С нами 17322 учителя, 7336 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Икона "Троица" Андрея Рублёва
Просмотров: 1937, дата: 23.05.2015, автор: Валентина Федоровна Шайдурова




 

Икона "Троица" Андрея Рублёва

Всем известна икона Святой Троицы Андрея Рублева.

Рублев взял краски для своей иконы не из сумрачной Византийской палитры, а из окружающей его природы с ее белыми березками, зеленеющей рожью, золотистыми колосьями, яркими васильками.

Сколько людей со времен преподобного Андрея застывало в восхищении перед этой иконой!
Сколько иконописцев пытались повторить чудный образ!

Несомненно, "Троица" Рублева — одно из самых знаменитых и таинственных произведений мировой живописи.
Таким, как мы его знаем сейчас, это величайшее произведение мирового искусства предстало взору реставраторов в 1919 году.


Сюжет иконы построен на 18-й главе книги Бытия, где описывается, как Бог в виде трех мужей или ангелов явился праотцу Аврааму и его жене Сарре у мамврийского дуба.

Многие христиане  были убеждены, что в этом месте Ветхого Завета говорится о Прообразе Пресвятой и Единосущной Троицы.

Однако до Рублева иконописцы изображали только бытовую сцену: три ангела в гостях у Авраама и Сарры сидят за сервированным столом в тени большого дуба. Никакой речи о Прообразе Троица здесь и быть не могло.

А вот преподобный Андрей сумел воплотить на иконе главный догмат христианства!
Так в чем же проявился поразительный гений Рублева? Давайте внимательно посмотрим на икону.


Во-первых, мы заметим, что Рублев убрал фигуры Авраама и Сарры, угощающих дорогих гостей.
Богатая сервировка стола сменилась одной-единственной чашей, на которую указывает средний ангел.

Большой дуб превратился в маленькое древо.

Так икона осталась узнаваемой, но из нее исчезло все сиюминутное, уступив место вечному.




Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух.

В Православном учении Троица именуется единосущной, нераздельной, живоначальной и святой.

Как изобразить Троицу на иконе, не потеряв ни одно из этих понятий?

Рублев нашел прекрасный выход из положения.


Единосущность на его иконе передана тем, что фигуры ангелов написаны совершенно однотипными, и все они наделены равным достоинством.

Каждый из ангелов держит в руке
жезл в ознаменование божественной власти.

Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния.
Так, одежды среднего ангела (красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса — клав) явно отсылают нас к иконографии Спасителя.

Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность.
Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам.

Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это — указания на первое лицо Святой Троицы.

Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зеленого цвета. Это ипостась Святого Духа, именуемого животворящим.

Незаметными и легкими штрихами великий мастер показывает нам лица Святой Троицы, но при этом нисколько не нарушает догмат о их единосущности.


Не менее гениально передана на иконе и
нераздельность. Средний ангел указывает на чашу, стоящую на престоле.

Если наклон голов и фигур двух ангелов, направленных в сторону третьего, объединяет их между собой, то жесты рук их направлены к стоящей на белом столе, как на престоле, евхаристической чаше с головой жертвенного животного... она стягивает движенья рук.

Мы видим, что ангелов три, а чаша одна — это композиционный и смысловой центр иконы.

И тут нам открывается, что три ангела Великого Совета находятся в
сокровенной беседе, беседе безмолвной, причем содержание ее — участь человеческого рода, ведь жертвенная чаша — символ добровольной жертвы Сына!

Икона, в которой нет ни действия, ни движения, полна одухотворенности, высокой просветленности и торжественного покоя.


Художник представил здесь величие жертвенной любви, когда отец посылает своего сына на страдания за человечество, и вместе с тем готовность сына, Иисуса Христа, пойти на страдания, принести себя в жертву людям.


На иконе есть еще несколько символов: дерево, гора и дом.

Дерево — мамврийский дуб — превратилось у Рублева в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы.

Гора воплощает святость Троицы,
а
дом — Божие Домостроительство.

Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо — за спиной среднего ангела (Сын есть Жизнь), Гора — за спиной третьего ангела (Дух Святой).


По толкованию греков, образ Троицы — не только воплощение Триединого Божества, но и образ веры, надежды и любви.

Для Руси образ Троицы всегда имел особенное звучание.


В творении преподобного Андрея Рублева, помимо высочайших богословских истин, люди увидели и призыв к объединению страны, сложившейся из трех основных народов.

Призыв этот не потерял актуальности и по сей день.

В настоящее время "Троица" находится в Третьяковской галерее, куда она поступила в 1929 году из Загорска.


http://www.ukoha.ru/article/ludi/ikona_troicy1.htm
http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-kartine-andrej-rublev-troica.html
http://www.tsurganov.info/andrej-rublev/opisanie-ikony-rubleva-troica.html
http://www.tg-m.ru/articles/3-2013-40/obraz-svyatoi-troitsy-andreya-rubleva
 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Мое сердце замирает, когда я смотрю на творение Рублева. Мне кажется, что я становлюсь участником этого разговора без слов, где понятно все.
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ