Игра как способ познания мира (профориентационные игры)
Просмотров: 989, дата: 18.02.2019, автор: Алёна АнтоноваНичто так не учит познавать этот мир, как игра. Играя, мы учимся, развиваем навыки, постигаем науки. Вся жизнь человека состоит из игр, которые могут быть явными – например, военные учения, тренировки пожарных, или скрытыми, например, испытательный срок на работе, когда новичок как бы «примеривает» на себя новую должность.
Дети постигают мир, играя, это заложено в их природе. Во время игр дети многому учатся и легко приобретают необходимые знания и навыки. Именно в игре ребенок учится общаться с людьми (находить с ними общий язык), вести себя соответственно сложившейся ситуации, учиться прогнозировать последствия своих действий. Поэтому в настоящее время различные игры и квесты для детей становятся очень популярными, в том числе и игры по профориентации.
Профориентационная деятельность педагога в начальной школе очень специфична и в значительной степени отличается от работы с учащимися средних и старших классов. Особенность заключается в том, что в 1-4 классах не ставится цели подвести детей к выбору определенной профессии. Важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Поэтому педагогам в работе с учащимися младшего школьного возраста весьма важно использовать игровые формы.
В начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочное время. Им хочется много знать, им всё интересно, они желают участвовать активно во всех делах, которые предлагает педагог: ребята желают проявить себя, продемонстрировать свои умения и знания.
В этом возрасте развивается эмоциональный компонент психологической готовности ребёнка к профессиональному самоопределению как предвестник познавательного и мотивационного его компонентов. Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу.
Коллективная форма занятий с элементами соревновательности усиливает обучающий эффект. Игровые упражнения не только способствуют усвоению знаний, но и помогают развивать самостоятельность, элементы самоанализа, познавательные процессы (память, внимание, мышление).
Профориентационные игры – это не обязательно отдельное мероприятие. На уровне начального образования такие игры могут легко влиться в структуру урока по предметам, тем самым позволяют разнообразить его, делая более эмоционально насыщенным.
Например, такие игры, как «Магазин» (урок математики), «Библиотека» (урок литературы), «Экскурсовод» (урок окружающего мира), в которых имитируется конкретная профессиональная деятельность. В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной.
Так в игре «Магазин» ученикам предлагается использовать роль кассира, продавцов, администратора, но при этом решается и дидактическая задача (закрепление навыков устного счёта), и воспитательная (культура общения).
Игровые методы на уроке не должны занимать в работе более 25-30% общего времени занятий. В этом случае они воспринимаются учащимися не как развлечение, а как естественная форма работы.
Использованная литература:
Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 2011. 208 с.
Климов Е.А. Как выбирать профессию: Пособие для педагогов и психологов. / Е.А. Климов. - М.: «Контур», 2010. - 159 с.
Кротова Т.В., Баторова С.А. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ. Электронный ресурс: http://www.proftime.edu.ru/index.php?id_catalog=29&id_position=254)
Изображения взяты с сайтов:
voicesevas.ru/news/20766-v-shkolah-ukrainy-reshili-vvesti-uroki-ob-okkupacii-kryma.html
www.babyblog.ru/community/post/kids_books/3141623
ponedelnikmag.com/post/rannyaya-proforientaciya-za-i-protiv