В гостях у лам
Чойра дуган "Тойсам Шаддублин" — факультета философии Чойра — первый Цогчен дуган (построен в 1947-1948 гг.)
Цогчен-дуган - главный соборный храм (построен в ноябре 1976). В алтаре храма находится большая скульптура Будды Шакьямуни, покровительница Согчен дугана — трехглазая богиня Лахмо, ее обычно изображают едущей на муле.
Дворец Хамбо-ламы Итигэлова - место хранения священной реликвии — нетленного тела великого Учителя. По легенде, 15 июня 1927 года XII Пандито Хамбо-лама Даша-Доржо Итигэлов сел в позу лотоса и собрал учеников. Он дал им последние наставления: «Вы навестите и посмотрите мое тело через 75 лет». Затем попросил их читать ради него «hуга Намши» — специальную молитву-благопожелание для умершего.
Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, Даши-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушёл в нирвану. Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.
Храм Зеленой Тары. Богиня Зеленая Тара почитается верующими как мать всех Будд и живых существ и олицетворяет женскую сущность в буддизме. Ширэтээ дацана Дагба-лама верит, что эта богиня сыграла весьма заметную роль в становлении буддизма в России. Ведь именно женщины открыли дорогу дацанам. Царица Елизавета Петровна в 1741 году признала буддизм одной из традиционных религий страны, а Екатерина II наградила Дамбу Даржа Заяева титулом хамбо ламы и Андреевским орденом с правом ношения на шее за распространение религии в соответствии с законами Российского государства.
В Иволгинском дацане находятся пять субурганов — ступ, своеобразных памятников важнейших священных событий буддистов. Считается, что их возводили еще при жизни Будды Шакьямуни. Случалось, в них хоронили лам, в домашнем алтаре каждого верующего есть маленькая копия ступы.
В переводе с бурятского название Иволгинского дацана («Гандан Даши Чойнхорлин») означает «монастырь, где вращается Колесо Учения, полное радости и приносящее счастье». Те, кто посещает дацан — неважно, буддисты или нет, — отмечают, что именно такие чувства и испытываешь — счастье и радость.
Фотографии из личного архива.
Список использованных источников
1) Варнавский П. К. «Национальная» религия в контексте глобализации: традиционный буддизм в современной Бурятии // Антропологический форум / гл. ред. А. Байбурин. — 2011. — № 14. — С. 192—211.
2) Амоголонова Д. Д. Возвращение Хамбо-ламы Итигэлова в контексте постсоветской десекуляризации общественного сознания // Tartaria Magna. — Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, 2012. — № 1. — С. 128—147.
3) Жуковская Н. Л. «Феномен Итигэлова»: версии религиозные, научные, антинаучные и другие // О буддизме и буддистах. Статьи разных лет. 1969–2011 / Н. Л. Жуковская, В. И. Корнев. — М.: Ориенталия, 2013. — С. 262—279. — 480 с.
Комментарии