Мастер-класс "Сетевой учебный веб-квест в обучении физике"
маргарита Баранова
10.08.2015
4687
7
учитель физики
МБОУ "СОШ №7", г. Владимира
Сетевой учебный веб-квест в обучении физики
Требования к слушателям и техническому обеспечению:
* владение навыками работы с компьютером;
* владение навыками работы с веб-браузерами (выход в Интернет, наличие Google-аккаунта, наличие электронной почты в Google);
* умение организовать ежедневную самостоятельную работу для выполнения заданий мастер - класса;
Цель мастер - класса: повышение уровня компьютерной грамотности педагогов; создание сетевого веб-квеста на основе Google Drive
Задачи мастер-класса:
1. Знакомство с типами образовательных веб-квестов.
2. Знакомство со структурой веб-квеста.
3. Создание веб-квеста на основе сервисов Google Drive.
Ожидаемые результаты:
* участники мастер - класса повысят уровень компьютерной грамотности в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога;
* оценят образовательные возможности веб-квеств для активизации познавательной деятельности учащихся;
* подготовят примерные дидактические материалы средствами инструментов Google Drive (документ, таблица, презентация, форма, рисунок) и других сервисов web 2.0
Используемые технологии:
ресурсы Google Drive, сервисы web 2.0
Итак, разобью свой МК на два блока:
Блок 1: Теория.
3.раскроется ещё несколько сервисов, но рисунка может не быть, поэтому нажмите на "Другие сервисы"
Шаг 3.
Уважаемые участники МК! Предлагаю вам попробовать создать веб-квест на основе Google - документа и Google - рисунка. А вот инструментарий для создания заданий веб-квеста вы можете выбирать самостоятельно.
Шаг 5.
Мой Веб-квест - задания веб-квеста будут активны с 2015 учебного года! Вы со своими учениками можете принять в них участие!
Шаг 7.
Мы с вами должны уметь видеть созданные нами итоговые продукты как бы со стороны и для улучшения работы подходить к нему с конструктивной критикой, а для этого нам нужно оценить свой веб-квест.
ресурсы Google Drive, сервисы web 2.0
Итак, разобью свой МК на два блока:
- теоретический;
- практический.
Блок 1: Теория.
Веб-квест как образовательная технология.
Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Веб-квест направлен на развитие у обучаемых навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.
Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на самом деле на различных веб-сайтах. Благодаря же действующим гиперссылкам, учащиеся этого не ощущают, а работают в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Учащемуся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются преподавателем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами.
Веб-квесты построены на основе современных информационных технологий и используют богатство и безграничность информационного пространства глобальной компьютерной сети в образовательных целях. В целях повышения мотивации при изучении той или иной темы, учащиеся приобщаются к современным технологиям, максимально используя возможности Интернета в приобретении знаний из аутентичных источников. По сути, основой веб-квестов является проектная методика, которая возникла еще в начале прошлого столетия в США. Её называли также методом проблем, и связывалась она с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи.
Впервые термин "веб-квест" (WebQuest) был предложен летом 1995 года Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Автор разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Веб-квесты могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и быть межпредметными, Б. Додж выделяет три принципа классификации веб-квестов:
1. По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные.
2. По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.
3. По типу заданий, выполняемых учащимися: пересказ (retelling tasks), компиляционные (compilation tasks), загадки (mystery tasks), журналистские (journalistic tasks), конструкторские (design tasks), творческие (creative product tasks), решение спорных проблем (consensus building tasks), убеждающие (persuasion tasks), самопознание (self-knowledge tasks), аналитические (analytical tasks), оценочные (judgment tasks), научные (scientific tasks).
Задания на пересказ (retelling tasks) являются самыми примитивными и представляют собой самый простой пример использования Интернета как источника информации. Существует даже мнение о том, что веб-квесты, основанные только на пересказе, нельзя считать веб-квестом. Однако в большинстве случаев пересказ допускается как задание для веб-квеста при условии, что:
-
формат и форма докладов учащихся заметно отличается от оригинальных материалов, то есть не является простым копированием текста из Интернета в текстовый редактор;
-
учащиеся свободны в выборе того, о чем рассказывать и как организовывать найденную информацию;
-
учащиеся используют навыки суммирования, отбора и обработки информации.
Суть компиляционного задания (compilation task) заключается в том, что учащиеся должны взять информацию из различных источников и привести ее к единому формату. Финальная работа может быть опубликована в Интернете или представлена в форме какого-либо осязаемого или нецифрового продукта.
Веб-квест, созданный на основе задания-загадки, требует синтеза информации из набора источников и создания головоломки, которую невозможно решить простым поиском ответа на какой-либо конкретной странице Интернета. Напротив, необходимо придумать загадку, решение которой требует:
-
усвоения информация из множества источников;
-
составления информации в единое целое посредством выводов и обобщений из разных источников информации;
-
исключения сложных следов, которые могут вначале показаться правильными ответами на вопросы, но при ближайшем рассмотрении таковыми не оказываются.
В журналистских веб-квестах (journalistic tasks) учащиеся должны собрать факты и организовать их в жанре новостного репортажа, интервью или другого журналистского жанра.
Конструкторский веб-квест (design task) требует от учащихся создания продукта или плана действий по выполнению заранее определенной цели в определенных рамках. Например, спланировать кухню, удовлетворяющую нуждам определенной семьи или найти работу и распланировать карьеру вымышленным выпускникам университета и так далее.
Творческие веб-квесты (creative products task) требуют от учащихся создания какого-либо продукта в заданном формате (картина, пьеса, постер, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация и так далее). Творческие проекты похожи на конструкторские, но являются более свободными и непредсказуемыми в своих результатах. При оценке таких проектов следует больше внимания уделять творчеству и самовыражению учащихся.
Веб-квесты по решению спорных проблем (consensus building tasks) предполагают поиск и представление различных, порой противоположных, мнений на одну и ту же проблему и попытку привести их к консенсусу.
Убеждающий веб-квест (persuasion task) имеет своей целью создание продукта, способного убедить кого-то в чем-то. Такое задание выходит за рамки обычного пересказа и требует от учащихся разработки аргументов в пользу какого-либо утверждения, мнения, варианта решения проблемы на основе материалов, полученных при работе с квестом. Конечным продуктом такого проекта может быть выступление в суде, письмо, статья или пресс-релиз, постер, видеозапись, мультимедийная презентация, веб-страница и так далее.
Веб-квесты, ориентированные на самопознание (self-knowledge tasks), имеют своей целью лучшее понимание учащимися себя самих, которое может развиваться через исследование он-лайн и офф-лайн ресурсов.
Аналитический веб-квест (analytical task) исследует взаимозависимость вещей реального мира в рамках заданной темы. Такие задания дают почву для получения учащимися знаний в условиях, при которых они должны внимательно изучить одну или несколько вещей и найти в них сходства и различия, а также вычислить скрытый смысл этих сходств и различий, понять связь причины и следствия и обсудить их значение. Например, при сравнении культур двух стран или народов необходимо не просто выявить их сходства и различия, а поразмышлять и порассуждать о том, что они означают, каковы их причины и следствия.
Оценочные веб-квесты (judgment tasks) представляют учащимся ряд предметов и просят их оценить или классифицировать, или выбрать решение из ограниченного списка. Зачастую, но необязательно, учащимся предлагается исполнять какую-либо роль в таких квестах, например, судьи в вымышленном судебном процессе.
Научные веб-квесты (scientific tasks) служат для знакомства и приобщения учащихся к научным исследованиям в различных областях знаний. Интернет богат как исторической, так и свежей информацией, которая может быть полезной в любой науке.
Веб-квест должен иметь следующую структуру:
-
вступление (формулировка темы, описание главных ролей участников, сценарий квеста, план работы или обзор всего квеста);
-
центральное задание (задание, вопросы, на которые студенты должны найти ответ в рамках самостоятельного исследования, какой итоговый результат должен быть достигнут);
-
список информационных ресурсов (средства, которые можно использовать при выполнении заданий, включая информационные ресурсы Интернет);
-
описание основных этапов работы; руководство к действиям (разнообразные советы по выполнению того или иного задания, "заготовки" Web-страниц для отчетов, рекомендации по использованию информационных ресурсов и пр.);
-
заключение (итоги исследования, вопросы для дальнейшего развития темы и пр.)
Содержание вэб-квеста должно соответствовать следующим требования:
1. Наличие темы соответствующей учебным задачам.
2. Продуманная система заданий, которые раскрывают содержание темы веб-квеста.
3. Разработка четких инструкций для работы учеников над заданиями.
4. Грамотное использование онлайн ресурсов, в ходе работы с которыми будут решаться определенные образовательные задачи.
5. Возможность отслеживать промежуточные результаты работы обучающихся и своевременно корректировать их действия.
6. Наличие критериев оценивания итоговых продуктов.
Веб-квест идеально подходит для проведения следующих видов учебных занятий:
-
путешествие;
-
практикум;
-
исследование;
-
инсценировка;
-
виртуальная экскурсия;
-
проблемный урок.
Сегодняшние цели образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя к работе. Именно поэтому использование компьютерных технологий в образовании открывает новые возможности и в методике образования, и в освоении и усовершенствовании знаний.
Блок2: практика.
Шаг 1.
Если Вы ещё не зарегестрировани в google, то пришло ваше время сделать это, если Вы уже имеете аккаунт в этой информационной среде, то смело входим под своим именем, незабыв ввести пароль
Блок2: практика.
Шаг 1.
Если Вы ещё не зарегестрировани в google, то пришло ваше время сделать это, если Вы уже имеете аккаунт в этой информационной среде, то смело входим под своим именем, незабыв ввести пароль
Шаг 2.
Находим сервисы google. Для этого:1. находите в панели в правом верхнем углу квадратную сетку(см. рисунок);2. перед Вами появятся несколько сервисом, возможно рисунок там уже есть, но этого может и не быть, поэтому жмём "Ещё" (см. рисунок);
3.раскроется ещё несколько сервисов, но рисунка может не быть, поэтому нажмите на "Другие сервисы"
Шаг 3.
Уважаемые участники МК! Предлагаю вам попробовать создать веб-квест на основе Google - документа и Google - рисунка. А вот инструментарий для создания заданий веб-квеста вы можете выбирать самостоятельно.
Рисунки Google — простой в использовании графический редактор. С помощью рисунков Google можно создавать блок-схемы, графики и другие виды рисунков. Как и в других сервисах Диска Google, в рисунках доступен режим совместной работы. Кроме того, можно общаться с соавторами непосредственно в редакторе рисунков, публиковать рисунки как изображения и загружать их на свой компьютер.
Найдите в предложенных сервисах - Рисунок
Шаг 4.
Познакомьтесь с работой google рисунок, для этого посмотрите видео урок и прочитайте дополнительно материал из intel ресурсов.
Найдите в предложенных сервисах - Рисунок
Шаг 4.
Познакомьтесь с работой google рисунок, для этого посмотрите видео урок и прочитайте дополнительно материал из intel ресурсов.
Посмотрите видеоурок о работе в рисунке Google
Очень полезно прочитать:
1. Рисунки Google - играем или учимся?
2. Рисунки Google на уроках в начальной школе
3. Создай рабочий лист сам!
4. Создание обучающей игры с использованием приложений Google. "Времена года"
После знакомства с теоретическим материалом по созданию Google - рисунка выполните задания:
2. Рисунки Google на уроках в начальной школе
3. Создай рабочий лист сам!
4. Создание обучающей игры с использованием приложений Google. "Времена года"
После знакомства с теоретическим материалом по созданию Google - рисунка выполните задания:
Шаг 5.
1.Создайте Google - рисунок, переименуйте его (например, ВЕБ-КВЕСТ ФИО), откройте доступ для комментирования (обязательно)
2. Измените фон Google-рисунка, вставьте название веб-квеста, вставьте ФИО автора веб-квеста.
3. С названия сделайте ссылку на Google-документ, в котором будет описание этапов прохождения веб-квеста.
4. Создайте Google - документ для описания прохождения веб-квеста (не забудьте дать доступ к КОММЕНТИРОВАНИЮ и переименовать документ)
Что должно быть в документе:
1. Название веб-квеста.
2. Цель (задачи) веб-квеста.
3. Учебный предмет (межпредметные связи)
4. Основное задание веб-квеста (например, задан вопрос, на которой учащиеся должны ответить после прохождения веб-квеста; прописана проблема, которую нужно решить во время прохождения веб-квеста; определена позиция, которая должна быть защищена и т.д.)
5. Прописаны задания этапов веб-квеста (пусть этапов будет не более трех);
6. Если для прохождения веб-квеста нужно распределение ролей, то внесите список ролей и действия каждого участника в соответствии с ролью.
7. Описание итогового продукта (критерии самооценивания итогового продукта).
8.Список информационных ресурсов для выполнения заданий веб-квеста.
Шаг 6.
А теперь самое главное - задания веб-квеста, ссылки на которые вы должны аккуратно расположить на Google-рисунке. Учащиеся должны видеть переходы от одного задания к другому, последовательность заданий (это можно сделать либо с помощью стрелок, либо с помощью цифр). Задания должны сопровождаться небольшим текстом (лучше занимательным, интересным, ярким), который поможет учащимся в выполнении заданий. Лучше будет, если задания имеют логический переход от одного к другому, а все вместе они приведут к ответу на поставленный вопрос либо к решению поставленной задачи-проблемы.
Мой Веб-квест - задания веб-квеста будут активны с 2015 учебного года! Вы со своими учениками можете принять в них участие!
Шаг 7.
Мы с вами должны уметь видеть созданные нами итоговые продукты как бы со стороны и для улучшения работы подходить к нему с конструктивной критикой, а для этого нам нужно оценить свой веб-квест.
Критерии самооценивания веб-квеста
Критерий
|
3 балла
|
2 балла
|
1 балл
|
Насколько интересна предложенная тема для учащихся?
|
Считаю, что тема интересна для учащихся.
|
Тема не совсем интересна, но мне она нужна для прохождения программного материала
|
Тема не интересна, но на ней было легко создать веб-квест
|
Насколько интересно центрально задание веб-квеста?
|
Считаю, что центральное задание учащиеся выполнят с интересом, потому что оно ярко и выполнимо.
|
Центральное задние пусть и не очень интересно, зато выполнимо.
|
Мне пока трудно придумать интересное задание веб-квеста.
|
Насколько четко прописаны задания каждого этапа веб-квеста?
|
Задания прописаны четко, логично, пошагово.
|
Задания прописаны четко, логично. но пошаговой инструкции нет.
|
Задания прописаны в обобщенном виде.
|
Насколько четко описан итоговый результат веб-квеста?
|
Итоговый результат прописан четко, есть критерии для самооценивания.
|
Итоговый результат прописан четко, но критерий оценивания нет.
|
Итоговый результат описан в общем виде, критерий оценивания нет
|
Ведется ли отслеживание промежуточных результатов?
|
Ведется отслеживания промежуточных результатов на всехэтапах.
|
--
|
Не ведется отслеживание промежуточных результатов.
|
Разнообразны ли применяемые ИКТ-сервисы для создания заданий?
|
3 различных ИКТ-сервиса (на каждом этапе задания создано с помощью разных ИКТ - сервисов)
|
применено 2 ИКТ-сервиса
|
применен 1 ИКТ - сервис
|
Всего
|
18 баллов
|
Уважаемые участники МК! Надеюсь, Вам со мной было интересно и познавательно! Если у Вас возникли вопросы, пожелания, предложения, то пишите их комментариях!
Успехов Вам!
Успехов Вам!
Другие мастер-классы пользователя
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Здравствуйте, Маргарита Михайловна. Необходимо редактировать Мастер - класс: 1. оформить тему МК с Заглавной буквы; 2. оформить первое предложение в описании МК с Заглавной буквы; 3. опечатка (Баранова Маргарита ихайловна); 4. Цвет текста МК - чёрный; 5. в "шаге 1" первое предложение оформить с Заглавной буквы; 6. "шаг 2 " - оформить текст действия; 7. оформить запись действия в "шаге 4"; 8. отделить рисунок от "Шаг 7"; 9. аккуратно оформить акценты в иллюстративном материале. С уважением, к вам.
Татьяна Мазурова, дата: 11.08.2015 в 4:28
#2 Всё сделала!
Спасибо за рекомендации!
маргарита Баранова, дата: 11.08.2015 в 10:30
#3 Маргарита Михайловна, 1. важно оформить авторство в МК согласно правил:
Авторство - Тема - Текст. Приглашаем вас познакомиться с опубликованными материалами данного раздела; 2. оформить равномерно- "Шаг" и текст. Обратите внимание на "Шаг 2". С уважением, к вам.
Татьяна Мазурова, дата: 11.08.2015 в 10:32
#4 Маргарита Михайловна, 1. важно отделить пробелами авторство от темы МК, затем тему МК отделить пробелом от текста; 2. авторство оформить в колонку (слева);
3. приглашаем вас познакомиться с опубликованными МК на УчПортфолио, что поможет вам в оформлении и своего материала. Приглашаем вас посмотреть опубликованные МК uchportfolio.ru/forum/viewtopic.php?id=92
С уважением, к вам.
Татьяна Мазурова, дата: 11.08.2015 в 13:05
#5 Маргарита Михайловна, 1.приглашаем вас познакомиться с простой формой оформления МК: uchportfolio.ru/mc/show/95068-kak-poznakomitsya-s--master---klassom-na-uchportfolio;
2. удалите точку в конце темы МК.
Татьяна Мазурова, дата: 11.08.2015 в 13:44
#6 Маргарита Михайловна, пожалуйста, удалите точку в конце темы МК.
Татьяна Мазурова, дата: 11.08.2015 в 13:52
#7 Прикольный квест
Ольга Солонинина, дата: 03.06.2019 в 11:07
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.