Клочко: особые дети должны быть максимально включены в жизнь общества
дата: 05.07.2015, опубликовал: Людмила Запольских
Москва, 1 июл – РИА Новости. Экспертам Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ, за три года существования организации, удалось сдвинуть с "мертвой точки" решение множества вопросов, связанных с улучшением условий жизни социально незащищенных граждан. Одной из приоритетных задач является поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья. О том, что уже удалось сделать в этом направлении, и на чем сфокусировано внимание экспертов в настоящий момент, корреспонденту РИА Новости Оксане Барановой рассказала руководитель секции Совета "Проблемы детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью", специальный представитель Межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями "Равные возможности" Елена Клочко.
- Елена Юрьевна, каких специалистов удалось привлечь в Совет к работе над проблемами детей с ОВЗ и инвалидностью?
— Совет изначально формировался по принципу привлечения представителей общественных организаций, занимающихся социальными вопросами. К работе по нашему направлению был привлечен колоссальный опыт десятков экспертных и родительских организаций из 35 регионов России. Мы наладили продуктивную работу с Минтрудом, Минобрнауки, Минздравом. Я считаю, что межведомственное взаимодействие происходит через "тело" общественности. И это действительно так: в ходе работы Совета нам удается донести конкретные проблемы детей и взрослых с инвалидностью, их семей до министерств.
- На чем в настоящее время сфокусировано внимание экспертов Совета?
— Первоочередной задачей является полномасштабная реализация на региональном уровне решений федеральных законов № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания", № ФЗ-273 "Об образовании в РФ" в части детей с ОВЗ и инвалидностью. А также Постановления Правительства №481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей". Все больше детей с инвалидностью воспитывается в семьях. Поэтому один из главных вопросов, который волнует родителей: что будет с ребенком, когда он вырастет, а нас не станет? Сейчас практически единственный вариант в этом случае – помещение человека в психоневрологический интернат. Это страшная перспектива для детей и их родителей. Альтернативой могло бы стать сопровождаемое проживание в обычных условиях, но пока такая возможность в нашей стране существует лишь в виде отдельных инициатив. Например, в Пскове, Санкт-Петербурге, Владимире, Нижнем Новгороде созданы квартиры сопровождаемого проживания. В Ленинградской, Иркутской областях — сельские поселения. Я считаю, нужно вводить понятия "сопровождаемое проживание", "сопровождаемая занятость" в 442-ФЗ и обеспечить массовое привлечение негосударственных организаций в социальную сферу для исполнения такого рода услуг. Но пока проблемы есть и в создании действующих механизмов и в необходимости повышения квалификации специалистов. Тем не менее, нам удается отслеживать позитивные изменения и негативные явления с помощью наших коллег в регионах.
- Принимает ли Совет участие в процессе внедрения в регионах принципов инклюзивного образования?
— Конечно! В тесной связке с родительским запросом и при поддержке Минобрнауки был практически полностью переработан Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ. Активное участие мы принимаем в решении проблем, связанных с деятельностью психолого-медико-педагогических комиссий. В поле нашего внимания и вопрос о качественном коррекционном образовании. Во многом благодаря инициативе членов Совета, начинается процесс выведения детей из интернатов соцзащиты и интеграция их в учреждения образования. Здесь также много проблем, одна из них связана с педагогами, которые пока не очень представляют, что и как делать с детьми этой категории. Но Минобрнауки последовательно ведет работу по переподготовке кадров. Востребован практический экспертный опыт некоммерческих организаций, работающих с детьми сложных категорий, в том числе с расстройствами аутистического спектра, разработаны предложения по поправкам в "Закон об образовании", принято решение о создании Федерального ресурсного центра проблем аутизма.
- Помогут ли новые образовательные стандарты пересмотреть отношение общества к "особым" детям?
— Вопрос нужности наших детей и принятия их в обществе напрямую зависит от уровня их социализации, которую нужно начинать с раннего возраста. Одно из последних направлений — изменение списка противопоказаний для летнего отдыха. Мы добиваемся того, чтобы все дети с любыми нарушениями (кроме острых состояний) могли поехать в лагеря с сопровождением. Это также важно, как инклюзия в образовании.
- Какие вопросы уже решены благодаря помощи экспертов вашей секции?
— Прежде всего, удалось привлечь внимание к проблемам самих детей и взрослых с инвалидностью. В недавнем прошлом человек с инвалидностью был объектом социальной защиты и получателем пособий. Сейчас мы уже говорим о том, что можно и нужно делать для того, чтобы он был максимально включен в жизнь общества. Это — большой шаг вперед и, безусловно, итог деятельности общественников и родителей детей-инвалидов, в том числе и нашего Совета. Нами рассмотрен большой круг необходимых системных изменений, касающихся детей и взрослых с инвалидностью. Речь идет о профилактике отказов от "особых" детей, оказании ранней помощи, развитии доинклюзивного образования, сопровождении семей с детьми-инвалидами и создании системы сопровождаемого проживания. Благодаря Совету были инициированы региональные пилотные проекты по направлениям соцзащиты и соцобслуживания, в том числе, в тесном сотрудничестве с Фондом детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Мы надеемся, что будет запущен пилотный проект по сопровождаемому проживанию для ментальных инвалидов. К 1 сентября регионы должны дать предложения по организации системы ранней помощи на основе материалов, разработанных экспертами Совета. Я считаю, сделано уже немало, но еще больше нам предстоит сделать.
http://ria.ru/adaptation/20150701/1106660855.html
- Елена Юрьевна, каких специалистов удалось привлечь в Совет к работе над проблемами детей с ОВЗ и инвалидностью?
— Совет изначально формировался по принципу привлечения представителей общественных организаций, занимающихся социальными вопросами. К работе по нашему направлению был привлечен колоссальный опыт десятков экспертных и родительских организаций из 35 регионов России. Мы наладили продуктивную работу с Минтрудом, Минобрнауки, Минздравом. Я считаю, что межведомственное взаимодействие происходит через "тело" общественности. И это действительно так: в ходе работы Совета нам удается донести конкретные проблемы детей и взрослых с инвалидностью, их семей до министерств.
- На чем в настоящее время сфокусировано внимание экспертов Совета?
— Первоочередной задачей является полномасштабная реализация на региональном уровне решений федеральных законов № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания", № ФЗ-273 "Об образовании в РФ" в части детей с ОВЗ и инвалидностью. А также Постановления Правительства №481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей". Все больше детей с инвалидностью воспитывается в семьях. Поэтому один из главных вопросов, который волнует родителей: что будет с ребенком, когда он вырастет, а нас не станет? Сейчас практически единственный вариант в этом случае – помещение человека в психоневрологический интернат. Это страшная перспектива для детей и их родителей. Альтернативой могло бы стать сопровождаемое проживание в обычных условиях, но пока такая возможность в нашей стране существует лишь в виде отдельных инициатив. Например, в Пскове, Санкт-Петербурге, Владимире, Нижнем Новгороде созданы квартиры сопровождаемого проживания. В Ленинградской, Иркутской областях — сельские поселения. Я считаю, нужно вводить понятия "сопровождаемое проживание", "сопровождаемая занятость" в 442-ФЗ и обеспечить массовое привлечение негосударственных организаций в социальную сферу для исполнения такого рода услуг. Но пока проблемы есть и в создании действующих механизмов и в необходимости повышения квалификации специалистов. Тем не менее, нам удается отслеживать позитивные изменения и негативные явления с помощью наших коллег в регионах.
- Принимает ли Совет участие в процессе внедрения в регионах принципов инклюзивного образования?
— Конечно! В тесной связке с родительским запросом и при поддержке Минобрнауки был практически полностью переработан Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ. Активное участие мы принимаем в решении проблем, связанных с деятельностью психолого-медико-педагогических комиссий. В поле нашего внимания и вопрос о качественном коррекционном образовании. Во многом благодаря инициативе членов Совета, начинается процесс выведения детей из интернатов соцзащиты и интеграция их в учреждения образования. Здесь также много проблем, одна из них связана с педагогами, которые пока не очень представляют, что и как делать с детьми этой категории. Но Минобрнауки последовательно ведет работу по переподготовке кадров. Востребован практический экспертный опыт некоммерческих организаций, работающих с детьми сложных категорий, в том числе с расстройствами аутистического спектра, разработаны предложения по поправкам в "Закон об образовании", принято решение о создании Федерального ресурсного центра проблем аутизма.
- Помогут ли новые образовательные стандарты пересмотреть отношение общества к "особым" детям?
— Вопрос нужности наших детей и принятия их в обществе напрямую зависит от уровня их социализации, которую нужно начинать с раннего возраста. Одно из последних направлений — изменение списка противопоказаний для летнего отдыха. Мы добиваемся того, чтобы все дети с любыми нарушениями (кроме острых состояний) могли поехать в лагеря с сопровождением. Это также важно, как инклюзия в образовании.
- Какие вопросы уже решены благодаря помощи экспертов вашей секции?
— Прежде всего, удалось привлечь внимание к проблемам самих детей и взрослых с инвалидностью. В недавнем прошлом человек с инвалидностью был объектом социальной защиты и получателем пособий. Сейчас мы уже говорим о том, что можно и нужно делать для того, чтобы он был максимально включен в жизнь общества. Это — большой шаг вперед и, безусловно, итог деятельности общественников и родителей детей-инвалидов, в том числе и нашего Совета. Нами рассмотрен большой круг необходимых системных изменений, касающихся детей и взрослых с инвалидностью. Речь идет о профилактике отказов от "особых" детей, оказании ранней помощи, развитии доинклюзивного образования, сопровождении семей с детьми-инвалидами и создании системы сопровождаемого проживания. Благодаря Совету были инициированы региональные пилотные проекты по направлениям соцзащиты и соцобслуживания, в том числе, в тесном сотрудничестве с Фондом детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Мы надеемся, что будет запущен пилотный проект по сопровождаемому проживанию для ментальных инвалидов. К 1 сентября регионы должны дать предложения по организации системы ранней помощи на основе материалов, разработанных экспертами Совета. Я считаю, сделано уже немало, но еще больше нам предстоит сделать.
http://ria.ru/adaptation/20150701/1106660855.html
Другие новости
- Смена форума "Балтийский Артек" открывается в Калининградской области
- Калининградские власти намерены реализовывать совместные проекты с МГУ
- Россотрудничество: университет БРИКС расширит доступ к образованию
- Нарышкин призвал к диалогу с экспертами по концепции преподавания в РФ
- Ливанов: воссоединение Крыма с Россией войдет в школьную программу
- Задания по "окружающему миру" включат в проверочную работу школьников
- В ГД выступают за создание образовательного пространства в рамках ЕАЭС
Комментарии
#1 Об опыте внедрения инклюзивных практик в Москве рассказала Ольга Москвичева, заведующая сектором обеспечения реализации образовательных программ общего образования для лиц с особыми образовательными потребностями Департамента образования г. Москвы.
По ее словам, в столице создана система оказания услуг детям с особыми потребностями.
В московских школах обучается более 53 тысяч детей с ОВЗ и инвалидностью. В системе среднего профессионального образования — более 2 тысяч детей — инвалидов. Учитывая важность непрерывности инклюзивного процесса, все дети с особыми образовательными потребностями обеспечены местами в дошкольных образовательных организациях, подчеркнула Ольга Москвичева.
РИА Новости ria.ru/adaptation/20150630/1103802927.html#ixzz3f1v7ZA6M
Татьяна Мазурова, дата: 05.07.2015 в 19:09
#2 "Нельзя говорить, что до вступления в силу закона "Об образовании" у нас не было инклюзии. В регионах существует немало подобных эффективных практик. Сегодня меняются масштабы этого процесса. И усилия министерства сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации системы создать среду, обеспечивающую доступность качественного образования для ребят с особыми образовательными потребностями с учетом их индивидуальных психофизических особенностей", — подчеркнула Людмила Вакорина, заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ.
РИА Новости ria.ru/adaptation/20150630/1103802927.html#ixzz3f1vTNshS
Татьяна Мазурова, дата: 05.07.2015 в 19:10
#3 Государством была поставлена масштабная задача по созданию в стране доступной, в том числе образовательной, среды. За время существования госпрограммы Министерством образования и науки Российской Федерации был сформирован значительный пул нормативных документов, гарантирующих право на образование любому ребенку, вне зависимости от его особенностей развития. В настоящий момент все регионы России вовлечены в процесс планомерного целенаправленного создания условий для инклюзивного образования. Создано и функционирует около 6 тысяч базовых образовательных организаций, реализующих инклюзивные программы.
РИА Новости ria.ru/adaptation/20150630/1103802927.html#ixzz3f1vcIeyE
Татьяна Мазурова, дата: 05.07.2015 в 19:11
#4 «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» Дэвид Бланкет
Елена Ваторопина, дата: 06.07.2015 в 6:09
#5 "Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…" Кофи Аннан, 1998
Елена Ваторопина, дата: 06.07.2015 в 6:10
#6 Приглашаем прочитать uchportfolio.ru/blogs/read/?id=1469
Татьяна Мазурова, дата: 06.07.2015 в 11:26
#7 Приглашаем поразмышлять uchportfolio.ru/blogs/read/?id=476
Татьяна Мазурова, дата: 06.07.2015 в 11:28
#8 Дополнение к чтению uchportfolio.ru/blogs/read/?id=1641
Татьяна Мазурова, дата: 06.07.2015 в 11:30
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.