С нами 17294 учителя, 7327 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Российских школьников обучат финансовой грамотности
дата: 14.07.2014, опубликовал: Людмила Борисовна Ильина
       В российских школах уже в грядущем учебном году начнутся специальные уроки по повышению финансовой грамотности. Это часть национальной стратегии, которую Минфин реализует вместе со Всемирным банком.                                       
      О том, как в России будут учить финансовой грамотности взрослых и детей и как наша страна будет сотрудничать со Всемирным банком после создания на следующей неделе банка стран БРИКС рассказал директор департамента международных финансовых отношений Министерства финансов РФ Андрей Бокарев.      
                                                                                                                       
       По данным только что обнародованного в Париже масштабного исследования финграмотности 15-летних школьников из восемнадцати стран, проведенного Организацией экономического сотрудничества и развития, Россия по уровню финансовой грамотности находится по соседству с США, располагаясь строчкой ниже. А ведь в это исследование попали преимущественно развитые страны ОЭСР.

       Однако России присущ ряд особенностей, которые не могут не тревожить.

       Так, уровень понимания финансовых услуг у школьников из крупных городов значительно выше, чем в малых городах и сельских поселениях. На Западе этот разрыв тоже существует, но он незначителен.

       Оказалось, что наибольшие затруднения у российских подростков связаны с планированием расходов. Вот по этому показателю наше общество серьезно отстает от развитых стран, где приблизительно половина населения старается формировать проект своего бюджета.

       У нас вряд ли хотя бы в каждом десятом домохозяйстве задумываются над своими расходами, формированием "подушки безопасности" на черный день и представляют, что семья сможет себе позволить из крупных покупок, скажем, через три месяца.

      Так при ограниченных ресурсах особенно важно проанализировать, на что уходят средства в семье.
       Поэтому проект по повышению финансовой грамотности ориентирован именно на население с низким и средним уровнем дохода. Если "разложить" расходы среднестатистической семьи за месяц, то оказывается, что целый ряд затрат был необязательным или легко мог быть сокращен.

        Другая специфическая особенность российского общества: наши граждане склонны к переоценке уровня своей финансовой грамотности. Достаточно большая часть населения полагает, что обладает необходимыми знаниями, и после кризиса 2008-2009 годов таких людей стало только больше. В то же время, если предложить им достаточно элементарный набор вопросов в этой области, далеко не на все из них они смогут ответить. С этим связан и серьезный уровень недоверия людей и к банковскому сектору, и к продуктам финансового рынка, идущий из 1990-х годов.

    Люди плохо осведомлены о своих правах и о том, как их можно защитить. Две трети потребителей финансовых услуг при нарушении их прав или неудовлетворенности качеством услуг никуда не обращались с жалобами или требованием компенсации. Они не верят ни в систему регулирования в этой области, ни в способность государственных органов отстоять их интересы. Очевидно, что это не самая позитивная картина, и мы намерены ее менять. Нужно разъяснять людям их права и возможности, и по своей подаче эта информация должна быть доступна каждому. Поскольку, скажем так, далеко не всегда язык законов и инструкций понятен даже профессионалам.

      Россия входит в число стран, осознавших в последние 20 лет необходимость решать проблемы финансовой грамотности. По данным ОЭСР, уже свыше 50 государств находятся на различных стадиях подготовки или реализации национальных стратегий в этой области.

       Российская национальная стратегия по повышению финансовой грамотности должна стать одним из результатов проекта Минфина России и Всемирного банка. До запуска этой программы в России не было опыта работы в этой области на системной, государственной основе, а одного опыта других стран недостаточно. Подготовка стратегии начнется осенью, и после двух-трех раундов обсуждений мы представим ее на утверждение в Правительство. В документе будут прописаны долгосрочные ориентиры в части совершенствования законодательства, информирования населения, образовательных программ.

       В предстоящем учебном году финансовый курс будет апробирован в ряде школ, со второго по одиннадцатый классы. Понимая, что школьники перегружены программой, это будет курс по выбору. Минфин России готов предоставить разработанные материалы не только участникам проекта, но и всем заинтересованным регионам, если появится дополнительный спрос.

        Прорабатывается и другой подход - включение отдельных аспектов курса финансовой грамотности в традиционные предметы школьной программы. Самый очевидный вариант - задачи по математике. На наш взгляд, можно не только вычислять, за сколько времени наполнится бассейн, но и решать задачи на примере семейных трат и планирования бюджета.

      Регионы сами определят, в каком объеме будут представлены в их школах курсы финансовой грамотности. По итогам этого эксперимента нам важно узнать мнение педагогов и родителей. Кстати, опыт ряда стран показывает, что под влиянием вопросов школьников над своей финансовой грамотностью приходится задумываться и родителям.

       Подготовлен курс и для воспитанников детских домов, учитывающий ту жизненную ситуацию, в которой они растут. Для них знакомство с основами финансовой грамотности особенно важно, потому что зачастую по выходе из детских домов им не к кому обратиться за советом и поддержкой. Кроме того, завершается разработка курсов для вузов, для взрослого населения и для обучения на рабочих местах.

       В конечном итоге общество придет к понимаю того, что базовые знания в области финансовой грамотности - это часть "джентльменского набора", которым должен обладать каждый, независимо от своего пола, образования, профессии, возраста и социального положения.

Источник: http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=3&sid=31162
 
Другие новости

Комментарии

#1 Учителя старшей школы, наверное, все мечтают о пятидневке!
Ольга Спирочкина, дата: 15.07.2014 в 13:25  
#2 В 2002 году в школах Новосибирской области, да и не только, стали вводить такой учебный предмет, как экономика. Педагоги проходили обучение на курсах, организованных Национальным Советом по Экономическому Образованию США. Я лично сама была на трех таких курсах,все обучение проходило на очень высоком уровне. На уроках экономики,кроме всего прочего, мы занимались изучением финансовой грамотности. С таким трудом выбивались часы на экономику нашими методистами-энтузиастами, столько наработано дидактического материала за 10 лет. И что получается сейчас? По ФГОС учебного предмета экономика вообще нет, а сейчас - Обществознание (включая экономику и право), где для экономических понятий, в том числе и финансовых, места нет. Получается - заново изобретаем велосипед?
Ирина Кунц, дата: 15.07.2014 в 18:52  
#3 Предлагаются интересные и нужные идеи. Это и экономика, и экология, и культура, и ... Хотелось бы, конечно, чтобы те или иные проблемы решались не за счёт увеличения учебной нагрузки детей, а может быть, есть какие-то пути интегрирования тех или иных тем в обычные предметы?
Ольга Степанова, дата: 16.07.2014 в 2:06  
#4 Полностью согласна с Ириной Васильевной.
Ольга Спирочкина, дата: 16.07.2014 в 2:44  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ