С нами 15036 учителей, 5190 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Физическая культура в школе
Просмотров: 1506, дата: 09.01.2015, автор: Роман Марадудин
                                                                      Физическая культура в школе

Физическая культура и спорт - обширное педагогическое пространство. Как семь нот являются в музыке основой бесконечного разнообразия, так и семь частей тела (голова, шея, туловище, 2 руки и 2 ноги) - источник бесконечного разнообразия движений. Оно, это разнообразие, определяет осанку, походку, в определенной мере - всю манеру поведения человека. Оно создает неповторимую индивидуальность облика. Сказывается на развитии, работоспособности, эффективности взаимодействия всех органов и систем тела.
Основными задачами физического воспитания в школе является:
1.Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
2.Развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей.
3.Обучение жизненно-важным двигательным умениям и навыкам.
4.Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта.
5.Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
6.Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И всё-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры.
Порой он является единственным человеком для большинства детей, способным на высоком профессиональном уровне помочь им в развитии двигательных кондиций, обеспечивающих подготовку к выбору будущей профессии.
Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей эффективностью. В своей работе ему порой приходится быть организатором и руководителем, строителем и хозяйственником. Он должен на хорошем уровне проводить уроки, обеспечивать подготовку и выступления школьных команд в различных соревнованиях (внутри школы и за её пределами). Чтобы принять участие в них могли все учащиеся, организовать занятия в различных спортивных секциях во внеурочное время, укреплять спортивную материальную базу школы. Создана и работает кафедра здоровьесберегающей технологии, задача которой - подготовка и проведение спортивных соревнований, дней и уроков здоровья. Внедрена индивидуальная карточка физического здоровья ученика.

С сентября, с началом I четверти, начинаются уроки легкой атлетики, а так же зарядка до начала занятий, которую проводят министры спорта классов совместно с учителем физической культуры. Все классы занимаются беговыми видами на пришкольной площадке, играют в подвижные игры, футбол, волейбол, сдают контрольные нормативы. С наступлением глубокой осени и понижением температуры переходим на кроссовую подготовку.
Во второй четверти мы занимаемся гимнастикой, оборудование не новое, но в основном все снаряды в школе имеются. Это брусья, перекладины, канат для лазания, маты, гимнастические конь и козёл. Третья четверть- это спортивные игры с лыжной или кроссовой подготовкой (в зависимости от того, есть снег или нет). И завершает учебный год лёгкая атлетика.

Методика преподавания урока физической культуры такова: Младших школьников отличает большое желание, интерес,познавательность, активность, высокая эмоциональность. Поэтому при проведении уроков обращаю внимание на эти качества, стимулирую их похвалой, хорошими оценками.
В первом классе основное время уделяется на подвижные игры, обучению построения, перестроения, поворотам, выполнению тех или иных упражнений методом показа, обращая внимание не на быстроту, а на точность выполнения упражнения. Главное внимание уделяется индивидуальному подходу к ученику, исправление ошибок при выполнении упражнений, дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя.
Оценки за урок не выставляются, поэтому основными критериями оценки является похвала. Кроме игр ученики обучаются сдавать контрольные нормативы по принципу кто дальше, быстрее, выносливее и т.д.
Основная задача - привить любовь к уроку, научить - дальше будет легче работать . Во 2х-4х классах продолжается обучение базовым двигательным
действиям, сдают контрольные нормативы. Нагрузка увеличивается постепенно Широко применяются эстафеты, старты из различных исходных положений, бег гандикапом, бег на выносливость.
Основы, заложенные в начальных классах, играют огромную роль в дальнейшем обучении учащихся. В подростковом возрасте учащиеся в основном овладевают базовыми двигательными действиями в беге, прыжках, метанию, лазании, включая технику основных видов спорта. Обучение сложной технике видов спорта основывается на приобретенных в начальной школе простейших двигательных умений и навыков.
Интерес к уроку обеспечивается применением различных технических средств обучения, наглядных пособий, нестандартного оборудования для развития двигательных способностей, настрой учащихся на урок шуткой, задачей, аутогенной тренировкой.
В начале каждого раздела программы - основы знаний, поэтому каждый учащийся должен иметь тетрадь по физкультуре, где записывает правила соревнований изученного вида спорта, размеры площадки, год образования, личная гигиена на занятиях физической культурой, влияние физических упражнений на организм учащихся, техника безопасности при выполнении гимнастических упражнений, страховка и самостраховка, личные результаты при сдаче контрольных нормативов.
На уроках учащиеся овладевают организаторскими навыками проведения занятий: судейство, проводят беговые упражнения на занятиях по лёгкой атлетике, старший отделения на гимнастике, разминка в старших классах, оценка товарища при выполнении того или иного упражнения, показ, рассказ, обучение отстающего ученика, выполняют роль помощника учителя. Ставлю задачу - научить: например - ведение мяча правой и левой рукой с изменением направления движения или передачу. Обоим выставляю оценки. Первому за то, что научил, второму за то, что научился. Не удаётся на уроке - домашнее задание. Нет возможности дома - во время секционных занятий под наблюдением старшего по возрасту ученика. Во - первых - это экономия времени на уроке, во-вторых, когда учащиеся одного возраста, слабый старается быстрее научиться у более сильного, догнать его в обучении - это стимул к самостоятельному совершенствованию во внеурочное время.
Кроме основных, учащиеся сдают дополнительные контрольные нормативы, которые в программе отсутствуют: подъём переворотом, челночный бег 10раз по 10м, 4*9м, 6*10м. 92м «Ёлочка», угол в упоре на брусьях, лазание по канату на время и т.д. Дети с удовольствием посещают уроки, т. к. разнообразие форм и упражнений всесторонне развивает учащихся.

Каждый урок физической культуры - это звено системы уроков, проводимых учителем в определенной последовательности и направленных на освоение учебного материала, конкретных тем, которые в свою очередь должны быть согласованы между собой. Кроме того, должны быть определены объём учебного материала, степень постепенного повышения нагрузок при развитии двигательных способностей с учетом переносимости их учащимися.
Благодаря физическому воспитанию создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзыв­чивости и т.п.);
закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);
осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);
прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

Таким образом, физическая культура подготавливает ребенка к жизни. Огромную роль в физическом развитии играет и внеурочные занятия по физической культуре - спортивная секция (тренировка) и соревнования. В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командным функциями, учащиеся учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды. Под руководством тренера укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д.
Спортивное соревнование - это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания. Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий.
Соревнования - одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей. Спортивные соревнования - яркое, эмоциональное зрелище.
Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.
Поэтому мы стараемся принимать участие в районных соревнованиях по различным видам спорта.
Так за 2012- 2013гг подготовлено чемпионов района - 31, призёров района- 21, чемпионов республиканского уровня - 2, призёров республиканского уровня -7. Количество учащихся, занимающихся в спортивных секциях возрастает.
Традиционными стали соревнования поселкового уровня, такие как: Первенство по баскетболу, Всероссийский день бега, день села, спортивная неделя, первенство по настольному теннису, первенство по футболу.

Качество урока физической культуры и тренировочных занятий во многом зависит от уровня квалификации и авторитета учителя Успех в педагогической деятельности во многом зависит от авторитета, который имеет учитель. Если он пользуется авторитетом у учащихся, то способен оказывать на них более сильное воспитательное воздействие. Авторитет учителя формируется в процессе его педагогической деятельности, поэтому именно авторитет следует считать вторичным компонентом профессионального мастерства педагога. Придя работать в школу, молодой специалист начинает завоевывать себе авторитет. Для правильной организации этого процесса важно знать, что может определить авторитет учителя физической культуры. Авторитет учителя физической культуры слагается из ряда компонентов.
1.Авторитет профессионала зависит от знаний и умений в области физической культуры и спорта. Очень важен и статус учителя как спортсмена в прошлом.
2.Авторитет возраста определяется тем, что учитель для школьников всегда должен оставаться старшим товарищем, человеком с большим опытом.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Спасибо Вам за столь интересную статью.
Альбина Чувикова, дата: 01.04.2015 в 19:12  
#2 Материал интересный. Спортивные мероприятия разного уровня самые массовые в различных образовательных организациях и, конечно, самые любимые детьми.
Татьяна Образцова, дата: 24.05.2015 в 17:24  
#3 Роман, спасибо Вам за статью. Мы делаем общее дело, успехов в работе!
Светлана Богданова, дата: 22.11.2015 в 15:54  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.