С нами 14069 учителей, 5008 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Моя педагогическая философия
Просмотров: 1259, дата: 03.12.2014, автор: Юлия Пасынок
Искусство и мастерство педагога заключается
 в умении сочетать сердечность с мудростью.

В. А. Сухомлинский

 
       «Все начинается с детства», - сказал поэт. Может быть, это звучит несколько необычно, но свое призвание я начала нащупывать еще в дошкольные годы. Уже тогда моим любимым занятием стало обучение и воспитание… сначала кукол, потом друзей.
       Школа. Мир радующий и удивляющий. Сколько дорог она открывает перед тобой. Какую выбрать?
                   Спроси у жизни строгой,
                   Какой идти дорогой,
                   Куда по свету белому
                   Отправиться с утра?..
       Так поется в детской песенке. Но если есть мечта, ты строго следуешь ей. Решив стать учителем, я выбрала свой путь: вверх по лестнице жизни к ее вершинам – Добру, Истине, Красоте, Знаниям.
       Институт. Студенческие годы. Лекции, зачеты, сессии. «И вечный бой, покой нам только снится». Диплом с отличием.
       Снова школа. Родные стены. Первое сентября. Первый раз в первый класс. Внимательно вглядываюсь в детские лица и стараюсь постичь мир моих первых учеников. Какие же вы? Любопытство и ожидание возвращают меня к долгу и моим обязанностям…
       Семь лет тому назад я, как и мои нынешние подопечные, впервые переступила порог школы в новой роли. И если для ребят – это была заветная роль ученика и ученицы, то для меня – неведомая дорога Учителя.
       Тишина… Урок…
       Какова цель учителя, входящего в класс? Что шепнет мне мой внутренний голос? «Сеять разумное, доброе, вечное»?.. Дать ученику определенный набор знаний? Научить Истине?.. Не отрицая силы и значения Разума, в основание всего следует положить именно Любовь и Доброту, ибо жизнь большинство наших детей не балует, а «уменьшение любви и доброты есть всегда уменьшение жизни», - писал И. Бунин.
       Очень нелегки первые шаги в школе для всех без исключения детей (как бы восторженно ни описывали они свои новые обязанности).
       Надо помочь детям начинать самоутверждаться, создавая теплый микроклимат понимания, участия и творчества, не повышая голоса, не занудствуя по мелочам, направляя шалости детей в нужное русло.
       Убеждена, что не только плод учения, но и сам процесс постижения нового должен быть для малышей привлекательным и сладким, принося радость приобщения к неведомым тайнам, моральное удовлетворение, чувство гордости за свои успехи.
       Что же делать? Дарить детям интересные уроки!
                   Учиться надо весело,
                   Учиться будем весело,
                   Чтоб хорошо учиться.
       Эти слова из песни как нельзя лучше должны подходить к обучению в начальной школе.
       Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства. Он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой, - это сложная дисциплина, требующая большого труда. Воспитывать любовь к языку – значит, воспитывать интерес к нему. Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться, радостно учиться. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал, растить творца.
       Почему бы уже в первом классе не давать (в определенном объеме, конечно) знания о происхождении слов, смысловом многообразии их? Уверена, что воспринятые с интересом такие понятия, как «лексика» и «этимология», большинством учащихся воспринимаются прекрасно, так как обучение идет на высокой степени концентрации внимания и всех интеллектуальных сил ребенка. Детей с ранних пор надо вводить в удивительный и многообразный мир слов, в разных ракурсах и аспектах знакомить их с тем, что составляет, так сказать, строй материал нашего языка, давать толкование отдельных слов, словосочетаний. Не надо бояться вводить на уроках элементы синонимии, антонимии, занимательной фразеологии и этимологии. Рассказы о языке очень полезны для детей, так как возбуждают у них любознательность и любовь к языку, развивают языковое чутье. Ведь маленькие школьники так эмоциональны, восприимчивы, чутки к слову, образу. Им все интересно. А то, что интересно, всегда легче запоминается. Поэтому надо сделать серьезное обучение занимательным, не наполнять детей знаниями, а увлекать. Принуждению не должно быть места в школе – мире красок, звуков, света, фантазии, творчества, сказки. Не заставлять, а заинтересовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Отношения учителя и ученика – это радостная дружба, полная фантазии и доверия. И, если ребенок увидит открытое сердце учителя, тогда маленький человек с любопытством и интересом войдет в мир науки и начнет жить в этом мире жизнью, наполненной свободой и счастьем познания истины. В то время, когда школа совершает решительный поворот в сторону ученика, когда усиливается личностно-развивающая функция обучения, совместное творчество ученика и учителя – главное условие успешности педагогической работы.
       Каждый ребенок уникален и неповторим. Задача учителя – дать ему средства для обретения самого себя, помочь раскрыть свои таланты. Каждый ребенок должен уходить домой с победой. Один решил задачу, другой придумал яркий рассказ, третий сочинил стихотворение. Успех – самый лучший воспитатель, ибо он дает ребенку главное: уверенность в собственных силах и самом себе. «Тот, кто победил самого себя, победит весь мир», - утверждали мудрецы. Человек рождается не для поражений, а для побед. Ребенок рождается для успеха! А потому на уроке для каждого ученика надо создать ситуацию успеха. На мой взгляд, она включает три составляющих:
  • это я понял,
  • это я могу,
  • это я сделаю.
       И плюс установка: если допущу ошибку, я ее исправлю, потому что у меня есть помощники – умные «подсказки», справочники, словари, одноклассники и учитель.
       Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса, требующего не только знания различных методик, но и постоянного поиска, творчества, отдачи самого себя делу, которому посвятил свою жизнь.
       «Мы, как строители всех зданий, кладем высотные дома из кирпичей незримых – знаний».
       Но ведь и награда велика: светящиеся глаза детей и уверенность в том, что ты можешь сделать их счастливыми.
       Время летит быстро…
                   Восьмой уж год вхожу я в класс,
                   Свое заданье выполняю,
                   И три десятка детских глаз
                   Меня безмолвно вопрошают.
                   К доске поспешно я иду
                   Через слова, стихи и призмы,
                   И что в детей сейчас вложу,
                   С тем и пойдут они по жизни.
                   И если что-то не успел,
                   И что-то пролетело мимо,
                   Так и останется пробел,
                   Скорей всего невосполнимый.
       Сейчас мои первые выпускники заканчивают девятый класс, вторые – учатся в пятом классе. Позади годы сотворчества, ступени сотрудничества, непрерывного поиска.
       Мои педагогические аксиомы просты:
  • начинай каждый урок с улыбки;
  • сердце отдавай детям;
  • верь в своего ученика, понимай и принимай его таким, какой он есть;
  • создавай для каждого ребенка ситуацию успеха ежедневно, опираясь
на его индивидуальный уровень развития;
  • отмечай каждое достижение ученика;
  • искренне радуйся его удачам и огорчайся ошибкам;
  • уважай ученика и будь требователен к нему;
  • помни:    не    бывает    неинтересных    тем,    бывает     недостаточная
подготовка учителя по данной теме;
  • не останавливайся на достигнутом;
  • не бойся совершенства: достичь его не возможно.
       Вот мое педагогическое кредо, моя педагогическая философия. «А результаты», - спросите вы. Нет психологического дискомфорта. Ребята любят отвечать у доски, не боятся спрашивать, рассуждать, оценивать результат работы. Это счастье, когда на уроках живет радость общения, радость от значимости своего «я». И если мои ребятишки работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если возвращаются домой довольные и ждут с нетерпением завтрашнего дня – не это ли показатель успешности моего учительского труда?
                   Когда сентябрь у школьного порога
                   Рассыплет нежных флоксов лепестки,
                   Начнется снова трудная дорога,
                   Как говорят, с нетронутой доски.
                   Пусть будет меньше праздников, чем будней,
                   Но тот, кто стал учителем, поймет:
                   Какое счастье быть полезным людям,
                   Учить его величество – народ!
                   Нести ему дар мудрости и знанья,
                   И доброты своей сердечный свет.
                   Нет на земле ответственней призванья,
                   Почетнее и радостнее нет!
       Я бесконечно люблю школу, искренне отношусь к своим детям и часто вспоминаю слова Я. А Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем». И верю, что у моей профессии большое будущее.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Абсолютно согласна с этими словами:"Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться, радостно учиться. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал, растить творца."Спасибо за напоминание простых педагогических аксиом!!!
Людмила Запольских, дата: 06.12.2014 в 18:32  
#2 Да, суметь заинтересовать процессом - дело не всегда легкое!
Юлия Пасынок, дата: 06.12.2014 в 19:10  
#3 Да, если учатся наши дети с удовольствием, бегут в школу с желанием- это показатель нашего труда!
Ирина Матюшина, дата: 10.12.2014 в 18:23  
#4 Плюс - искорка в глазах!
Юлия Пасынок, дата: 11.12.2014 в 2:33  
#5 С удовольствием познакомилась с Вашей педагогической философией!
Дина Кукнерик, дата: 28.02.2015 в 4:32  
#6 Дина Романовна, спасибо!
Юлия Пасынок, дата: 28.02.2015 в 4:39  
#7 С удовольствием познакомилась с Вашей педагогической философией!
Нина Жабина, дата: 18.11.2015 в 18:39  
#8 Нина Анатольевна, большое спасибо, что заглянули ко мне в блоги!
Юлия Пасынок, дата: 19.11.2015 в 2:43  
#9 Юлия Юрьевна! Как же мне близка Ваша философия! Вы как будто записали мои мысли.
Валентина Мурашева, дата: 23.11.2015 в 19:07  
#10 Просматривала свои блоги... В качестве аватарки к данному блогу выбрала фотографию с Дня знаний, которая была сделана три года назад... В этом году мои ребята будут выпускаться из начальной школы... Это будет мой пятый выпуск... А педагогическая философия остается неизменной - "Искусство и мастерство педагога заключается в умении сочетать сердечность с мудростью..."
Юлия Пасынок, дата: 06.09.2016 в 16:47  
#11 Абсолютно с Вами согласна.Готовясь к урокам ищешь что-нибудь новенькое, интересное.Дети все разные, к каждому подбираешь свой подход.Приятно, когда они уже в старших классах, а учителя не забывают, прибегают, интересуются вашими делами и вспоминают о прошлых уроках.Тогда думаешь, что всё не зря, что ты на своём месте.
Татьяна Спиридонова, дата: 27.03.2017 в 4:53  
#12 Нужно просто очень любить срою профессию, на каждом уроке заинтересовать ребенка, зажечь искорку добра и взаимопонимания, чтобы душа раскрылась!!!
Людмила Петровна Трифонова, дата: 27.03.2017 в 11:11  
#13 Моя педагогические философия... "Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой..." В этом году 20-летие моей педагогической деятельности. Спустя время я могу с уверенностью сказать, что выбрала правильную дорогу!
Юлия Пасынок, дата: 30.07.2018 в 4:27  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.