…воспитывались людьми, знавшими и любившими Сибирь
Татьяна Мазурова
18.07.2014
993
345
1
Краеведение / Юные исследователи
Божко Алена,
учащаяся 9 класса,
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 150
с углубленным изучением отдельных предметов»,
г. Омск
Руководитель:
Мазурова Татьяна Михайловна,
Учитель музыки, мировой художественной культуры, изобразительного искусства
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 150
с углубленным изучением отдельных предметов»
2007 учебный год
«…воспитывались людьми, знавшими и любившими Сибирь»
«Мы любим то, на чем воспитаны…»
А.Блок
Владимир Радул, министр культуры Омской области, в 2006 году представляя альбом – каталог «Сибирский пейзаж в творчестве народного художника России Алексея Либерова и в коллекции музея «Либеров - центр» так сказал об этом человеке, жителе города Омска: «Он - один из виднейших российских художников, большой мастер, педагог, основатель художественно – графического факультета Омского Государственного Педагогического института /ныне университета/, народный художник России Алексей Николаевич Либеров. Его творчество получило официальное признание, высоко оценено профессиональной критикой, коллегами, знатоками и поклонниками изобразительного искусства. Произведения А.Н. Либерова входят в собрания крупнейших музейных коллекций России. [1,3]
Данное издание - «реализация большой программы в честь 95 – летия А.Н. Либерова и продолжение серии изданий, посвященных творчеству известных омских художников». [1,3]
Альбом - второе издание, посвященное творчеству А.Н. Либерова. Большую и многостороннюю работу по изучению творческого наследия художника ведет городской художественный музей «Либеров – центр».
Вот уже который год музей «Либеров - центр» проводит Детские искусствоведческие чтения, которые получили второе название – «Либеровские».
В прошлом году я принимала участие в V Детских искусствоведческих чтениях, посвященных Народному художнику России А.Н. Либерову. Увидела и прочувствовала, с каким сердечным вниманием и ответственностью сотрудники музея «Либеров – центра», художники, учителя, участники Чтений, относятся к памяти и творческим трудам человека, у которого учились, с которым общались, вместе выезжали на пленэр, просто трудились и жили рядом.
Выступила я удачно: была награждена Дипломом Лауреата Первой степени и ценным подарком: альбомом – каталогом «Сибирский пейзаж в творчестве народного художника России Алексея Либерова и в коллекции музея «Либеров - центр». /Надо отметить, что все выступающие на Детских искусствоведческих чтениях в музее «Либеров – центр» были одарены ценными художественными подарками./
Теперь я рада, что могу не только сама более основательно изучить творчество Алексея Николаевича Либерова, но и рассказать о нем в своей семье.
Цель исследования: через творческий и жизненный путь Алексея Николаевича Либерова, омского художника, раскрыть воспитывающую роль окружающих тебя людей в становлении гражданина и мастера.
Альбом состоит из двух частей: А.Н. Гуменюк «Сибирский пейзаж в творчестве А.Н. Либерова», Г.Ю. Мысливцева «Сибирский пейзаж в коллекции музея «Либеров – центр». В альбоме – каталоге ярко представлены и творческие работы художника, его учеников, коллег – художников.
«Пейзажное творчество А.Н. Либерова,- пишет А.Н. Гуменюк,- развиваясь в соответствии с общими закономерностями эволюции жанра пейзажа в российском искусстве, имело присущие только этому художнику неповторимые черты. Большое влияние на формирование А.Н. Либерова оказали его первые учителя. В Томске его учителем был известный художник Вадим Матвеевич Мизеров /1889-1954/, мастерски работавший акварелью и пастелью. После приезда в 1926 году в Омск берет уроки у Виктора Уфимцева. С 1933 – 1939 годы, в период учебы в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств, наставники А.Н. Либерова – талантливые и преданные искусству мастера Алексей Еремеевич Кареев и Александрович Иванович Савинов. От них художник воспринял прекрасное понимание цвета и общую профессиональную культуру. Закончив обучение в мастерской профессора Исаака Израилевича Бродского – видного мастера советского искусства, художник приобрел не только академические знания, но и образование в духе реалистического искусства». [1,7]
Автор статьи, А.Н Гуменюк, приводит строки А.Блока: «Мы любим то, на чем воспитаны…» и считает, что они точны и справедливы по отношению к А.Н. Либерову. Далее омский искусствовед пишет: «Либеров воспитывался в поклонении природе родного края, воспитывался людьми, знавшими и любившими Сибирь». [1,8]
Поэтому у художника не было затруднений в выборе тем: «Родина» [1,8], «Барабинская степь» [1,8], «Перед штурмом целины» [1,9]… Здесь и эпическое звучание как неторопливый рассказ об особенностях родной земли, и изображение преобразованного края как чувство беспокойства за людей, их нелегкий труд и неустроенный быт которых диссонирует с «перронным» энтузиазмом хроник 1950 – х годов, и неброская красота Западной Сибири, затрагивающая сокровенные струны души [1,9]
«В произведениях А.Н. Либерова 1060-х годов, - читаем в статье А.Н. Гуменюк,- одновременно обозначились три актуальные темы тех лет:
Российской «глубинки», выразившейся в создании мастером серии картин «О Севере Сибири»;
«отечественной истории», прозвучавшей в цикле работ о древнем сибирском городе Тобольске;
«негромкой стороне», получившей свое воплощение в пейзажах малых сибирских деревень». [1, 10]
«Старый Кремль. Тобольск» /1967/ [1,11], «Вечер в сибирском селе» /1972/ [1,12], «Гроза на Иртыше» /1967 [1,12] – цикл «О Севере Сибири» повествует о своеобразной природе края, его истории и современности. «Вместо угрюмых рек и неприступности тайги, мастер,- пишет А.Н. Гуменюк,- запечатлел край обжитой, человечный. Особой мелодией зазвучала тема древнего Тобольска: историческая столица земель сибирских» [1,11]
«Самотлоровские рождения» /1977/, «Буровая Нурлы Гаянова» /1975/ - «философское размышление о земле, о разумном вторжении людей в ее недра, восхищение красотой сурового края зазвучало в унисон с тревогой за дальнейшую его судьбу». [1,14]
«Заморозки на Оми» /1975/, «Сибирский пейзаж» /1981/, «Половодье» /1984/ - по мнению омского искусствоведа, автора статьи, «особый мир сибирской земли, трогательные в своей неброской красоте интимные уголки, где природа будто прислушивается к самой себе». [1,15] Это пейзажи – настроения, сила воздействия которых зависит от прочувствования и опоэтизации художником природы.
«Пейзажное творчество А.Н. Либерова – результат глубокой привязанности к родной сибирской земле. Возвышенное отношение к природе, правдивость, умение запечатлеть увиденное в ясной, четкой композиции звучат в его «либеровских сюжетах».
Во второй части альбома – каталога омский искусствовед Г.Ю. Мысливцева уделяет внимание «Сибирскому пейзажу в коллекции музея «Либеров – центр». [1,57]
«В 1994 году губернатор Омской области Л.К. Полежаев,- пишет искусствовед,- принял постановление о создании Государственного областного художественного музея «Либеров – центр», включающего в свою структуру Областную студию творчески одаренных детей. В Омске это был уже второй «персональный» музей художника / в 1991 году начал работу музей народного художника России Кондратия Петровича Белова/, и оба старейших мастера – «киты» омского искусства Кондратий Белов и Алексей Либеров – Основную часть своего творчества посвятили природе родной земли и вошли в историю российского изобразительного искусства как выдающиеся мастера сибирского пейзажа». [1,57]
Галина Юрьевна отмечает, что «сибирская природа стала для А.Н. Либерова тем «питающим ландшафтом», где он находил не только богатый материал для творчества, но и проверенный источник духовных и нравственных сил, а также критерий человеческих деяний, направленных на «освоение», «покорение», «извлечение богатств Сибири» из ее, казалось бы, бездонных недр».
«Вновь созданный музей унаследовал благородную миссию воспитания в сибиряках чувства любви, уважения, привязанности к своей земле, - продолжает искусствовед знакомить с музеем «Либеров – центр» в своей статье.
- Галина Юрьевна, расскажите о коллекции произведений художника в музее «Либеров – центр», - обращаюсь я к искусствоведу.
- Коллекция произведений А.Н. Либерова в музее невелика, но на ее примере можно показать разные грани его творчества, представить многообразие природных ландшафтов и прикоснуться к переживаниям, испытанным художником в общении с природой.
- В какие года были выполнены работы, находящиеся в коллекции музея?
- Большинство работ выполнены в 1970-1990 – е годы. В это время А.Н. Либеров уже был признанным мастером пастельной живописи. К ярким образцам эпического пейзажа можно отнести монументальное полотно А.Н. Либерова «Хлебное поле» /1989/,- приглашает Галина Юрьевна к полотну, находящемуся в «Либеровском» зале музея.
-А какие пейзажи наиболее полно представлены в музее?
-Лирические пейзажи художника. В них отражена «история страны как глубоко личная, связанная с семьей и детством художника». Надо еще отметить, что в традициях русской философии и культуре пейзажного мышления Либеров «видел пространственные характеристики природы в духовном измерении». [1,58]
- Галина Юрьевна, какие работы, находящиеся в музее, вы можете назвать?
- Конечно, «Хлебное поле» /1989/, «Сибирские партизаны» /1978»/, «Нефть Сибири» /1984/, «Смог» /1987… Городские мотивы в сибирских пейзажах Либерова встречаются редко, но в собрании музея имеются два омских вида. Один из них - «Город Омск» /1957/ - написан из окна его мастерской на четвертом этаже только что построенного на берегу Оми Дома художника. Это один из первых видов на реку Омь, скверы на ее берегах, мост, улицы …Панорама центральной части интересна своей документальностью. Написанный пейзаж в 1996 году пейзаж «Дождь в парке» лишен деталей, указывающих на определенное место в городе.
-А что является на ваш взгляд самым – самым в коллекции музея…
- …к жемчужинам музейного собрания можно отнести работу «Я и мои друзья» /1979-1990/. Это автопортрет художника с парой своих любимых борзых, Дианой и Гасконом., среди по – осеннему пустынного скошенного поля. Здесь единство человека и с миром природы. В классическом тургеневском варианте. Эта работа – своеобразное творческое кредо автора: «человек сопричастен природе, и лучшее получается, когда состояние природы и собственное душевное состояние перекликаются. Именно в этом видел смысл творчества, смысл искусства художник». [1,59]
-Галина Юрьевна, вы пишете в своей статье, что «понимание эстетической, духовной и нравственной ценности природы А.Н. Либеров сумел передать и своим ученикам». [1,60]
-Преподавательскую деятельность художник начал еще в Ленинграде, в средней художественной школе им. С.М. Кирова при Академии художеств. Вернувшись в Омск в тяжелые годы Великой Отечественной войны, А.Н. Либеров вел занятия в городской художественной студии при музее Изобразительных искусств. В числе его учеников были будущие омские художники – Алексей Сапожников, Владимир Белов, Ростислав Черепанов, Александра Соловьева. Но, пожалуй, одним из главнейших дел жизни Алексея Николаевича стало создание в 1960 году художественно – графического факультета при Педагогическом институте.
В статье «Сибирский пейзаж в коллекции музея «Либеров – центр» читаю: «колоссальная эрудиция А.Н. Либерова, его воспоминания о крупнейших мастерах изобразительного искусства, с которыми художнику довелось общаться, суждения очевидца о художественной жизни Москвы и Ленинграда 1930 – х годов, богатый жизненный опыт, открытость к общению делали мастерскую Алексея Николаевича духовным центром, где формировались личности будущих художников». [1]
-Можно сказать, что художник создал свою «либеровскую» школу живописи?
-Непохожесть первых омских учеников Либерова ни друг на друга, ни на своего учителя показывает, что мастер не стремился к созданию формальной «либеровской» школы. Согласно его педагогическим принципам, каждый должен петь свою песню, но только после постижения секретов профессионального мастерства.
Крепкий педагогический коллектив А.Н. Либеров создал и на художественно-графическом факультете Педагогического института. М.И. Слободин, Г.А. Штабнов, С.К.Белов, А.А. Чермошенцев, Г.С. Катилло-Ратмиров, Г.Г. Пилипенко, В.И. Маслов.
-Не случайно центральной темой творчества большинства педагогов были образы Сибири,- рассказывает Галина Юрьевна,- получив образование в вузах и училищах других городов и союзных республик, они были проводниками разных художественных традиций, и важно, что именно Сибирь с ее природой стала объединяющим их всех началом.
- Первый выпуск худграфа состоялся в 1965 году, и вскоре среди выпускников выделилась группа художников, близких по духу А.Н. Либерову.
- М.И.Разумов, В.Л. Долгушин, А.С. Макаров, В.М.Сидоров. Многие, из которых прошли школу Либерова, составляют большую часть членов Омской организации Союза художников России и играют определяющую роль в художественной жизни города. Все они, за редким исключением, работали и работают над созданием образов Сибири, ее разнообразных природных, сельских и городских ландшафтов. Природа Севера Сибири является центральной и в творчестве И.А. Санина, В.И. Бичевого, А.А. Шакенова…Н.Я. Третьякова.
-Галина Юрьевна, чем же интересна коллекция музея «Либеров – центр».
-Тем, что в ней представлено творчество художников разных поколений и стилевых направлений: от Н.К. Щекотова, Н.Ф. Кликушина, заслуженного художника России В.В. Кукуйцева, Л.А. Зотиковой, В.Н. Белана, Заслуженного художника России И.И. Желиостова к среднему поколению – А.А. Темереву /1949-1996/, А.В. Старцеву, Г.Н. Канунникову, заслуженному художнику России Г.П.Кичигину, Е.В. Гурову /1954-1995/. Неплохо отражено в ней и творчество молодых авторов – Г.С. Баймуханова,С.Н. Александрова, Т.Ф. Бугаенко, Н.Н. Молодцова, Д.Р. Муротова, А.Е. Гуровой. Складывающийся образ Сибири не является застывшим, а представляет территорию в динамике времени разнообразии индивидуальных восприятий.
-В чем состоит особенность деятельности музея «Либеров – центр»?
-В настоящее время в коллекции около 500 картин, этюдов, набросков, уникальной печатной графики, охватывающих период от 1869-2000 годов. Большая часть произведений принадлежит омским художникам, но представлены также авторы из Барнаула, Новокузнецка, Томска. На их примере можно познакомиться с образами южных степей и Крайнего Севера, тундры и тайги, лесных, горных, речных ландшафтов Сибири. Собран интересный материал по темам «Сибирская деревня» и «Образы города», собирается раздел индустриального пейзажа. Кроме того, идет серьезная научная работа, базирующаяся на междисциплинарных исследованиях. Организованные музеем в содружестве с Сибирским филиалом Российского института культурологи научно-выставочные проекты: «Сибирский пейзаж: пространство мифов /2000/, «сибирский сад – территория мечты. Омск-Новокузнецк» /2002/, «Реки Сибири и их образы в динамике природного и культурного ландшафта» /2005/ были интересны и значимы благодаря интеграции научного и художественного подходов к исследуемому материалу. Идущее параллельно им комплектование коллекции сибирского пейзажа существенно дополнило «Основное ядро» музейного собрания – произведения А.Н. Либерова.
Итак, познакомившись с исследованиями омских искусствоведов, можно выделить следующие направления:
А.Н. Гуменюк рассматривает «влияние» на творческую судьбу А.Н. Либерова его учителей: В.М. Мизерова, В. Уфимцева, А.Е. Кареева, А.И. Савинова, И.И. Бродского;
Г.Ю. Мысливцева уделяет особое внимание роли художника и педагога А.Н. Либерова на творческую жизнь города.
Надо отметить, что в кругу своей семьи мы листали, читали альбом – каталог «Сибирский пейзаж в творчестве народного художника России Алексея Николаевича Либерова и в коллекции музея «Либеров - центр», подаренный мне устроителями V Детских искусствоведческих чтений, и каждый из нас выделил работы, воспевающие красоту родного сибирского края, силу сибирского характера. Нами были названы такие работы, как «Родина» [1, 18], «Хлебное поле» [1, 24], «Вечер в сибирском селе /Сумерки в деревне/» [1, 19], «Дом моего детства» [1, 20], «Весна» [1, 26] «Заморозки на Оми» [1, 27], «Я и мои друзья» [1, 21], «Берега Иртыша» [1, 32]…
Мой дедушка, Шабаев Геннадий Александрович, большой любитель не только сам почитать, но и нас увлечь домашним чтением, предложил поискать стихотворения, созвучные духовной красоте живописных работ омских художников, представленных в альбоме - каталоге. Мы вновь со всей семьей, конечно, во главе с дедушкой, «отправились в новое путешествие», но уже по поэтическим строкам.
Н. Рубцов
Привет, Россия!
…Привет, Россия, - Родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.
За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем…
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!
Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем! [2, 330]
Ф. Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. [2, 293]
Я. Дягутите
Руки человека
Склонила тяжелую голову рожь:
«Спасибо вам, солнце,
и ласковый дождь!
Спасибо земле,
Что была моим домом,
И сильным рукам,
Моим старым, знакомым.
Я помню,
Как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай уберут.
Спасибо вам, руки,
За добрый ваш труд! [2, 387]
А вот следующее стихотворение мой дедушка выделил особо! Это детское стихотворение «О чем поют воробушки». Но оно имеет глубокий философский смысл!
В.Берестов
О чем поют воробушки
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
- Мы выжили!
- Мы дожили!
- Мы живы!
- Живы вы! [2, 374]
Для себя я сделала вывод: в становлении личности человека важную роль играют не столько те люди, с которыми мы общаемся, сколько прежде всего сам человек. Пример: мой дедушка, Шабаев Геннадий Александрович: родился в деревне, с детства стремился к знаниям, много трудился, и, ни на кого не надеясь, строил свою жизнь, а в дальнейшем и крепкую семью. Как Александра Николаевича Либерова, омского художника, так и моего дедушку, с детства окружали сильные духом люди, поэтому они и сформировались как волевые и ответственные, увлеченные своей профессией личности. Настоящие патриоты своей Земли и Семьи! И мне хочется быть сильной и красивой духом!
Библиографический список литературы
1.Сибирский пейзаж в творчестве народного художника России Алексея Либерова и в коллекции музея «Либеров - центр»: альбом – каталог, Омск: Издательский дом «ЛЕО», 2006 – 72 с.; ил.
2.Книга для домашнего чтения, 2 – е издание, Москва «Просвещение», 1991
учащаяся 9 класса,
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 150
с углубленным изучением отдельных предметов»,
г. Омск
Руководитель:
Мазурова Татьяна Михайловна,
Учитель музыки, мировой художественной культуры, изобразительного искусства
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 150
с углубленным изучением отдельных предметов»
2007 учебный год
«…воспитывались людьми, знавшими и любившими Сибирь»
«Мы любим то, на чем воспитаны…»
А.Блок
Владимир Радул, министр культуры Омской области, в 2006 году представляя альбом – каталог «Сибирский пейзаж в творчестве народного художника России Алексея Либерова и в коллекции музея «Либеров - центр» так сказал об этом человеке, жителе города Омска: «Он - один из виднейших российских художников, большой мастер, педагог, основатель художественно – графического факультета Омского Государственного Педагогического института /ныне университета/, народный художник России Алексей Николаевич Либеров. Его творчество получило официальное признание, высоко оценено профессиональной критикой, коллегами, знатоками и поклонниками изобразительного искусства. Произведения А.Н. Либерова входят в собрания крупнейших музейных коллекций России. [1,3]
Данное издание - «реализация большой программы в честь 95 – летия А.Н. Либерова и продолжение серии изданий, посвященных творчеству известных омских художников». [1,3]
Альбом - второе издание, посвященное творчеству А.Н. Либерова. Большую и многостороннюю работу по изучению творческого наследия художника ведет городской художественный музей «Либеров – центр».
Вот уже который год музей «Либеров - центр» проводит Детские искусствоведческие чтения, которые получили второе название – «Либеровские».
В прошлом году я принимала участие в V Детских искусствоведческих чтениях, посвященных Народному художнику России А.Н. Либерову. Увидела и прочувствовала, с каким сердечным вниманием и ответственностью сотрудники музея «Либеров – центра», художники, учителя, участники Чтений, относятся к памяти и творческим трудам человека, у которого учились, с которым общались, вместе выезжали на пленэр, просто трудились и жили рядом.
Выступила я удачно: была награждена Дипломом Лауреата Первой степени и ценным подарком: альбомом – каталогом «Сибирский пейзаж в творчестве народного художника России Алексея Либерова и в коллекции музея «Либеров - центр». /Надо отметить, что все выступающие на Детских искусствоведческих чтениях в музее «Либеров – центр» были одарены ценными художественными подарками./
Теперь я рада, что могу не только сама более основательно изучить творчество Алексея Николаевича Либерова, но и рассказать о нем в своей семье.
Цель исследования: через творческий и жизненный путь Алексея Николаевича Либерова, омского художника, раскрыть воспитывающую роль окружающих тебя людей в становлении гражданина и мастера.
Альбом состоит из двух частей: А.Н. Гуменюк «Сибирский пейзаж в творчестве А.Н. Либерова», Г.Ю. Мысливцева «Сибирский пейзаж в коллекции музея «Либеров – центр». В альбоме – каталоге ярко представлены и творческие работы художника, его учеников, коллег – художников.
«Пейзажное творчество А.Н. Либерова,- пишет А.Н. Гуменюк,- развиваясь в соответствии с общими закономерностями эволюции жанра пейзажа в российском искусстве, имело присущие только этому художнику неповторимые черты. Большое влияние на формирование А.Н. Либерова оказали его первые учителя. В Томске его учителем был известный художник Вадим Матвеевич Мизеров /1889-1954/, мастерски работавший акварелью и пастелью. После приезда в 1926 году в Омск берет уроки у Виктора Уфимцева. С 1933 – 1939 годы, в период учебы в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств, наставники А.Н. Либерова – талантливые и преданные искусству мастера Алексей Еремеевич Кареев и Александрович Иванович Савинов. От них художник воспринял прекрасное понимание цвета и общую профессиональную культуру. Закончив обучение в мастерской профессора Исаака Израилевича Бродского – видного мастера советского искусства, художник приобрел не только академические знания, но и образование в духе реалистического искусства». [1,7]
Автор статьи, А.Н Гуменюк, приводит строки А.Блока: «Мы любим то, на чем воспитаны…» и считает, что они точны и справедливы по отношению к А.Н. Либерову. Далее омский искусствовед пишет: «Либеров воспитывался в поклонении природе родного края, воспитывался людьми, знавшими и любившими Сибирь». [1,8]
Поэтому у художника не было затруднений в выборе тем: «Родина» [1,8], «Барабинская степь» [1,8], «Перед штурмом целины» [1,9]… Здесь и эпическое звучание как неторопливый рассказ об особенностях родной земли, и изображение преобразованного края как чувство беспокойства за людей, их нелегкий труд и неустроенный быт которых диссонирует с «перронным» энтузиазмом хроник 1950 – х годов, и неброская красота Западной Сибири, затрагивающая сокровенные струны души [1,9]
«В произведениях А.Н. Либерова 1060-х годов, - читаем в статье А.Н. Гуменюк,- одновременно обозначились три актуальные темы тех лет:
Российской «глубинки», выразившейся в создании мастером серии картин «О Севере Сибири»;
«отечественной истории», прозвучавшей в цикле работ о древнем сибирском городе Тобольске;
«негромкой стороне», получившей свое воплощение в пейзажах малых сибирских деревень». [1, 10]
«Старый Кремль. Тобольск» /1967/ [1,11], «Вечер в сибирском селе» /1972/ [1,12], «Гроза на Иртыше» /1967 [1,12] – цикл «О Севере Сибири» повествует о своеобразной природе края, его истории и современности. «Вместо угрюмых рек и неприступности тайги, мастер,- пишет А.Н. Гуменюк,- запечатлел край обжитой, человечный. Особой мелодией зазвучала тема древнего Тобольска: историческая столица земель сибирских» [1,11]
«Самотлоровские рождения» /1977/, «Буровая Нурлы Гаянова» /1975/ - «философское размышление о земле, о разумном вторжении людей в ее недра, восхищение красотой сурового края зазвучало в унисон с тревогой за дальнейшую его судьбу». [1,14]
«Заморозки на Оми» /1975/, «Сибирский пейзаж» /1981/, «Половодье» /1984/ - по мнению омского искусствоведа, автора статьи, «особый мир сибирской земли, трогательные в своей неброской красоте интимные уголки, где природа будто прислушивается к самой себе». [1,15] Это пейзажи – настроения, сила воздействия которых зависит от прочувствования и опоэтизации художником природы.
«Пейзажное творчество А.Н. Либерова – результат глубокой привязанности к родной сибирской земле. Возвышенное отношение к природе, правдивость, умение запечатлеть увиденное в ясной, четкой композиции звучат в его «либеровских сюжетах».
Во второй части альбома – каталога омский искусствовед Г.Ю. Мысливцева уделяет внимание «Сибирскому пейзажу в коллекции музея «Либеров – центр». [1,57]
«В 1994 году губернатор Омской области Л.К. Полежаев,- пишет искусствовед,- принял постановление о создании Государственного областного художественного музея «Либеров – центр», включающего в свою структуру Областную студию творчески одаренных детей. В Омске это был уже второй «персональный» музей художника / в 1991 году начал работу музей народного художника России Кондратия Петровича Белова/, и оба старейших мастера – «киты» омского искусства Кондратий Белов и Алексей Либеров – Основную часть своего творчества посвятили природе родной земли и вошли в историю российского изобразительного искусства как выдающиеся мастера сибирского пейзажа». [1,57]
Галина Юрьевна отмечает, что «сибирская природа стала для А.Н. Либерова тем «питающим ландшафтом», где он находил не только богатый материал для творчества, но и проверенный источник духовных и нравственных сил, а также критерий человеческих деяний, направленных на «освоение», «покорение», «извлечение богатств Сибири» из ее, казалось бы, бездонных недр».
«Вновь созданный музей унаследовал благородную миссию воспитания в сибиряках чувства любви, уважения, привязанности к своей земле, - продолжает искусствовед знакомить с музеем «Либеров – центр» в своей статье.
- Галина Юрьевна, расскажите о коллекции произведений художника в музее «Либеров – центр», - обращаюсь я к искусствоведу.
- Коллекция произведений А.Н. Либерова в музее невелика, но на ее примере можно показать разные грани его творчества, представить многообразие природных ландшафтов и прикоснуться к переживаниям, испытанным художником в общении с природой.
- В какие года были выполнены работы, находящиеся в коллекции музея?
- Большинство работ выполнены в 1970-1990 – е годы. В это время А.Н. Либеров уже был признанным мастером пастельной живописи. К ярким образцам эпического пейзажа можно отнести монументальное полотно А.Н. Либерова «Хлебное поле» /1989/,- приглашает Галина Юрьевна к полотну, находящемуся в «Либеровском» зале музея.
-А какие пейзажи наиболее полно представлены в музее?
-Лирические пейзажи художника. В них отражена «история страны как глубоко личная, связанная с семьей и детством художника». Надо еще отметить, что в традициях русской философии и культуре пейзажного мышления Либеров «видел пространственные характеристики природы в духовном измерении». [1,58]
- Галина Юрьевна, какие работы, находящиеся в музее, вы можете назвать?
- Конечно, «Хлебное поле» /1989/, «Сибирские партизаны» /1978»/, «Нефть Сибири» /1984/, «Смог» /1987… Городские мотивы в сибирских пейзажах Либерова встречаются редко, но в собрании музея имеются два омских вида. Один из них - «Город Омск» /1957/ - написан из окна его мастерской на четвертом этаже только что построенного на берегу Оми Дома художника. Это один из первых видов на реку Омь, скверы на ее берегах, мост, улицы …Панорама центральной части интересна своей документальностью. Написанный пейзаж в 1996 году пейзаж «Дождь в парке» лишен деталей, указывающих на определенное место в городе.
-А что является на ваш взгляд самым – самым в коллекции музея…
- …к жемчужинам музейного собрания можно отнести работу «Я и мои друзья» /1979-1990/. Это автопортрет художника с парой своих любимых борзых, Дианой и Гасконом., среди по – осеннему пустынного скошенного поля. Здесь единство человека и с миром природы. В классическом тургеневском варианте. Эта работа – своеобразное творческое кредо автора: «человек сопричастен природе, и лучшее получается, когда состояние природы и собственное душевное состояние перекликаются. Именно в этом видел смысл творчества, смысл искусства художник». [1,59]
-Галина Юрьевна, вы пишете в своей статье, что «понимание эстетической, духовной и нравственной ценности природы А.Н. Либеров сумел передать и своим ученикам». [1,60]
-Преподавательскую деятельность художник начал еще в Ленинграде, в средней художественной школе им. С.М. Кирова при Академии художеств. Вернувшись в Омск в тяжелые годы Великой Отечественной войны, А.Н. Либеров вел занятия в городской художественной студии при музее Изобразительных искусств. В числе его учеников были будущие омские художники – Алексей Сапожников, Владимир Белов, Ростислав Черепанов, Александра Соловьева. Но, пожалуй, одним из главнейших дел жизни Алексея Николаевича стало создание в 1960 году художественно – графического факультета при Педагогическом институте.
В статье «Сибирский пейзаж в коллекции музея «Либеров – центр» читаю: «колоссальная эрудиция А.Н. Либерова, его воспоминания о крупнейших мастерах изобразительного искусства, с которыми художнику довелось общаться, суждения очевидца о художественной жизни Москвы и Ленинграда 1930 – х годов, богатый жизненный опыт, открытость к общению делали мастерскую Алексея Николаевича духовным центром, где формировались личности будущих художников». [1]
-Можно сказать, что художник создал свою «либеровскую» школу живописи?
-Непохожесть первых омских учеников Либерова ни друг на друга, ни на своего учителя показывает, что мастер не стремился к созданию формальной «либеровской» школы. Согласно его педагогическим принципам, каждый должен петь свою песню, но только после постижения секретов профессионального мастерства.
Крепкий педагогический коллектив А.Н. Либеров создал и на художественно-графическом факультете Педагогического института. М.И. Слободин, Г.А. Штабнов, С.К.Белов, А.А. Чермошенцев, Г.С. Катилло-Ратмиров, Г.Г. Пилипенко, В.И. Маслов.
-Не случайно центральной темой творчества большинства педагогов были образы Сибири,- рассказывает Галина Юрьевна,- получив образование в вузах и училищах других городов и союзных республик, они были проводниками разных художественных традиций, и важно, что именно Сибирь с ее природой стала объединяющим их всех началом.
- Первый выпуск худграфа состоялся в 1965 году, и вскоре среди выпускников выделилась группа художников, близких по духу А.Н. Либерову.
- М.И.Разумов, В.Л. Долгушин, А.С. Макаров, В.М.Сидоров. Многие, из которых прошли школу Либерова, составляют большую часть членов Омской организации Союза художников России и играют определяющую роль в художественной жизни города. Все они, за редким исключением, работали и работают над созданием образов Сибири, ее разнообразных природных, сельских и городских ландшафтов. Природа Севера Сибири является центральной и в творчестве И.А. Санина, В.И. Бичевого, А.А. Шакенова…Н.Я. Третьякова.
-Галина Юрьевна, чем же интересна коллекция музея «Либеров – центр».
-Тем, что в ней представлено творчество художников разных поколений и стилевых направлений: от Н.К. Щекотова, Н.Ф. Кликушина, заслуженного художника России В.В. Кукуйцева, Л.А. Зотиковой, В.Н. Белана, Заслуженного художника России И.И. Желиостова к среднему поколению – А.А. Темереву /1949-1996/, А.В. Старцеву, Г.Н. Канунникову, заслуженному художнику России Г.П.Кичигину, Е.В. Гурову /1954-1995/. Неплохо отражено в ней и творчество молодых авторов – Г.С. Баймуханова,С.Н. Александрова, Т.Ф. Бугаенко, Н.Н. Молодцова, Д.Р. Муротова, А.Е. Гуровой. Складывающийся образ Сибири не является застывшим, а представляет территорию в динамике времени разнообразии индивидуальных восприятий.
-В чем состоит особенность деятельности музея «Либеров – центр»?
-В настоящее время в коллекции около 500 картин, этюдов, набросков, уникальной печатной графики, охватывающих период от 1869-2000 годов. Большая часть произведений принадлежит омским художникам, но представлены также авторы из Барнаула, Новокузнецка, Томска. На их примере можно познакомиться с образами южных степей и Крайнего Севера, тундры и тайги, лесных, горных, речных ландшафтов Сибири. Собран интересный материал по темам «Сибирская деревня» и «Образы города», собирается раздел индустриального пейзажа. Кроме того, идет серьезная научная работа, базирующаяся на междисциплинарных исследованиях. Организованные музеем в содружестве с Сибирским филиалом Российского института культурологи научно-выставочные проекты: «Сибирский пейзаж: пространство мифов /2000/, «сибирский сад – территория мечты. Омск-Новокузнецк» /2002/, «Реки Сибири и их образы в динамике природного и культурного ландшафта» /2005/ были интересны и значимы благодаря интеграции научного и художественного подходов к исследуемому материалу. Идущее параллельно им комплектование коллекции сибирского пейзажа существенно дополнило «Основное ядро» музейного собрания – произведения А.Н. Либерова.
Итак, познакомившись с исследованиями омских искусствоведов, можно выделить следующие направления:
А.Н. Гуменюк рассматривает «влияние» на творческую судьбу А.Н. Либерова его учителей: В.М. Мизерова, В. Уфимцева, А.Е. Кареева, А.И. Савинова, И.И. Бродского;
Г.Ю. Мысливцева уделяет особое внимание роли художника и педагога А.Н. Либерова на творческую жизнь города.
Надо отметить, что в кругу своей семьи мы листали, читали альбом – каталог «Сибирский пейзаж в творчестве народного художника России Алексея Николаевича Либерова и в коллекции музея «Либеров - центр», подаренный мне устроителями V Детских искусствоведческих чтений, и каждый из нас выделил работы, воспевающие красоту родного сибирского края, силу сибирского характера. Нами были названы такие работы, как «Родина» [1, 18], «Хлебное поле» [1, 24], «Вечер в сибирском селе /Сумерки в деревне/» [1, 19], «Дом моего детства» [1, 20], «Весна» [1, 26] «Заморозки на Оми» [1, 27], «Я и мои друзья» [1, 21], «Берега Иртыша» [1, 32]…
Мой дедушка, Шабаев Геннадий Александрович, большой любитель не только сам почитать, но и нас увлечь домашним чтением, предложил поискать стихотворения, созвучные духовной красоте живописных работ омских художников, представленных в альбоме - каталоге. Мы вновь со всей семьей, конечно, во главе с дедушкой, «отправились в новое путешествие», но уже по поэтическим строкам.
Н. Рубцов
Привет, Россия!
…Привет, Россия, - Родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.
За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем…
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!
Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем! [2, 330]
Ф. Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. [2, 293]
Я. Дягутите
Руки человека
Склонила тяжелую голову рожь:
«Спасибо вам, солнце,
и ласковый дождь!
Спасибо земле,
Что была моим домом,
И сильным рукам,
Моим старым, знакомым.
Я помню,
Как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай уберут.
Спасибо вам, руки,
За добрый ваш труд! [2, 387]
А вот следующее стихотворение мой дедушка выделил особо! Это детское стихотворение «О чем поют воробушки». Но оно имеет глубокий философский смысл!
В.Берестов
О чем поют воробушки
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
- Мы выжили!
- Мы дожили!
- Мы живы!
- Живы вы! [2, 374]
Для себя я сделала вывод: в становлении личности человека важную роль играют не столько те люди, с которыми мы общаемся, сколько прежде всего сам человек. Пример: мой дедушка, Шабаев Геннадий Александрович: родился в деревне, с детства стремился к знаниям, много трудился, и, ни на кого не надеясь, строил свою жизнь, а в дальнейшем и крепкую семью. Как Александра Николаевича Либерова, омского художника, так и моего дедушку, с детства окружали сильные духом люди, поэтому они и сформировались как волевые и ответственные, увлеченные своей профессией личности. Настоящие патриоты своей Земли и Семьи! И мне хочется быть сильной и красивой духом!
Библиографический список литературы
1.Сибирский пейзаж в творчестве народного художника России Алексея Либерова и в коллекции музея «Либеров - центр»: альбом – каталог, Омск: Издательский дом «ЛЕО», 2006 – 72 с.; ил.
2.Книга для домашнего чтения, 2 – е издание, Москва «Просвещение», 1991
Скачать
Другие материалы автора
- Сценарий урока музыки в 6-м классе по теме «Мелодия — душа музыки»
- Приложение № 2 к уроку музыки в 7-м классе по теме «Почему музыкальные формы бывают большими и малыми»
- Сценарий урока в 7 классе по теме «Восточная тема у Николая Римского -Корсакова: «Шехеразада» (с использованием электронных образовательных ресурсов)
- Сказка и миф. 8 класс: работа с текстом учебника
- Задание на умение вычитывать информацию в тексте по теме «С.Рахманинов. Лирико-пейзажная вокальная музыка»
- Неформальное образование. Из опыта работы учителя музыки и ИЗО. Январь-февраль. 2019
- Музыкальный диктант «Сказочные герои в музыке»
- Сценарий урока музыки в 5-м классе по теме «Искусства различны, тема едина»
- Функционально-архитектурная планировка жилища
- Духовное чтение в моей семье
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Мне очень нравятся пейзажи А.Н. Либерова. Поэтичные. Музыкальные.
Татьяна Мазурова, дата: 14.01.2023 в 20:19
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.