Ученые составили портреты российского учителя и директора в рамках исследования TALIS
Просмотров: 1138, дата: 26.05.2015, автор: Юлия Пасынок
Организация экономического сотрудничества и развития проводит исследование TALIS во второй раз. В 2008 году Россия участвовала в этом исследовании неофициально, а в 2013 году включилась в исследование уже на официальных основаниях, сообщает РИА Новости. Всего в исследовании принимали участие 37 стран. В России исследование было проведено Институтом образования НИУ "Высшая школа экономики" совместно с Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений (IEA) в рамках проекта ОЭСР при поддержке Министерства образования и науки РФ.
В опросе участвовали четыре тысячи учителей 5-9 классов, а также директора 200 российских школ, которые анонимно заполняли анкеты через интернет. Вопросы анкеты касались убеждений учителей, условий их работы, способов оценки их работы руководством. Составителей анкеты также интересовала подготовка педагогов в вузах и профессиональное развитие, в котором они участвовали или в котором они заинтересованы.
В результате обработки собранных данных ученые получили сравнительную картину, которая помогла увидеть, чем российские учителя отличаются от своих коллег из других стран.
Сегодня в России происходит омоложение учительского и директорского корпуса. Политика государства по повышению зарплаты педагогов и привлечению молодежи сделала профессию педагога более привлекательной, хотя пожилые педагоги не спешат уходить из профессии из-за большой разницы между зарплатой и пенсией, сообщает информагентство, ссылаясь на слова директора Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергея Косарецкого.
Исследователи установили, что у российских учителей сформированы установки на развитие своих профессиональных компетенций, освоение новых технологий, прежде всего, ИКТ, и они активно продвигаются в этих направлениях.
Педагоги понимают, что важно мотивировать учеников, предоставлять им самостоятельность в обучении, как это заложено в государственных образовательных стандартах. Они высоко оценивают свои возможности и считают, что очень успешно с такими задачами справляются, хотя, как показывает исследование, владеют не всеми необходимыми инструментами и приемами для этого.
"У российских учителей гораздо меньше барьеров для своего профессионального развития, чем у педагогов из других стран. Но их интересует, в основном, методическая подготовка, а не навыки работы со сложным контингентом детей, нуждающихся в поддержке. У директоров школ также отсутствует запрос на педагогов, владеющих приемами работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья", — цитирует РИА Новости декана факультета "Менеджмент в сфере образования" и руководителя отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук Елену Ленскую.
В число главных приоритетов учителей не входят приемы индивидуального обучения и оценивания, российские учителя в отличии от их коллег из других стран предпочитают стандартизированные методы тестирования собственным разработкам, реже используют обратную связь в дополнение к формальной оценке. Это показывает важность намеченных государством мер по преодолению разрыва между системой повышения квалификации, новыми федеральными образовательными стандартами и профессиональным стандартом педагога.
Отмечается также высокая загрузка педагогов всевозможной отчетностью, которая отвлекает их от непосредственной работы с учениками.
Важная часть исследования касалась директоров российских школ. В частности, оказалось, что, хотя почти все директора прошли специальную управленческую подготовку, почти две трети из них занималось этим уже после вступления в должность, и возможно, на первых порах совершали ошибки. Здесь российской системе образования мог бы пригодиться зарубежный опыт, полагают исследователи.
"В большинстве других стран кадровый резерв начинают готовить заранее. В Сингапуре и Южной Корее, которые демонстрируют высокие образовательные результаты школьников в международных исследованиях, почти три четверти директоров проходят серьезную подготовку перед назначением на пост", — рассказала Елена Ленская.
Эксперты также отметили, что у российских директоров больше, чем у их зарубежных коллег, рабочего времени уходит на административную деятельность (свыше 50%), и у них остается мало времени на работу с учителями, родителями и учениками.
В то же время условия работы российского директора школы в целом улучшились. Директора по-прежнему отмечают, что им не хватает ресурсов, но дефицит за последние годы снизился. Уже мало кто жалуется на нехватку компьютеров или учебников. Процент тех, кто жалуется на нехватку квалифицированных учителей, тоже снизился.
Исследователи также выяснили, что российские директора больше своих зарубежных коллег склонны к личному управлению школой. Сегодня почти во всех российских школах появились управленческие команды, а в 85% школ есть уже и управляющие советы. Здесь Россия находится в числе мировых лидеров. Но эти команды и советы пока не заработали в полную силу, утверждают исследователи.
"Результаты исследования помогут определить, в какой помощи нуждаются учителя и директора школ, что нужно делать, чтобы получить серьезное улучшение качества преподавательских кадров и повысить эффективность работы педагогов", — резюмировала Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ.
Познакомиться с полными результатами исследования можно на портале "Социального навигатора".
http://www.ug.ru/news/15197
В опросе участвовали четыре тысячи учителей 5-9 классов, а также директора 200 российских школ, которые анонимно заполняли анкеты через интернет. Вопросы анкеты касались убеждений учителей, условий их работы, способов оценки их работы руководством. Составителей анкеты также интересовала подготовка педагогов в вузах и профессиональное развитие, в котором они участвовали или в котором они заинтересованы.
В результате обработки собранных данных ученые получили сравнительную картину, которая помогла увидеть, чем российские учителя отличаются от своих коллег из других стран.
Сегодня в России происходит омоложение учительского и директорского корпуса. Политика государства по повышению зарплаты педагогов и привлечению молодежи сделала профессию педагога более привлекательной, хотя пожилые педагоги не спешат уходить из профессии из-за большой разницы между зарплатой и пенсией, сообщает информагентство, ссылаясь на слова директора Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергея Косарецкого.
Исследователи установили, что у российских учителей сформированы установки на развитие своих профессиональных компетенций, освоение новых технологий, прежде всего, ИКТ, и они активно продвигаются в этих направлениях.
Педагоги понимают, что важно мотивировать учеников, предоставлять им самостоятельность в обучении, как это заложено в государственных образовательных стандартах. Они высоко оценивают свои возможности и считают, что очень успешно с такими задачами справляются, хотя, как показывает исследование, владеют не всеми необходимыми инструментами и приемами для этого.
"У российских учителей гораздо меньше барьеров для своего профессионального развития, чем у педагогов из других стран. Но их интересует, в основном, методическая подготовка, а не навыки работы со сложным контингентом детей, нуждающихся в поддержке. У директоров школ также отсутствует запрос на педагогов, владеющих приемами работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья", — цитирует РИА Новости декана факультета "Менеджмент в сфере образования" и руководителя отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук Елену Ленскую.
В число главных приоритетов учителей не входят приемы индивидуального обучения и оценивания, российские учителя в отличии от их коллег из других стран предпочитают стандартизированные методы тестирования собственным разработкам, реже используют обратную связь в дополнение к формальной оценке. Это показывает важность намеченных государством мер по преодолению разрыва между системой повышения квалификации, новыми федеральными образовательными стандартами и профессиональным стандартом педагога.
Отмечается также высокая загрузка педагогов всевозможной отчетностью, которая отвлекает их от непосредственной работы с учениками.
Важная часть исследования касалась директоров российских школ. В частности, оказалось, что, хотя почти все директора прошли специальную управленческую подготовку, почти две трети из них занималось этим уже после вступления в должность, и возможно, на первых порах совершали ошибки. Здесь российской системе образования мог бы пригодиться зарубежный опыт, полагают исследователи.
"В большинстве других стран кадровый резерв начинают готовить заранее. В Сингапуре и Южной Корее, которые демонстрируют высокие образовательные результаты школьников в международных исследованиях, почти три четверти директоров проходят серьезную подготовку перед назначением на пост", — рассказала Елена Ленская.
Эксперты также отметили, что у российских директоров больше, чем у их зарубежных коллег, рабочего времени уходит на административную деятельность (свыше 50%), и у них остается мало времени на работу с учителями, родителями и учениками.
В то же время условия работы российского директора школы в целом улучшились. Директора по-прежнему отмечают, что им не хватает ресурсов, но дефицит за последние годы снизился. Уже мало кто жалуется на нехватку компьютеров или учебников. Процент тех, кто жалуется на нехватку квалифицированных учителей, тоже снизился.
Исследователи также выяснили, что российские директора больше своих зарубежных коллег склонны к личному управлению школой. Сегодня почти во всех российских школах появились управленческие команды, а в 85% школ есть уже и управляющие советы. Здесь Россия находится в числе мировых лидеров. Но эти команды и советы пока не заработали в полную силу, утверждают исследователи.
"Результаты исследования помогут определить, в какой помощи нуждаются учителя и директора школ, что нужно делать, чтобы получить серьезное улучшение качества преподавательских кадров и повысить эффективность работы педагогов", — резюмировала Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ.
Познакомиться с полными результатами исследования можно на портале "Социального навигатора".
http://www.ug.ru/news/15197
Другие блоги пользователя
- Государственный институт русского языка проводит фестиваль "Лето с Пушкиным"
- 17 мая - Международный день детского телефона доверия
- Поход на останец "Лягушка"
- Двое сахалинских школьников стали лауреатами национального конкурса "Ученик года"
- Выставка Деда Мороза
- Успешный учитель и успешный ученик...
- Международный день защиты детей отметили в сахалинском дворце спорта "Кристалл"
- 8 самых удивительных музеев мира
- Куклы СССР (зарисовки и впечатления от одной выставки)
- Дикая природа России
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Интересный информационный материал, пригодиться для педагогических чтений, учительских конференций, даже для педсовета.
Валентина Титова, дата: 26.05.2015 в 18:36
#2 Жаль, что благодаря исследованию отчетов и бумаг меньше не стало...
Евгения Брашко, дата: 27.05.2015 в 17:57
#3 Согласна с коллегами. Бумаг с каждым годом всё больше и больше, времени для общения с детьми всё меньше и меньше. "... важность намеченных государством мер по преодолению разрыва между системой повышения квалификации, новыми федеральными образовательными стандартами и профессиональным стандартом педагога". Хочется верить: это произойдёт в ближайшее будущее. И без индивидуального подхода к учащимся не будет успешного обучения
Галина Борискина , дата: 29.05.2015 в 16:53
#4 Когда появились компьтеры, говорили, что вся документация будет на носителях, но, увы... Рабочие программы делаем в 3 экземплярах: два - в бумажном варианте и один - в электронном. Это так ценят время учителя.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 02.06.2015 в 16:21
#5 Думаю, что на исследование это совсем не похоже. Обычный результат опроса, неизвестно кого в процентном соотношении. Как высшая школа экономики может составлять опросник для педагогов? Если о педагогическом процессе и об организации школьного образования знает на уровне обывателей. Назвать так громко "Портрет учителя" - это просто издевка или очередная провокация. "Цели проведения подобных опросов вызывают множество вопросов"....
Светлана Трушина, дата: 02.06.2015 в 16:44
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.