С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей
Просмотров: 1683, дата: 07.10.2014, автор: Ольга Бурова
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

О необходимости создания крепкого союза образовательного учреждения и семьи писал в свое время В. А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества».

Сейчас в педагогике распространяется компетентностный подход Само понятия «компетенция» трактуются в литературе неоднозначно. В наиболее общем понимании “компетентность” означает соответствие предъявляемым требованиям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией. Например, В. М. Шепель в определение компетентности включает знания, умения, опыт, теоретико-прикладную подготовленность к использованию знаний. В. С. Безрукова под компетентностью понимает «владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения».

Понятие компетентности включает не только когнитивную и опреационно-технологическую составляющую, но и мотивационную, социальную и поведенческую. Оно включает результаты общения, обучения, систему ценностных ориентаций, привычки.Один из компетентностных подходов - это работа ДОУ с семьей. Суть его заключается в фокусировке внимания педагогов на родителях в вопросах образования. В свою очередь такой подход требует разработки новых форм работы с семьей.

Овладение всем комплексом видов и типов контакта по мере взросления ребенка от раннего возраста к дошкольному составляет интегративную сущность психолого-педагогического сопровождения родительской компетентности. Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие противоречия: - между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться; - между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления; - между стремлением родителей к активной деятельности в дошкольном учреждении и строго регламентирующим характером деятельности учреждения; - между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в дошкольных учреждениях. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни, и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармонической личности.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в т. ч. в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и других. Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.

Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения — не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. Родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности.

Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т. д. Здесь могут оказать профессиональную помощь специалисты-педагоги дошкольных учреждений. В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т. е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Формирование сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи будет наиболее эффективно при выполнении следующих организационно-педагогических условий: - технологическом подходе к обеспечению взаимодействия между педагогами и родителями; - оказании методической помощи педагогам в установлении контакта с родителями, состоящей из нескольких этапов: диагностика, планирование, консультирование и контроль; - планомерном и активном распространении педагогических знаний среди родителей; - вовлечении родителей в деятельность ДОУ с использованием целесообразного сочетания коллективных и индивидуальных форм работы. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а, следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения в семейном воспитании.

Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. Практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

В дошкольных образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с семьей занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заведующая, старший воспитатель, психолог, воспитатели. В их задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания и обучения детей и многое другое. На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив каждого ДОУ стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимо-действия со всеми социальными институтами и, прежде всего, с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка. Так, в системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через: - приобщение родителей к педагогическому процессу; - неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка; - информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой; - объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенноcтей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка; - проявление понимания, терпимости и такта в воспитании обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; - уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

источник :www.maam.ru
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Тема сотрудничества с родителями очень не простая. Педагог должен учитывать интересы ребенка и родителей, но иногда "интересы" родителей не имеют границ...
Ольга Бурова, дата: 24.10.2015 в 4:35  
#2 Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление
Гульнара Айтуганова, дата: 24.10.2015 в 16:23  
#3 Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.)
Гульнара Айтуганова, дата: 24.10.2015 в 16:29  
#4 Спасибо за интересную тему, Ольга Владимировна!
Гульнара Айтуганова, дата: 24.10.2015 в 16:32  
#5 Тема совсем не новая, но актуальная всегда. Родители с каждым годом все больше требуют и меньше помогают в воспитании своих же детей.
Ольга Бурова, дата: 25.10.2015 в 4:07  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ