходит проект «Портфолиотека»   

http://www.portfolioteka.ru). 

 

Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала. Все это на занятии может обеспечить только компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Применение ИКТ возможно на различных занятиях независимо от темы, формы проведения и их содержания, а так же в разных возрастных группах. С помощью информационных технологий педагог  может  показать детям процесс в динамике, виртуально побывать в определенной местности. Такая работа активизирует ребят на деятельность, помогает воспитателю дать наиболее близкое представление об изучаемой теме.


Таким образом, использование ИКТ способствует:

1.                          повышению качества образовательного процесса: педагоги получают  возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. 

1.                          Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.

2.                          Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, станут уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвовать  в групповых проектах. На этом этапе педагогам ДОУ необходимо  стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

С введением в действие ФГОС, выдвигаются особые требования и к ребенку, поступающему в школу. Выпускнику ДОУ необходимо  обладать определенной суммой конкретных знаний, умений и навыков, а также совокупностью качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к системному обучению в школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду  отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности, детский сад возрождает свои добрые традиции - в образовательную деятельность возвращается игра как ведущий вид деятельности.          
В чем же новизна?Изменяются подходы к организации воспитательно-образовательного процесса: решение задач образовательной деятельности происходит через доступные и интересные формы работы. 

Каковы же основные направления развития ИКТ?


Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях.

 Это различные компьютерные игры - «игрушки»:

*      развлекательные,

*      обучающие,

*      развивающие,

*      диагностические,

*      сетевые игры. 

В работе с дошкольниками педагоги ДОУ могут использовать развивающие, обучающие и диагностические игры.

 Среди развивающих игр можно выделить игрына развитие математических представлений: «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»;

 и игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского».

Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «Маленький искатель».

Третья группа– это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческого развития детей: «Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения». В качестве обучающих игр можно привести пример игры «Мир информатики».

Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

В настоящее время выбор  компьютерных игровых программных  средств  для  дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению,     большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем, решение которых является предметом исследования ученых многих стран. 
• При внедрении ИКТ  как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на  состояние психического и физического здоровья, отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.
• При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
• Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.

Все знают как опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Педагогический коллектив должен знать, что периодическое использование ИКТ, а именно: 
дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером. Учеными отмечается развивающая роль компьютерно - игрового комплекса в детском саду в работе с детьми, начиная с пяти лет. 

Как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества» ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка». Мы должны придерживаться как раз этой позиции.  При грамотном   использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей и
быть отличным подспорьем для педагогов.


Использованая литература:

1. Усеинова Э. В. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2018. — №2. — С. 156-158.
2. 
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003 
3.              Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6
4.               Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития //Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7

 

Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ