Мастер-класс "Составление диаманты"
Екатерина Пупкова
02.12.2014
52118
3
Пупкова Екатерина Александровна
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная школа №91
Свердловская область, г. Екатеринбург
учитель русского языка и литературы
Составление диаманты
Цель:
Ознакомление с диамантой как одной из надпредметных форм работы
Задачи:
Научить правилам составления диаманты.
Показать многообразие вариантов ее использования
Шаг 1. Познакомимся с понятием диаманты и схемой ее построения
Диаманта - это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением.
Шаг 2. Цели применения на уроке:
Снятие эмоционального напряжения.
Формирование интереса к предмету
Обогащение словарного запаса
Развитие способностей к выделению существенного, анализу и синтезу.
Шаг 3. Попытаемся сами создать диаманту.
Поскольку я - учитель литературы, сделаю свой предмет темой диаманты (это будет первая строка). Я считаю противоположным ей предметом физкультуру (запишу его в последней строчке).
Подбираем прилагательные глаголы, записываем ассоциации. Вот что получилось у меня:
Шаг 4.
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная школа №91
Свердловская область, г. Екатеринбург
учитель русского языка и литературы
Составление диаманты
Цель:
Ознакомление с диамантой как одной из надпредметных форм работы
Задачи:
Научить правилам составления диаманты.
Показать многообразие вариантов ее использования
Шаг 1. Познакомимся с понятием диаманты и схемой ее построения
Диаманта - это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением.
Схема построения
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия или глагола )
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия или глагола)
строчка 6: определение( 2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия или глагола )
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия или глагола)
строчка 6: определение( 2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)
Диаманта является одним из приемов международного образовательного проекта РКМЧП.
Шаг 2. Цели применения на уроке:
Снятие эмоционального напряжения.
Формирование интереса к предмету
Обогащение словарного запаса
Развитие способностей к выделению существенного, анализу и синтезу.
Шаг 3. Попытаемся сами создать диаманту.
Поскольку я - учитель литературы, сделаю свой предмет темой диаманты (это будет первая строка). Я считаю противоположным ей предметом физкультуру (запишу его в последней строчке).
Подбираем прилагательные глаголы, записываем ассоциации. Вот что получилось у меня:
Шаг 4.
Рассмотрим, как можно использовать диаманту на уроке.
Использование диаманты целесообразно на уроке, если необходимо сопоставить несколько явлений, понятий, образов. Например, на уроках окружающего мира можно составлять диаманту о сезонах (лето-зима), на уроках географии о континетах (Европа-Азия), использия математические знаки или понятия (числитель-знаменатель), при изучении химиии (кислота-щелочь). Приведу пример диаманты, составленной на уроке литературы:
Использование диаманты целесообразно на уроке, если необходимо сопоставить несколько явлений, понятий, образов. Например, на уроках окружающего мира можно составлять диаманту о сезонах (лето-зима), на уроках географии о континетах (Европа-Азия), использия математические знаки или понятия (числитель-знаменатель), при изучении химиии (кислота-щелочь). Приведу пример диаманты, составленной на уроке литературы:
Онегин
равнодушный, надменный,
скучающий, иронизирующий, непонятый,
свет, Петербург, сплин, дуэль.
Восторгающийся, мечтающий, ревнующий,
томный, романтичный
Ленский.
равнодушный, надменный,
скучающий, иронизирующий, непонятый,
свет, Петербург, сплин, дуэль.
Восторгающийся, мечтающий, ревнующий,
томный, романтичный
Ленский.
Даманту также можно использовать для проверки знаний учащихся по изучаемой теме, в этом случае можно использовать текст с пропусками.
Диаманта также может быть использована для рефлексии и обобщения изученного:
Диаманта также может быть использована для рефлексии и обобщения изученного:
Тоталитаризм
бесчеловечный, ...
разрушающий, ..., подавляющий,
репресии, ..., ГУЛАГ, ...
... , жизнеутвержающая, ...
гуманистическая, ...
демократия.
бесчеловечный, ...
разрушающий, ..., подавляющий,
репресии, ..., ГУЛАГ, ...
... , жизнеутвержающая, ...
гуманистическая, ...
демократия.
Шаг 5. В результате работы над диамантой ваши учащиеся почувствуют себя в ситации успеха, смогут выражать своё отношение к рассматриваемой проблеме в творческой форме, обогатят словарный запас.
Буратино
веселый, непоседливый,
шкодит, поет, смеется,
ключик, букварь, нос, полено.
Плачет, грустит, смиряется,
унылый, влюбленный
Пьеро.
веселый, непоседливый,
шкодит, поет, смеется,
ключик, букварь, нос, полено.
Плачет, грустит, смиряется,
унылый, влюбленный
Пьеро.
Применение диаманты помагает раскрыть потенциал учащихся и увидеть их с другой стороны.
Шаг 6. Узнать о диаманте можно в следующих источниках
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/07/30/uchimsya-analizu-teksta
http://wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?
Заир – Бек С.И. Развитие критического мышления // Просвещение – 2011
Дерзайте, творите!
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/07/30/uchimsya-analizu-teksta
http://wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?
Заир – Бек С.И. Развитие критического мышления // Просвещение – 2011
Дерзайте, творите!
Другие мастер-классы пользователя
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Ссылка очень длинная! Отредактируйте, пожалуйста, МК.
Денис Королев, дата: 07.12.2014 в 14:05
#2 хорошо
Екатерина Пупкова, дата: 08.12.2014 в 14:44
#3 Спасибо за мастер-класс.
Евгения Брашко, дата: 01.03.2015 в 11:12
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.