С нами 17149 учителей, 7296 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Патриотический интерес художника XIX века /В.П. Петров/
Городская научно-практическая конференция
Научное общество учащихся МОУ «СОШ № 150»
Направление: Искусство









Патриотический интерес художника XIX века
/В.П. Петров/










Выполнила:
Марина Ксения,
Учащаяся 11 класс,
МОУ «Средняя школа № 150»,
Руководитель:
Мазурова Т. М.,
Учитель МХК, МОУ «Средняя школа № 150».





Омск – 2006











Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1 Патриотический интерес художника XIX века /В.П. Петров/…4
1.1. Сибирский пейзаж XIX века………………………………..……………4
1.2. Путь мужества и чести художника……………………………...………5
1.2.1. Потрясен величием и красотой Алиая…………………..…………..6
1.2.2.Бытовые зарисовки Восточной Сибири………...……………………9
1.2.3.Предчувствия художника…………………………..…………………10
Заключение…………………………………………………………………..…11

Библиографический список использованной литературы………...…….12
























3
Введение
Актуальность исследования
Человеку всегда было свойственно всматриваться в мир природы, и изображать его.
Так, в европейском искусстве предпосылки для формирования пейзажа как самостоятельного жанра, помогающего увидеть мир глазами других людей, складывается в эпоху Возрождения. Художники обращаются к непосредственному изучению натуры, строят пространство в картинах, основываясь принципах научно разработанной линейной и воздушной перспективы, пейзаж у них становится реальной средой, в которой живут, действуют персонажи.
В XVIII веке в искусстве классицизма оформились принципы идеального пейзажа, в котором главное место занял образ природы, подчиненный законам разумного устройства мироздания. Постепенно распространяется пейзаж, с топографической точностью воспроизводящий виды отдельных местностей и особенно городов.
В первой половине XIX века в живописи романтизма пробуждается интерес к передаче различных состояний природы, к своеобразию национального пейзажа, проблемам пленэра1.
Романтические традиции начинают играть особую роль в русском пейзаже2 с середины XIX века.3
Сибирь в начале XIX века представляла собой далекую и глухую окраину России. Экономику этого края формировали такие области человеческой деятельности, как земледелие, скотоводство, промыслы, ремесла, домашняя мануфактурная промышленность, торговля. О культуре же как таковой можно было говорить только условно. Незначительные ее очаги отмечались в городах Барнауле, Томске, Красноярске, Иркутске, Минусинске.
Далекая Сибирь не имела своих художественных кадров, ее художественное освоение пришлось на долю художников, прибывавших из Центральной России. Одним их первых и был Василий Петрович Петров.
Тема исследования: Патриотический интерес художника XIX века.
Цель исследования: своеобразие творческого проявления индивидуальности художника.
Объект исследования: Изобразительное искусстве Сибири XIX века.
Предмет исследования: Творчество художника XIX века В.П. Петрова.
В исследовании выдвигается гипотеза, что изучение данного материала, а именно: «Патриотический интерес художника XIX века»:
повысит интерес к изучению сибирской культуры;
4
актуализирует важность патриотического отношения к родному краю;
раскроет патриотический характер русской художественной школы XIX века.
В соответствии с целью, выдвинутой гипотезой необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть своеобразие формирования профессионального изобразительного искусства в Сибири в XIX веке;
изучение своеобразия творческого проявления индивидуальности художника в Сибири в XIX веке;
обращение к творчеству малоизвестного художника, и определение его роли в художественной жизни Сибири XIX века.
В связи с тем, что в настоящее время возрастает интерес и внимание к изучению культурного наследия Сибири, необходимо исследовать вопрос о патриотическом характере сибирской художественной школы, раскрывая самобытный характер творчества художников.

Глава 1 Патриотический интерес художника XIX века /В.П. Петров/
1.1.Сибирский пейзаж XIX века
По-разному входила Сибирь в жизнь и творчество художников XIX века.
Одни принадлежали ей с рождения и были её верными сынами до последнего вздоха, для других она была краем ссылки и каторги, и тем дорога их любовь к этой земле и стремление быть полезным для неё, а третьи пришли к ней добровольно, одержимые идеей созидания, идеей служения прогрессу. Но как бы там ни было, она широко и разнообразно заняла своё место в их творчестве.
Далекая сибирская окраина не имела собственных художников, и художественное освоение её пришлось в основном на долю тех, кто приезжал из Центральной России. В то время внедрялась практика включения художников в научные экспедиции, как сухопутные, так и морские4. Таким образом, творчество добровольно приехавших в Сибирь художников и ссыльных декабристов на протяжении века развивалось под сильнейшим влиянием российского искусства. Художники были его частицей, имели ту же профессиональную базу – Академию художеств, одну национальную художественную школу5.
Постепенное и планомерное освоение богатого края с каждым годом увеличивало приток поселенцев за Уралом, которые, опираясь на классическую школу6 и исходя из тенденции развития искусства, постепенно освобождались от условностей классицизма и романтизма.

5
В их пейзажах удачно сочетаются художественность формы и глубина содержания, возникает поэтический образ сибирской природы, увиденной глазами художника, полюбившего суровый, но прекрасный край7.
Реалистический пейзаж начала второй половины XIX века принципиально отличается как от видового, задачей которого является точное воспроизведение панорамы определенной местности, так и от сугубо пейзажного, широко распространенного в то время. Также происходит перелом русской пейзажной живописи, выразившийся на первых этапах обращения пейзажистов к естественной жизненной среде.
Пейзажная живопись Сибири формировалась на основе эстетических представлений, утверждающих ей общественную значимость. Содержание так же подчинялось социальным задачам века. Предметом изображения становилась жизненное интересное в природе.
В своих работах сибирские пейзажисты добиваются полного слияния эмоционально-психологического и композиционного начала, цельного образа окружающей действительности8.

1.2. Путь мужества и чести художника
Одним из первых художников начала XIX века, в чьём творчестве широко отражена сибирская тема – пейзаж и люди,- был Василий Петрович Петров (1779-1810).
8 июня 1801 года последовал императорский именной указ: «Находя нужным иметь полное собрание видов казенных горных заводов, повелеваем для снятия оных употребить состоящего в ведомстве Кабинета причисленного к эрмитажу с званием мастера живописи и рисования 12 класса Петрова отправить на заводы …с вятской губернии состоящи оттуда по порядку…» В указе была дана художнику широкая программадеятельности: «…чтоб снял он, Петров, не только есть внешние виды заводов, с коих таковые еще не сняты, но и …виды примечательных, достойнейших рудников…»
Получив предписание и подорожную, по указанию императора художник выехал «…от Санкт – Петербурга до Барнаула через Екатеринбург, Ишим, Каинск»9.
В Сибирь В.П.Петров прибыл уже достаточно сложившимся художником, имея немалый профессиональный опыт. Учился он в Академии художеств у русского пейзажиста Семена Щедрина.10 После выхода из Академии служил учителем рисования в Петербургском горном училище и поэтому был направлен на Алтай в распоряжение Управление Горной конторы. Цель поездки была ведомственная.

6
Пейзажем Петров начал заниматься, будучи ещё учеником Академии. В этот период объектами его внимания была Западная и Южная Россия – от окрестностей Петербурга до берегов Крыма, Бесарабии, Украины, по которым он путешествовал.
В сохранившихся работах того времени «Вид порта Феодосия» /1792/, «Вид Тавриды» /1791/, еще видно влияние академической школы. Из его ранних сибирских работ в сюжетном отношении представляет интерес «Вид Екатеринбурга» /1789/. Художник изобразил уличную сценку, где старался показать повседневную жизнь и нравы уральского города. Еще мало удалось Петрову изображение архитектуры – он придает ей совершенно произвольные пропорции. Этот недостаток виден и в других его работах: «Андреевская церковь в Киеве», «Соборная площадь в Херсоне». Очевидно, что художник воспитывался в традициях декоративной трактовки архитектуры, что сказывается е его рисунках.
Постепенно отходя от условности и стремясь к более точному изображению архитектуры, он на первых порах еще не умел рисовать в перспективе. Но Петров упорно стремился к предметной определенности и конкретности вида, преодолевая декоративную трактовку. Это проявляется в его законченных живописных произведениях того времени, например, в пейзаже «Таврида», написанном в память посещения Крыма Екатериной и носящем обобщенно-сочиненный характер.
Не задолго до отъезда в Сибирь В.П. Петров был возведен в звание “назначенного в академики” за картину “Пейзаж с рекой и стадо” /1800/, нарисованную в традиционных мотивах “итальянского пейзажа”. В ней уже положительно отражен опыт, приобретенный в работах с видами России, но и здесь художник еще не вносит новое в видовое изображение. Природа им трактуется пока в традиционных мотивах все того же «итальянского пейзажа». В картине та же условная декоративная композиция, но решение пейзажа дано уже в вертикальном формате. За эту работу художник получил в 1806 году звание академика.

1.2.1. Потрясен величием и красотой Алтая
В первые четыре года проживания на Алтае Петровым были исполнены лучшие реалистические рисунки сибирского периода. В это время он изображал окрестности и усадьбы Нерчинска, Петровского Завода, пейзажа Забайкалья, но, к сожалению, они остались незаконченными, в виде эскизов, зарисовок.
В сибирских работах художник приходит к конкретизации и предметности пейзажа, преодолевая элементы внешнего декоративизма. В его пейзажах появляется пленэрность11, начинает исчезать кулисность в композиции, нет условностей в изображении деревьев,- наоборот, теперь можно определить на рисунках Петрова даже конкретные их породы.
7
Пусть еще не очень умело, но уже уверенно художник отражает непосредственную действительность.
По приезде в Барнаул художник, получив от Горного управления учеников, приступает к работе, путешествуя по Алтаю. Из Локтевских рудников Петров В.П. едет в Бухтарминские, а затем за сотни верст по таежным тропам – на Салаирские рудники12. И здесь алтайский пейзаж находит свое воплощение в своеобразной графике, исполненной художником. Только к осени он возвращается в Барнаул, чтобы обработать собранные материалы, но в октябре он снова на юге Алтая, на Змеиногорском руднике.
Из письма Петрова от 18 октября 1802 года следует, что он упорно и много работает над ситуационными планами. Кончились бумага, карандаши, и художник просит прислать бумагу и карандаши и для себя и для учеников. Им было сделано четыре ситуационных плана районов рек Белой, Черной, Убы, ключа Меркурия, для чего требовалось большое графическое мастерство. С художественной точки зрения они не представляли большого интереса, но вызывают восхищение своей филигранной технической стороной. Нужно было обладать хорошим объемно-пространственным мышлением, чтобы суметь так пластично решать графические листы.
Ситуационные планы Петрова выходят за рамки обыкновенных маркшейдерских13 планшетов. В каждом из них присутствует определенная осмысленная композиция, изображения той или иной местности; очевидна способность автора увидеть и передать характерные особенности: художник, обобщая, передавал определенный образ местности. Его ситуационные планы – это развернутые панорамы Алтайских гор с птичьего полета. Горные хребты, зубчатые вершины, покрытые лесом, изрезанные змейками горных рек и ущелий, прорисованы художником со всей тщательностью.
В.П. Петров также рисовал горные пейзажи непосредственно с натуры, о чем свидетельствует письмо его от 7 ноября 1802 года к президенту Академии художеств А.С. Строганову, где он сообщал: « …все нынешнее лето дл самой поздней осени пробродил я в странствии по белкам хребтов Алтайских, коих большую часть успел объездить даже до Китайских границ… не щадя себя, в сорок пять дней, снял до 25 видов». Работа эта было сопряжена с трудностями: каждый шаг художника был крайне опасен для его жизни. Но, несмотря на все неблагоприятные обстоятельства, художник, потрясенный красотой и величием Алтая, продолжал вдохновенно писать.
Петров фиксировал все, что привлекало его внимание: домашних животных, национальные костюмы, часовни, церкви, инвентарь горняков, горные выработки, типы людей, писал и рисовал окрестности Барнаула14.


8
Во всем этом он видел очарование живой красоты как поэтическую реальность.
О натурных рисунках Петрова А.А. Федоров – Давыдов15 писал: «…определяющим началом творчества Петрова являлось то, что и сегодня привлекает в его натурных рисунках: интерес и любовь художника к своим сюжетам. Это были близкие и дорогие ему как русскому сюжеты, и он писал их с вниманием и значительностью. Именно этот патриотический интерес определил его достижения в лучшем из того, что он сделал в Алтайских видах…»
В Русском музее среди более двухсот рисунков Художника сохранился панорамно-перспективный вид города Барнаула /1802 год/. Он представляет большой интерес и как типичный видовой пейзаж того времени, и как историко –этнографический документ. В панораме Барнаула нельзя не увидеть тот огромный труд, который вкладывал художник в свои работы. Раскинувшиеся прямые улицы, словно по линейке, город между предгорьями и Обью с высоким берегом на переднем плане представляет собой в основном одноэтажную деревянную застройку с возвышающимися тремя городскими соборами. Художником прорисована с огромным вниманием и любовью каждая усадьба, почти каждая тынинка изгороди. В этом рисунке Петров В.П. окончательно отходит от условности в изображении деревьев и конкретизирует их породы. Отчетливо прорисованы ели, сосны, березы на обрывистом обском берегу переднего плана.
Полон красоты и величия пейзаж «Вид на Алтае» /1802 г/. Художник не случайно выбрал удлиненный по горизонтали формат для широкого разворота вида – громады горного кряжа, изрезанного ущельями и падями. Вытянутая каменная гряда гор взмывает ввысь отдельными уступами. Художник удачно справляется с решением многоплановости пейзажа. Чтобы передать глубину пространства, он решает эти планы тонально. Изображая огромный пень с молодыми побегами и травой вокруг, петров усиливает тон на переднем плане, а дальше, на следующих планах, он ослабляет его, тем самым придавая рисунку легкость, прозрачность и воздушную перспективу. Масштабным отношением деталей художник передает грандиозность пространства, суровую мощь горного пейзажа.
На втором плане изображены две фигурки охотников с собакой, создающие контраст с величественной природой. За ними - горная низина с альпийскими лугами и хвойным лесом. В этой работе художник делает новый шаг по пути конкретизации изображения природы и отказа от классической условности, надуманности и статичности видовой живописи. Здесь нет и следа декоративности его прежних парковых пейзажей. Стремление к правдивости изображения, передаче величия и грандиозности картин природы полностью овладевают художником.


9
И в других работах он все больше стремится к точности и достоверности /горные пейзажи, заводские поселки Керченский, Банковский…/, что приводит его к контурному набросочному рисунку. Петров был восхищен красотой и величией Горного Алтая, о чем он писал в письме к А. Строганову: «Должен признаться, что места преобильные наивеличественнейшими картинами, так что могу сказать, что виды Алтайские едва ли в чем уступят Альпийским или Швейцарским. Кажется, что природа показывает свою красоту для того, чтобы удивить и пленить человека…»16

1.2.2. Бытовые зарисовки Восточной Сибири
Находясь на юге Алтая, художник готовился в дальний путь – в Восточную Сибирь, на Нерчинские заводы. Будучи в Нерчинской экспедиции он создал целый ряд интересных бытовых сцен. Восточная Сибирь с ее пейзажами, многоплеменным населением и его бытом, обрядами, обычаями явились для художника еще одним открытием. За два года пребывания в Забайкалье он сделал большое количество работ, исполненных в разном графическом материале, а также акварели. Соредии них: «Пещеры близ Байкала» /1803/, «Архитектурный пейзаж с фигурой» /1804/, «Деревенский пейзаж» /1804/, « Скала» /1802/, «Вид Нерчинского завода» / 1804/, «Вид Никольской пристани» /1804/…
Характерным для работ Петрова было то, что главное в них подчеркивалось масштабностью изображения, высотой огромных деревьев, глубиной и ширью далей или же контрастами между крупными и тяжелыми массами переднего плана и открывающимися за ними просторами, воздушностью пейзажа в целом.
Петров был одним из первых художников, запечатлевшим в своих многочисленных рисунках сцены быта. Будучи в Нерчинской экспедиции, он создает ряд интересных бытовых будничных сцен, о чем сообщает в Кабинет в сентябре 1803 года: «…о себе поставлю донести Вам в сымании мною видов, начиная с Петровского завода, Кумирни братской с внутренности с их службою, так же и наружного вида с церемониею, когда встречают ламу или праздник, называемый «белый месяц»…»
Уже тогда Петрова привлек быт бурят, горноалтайцев, и он с присущей ему страстностью и любовью е новому делал зарисовки, проявляя глубокий интерес к обрядовым сценам, людям, к их повседневным занятиям и национальным обычаям. Алтайцы и буряты были для него не только объектом этнографического изучения: он рисовал их увлеченно, проявляя глубокое уважение и представляя их как близко знакомых ему людей, создавал интересные образы, волнующие правдой и поэтическим выражением: «Бурятский мужчина», «Бурятская девушка»…


10
В портретах немолодых бурят или алтайцев Петров удачно передавал выражение глубокой жизненной мудрости, большого человеческого достоинства17.
Его многочисленные зарисовки, выполненные в разном графическом материале и акварели,- яркое свидетельство того, как умело художник обращается с действительностью, передает ее средствами, характерными для реалистического искусства. Парадность, неуместная здесь, уступает место интимности и человечности; многие его работы проникнуты задушевностью и теплотой и представляют собой не столько этнографический интерес, сколько художественный. Некоторые рисунки см натуры являются самостоятельными портретами с глубоким содержанием и индивидуальными характеристиками. В таких работах Петров проявляет себя не только прекрасным рисовальщиком, но и психологом.

1.2.3. Предчувствия художника
Вернувшись в1805 году из Нерчинска, В.П. Петров долгое время занимался обработкой и оформлением набранного материала, одновременно работая в чертежной мастерской Горного управления. Вместе с этим до художника доводились сведения о получении Кабинетом двух его видов: «Риддерский рудник», «Пещера близ Бухтарминской крепости». Эти работы были представлены императору, а затем переданы в Эрмитаж.
Самыми плодотворными годами сибирского периода в его творчестве следует считать 1802-1804 года. Доказательством этого могут быть его многочисленные работы, связанные с пребыванием на Алтае и в Восточной Сибири. Из последних работ этого художника известен пока лишь небольшой рисунок, скорее, набросок – «Рисующий мальчик» /1809/, очевидно сделанный художником во время занятий с одним их своих учеников.
О творческом спаде Петрова после 1805 года не может быть и речи, так как в 1809 году он за свою прилежность получил от Кабинета вознаграждение в 1000 рублей. Однако указ о вознаграждении явился для художника роковым. В нем настоятельно требовался творческий отчет Петрова перед государем. Спрашивалось, когда он надеется окончить сделанное ему поручение.
В ответном рапорте управляющему Колыванско - Воскресенскими заводами Н.П. Петров писал: «Несколько оконченных видов, снятых мною во время пребывания в означенных местах, отправлены в Санкт-Петербург господину Тайному Советнику и Управляющему Кабинетом, а также рисунки разных костюмов…Ныне я занимаюсь отдельными видами заводских и плавильных печей и костюмами мастеров, а также видами деревни Верхбухтарминской, которая лежит в горах Алтайских…»


11
Чувствуя приближения возмездия за невыполнения обязательств: снятие видов сибирских горных заводов и рудников не соответствовали характеру заказа императора, художник просит Кабинет дать разрешение на приезд в Санкт – Петербург после окончания двух видов – «Внутреннего вида завода и плавильных печей» и «Вида деревни Верхнебухтарминской» для объяснения и представления всех работ.
Вместо внешне красивых заводских пейзажей художник сделал сотни зарисовок того, что волновало и было близко только ему. Были также изображены выполняемые вручную тяжелейшие работы, например, при плавке меди и серебра, говорящие о каторжном труде простых рабочих. Увлекшись подобными зарисовками, Петров не выдерживает отведенного на выполнение официального заказа времени. Гуманист и демократ от природы, он не смог отказаться от того, что было сделано им по велению сердца, а представить такие работы к официальной оценке было невозможно.
Предчувствуя царское недовольство, художник внезапно заболевает «меланхолией»18, возможно рожденной боязнью ответственности перед императором за невыполненные обязательства. В течение пяти месяцев длилось это болезненное состояние художника, 14 марта 1810 года он покончил жизнь самоубийством.
После себя он оставил завещание, в котором он заботился о своих учениках, которым завещал эстампы, о местном учителе и бедняках, в помощь которых оставил значительные средства.
Великий труженик в свои 30 с немногим лет, прошедший тысячи километров бездорожья от Алтая до Забайкалья пешком, на лошадях - путь мужества и чести человека, глубоко сознающего свой гражданский долг, влюбленный в красоту Сибирского края, Петров завещал потомкам любить “сверх выгод” свою работу19.
Его наследие, хранящиеся в Русском, Историческом и других музеях страны, в полном мере подтверждает слова художника.

Заключение
В своих сибирских пейзажах художник сумел отойти от бездушной фиксации вида к реалистическому пейзажу. Он - первый из русских художников начала столетия, изучивший и полюбивший пейзаж Алтая и Забайкалья. Много работая с натуры и глубоко воспринимая поэтическое очарование природы, он внес в пейзажное искусство одухотворенность и вместе с тем ясное, реалистическое отношение к действительности.
Не оставался В.П. Петров равнодушным и к подготовке сибирских художественных кадров.

12
Можно утверждать, что не без его настоятельного совета в 1805 году были посланы для обучения в академию художеств два юноши из семей горно-заводских мастеровых. Это были Ильин и Климов. Они оказались действительно одаренными учениками и за пять положенных лет успешно закончили программу академии. К сожалению, их дальнейшая судьба, судьба первых сибирских профессионалов-художников неизвестна.


Библиографический список использованной литературы

Беда Г.В, живопись: Учебник для студентов педагогических институтов. - М.: ”Просвещение”, 1986.-192с., ил..
Богемская К.Г.: Пейзаж. Страницы истории. /Автор-составитель К.Г, Богемская.- М.: Галактика , 1992.-496 с., ил..
Бореев Ю.Б. Эстетика - 4-е издание дополненное. – М.: Политиздат, 1988.-496 с.; ил..
Воскобойников В.Н. История мировой художественной культуры: учебное пособие в 4-х частях. /В.Н. Воскобойников; М.: МГУК, 1996.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. Издательство книга продавца – типографа М. О. Вольфа. 2-е издание, исправленное и значительно умноженное, по рукописи автора.
Дружинин С.Н. “О русской и современной живописи”. Сборник. [Составитель Э.А. Полищук]. - Л.: Художник РСФСР, 1987 г.-232 с., ил..
Мельникова Л.В. “Пейзаж как средство воплощения эстетического идеала в поэзии М.В. Ломоносова”// пейзаж как форма воплощения авторской концепции, М.-1984 г..
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е издание, дополненное. - М.: Азбуковник, 1997 г.-944 с.
Островский Г. “Рассказ о русской живописи”. - М. “Изобразительное искусство”, 1989г..
Токарев В.П. Художники Сибири .19 век. - Новосибирск “ Наука”. Сибирская издательская фирма, 1993.- 117с.
“Человек и растение”. – М.: Знание, 1988. -96 с. - (Народный университет).
Большая иллюстрированная энциклопедия древности. Прага, Издательство “Артия”, 1980 г.
Энциклопедия “Искусство народов СССР”, 1981 г..
Энциклопедический словарь юного художника. Составитель Н.И. Платонова, В.Д. Синюхов. – М., Педагогика, 1983 г. -416 с., ил..
“Я познаю мир”: детская энциклопедия: Культура. – М.: ООО “ Издательство АСТ”, 2001г.-481 с.: ил..
Скачать
Другие материалы автора
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Настоящий художник - всегда патриот, любит свою Родину, родную Землю.
Татьяна Мазурова, дата: 14.01.2023 в 20:21  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ