С нами 17168 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!

Цивозерская колокольня 1658 года - уникальный памятник федерального значения

Цивозерская колокольня - памятник федерального значения
Год постройки: 1658 год.
Цивозерская колокольня – уникальное по художественной выразительности и историко-архитектурной значимости строение. Это очень известный памятник северного деревянного зодчества, он упоминается во многих трудах и учебниках по русской архитектуре. Это классический образец колокольни наиболее древнего, архаичного типа. Ее восьмигранный сруб вырастает прямо из земли. Высота постройки до креста всего лишь около 12 метров. Цивозерская колоколенка самая маленькая в России. Это последний сохранившийся образец колокольни с восьмигранным срубом. Это вообще древнейшая на всем Русском Севере сохранившаяся колокольня.

Художник И. Я. Билибин летом 1902 года побывал здесь с целью сбора произведений народного искусства. Он был настолько очарован красотой и необычностью этой колоколенки, что поместил ее изображение на одном из десяти акварельных «рисунков для открытого письма», выпущенных в Петербурге в 1905 году большим тиражом и высоко оцененных современниками. Фотография колокольни из Цивозера помещена на страницах 1 тома «Истории русского искусства» (1909год) под редакцией И.Э. Грабаря. Выдающийся историк русской архитектуры М.В. Красовский тоже не обошел вниманием цивозерскую колокольню в своем фундаментальном научном труде «Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество», вышедшем в 1916 году в Петербурге. С того времени памятник прочно вошел в научный оборот и неизменно вызывал интерес специалистов. Колокольню многократно рисовали и исследовали.

Первым заметил колокольню и оценил ее художественное значение архитектор В.В. Суслов, который путешествовал по Северу в 1883 -1886 годах и выполнил полный обмер колокольни. Но выполненные им чертежи стали известны лишь узкому кругу специалистов.

Уже к концу 19 века строение было «очень ветхо», о чем свидетельствуют «Клировые ведомости» за 1888 год, а по воспоминаниям И.Я. Билибина колокольня «доживала свои последние дни: покосилась и дрожит от ветра». Императорская археологическая комиссия рекомендовала отремонтировать и сохранить древний памятник деревянного зодчества. В 1850-70-е годы колокольню немного подремонтировали, заменили кровлю. Крупный ремонт исторической постройки был предпринят в 1930-х годах: выправили сруб, заменили разрушившиеся бревна сруба и конструкции шатра, сделали новую кровлю. Но при ремонте не предотвратили оседания сруба, не подведены новые венцы и каменный фундамент.

С тех пор прошло почти столетие. Без присмотра и ухода строение совсем обветшало. В настоящее время вход представляет собой узкую щель, куда можно забраться только ползком. Доски кровли местами утрачены. Колокольня наклонилась в сторону, но пока еще крепко держится прочной своей опорой-колонной за родную землю, ждет, когда придут к ней не только любопытные паломники, но и заботливые реставраторы. Безусловно, требуется капитальная реставрация и делать ее должны специалисты, самодеятельность на таком ценном памятнике недопустима. Средств на ее возрождение требуется относительно немного, строение совсем крошечное.

Уникален сам факт, что колокольня сохранилась до наших дней!

Как добраться:
Приехать можно фактически на всех видах общественного транспорта. От Архангельска расстояние составит 800 километров,от города Котлас - 75 километров, а от села Красноборск - 15 километров.
1. Железнодорожным транспортом до остановки Котлас Южный Северной железной дороги. А далее автобусом из Котласа до Красноборска (время отправления из Котласа автобусов: 7:00, 12:20, 16:00; Газели: 8:45, 10:50, 12:00, 13:30, 14:45, 17:30). Либо можно воспользоваться услугами такси.
2. Автобусом из Архангельска до села Красноборск. Около автостанции Красноборска находится паромная переправа через реку Северная Двина до Дябрино: в 6:00, 7:00, 13:30, 14:00, 15:30, 16:00. Далее автобусом в 15:00 или такси (15км)- тел.89214705906.
3. На машине:
по трассе М8 до поворота на автомобильную дорогу Архангельск- Котлас. Далее, следуя уже по этому маршруту, до с.Красноборск. Около автостанции Красноборска находится паромная переправа через реку Северная Двина до Дябрино: в 6:00, 7:00, 13:30, 14:00, 15:30, 16:00. Далее автобусом в 15:00 или машина (15км)- тел.89214705906 (помогу найти машину).
В МО "Белослудское" деревня Наезжая Пашня (по-народному Ярыгино) есть гостевые домики.
Посетить такое уникальное место желаю каждому!

Список использованных источников

-Текст из письма Г.Н. Корняковой, учителя Белослудской школы, московским меценатам;

Изображения в блоге взяты на сайте fotki.yandex.ru, в условиях сайта разрешается использование материала и изображений пользователями.

Условия использования сервиса Яндекс.Фотки (пункт 2.2) - https://yandex.ru/legal/fotki_termsofuse/

Другие экскурсии пользователя

Комментарии

#1 Эта колокольня широко известна в России. Те, кто интересуется памятниками деревянного зодчества, едут за тысячи километров, чтобы увидеть её своими глазами.
Любовь Хабарова, дата: 14.12.2018 в 9:15  
#2 Удивительная история памятника деревянного зодчества, теперь я понимаю, почему едут туристы за тысячи километров, чтобы увидеть эту колокольню своими глазами. Даже не верится, как могло сохраниться это чудо.
Людмила Петровна Трифонова, дата: 14.12.2018 в 15:42  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ