моих комментариев 0
блогов 0
сообществ 0
учебных материалов 0
статей 0
мастер-классов 0
экскурсий 0
дискуссий 0
новостей
4 041
просмотр
|
33
комментария
|
2 595
место в рейтинге
|
|
Фамилия | Тымкив |
Имя | Наталья |
Отчество | Богдановна |
Дата рождения | 7.2.1979 г. |
Пол | Женский |
Гражданство | Не указано |
Место жительства | Не указано |
Контактный телефон | Не указано |
Место работы | г. Биробиджан, МБОУ СОШ № 23 |
Юридический адрес | ЕАО, г. Биробиджан, ул. Пионерская, д. 28 |
Образование | высшее |
Специализация | учитель математики и информатики |
Трудовой стаж | 15 лет |
Педагогический стаж | 15 лет |
Учебная нагрузка | 34,5 |
Квалификационная категория | первая |
Дата присвоения категории | ноябрь 2011 г. |
Дата начала ведения портфолио | 03.02.2016 г. |
ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема»
Научный руководитель: к. п. н., доцент Л. Я. Жогло
НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
менения. Среди многообразия стратегических задач модернизации россий-
ской школы стоит задача формирование самостоятельных молодых людей,
которые уверенно ориентируются в новых социально-экономических усло-
виях. Умение адекватно оценить свою деятельность является частью, посав-
ленной задачи. Действия контроля и оценки при продвижении по ступеням
обучения не только осваиваются учащимися как особые компоненты их
учебной деятельности, но и претерпевают качественные изменения.
Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного
процесса является систематическое получение учителем информации о хо-
де учебно-познавательной деятельности учащихся.
Контрольно-оценочная деятельность — это оценка качества усвоения
обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в
процессе или по окончании их изучения по результатам проверки.
Проблема оценивания и оценки в различных своих аспектах получила
отражение в трудах ведущих отечественных и зарубежных психологов, педа-
гогов и методистов (В. Джемс, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Богоявленский,
П. П. Блонский, Дж. Брунер, Д. Б. Эльконин, З. И. Калмыкова, Ю. К. Бабанский,
Н. Ф. Талызина).
В толковом словаре С. И. Ожегова «отметка» — это принятая в учеб-
ной системе оценка знаний, поведения учащихся [10].
В. М. Полонский определяет оценку знаний учащихся как «система-
тический процесс, который состоит в определении степени соответствия
имеющихся знаний, умений и навыков предварительно планируемым».
Раскрывая сущность процесса оценки, В. М. Полонский выделяет в нем
следующие компоненты: определение целей обучения, выбор контроль-
ных заданий, проверяющих достижение этих целей, отметку или иной спо-
соб выражения результатов проверки... [13].
Ш. А. Амонашвили отмечает: «оценка — это процесс, деятельность (или
действие) оценивания, осуществляемая человеком; отметка же является ре-
зультатом этого процесса, этой деятельности (или действия), их условно-
формальным отражением. Уподобление оценки и отметки равносильно ото-
ждествлению процесса решения задачи с его результатом. На основе оценки
может появиться отметка как ее формально-логический результат. Однако, что
она принесет ребенку, это уже не зависящая от оценки действительность» [3].
Г. И. Щукина рассматривает оценку в учебной деятельности школьников
как показатель степени правильности и точности выполнения задания, само-
стоятельности и активности ученика в работе [19].
По Дж. Брунеру, оценка — это «проверка того, является ли применямый
нами способ переработки информации адекватным представленной задаче,
является ли обобщение правомерным... правильно ли действие учителя» [7].
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме оценивания
успешности учебной деятельности учащихся выявил ряд работ, в которых по-
нятие «оценка» рассматривается с социальных позиций.
Так, Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина понимают школьную
оценку знаний как «тот объективный критерий, которым определяется об-
щественное суждение о школьнике».
К. А. Абульханова-Славская пишет, что социальный аспект оценки оп-
ределяется тем, что оценка «отвечает потребности в общении, познании
своего «Я» глазами других» [1].
Р. Ф. Кривошапова и О. Ф. Силютина понимают оценку как развернутое,
глубоко мотивированное отношение учителя и коллектива класса к результа-
там достижений каждого учащегося [11].
Отметка (оценка) в педагогике — это результат процесса оценивания, ус-
ловно-формальное (знаковое), количественное или качественное выражение
оценки учебных достижений учащимися в цифрах, буквах или иным образом.
Другой составной часть учебного процесса является контроль за дея-
тельностью учащихся в образовательном процессе. Целью контроля является
определение качества усвоения учащимися программного материала, диагно-
стирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственно-
сти к учебной работе.
Контроль в процессе обучения — наиболее отработанная процедура,
как в теоретическом, так и в методическом отношениях. Как относительно
самостоятельный этап он выполняет взаимосвязанные функции.
Так, В. И. Сластенин отмечает следующие функции контроля: образо-
вательную, развивающую и воспитательную. Л. М. Фридман выделяет
ориентирующая, диагностическая, обучающая, воспитывающая, разви-
вающая, контролирующая и управляющая. B. C. Аванесов выделяет три
функции контроля: диагностическую, обучающую и воспитывающую.
Рассмотрев, различные подходы отечественных педагогов к понятию
функции контроля, можно сделать следующее обобщение:
к педагогическим функциям относятся:
обучающая связана с тем, что, выявляя в процессе проверки уро-
вень знаний, умений и навыков учащихся, учитель побуждает ученика к
систематическим занятиям, исправляет ошибки и неточности в его знаниях,
дает рекомендации о том, как лучше овладеть материалом конкретной те-
мы, побуждает пользоваться дополнительной литературой, приучает об-
ращаться к справочникам и энциклопедиям;
развивающая заключается в том, что учитель через него имеет воз-
можность постоянно знать уровень умственного развития ученика, успехи или
отставание в этом развитии: особенности восприятия, типов и процессов па-
мяти, развития мыслительной деятельности, речи, воображения;
воспитывающая вытекает из того, что ученик, зная о проверке (на уроке могут спросить, а не знать — стыдно; ожидается контрольная работа
и т. п.), начинает терпеливо овладевать знаниями; когда трудно — напряга-
ет силу воли, упорно добиваясь хороших знаний. Эта подфункция выража-
ется также и в том, что контроль способствует формированию у ребят мо-
тивов учения, в том числе таких моральных чувств, как долг, обязанность,
ответственность, совесть, честь;
диагностическая заключается в получении информации об ошибках,
недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их при-
чинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, ха-
рактере ошибок;
ориентирующая вытекает из диагностической подфункции. Выяс-
нив сильные и слабые стороны знаний учащихся в процессе диагностики,
преподаватель ориентируется в методике собственной работы, в индиви-
дуальных особенностях каждого учащегося;
профилактическая. Предупредить забывание можно путем эпи-
зодического повторения. А повторение как мера профилактическая, преду-
преждающая забывание, неизбежно связано с контролем знаний. В этом
заключается смысл его профилактической функции.
Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обще-
ством к уровню подготовки школьников. В ходе контроля проверяется соответ-
ствие достигнутых результатов учащимися знаний-умений-навыков установ-
ленным государством — эталоном (стандартам), а оценка выражает реакцию
на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно,
плохо). Таким образом, система контроля и оценки для учителя становится ин-
струментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родите-
лей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обще-
стве и на данном этапе его развития.
Образовательная функция определяет результат сравнения ожи-
даемого результата обучения с действительным.
Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования
положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору
преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки
(включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызыва-
ет соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Оценка может
вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но
может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую само-
оценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.
Информационная функция является основой диагноза планирования
и прогнозирования. Главная ее особенность — возможность проанализи-
ровать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улуч-
шения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со
стороны ведомого.
Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьни-
ка, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность,
адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помога-
ет выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса,
ошибки в своей деятельности («что я делаю не так...", «что нужно сделать,
чтобы...") и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса.
Виды, формы и средства контроля знаний учащихся
Анализируя, существующие оценочные практики отечественных ис-
следователей (В. С. Аванесов, В. П. Беспалько, В. М. Соколов и др.) можно
сделать вывод, что традиционные средства оценивания результатов обуче-
ния не всегда бывают объективными. Субъективность оценок чаще всего
связаны с тем, что предлагаемые материалы для их осуществления не все-
гда соотносятся с диагностируемыми целями обучения, с установленной
нормой. Это объясняет невозможность принятия эффективных решений по
совершенствованию процесса обучения, т. к. оценка в этом случае теряет
функцию управления качеством обучения.
Рассмотрим основные виды, формы и методы контроля на уроках
информатики и ИКТ.
Контроль
Виды
Формы
Предварительный Индивидуальная, груп-
(вводный)
повая, фронтальная
Текущий
Индивидуальная, груп-
повая, фронтальная
Тематический
Индивидуальная
Итоговый
Индивидуальная
Средства (методы)
Опрос, собеседование, вводное тестирование, анке-
тирование, наблюдение.
Лабораторные работы, практические работы.
Самостоятельные и контрольные работы, индивиду-
альная работа, тестирование, творческие задания.
Зачет, экзамен, итоговое тестирование.
Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и
навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться. Чтобы
спланировать свою работу, учитель должен знать, кто что может и знает. Это
поможет ему определить, на чем следует больше задерживать внимание уча-
щихся, какие вопросы требуют больше времени, а на чем следует только оста-
новиться, поможет определить индивидуальный подход к каждому ученику.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью
проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в зна-
ниях учащихся. Он проводится с целью закрепления теоретических знаний
на практике, выявления пробелов в знании текущей темы или раздела.
Специфичными формами контроля для уроков информатики и ИКТ явля-
ется — машинный (компьютерный) способ контроля. Для закрепления теоре-
тических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания
при решении конкретных задач используется практическая работа, которая
связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать
задания построения схемы, таблицы, диаграмм, написания программы и т. д.
Лабораторная работа — достаточно необычная форма контроля, она
требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять
эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа
активизирует познавательную деятельность учащихся, т. к. от работы с руч-
кой и тетрадью ребята переходят к работе с компьютерами.
Тематический контроль осуществляется периодически по мере про-
хождения новой темы или раздела.
Тематический контроль на уроках информатики, если необходимо про-
верить, как усвоена теоретическая часть материала, то чаще всего проходит в
виде тестирования, контрольных и самостоятельных работ. Если необходимо
проверить, как учащиеся научились применять теорию на практике, то целе-
сообразно использовать создание индивидуальных и творческих проектов.
Такая работа может охватывать несколько уроков или выдаваться на дом.
Творческие проекты реализуются средствами прикладных про-
грамм — текстовый редактор (словесные портреты), графический редактор
(открытка, мозаика и т. д.), компьютерные презентации и другие мультиме-
дийные программы. Такая самостоятельная работа не только проверит оп-
ределенные знания, умения работы в некоторой области, но и разовьет
творческие способности ребят, так необходимые в современной жизни (на-
пример, создание кроссвордов в графическом редакторе).
Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего
учебного года. Данный вид контроля удобно, как для ученика, так и для
учителя, проводить в виде теста с открытыми заданиями.
В соответствии с формами обучения на практике выделяются три
формы контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный.
При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое за-
дание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма
целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные
знания, способности и возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле класс делится на пары, иногда на группы от
4 до 6 учащихся и каждой группе дается проверочное задание. Каждой па-
ре дается индивидуальное задание (вариант) по общей теме.
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу
(группе). В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и
понимания учебного материала, качество словесного, графического пред-
метного оформления, степень закрепления в памяти.
По типам контроль делится на: внешний контроль учителя за дея-
тельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Осо-
бенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в
этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаруже-
ние совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Таким образом, учитель в своей работе должен использовать не только
общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, уст-
ный опрос у доски и так далее), но и систематически изобретать, внедрять свои
средства контроля.
Учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффек-
тивным, но и интересным для детей. Систематический контроль знаний и
умений учащихся — одно из основных условий повышения качества обуче-
ния. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и
умений способствует повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого
ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим, а следователь-
но, он будет и развивающим и воспитывающим.
1. Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности // Психологи-
ческий журнал. 1983. Т. 4, No 1. С. 24.
2. Аванесов В. С. Научные проблемы тестового контроля знаний. — М.: 1994.
3. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения
школьников: экспериментально-педагогическое исследование. — М.: Педагогика, 1984.
4. Беспалько В. П. Критерии оценки знаний учащихся и пути оптимизации процесса обу-
чения. Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом обучения. — М.: 1960.
5. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика
третьего тысячелетия). — М.: изд-во Моск. психолого-соц. ин-та, 2002.
6. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.
7. Брунер Дж. Процесс обучения. М., 1962.
8. Ефремова Н. Ф. Современные тестовые технологии в образовании. — Ростов-на-
Дону, 2001.
9. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. — М., 2002.
10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992.
11.Под ред. В. Г. Разумовского, Р. Ф. Кривошаповой. Контроль знаний учащихся по
физике. М.: Просвещение, 1982.
12.Подласый И. П. Педагогика. — М.: Просвещение, 2002.
13.Полонский В. М. Оценка знаний школьников. — М.: 1984.
14.Рысс В. Л. Контроль знаний учащихся: Исследование на материале учебного
предмета химии. — М.: Педагогика, 1982.
15.Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. — М.: ИЦ «Академия», 2002.
16.Стрюков Г. А. Стандартизация уровня подготовки и оценивания знаний учащих-
ся. — М.: Педагогика, 1995 г. No 6
17.Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: 1984
18.Фрейд А. Психология и защитные механизмы: Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1993.
К разделу II. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.
19.Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном
процессе: учебное пособие для студ. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1979.
В ожидании рыцаря
Конкурсная программа ко дню Защитника Отечества
Вед. 1 Добрый день, дорогие друзья! Мы собрались на праздник, который
Назвали «В ожидании рыцаря». Давайте вспомним кто такие рыцари?
(Это средневековые воины. Слово «рыцарь» в переводе с немецкого – всадник.)
Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.
Но вот полтыщи лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят-
Я не согласен с этим.
Вед. 2 Так какого же человека мы называем рыцарем сегодня?
В наши дни мы называем рыцарем человека, готового на подвиг, умеющего держать данное слово. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в груди его бьется благородное сердце
Вед.1. Итак. Кто такие рыцари мы выяснили, а теперь приступим к ритуалу. Прошу рыцарей- участников турнира и их прекрасных дам подняться на сцену.
Доспехи ваши сегодня: вежливость и любезность, внимание и доброжелательность. Будьте достойны рыцарского звания!
Напутствия
- Смелыми, умными, Отважными, добрыми
Вот такими мы вас видеть хотим
- Всем покажите ваши знания,
Силу, ловкость, сноровку в борьбе
- Вы дерзайте, мальчишки, и уверены, будьте в себе.
Вед.2. А сейчас по традиции рыцари перед турниром дают клятву.
Клятва рыцарей
Клянемся рыцарями быть!
Всегда спасибо говорить.
Добрый день, до свидания-
Нет в мире выше звания!
Клянемся рыцарями быть!
И лень, и грубость позабыть!
Учиться этикету-
Науку помнить эту.
Клянемся рыцарями быть!
В борьбе со злом добро добыть
Невежу разить мечом волшебным
И строгим словом, и целебным.
Клянемся рыцарями быть!
-
Проверка Домашнего задания
Рыцари представляют свои рыцарские гербы, девизы и защищают их!
Вед 1. Перед рыцарским турнирам Прекрасная дам сердца говорила слова напутствия своему рыцарю, чтобы он сражался отважно, смело и достойно (дамы читают свои напутствия).
Вед. 2 За годы обучения рыцарь должен был овладеть 7-ю рыцарскими искусствами: фехтованием, верховой ездой, стрельбой из лука, кулачным боем, соколиной охотой, сложением стихов и игрой в шахматы. Попробуем и мы пройти все эти этапы нелегкого рыцарского воспитания. Мы начинаем рыцарский турнир.
Звучат фанфары.
-
Конкурс» Фехтование»
Наносить «уколы» противнику рыцари будут словами. Нужно как можно больше слов из букв, имеющих в слове «государство»
Вед. 1 Ведь каждый рыцарь жил в каком-то государстве: средневековой Англии, Франции, или Испании. Начинаем турнир- время пошло!
Задание для болельщиков: собрать пазл с изображением рыцаря на скорость
Вед. 2 Время вышло. Проверяем, сколько, у кого получилось слов. Участники зачитывают слова по очереди (слова, которые совпадают у всех, не зачитываются). Побеждает участник, который назовет свое слово последним.
-
Конкурс» Верховая езда»
Вед. 1 Рыцарь - прежде всего профессиональный воин. Из того, что он имел, самым важным было его вооружение и конь. Зачастую он сам следил, чтобы оружие находилось в порядке, не ржавело, а конь был накормлен, напоен и не застаивался в конюшне.
Необходимо оседлать «скакуна» и проскакать на нем, поразив цель (воздушный шарик лопнуть мечом).
-
Конкурс «Стрельба из лука»
Вед.2 Предстоит продемонстрировать умение стрелять из лука. Кстати. Знаете ли вы, кто был самым знаменитым лучником?
- Робин Гуд.
Вед. 1 Вот сейчас мы узнаем, кто из наших рыцарей достоин называться этим именем. Внесите лук!
Вед. 2 Вот лук (выносит мячи). А вот мишень (выносит корзины). Чем больше попаданий, тем больше шансов на победу. Робин Гуды, вперед!
Игроки получают по 5 мячей, которые нужно забросить в корзину с установленного расстояния. У кого больше попаданий – победитель.
-
Конкурс «Охота»
Вед. 1 А знаете ли вы, мои юные друзья, что было излюбленным развлечение баронов в средние века?
- Стрельба из лука?
- Охота?
Вед. 2 Совершенно верно. Существовало несколько видов рыцарской охоты: псовая травля, охота на тяге, соколиная охота, загонная охота.
У нас будет загонная охота.
Оставляем свободную нерабочую руку (для правшей – левую и наоборот) Вам предстоит загнать в эти силки( узкие ворота) как можно больше дичи (скомканные бумажки) палкой. Внимание! Рога трубят! (Музыка) Охота началась!
-
Конкурс «Знание благородных имен»
Вед. 1 Дамы называют по очереди имена благородных героев сказок, мульфильмов, литературных произведений, а рыцари имена дам (задание выполняется письменно, а потом зачитывается по очереди, побеждает та пара, которая по совокупности больше вспомнила имен).
Задание для болельщиков: Из каждого класса выбирается по одной девочке с длинными волосами и мальчик из другого класса делает ей праздничную прическу.
-
Конкурс «Рыцарь в походе»
Вед. 2 Рыцари собираются в поход и должны собрать для себя все самое необходимое. Для выполнения задания рыцарям раздается набор картинок с излишком, на время (1 мин) необходимо собраться в поход.
Вед. 1 Как известно, дамы по долгу ожидали рыцарей из походов, часто за не имением фотографий вышивали или рисовали любимый образ. Дамы рисуют портрет своего рыцаря, а жюри оценивает по похожести.
Итог
Вед. 2 Наши рыцари все туры прошли с достоинством. Вы достойны звания благородного рыцаря и просто вежливого человека.
Я думаю, никогда с нашей Земли не исчезнут настоящие друзья - мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, помочь слабому. Люди смелые и благородные - настоящие рыцари! А если вы все будете вежливыми, в вашем сердце всегда будет светить солнце, и вам от этого будет радостно.
Домашнее задание:
-
Рыцарям на листе А4 или А3 нарисовать свой герб (в традициях рыцарей средневековья) и придумать свой девиз, которые они должны будут объяснить.
-
Дама должна написать напутственную речь своему рыцарю, оглашаемую перед турниром
№ | Год | Количество участников | Вид творческой работы |
Нет данных |
Начало Сюда 1 2 3 4 5 6 Туда Последняя