С нами 17182 учителя, 7300 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Рабочая программа по предмету "Музыка". 5 класс (По Программе В.В. Алеев, Т.И. Науменко,, Т.Н. Кичак)
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Гимназия № 150»











Рабочая программа по предмету
Музыка



Учитель музыки Татьяна Михайловна Мазурова

Классы 5
Количество часов всего 35
Количество часов в неделю 1


Рабочая программа составлена на основе
Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 5-8 классы.-М.: 2008
Авторы: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Учебник:
Т.И. Науменко, В.В. Алеев. «Музыка». 5 класс. Учебник.
Т.И. Науменко, В.В. Алеев. «Музыка». 5 класс. Дневник музыкальных наблюдений.
Фонохрестоматия. 5 класс.
Т.И. Науменко, В.В. Алеев. «Музыка». 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя.











Рабочая программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерных программ «Музыка», «Искусство» основного общего образования.
Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года. Задействуются некоторые идеи и выводы, содержащиеся в учебно-методических материалах и научных трудах виднейших отечественных педагогов-музыкантов —Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Б. В. Асафьева, Н. Л. Гродзенской, В. В.Медушевского, Е. В. Назайкинского, Г. П. Стуловой, Г. М. Цыпина, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского.
ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
ЗАДАЧИ музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
1. научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
2. содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
3. воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
4. развивать интеллектуальный потенциал;
5. всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;
6. способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
7. научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
8. сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).

Столь обширные задачи предполагают постоянную координацию курса с другими предметами, изучаемыми в 5 классе:
1. литературой («общепрограммные» литературные произведения и жанры — например, сказки Х. К. Андерсена, поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот север, тучи нагоняя...», «музыкальная» басня — Г. Малера «Похвала знатока», общие для литературы и музыки понятия — интонация, предложение, фраза);
2. изобразительным искусством (жанровые разновидности — портрет, пейзаж; общие для живописи и музыки понятия — пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска и т. д.); историей (изучение древнегреческой мифологии —К. В. Глюк. «Орфей»);
3. мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);
4. русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приема «описание» — описание романса К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд»);
5. природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).

Реализация содержания программы в учебно-методических материалах - в различных видах практической деятельности:
1) основными видами практической деятельности на уроке являются:
I — слушание музыки,
II — выполнение проблемно-творческих заданий,
III — хоровое пение;
2) организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта — учебника, дневника музыкальных наблюдений (размышлений),
нотной хрестоматии для учителя, музыкальной фонохрестоматии;
3) каждый из видов деятельности непременно соотносится
с содержанием учебника.

Ценностные ориентиры содержания
Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:
1. в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
2. в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
3. в формировании разностороннего, интеллектуально- творческого и духовного развития;
4. в формировании основ художественного мышления;
5. в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

Личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения курса

В области личностных результатов:
1. развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
2. совершенствование художественного вкуса;
3. овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
4. наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
5. формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
6. сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

В области метапредметных результатов:
1. анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
2. проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
3. размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
4. использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
5. применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
6. наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
7. общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.


В области предметных результатов:
1. умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
2. умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
3. знание имен композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
4. проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную парию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.

Содержание 5 класса /тема года «Музыка и другие виды искусства»/ раскрывается в двух разделах «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».
Тематическое построение предполагает:
1. Знакомство с жанрами музыки: песня, романс, хоровая музыка, опера, балет / «Музыка и литература»/,
2. музыкальный портрет, пейзаж в музыке / «Музыка и изобразительное искусство»/.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 5 класса
1. Умение находить взаимосвязи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
2. В умении определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
3. В знании новых имен композиторов, некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
4. В проявлении навыков вокально-хоровой деятельности /исполнение одноголосных произведений с аккомпанементом, пение в унисон a cappella, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания/.
В программе представлены виды практической деятельности:

Основные виды практической деятельности учащихся на уроке
Слушание музыки
Выполнение
проблемно-творческих заданий
/в дневниках-размышлениях,
тетрадях/
Вокально - хоровое исполнительство
Вступительное слово учителя;
Слушание музыки;
Беседа о музыке
Выбрать стихотворение;
Определить по рисунку /репродукции/ главные и второстепенные элементы;
Определить контраст звучания, характер, образ;
Диагностика по усвоению материала
Овладение певческими умениями и навыками;
Творческая работа в коллективе;

Цель - Многообразность в освещении проблемы урока;
Воспитание культуры творческого труда

Тематическое планирование 5 класс
Тема года: Музыка и другие виды искусства
1 четверть
Музыка и литература
урок
содержание
дата
1
Музыка рассказывает обо всем

2
Истоки

3
Искусство открывает мир

4
Искусства различны, тема едина

5
Два великих начала искусства

6
«Стань музыкою слово!»

7
Музыка «дружит» не только с поэзией

8
Песня – верный спутник человека

9
Заключительный урок




2 четверть
10
Мир русской музыки

11
Песни народов мира

12
Романса трепетные звуки

13
Мир человеческих чувств

14
Народная Хоровая музыка.
Хоровая музыка в храме

15
Что может изображать хоровая музыка

16
Заключительный урок




3 четверть
Музыка и изобразительное искусство
17
Самый значительный жанр вокальной музыки

18
Из чего состоит опера

19
Единство музыки и танца

20
«Русские сезоны» в Париже

21
Музыкальность слова

22
Музыкальные сюжеты в литературе

23
Живописность искусства

24
«Музыка – сестра живописи»

25
Может ли музыка выразить характер человека

26
Образы природы в творчестве музыкантов




4 четверть
27
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов

28
Волшебная красочность музыкальных сказок

29
Сказочные герои в музыке
«К.иМ», «Учись понимать музыку», «Римский -Корсаков»

30
Тема богатырей в музыке
«КиМ», «Учись понимать музыку», «Бородин»

31
Что такое музыкальность в живописи
Презентация «Музыкальные инструменты в изобразительном искусстве»

32
«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия»

33
«Хорошая живопись- это музыка, это мелодия»

34
Подводим итоги

35
Заключительный урок



Таблица (поурочное планирование)



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Стандарты второго поколения

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад.образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова, 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5—7 классы. Музыка, 5—7 классы. Искусство, 8—9 классы: проект. — 2-е изд. —М.: Просвещение, 2011. — 176 с. — (Стандарты второго поколения).





В помощь учителю

1. В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Музыка. Программы для общеобразовательных классов. 1-4, 5-8 классы.-М.: 2003, Дрофа

2. Программа общеобразовательных учреждений Музыка 1-8 классы /под руководством министерства образования РФ/.- М.»Просвещение»: 2004

3. Селевко Г.К Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: 1998

4. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса.-М.: 1983

5. В.С. Кузин Психология.-М.: 1997



Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ