С нами 14451 учитель, 5081 ученик.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Английские сады
Просмотров: 618, дата: 30.06.2015, автор: Валентина Федоровна Шайдурова

Английские сады



 
«Я ныне люблю до безумия Английские сады, кривые дорожки, отлогие холмы, озёрам подобные пруды, архипелаги на твердой земле...» – писала Екатерина II Вольтеру в 70 годы XVIII столетия, – «а к прямым дорожкам, однообразным аллеям чувствую великое отвращение, фонтанов также не могу терпеть: они заставляют воду принимать такое течение, которое не сообразно природе; статуям же, по мнению моему, пристойно быть заключённым в галереях и прочим сим подобных местах, короче сказать, над садовничеством моим совершенно владычествует Английский вкус».

Пристально следящая за сменой тенденций в европейском искусстве и философии Императрица описала характерные черты нового стиля устройства английских садов, уловив главный принцип – сообразно природе, и подчеркнула противоположность его вышедшему из моды регулярному стилю.
В отличие от Петра I после посещения Европы, внедрившего регулярный стиль (на французский и голландский манер), Екатерина, никогда не бывавшая в Англии, черпала сведения из книг. Многие страницы французского издания 1770 г «Замечания о современном садоводстве, иллюстрированные описаниями» английского садовода-любителя Томаса Вейтли собственноручно переписывались ею и готовились к изданию.

 




Изменения вкусов публики произошли не под влиянием садовых мастеров и архитекторов.
Философы, писатели, любители живописи и политики стояли у истоков зарождения новой эстетики садов в английском стиле и её популяризации, садоводам осталось воплотить на практике их идеи.

Философ Джон Локк написал знаменитый трактат о роли восприятия окружающего мира посредством чувств, доказывая, что впечатления, полученные от созерцания пейзажа оказывают воздействие более утончённое, чем «понимаемые умом» эмблемы и символы в садах регулярного стиля.

Воспевал неиспорченную человеком природу английский поэт Милтон («Потерянный рай»). Александр Поуп призывал в стихах «Советоваться с Гением Места» при устройстве сада.
Царившая в эпоху рококо мода на «китайщину», привлекла внимание и к нерегулярной планировке китайских садов, смыслом которых являлась передача красоты первозданной природы.

Эстетика нового стиля особенно близка была английским либералам-вигам, ведь по сути регулярный стиль – стриженые формы деревьев, прямые аллеи, преобладание симметрии, особенно, французский «гранд маньер» Версаля, символизировали победу абсолютизма, торжество порядка над природой и обществом.
В противоположность ему свободный рост деревьев, петляющие дорожки и ручейки стали символом свободного развития индивидуума, символом отвоевавшего своё место на политической арене британского парламентаризма.

 

 
Идеальные образцы пейзажей для воплощения в своих поместьях любители искусств привозили из путешествий, особенно из Италии. Гравюры с картин Пуссена и Лоррена, изображавшие окрестности Рима и Кампаньи, живописные античные руины, заросшие папоротником полуразрушенные водные каскады и таинственные гроты становились прообразами «улучшенной» природы в английских садах.

Расцвету нового пейзажного сада в английском стиле способствовала и природа Британии, сочная трава вечнозелёных лугов, холмистый ландшафт, множество рек и речушек. Мягкий влажный климат оказался благоприятным для интродукции большого числа чужеземных растений – ливанских и атласских кедров, таксодиумов, вечнозелёных кустарников, что разнообразило создаваемые пейзажи.

Экономические реформы в Англии привели к укрупнению имений и бурному развитию сельского хозяйства. К началу XVIII века практически не осталось природных лесов, их заменили луга-пастбища для скота и поля, разграниченные живыми изгородями и оживляемые оставленными кое-где одиночными вековыми дубами. По-видимому, и это вызывало потребность богатых владельцев обширных усадеб сажать собственные рощи и леса.
Воплощать идеи философов и писателей на практике одними из первых начали Вильям Кент и Чарльз Бриджмен в парке Стоу в первой половине XVIII века.

Там уже прослеживаются многие черты пейзажных садов в английском стиле, ставшие классическими для этого стиля – стремление уйти от прямых линий, открытие видовых перспектив на окружающую местность, свободные посадки деревьев и кустарников.

Кент был не только архитектором, спроектировавшим для парков множество строений в классическом стиле, но и художником, имевшим звание главного королевского живописца. Свои ландшафты он как будто рисовал в трёхмерном пространстве, только вместо красок использовал деревья кусты, траву и воду.


Самое обширное наследие образцовых пейзажных садов оставил творивший с 1750 по 1780 гг Ланцелот Браун, по прозвищу Капабилити.
Более 100 его работ практически преобразили характер английского ландшафта. Зелёные лужайки подчёркивали сглаженные формы невысоких холмов, контрастируя в низинах с гладью воды прудов естественных очертаний с растущими по краям плакучими ивами, в группы высаживались деревья с различными оттенками листвы. Дом в палладианском стиле стоял на просторной лужайке.

В садах Брауна практически нет цветников, нет возбуждающих ярких красок, идеальные пейзажи призваны умиротворять. Ланселот Браун был искусен не только в исправлении недостатков природных пейзажей, но и ошибок архитекторов.

В парке имения Блэнем (где много лет спустя родился Уинстон Черчилль) он перекрыл плотиной реку, через которую был перекинут слишком большой трёх-арочный мост, выглядевший нелепо. Река превратилась в живописное озеро с каскадами. В результате мост оказался гармоничным по размерам широкому протоку.


 


 
На протяжении всего XVIII и начала XIX века английские ландшафтные архитекторы оставались верными принципам использования природных форм в садах, различались только методы их использования в соответствии с представлениями садовода или заказчика.

Менялись и вкусы общества. На смену идеям просвещения, воспевающим свободу человека, приходит эпоха романтизма и сентиментализма. Английский «сплин» кажется иностранцам таким естественным в окутанных туманом пейзажных садах, так прекрасно изображённых на полотнах Тернера и Констебля.

Любители нетронутой «дикой» природы теперь отправлялись за впечатлениями на север, к примеру, в Шотландию и создавали в садах уголки с живописными поваленными деревьями, болотцами, заросшими камышом, вересковыми пустошами.

 
Но уже через сто лет после создания первых садов в английском пейзажном стиле шотландец по происхождению Джон Лудон, автор знаменитой «Энциклопедии садоводства» (1822) напишет о Ланселоте Брауне – «Где бы ни появилась его нивелирующая рука, прощай любая естественная красота! Видно как всё уступает место одной универсальной системе сглаживания, выравнивания и наиболее утомительной монотонности».

. Лудон же в своём ежемесячном «Журнале Садовода» поддерживал интерес к садовому искусству у владельцев небольших городских и сельских садов, а также ратовал за устройство общедоступных городских парков и развитие паркового туризма.
Его жена – писательница, со страниц журнала призывала образованных женщин самим заниматься устройством цветников в своих садиках.

Лудон выделял три типа сада: живописный – подобный картинам пейзажистов, садоводческий – с коллекцией ценных и экзотических растений, введённых в группы естественных посадок, среди которых проложены плавно извивающиеся дорожки и сельский – предназначенный для выращивания фруктов и овощей с лужайкой и цветниками вблизи дома.

Так постепенно произошёл поворот в истории английского садового стиля и к середине XIX века сложился тип английского сада, который принято называть викторианским.

Английский стиль в XVIII – XIX веках завоевал не только Европу. Пейзажные сады можно встретить на всех континентах. Поэтически сформулированный призыв Александра Поупа «советоваться с Гением Места», т.е. планировать сад, согласуясь с окружающей природой, подразумевает, в том числе, и посадку местных растений (одно из самых прекрасных мест в Павловске – типичный русский сосновый бор, посаженный на краю обширного луга).

 

Советы от Розмари Александер


По мнению известного британского ландшафтного дизайнера Розмари Александер современный английский садовый стиль сложился после второй мировой войны, когда владельцы больших садов уже не могли содержать их с помощью большого числа наёмных работников. Сады передавались в Фонд национального наследия или делились на более мелкие.

В традиционном английском саду, считает Розмари, непременно должны присутствовать ароматные растения – розы, пионы, жасмин. Пастельные тона по-прежнему предпочитаются английскими садоводами, хотя сейчас появилась мода на яркие цвета.

Травяные растения с серебристым оттенком листвы непременно украшают рабатки и миксбордеры.

Места для сидения – деревянные скамейки традиционной формы, как правило, оставляют неокрашенными, хотя сама Розмари Александер любит их красить в яркие цвета.

Также в типичном английском саду обязательно должны в каком-то количестве присутствовать
средиземноморские растения.

Нехарактерными для традиционного английского сада Розмари Александер считает статуи в человеческий рост.

Сама она недолюбливает садовые украшения в виде гномов, наполовину зарытых в почву фигурок собачек с торчащими хвостами и любые уменьшенные фигуры животных, которые будут не соответствовать пропорциям сада.


Источники:
http://www.zs-z.ru/landshaft/sadyi/anglijskie-pejzazhnyie-sadyi.html
http://www.greeninfo.ru/landscape/garden_style.html/Article/_/aID/3193
 

 

 

 

 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 «Я ныне люблю до безумия Английские сады, кривые дорожки, отлогие холмы, озёрам подобные пруды, архипелаги на твердой земле...» – писала Екатерина II Вольтеру в 70 годы XVIII столетия.
#2 На протяжении всего XVIII и начала XIX века английские ландшафтные архитекторы оставались верными принципам использования природных форм в садах, различались только методы их использования в соответствии с представлениями садовода или заказчика.
#3 Английский стиль в XVIII – XIX веках завоевал не только Европу. Пейзажные сады можно встретить на всех континентах. Поэтически сформулированный призыв Александра Поупа «советоваться с Гением Места», т.е. планировать сад, согласуясь с окружающей природой, подразумевает, в том числе, и посадку местных растений (одно из самых прекрасных мест в Павловске – типичный русский сосновый бор, посаженный на краю обширного луга).
#4 "В саду отдыхают все пять чувств сразу" Ханна Район
Гульнара Айтуганова, дата: 03.07.2015 в 10:06  
#5 Спасибо, Валентина Федоровна, за очень интересную прогулку!
Гульнара Айтуганова, дата: 03.07.2015 в 10:09  
#6 Необыкновенная красота, свежесть зелени,Английский стиль в XVIII – XIX веков- всё это создаёт отличное настроение и душевный покой.
Валентина Титова, дата: 03.07.2015 в 12:04  
#7 Красиво, но всё-таки не наше, не родное...
Евгения Брашко, дата: 03.07.2015 в 12:33  
#8 Очередной прекрасный блог о природе. всё красиво, аккуратно. Одно удовольствие погулять здесь.
Татьяна Образцова, дата: 04.07.2015 в 15:44  
#9 Рада, что Вам, дорогие коллеги, понравилась прогулка по английским садам.
#10 А в России совсем не хуже.Всё равно интересно. Спасибо за английскую прогулку.
Татьяна Медведева, дата: 05.07.2015 в 0:29  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.