С нами 17193 учителя, 7307 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Проблемно-диалогическая технология
Теоретические основания технологии слайд 2
Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». В любом словаре можно прочитать о том, что творчество – это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. Можно сказать короче: творчество есть создание нового и значимого продукта. Областей человеческой деятельности много: наука, техника, искусство. Следовательно, существуют разные виды творчества, и у каждого свой продукт.
Какой же вид творчества доступен ученику на уроке? Согласитесь, на уроке чтения вряд ли получится изобретать новые механизмы, а на уроке математики едва ли уместно будет предложить новое видение мира. Зато на уроке по любому предмету ученики могут занять позицию учёных и открывать новые для себя знания.
Таким образом, основа школьного обучения – научное творчество. СЛАЙД 3 Научное творчество – процесс, включающий в себя четыре звена (постановка проблемы, поиск решения, выражение решения, реализация продукта). СЛАЙД 4 Всё начинается с возникновения проблемной ситуации: ученик сталкивается с противоречием и испытывает чувство удивления или затруднения. Приходится выполнить конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таково первое звено творчества – постановка проблемы.
Далее запускается второе звено творчества – поиск решения, т.е. мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез. После ряда проб и ошибок ученик особенно остро воспринимает появление решающей гипотезы. Но только строгая проверка превращает верную догадку в решение, т.е. новое знание.
Как подметил академик Алексей Михайлович Матюшкин, мысль в голове исследователя рождается «голой» и понятной ему одному. Только в «одетом» виде она может стать достоянием других людей. Поэтому третье звено творчества– выражение решения. Ученик выражает новое знание научным языком (химическим, математическим, биологическим и т.д.) в форме статьи, доклада и представляет его широкой аудитории через публикацию или в устном выступлении. Иначе говоря, творческий акт заканчивается звеном реализации продукта. СЛАЙД 5
Таким образом, научное творчество – это процесс открытия новых знаний о мире, включающий четыре звена. Постановка проблемы и поиск ее решения относятся к этапу введения новых знаний, а выражение решения и реализация продукта – к этапу воспроизведения новых знаний.
Сущность технологии
Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества. Однако нужно ещё разобраться, как при этом действует учитель. СЛАЙД 6
На этапе введения знаний ученики ставят и решают проблему, т.е. формулируют тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Разумеется, проделать такую работу дети могут только в диалоге с учителем. Поскольку проблема и решение педагогу известны заранее, к ним есть два пути, по образному выражению Елены Леонидовны Мельниковой: «извилистая тропа догадок или царственная дорога логического вывода». Это значит, что педагог волен выбирать между двумя видами диалога.
Побуждающий диалог подводит детей к той же мыслительной работе, которую выполняет учёный. позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку. Воистину, это извилистая тропа, чреватая ошибками.
Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников. Можно сказать, что подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу.
На этапе воспроизведения знаний ученики должны создать продукт и представить его классу. Иными словами, от каждого школьника требуется самому и по-своему выразить новое знание. Понятно, что выполнять такую работу дети будут только по специальному заданию учителя. Оно так и называется – продуктивное, потому что предлагает ученику создать простой продукт (например, составить схему или сочинить небольшое стихотворение).
В традиционной методике на уроке объяснения нового материала педагог сначала сам сообщает тему и знание, а затем даёт репродуктивное задание.
На проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить и решить проблему, а затем продуктивным заданием стимулирует их создать продукт и представить его классу. СЛАЙД 7 Получается, что технология проблемного диалога действительно обеспечивает творческое усвоение знаний в процессе деятельности самого ученика: «Спросил, открыл, создал»,
Технология проблемного диалога Традиционная
методика
Методы введения знаний Методы постановки проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы
Методы поиска решений Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий к знанию диалог Сообщение знания
Задания на воспроизведение знаний Продуктивные задания Репродуктивные задания

Структура технологии
Технология проблемного диалога отвечает на вопрос «Как учить?», причём не «вообще и в принципе», а конкретно на уроках открытия знаний. Слайд 8 Любая технология всегда описывалась как «методы», «задания», «формы», «средства». Слайд 8.1
Методы проблемного обучения –это побуждающий и подводящий диалоги, которые представляют собой определённые сочетания вопросов, приёмов, заданий, подробнее которые мы рассмотрим позже. Слайд 8.2
Задания – следующая по степени важности категория дидактики. Задания обычно понимают как отдельные поручения учителя, с помощью которых организуется закрепление нового материала.
Технология проблемного диалога исчерпывающе характеризует разные виды продуктивных заданий (на формулирование, на опорный сигнал, на художественный образ) и раскрывает особенности их применения... Слайд 8.3
В педагогике принято различать фронтальную, индивидуальную, групповую и парную формы работы. Проблемно-диалогические методы могут быть реализованы в разных формах. Например, из нескольких проблемных ситуаций одни лучше создавать в группе или паре, а другие – только фронтально. Так же обстоит дело и с воспроизведением материала. Репродуктивные задания строго индивидуальны. Ну не получится группой выучить правило наизусть. Зато продуктивные задания (придумать, к примеру, схему) можно давать и группам, и парам. Иными словами, технология проблемного диалога прицельно указывает на разные возможности варьирования форм обучения. Слайд 8.4
К средствам обучения относятся учебник, наглядные и технические средства, опорные сигналы. Для примера возьмём опорные сигналы. На проблемно-диалогическом уроке создание опорного сигнала строго обязательно и не представляется в готовом виде, а создается на уроке. Технология подробно описывает, какие бывают опорные сигналы, кто именно и в какой момент урока их создаёт и даже на какой части доски их лучше располагать.
Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание проблемно-диалогических методов обучения и продуктивных заданий на воспроизведение, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Методы и задания являются центральными компонентами технологии и определяют выбор форм и средств обучения.
Источник: pdo-mel.ru/
Скачать
Другие материалы автора
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ