С нами 17149 учителей, 7296 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Мастер-класс "Составление диаманты"
Екатерина Пупкова   02.12.2014   51883   3
Пупкова Екатерина Александровна
Муниципальное Автономное  Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная школа №91 
 Свердловская область, г. Екатеринбург
учитель русского языка и литературы 


                                                    Составление диаманты
Цель:
Ознакомление с диамантой как одной из надпредметных форм работы 
Задачи:
Научить  правилам составления диаманты.
Показать многообразие вариантов ее использования

 Шаг 1.  Познакомимся с понятием диаманты и схемой ее построения

Диаманта - это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя  из которых - понятия с противоположным  значением.
Схема построения
 строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия или глагола )
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия или глагола)
строчка 6: определение( 2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)
 
Диаманта является одним из приемов международного образовательного проекта РКМЧП.

Шаг 2. Цели применения  на уроке:
Снятие эмоционального напряжения.
Формирование интереса к предмету
Обогащение словарного запаса
Развитие способностей к выделению существенного, анализу и синтезу.


Шаг 3.   Попытаемся  сами создать диаманту.
Поскольку я - учитель литературы, сделаю свой предмет темой диаманты (это будет первая строка). Я считаю противоположным ей предметом физкультуру (запишу его в последней строчке). 
Подбираем прилагательные  глаголы, записываем ассоциации. Вот что получилось у меня:

      






















Шаг 4. 
Рассмотрим, как можно использовать диаманту на уроке.
Использование диаманты целесообразно на уроке, если необходимо сопоставить несколько явлений, понятий, образов. Например, на уроках окружающего мира  можно составлять диаманту о сезонах (лето-зима), на уроках географии о континетах (Европа-Азия), использия математические знаки или понятия (числитель-знаменатель), при изучении химиии (кислота-щелочь). Приведу пример диаманты, составленной на уроке литературы:
Онегин
равнодушный, надменный,
скучающий, иронизирующий, непонятый,
свет, Петербург, сплин, дуэль.
Восторгающийся, мечтающий, ревнующий,
томный, романтичный
Ленский.

 
Даманту также можно использовать для проверки знаний учащихся по изучаемой теме, в этом случае можно использовать текст с пропусками.
Диаманта также может быть использована для рефлексии и обобщения изученного:

 
Тоталитаризм
      бесчеловечный, ...
разрушающий, ..., подавляющий,
репресии, ..., ГУЛАГ, ...
... , жизнеутвержающая, ... 
гуманистическая, ...
демократия.

 
Шаг 5. В результате работы над диамантой ваши учащиеся почувствуют себя  в ситации успеха,  смогут выражать  своё отношение к рассматриваемой проблеме в творческой форме, обогатят словарный запас.
Буратино
веселый, непоседливый,
шкодит, поет, смеется,
ключик, букварь, нос, полено.
Плачет, грустит, смиряется,
унылый, влюбленный
Пьеро.
Применение диаманты помагает раскрыть потенциал учащихся и увидеть их с другой стороны. 


 
Шаг 6. Узнать о диаманте можно в следующих источниках

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/07/30/uchimsya-analizu-teksta

http://wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?

Заир – Бек С.И. Развитие критического мышления // Просвещение – 2011

        Дерзайте, творите!                                  
Другие мастер-классы пользователя
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Ссылка очень длинная! Отредактируйте, пожалуйста, МК.
Денис Королев, дата: 07.12.2014 в 14:05  
#2 хорошо
Екатерина Пупкова, дата: 08.12.2014 в 14:44  
#3 Спасибо за мастер-класс.
Евгения Брашко, дата: 01.03.2015 в 11:12  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ