С нами 17170 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Дисциплина на уроке
Просмотров: 2132, дата: 28.04.2017, автор: Маргарита Абраконова
                                                                                  Обращаясь с ближними так,
                                                                                     как они того заслужи­вают,
                                                                                    мы делаем их только хуже.
                                                                                     Обращаясь же с ними так,
                                                                                       как будто они лучше того,
                                                          что они представляют в действительности,
                                                                  мы заставляем их становиться лучше.
                                                                                                              И. Гёте
 

Мастерство настоящего учителя, умеющего владеть аудиторией, состоит из мелочей.
Как удержать внимание класса, правильно сделать замечание, использовать свой голос для поддержания дисциплины, а не наоборот?
Многие приходят к этому путем проб и ошибок, однако теперь все педагогические приемы подробно описаны, и их можно изучить.

Сильный голос

     Сильный голос — прием, позволяющий преподавателям (и тренерам) перенять мастерство педагогов, умеющих "руководить классом". Лучшие учителя приходят в самый неуправляемый класс, в котором никто не может навести порядок, заставляют учеников делать то, что нужно, и возвращают к уроку тех, кто не слушает (или не хочет слушать). В рамках данного приема учителя используют пять навыков.
     Лаконичность. Чем меньше слов, тем более сильный эффект они производят. Излишняя болтливость сигнализирует о нервозности и нерешительности, тогда как правильно подобранные слова свидетельствуют о подготовке и прозрачности намерений.
     Не говорите одновременно с учениками. Покажите, что ваши слова имеют вес: дождитесь полной тишины и только потом говорите. Добившись того, что никто не соревнуется с вами за внимание, вы показываете, что сами будете решать, кого и когда ученики будут слушать. Для достижения этой цели, возможно, потребуется прерваться на самом неожиданном месте, чтобы показать таким образом, что вы не станете продолжать, пока не завладеете всеобщим вниманием.
     Не позволяйте вовлекать себя в диалог. Заявив некую тему, не отвлекайтесь на посторонние разговоры. Этот принцип особенно важен, когда вы делаете кому-то замечание.
     Смотрите в глаза, стойте на месте. О чем бы вы ни говорили, помимо слов вы задействуете невербальную коммуникацию. Даже телом можно показать, что вас должны слушать. Если вы хотите подчеркнуть значимость своих слов, развернитесь всем телом и лицом к человеку, к которому обращаетесь. Смотрите ему в глаза. Стойте прямо или слегка наклонитесь (последний жест свидетельствует, что у вас все под контролем и вас невозможно смутить или напугать).
     Стойте на одном месте, когда даете задание, не жестикулируйте и не отвлекайтесь на посторонние дела. Человек, одновременно говорящий что-то и отвлекающийся на какие-то бумажки, показывает, что его слова не столь важны. Поэтому примите официальную позу, сложите руки за спиной и покажите, что ваши слова, как и вы сами, весомы, значительны и отнюдь не случайны.
     Сила тишины. Обычно, когда учитель нервничает или боится, что ученики не будут его слушаться, когда чувствует, что перестает управлять классом, он первым делом старается говорить громче и быстрее.
Громкий голос, как это ни парадоксально, усиливает шум в классе, и ученикам проще переговариваться шепотом.
Если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише, хотя это и противоречит первому порыву. Понижайте голос. В буквальном смысле слова заставьте учеников прислушиваться к себе. Будьте воплощением уравновешенности и невозмутимости.

Сто процентов

     Сто процентов — это количество учеников, которые должны слушать учителя на уроке. "Это из области фантастики?" — спросите вы. Нисколько. Нужно лишь знать некоторые тонкости. Сто процентов внимания достигается за счет умелого использования трех принципов.
     Коррекция не должна быть ни навязчивой, ни агрессивной. Сто процентов внимания нужны для того, чтобы вы могли вести урок. Если продираться к этой цели сквозь чащу постоянных замечаний, получится замкнутый круг. Делая выговор одному ученику, вы отвлекаете от урока всех, даже тех, кто слушает вас. Поэтому необходимо следить за дисциплиной, не отступая от темы урока и с минимальными потерями времени. Вот шесть видов ненавязчивой коррекции в порядке усиления. Постарайтесь как можно чаще прибегать к первым положениям из списка.
  1. Невербальная коррекция. Контактируйте с нарушителем дисциплины жестами или взглядом, не отвлекаясь от темы урока. Например, жестами попросите ученика опустить руку, пока вы говорите.
  2. Позитивная групповая коррекция. Не говорите лишний раз о том, чего ученик делать не должен. Кратко напоминайте всему классу, чем следует заниматься ученику на уроке. Например: "Каждый читает по очереди; остальные следят за отвечающим". Используйте этот навык, когда замечаете, что внимание учеников скоро рассеется. Чем раньше вы напомните, тем лучше.
  3. Анонимная индивидуальная коррекция. Делайте краткие напоминания классу, как было описано выше, но в данном случае подчеркивайте, что не все занимаются тем, чем нужно. Например: "Мы ждем, когда двое замолчат; все должны смотреть на отвечающего".
  4. Индивидуальная коррекция. Если приходится обращаться к ученику персонально, делайте замечание незаметно для окружающих. Подойдите к парте нарушителя, наклонитесь и, стараясь не отвлекать других, быстро и тихо выскажите свою просьбу. Затем продолжайте урок. Например: "Коля, я просила всех слушать меня, и мне бы хотелось, чтобы ты делал то же самое".
  5. Мгновенная публичная коррекция. Не всегда удается сделать замечание незаметно для остальных. Публичная коррекция позволит ограничить объем внимания к нарушителю и объяснить, чего от него ждут, а не ругать или рассказывать, что он сделал не так. Например: "Саша, куда ты смотришь? Задние парты, не зеваем!".
  6. Наказание. Если не удается оперативно, не прибегая к крайним мерам, разрешить ситуацию, постарайтесь не сорвать урок. Как и при прочих видах коррекции, наказывать следует быстро, ненавязчиво и без лишних эмоций.
     Будьте тверды и спокойны
  1. Ловите на раннем этапе. Лучшие учителя мгновенно замечают, что глаза ученика начинают блуждать, и пресекают его дурные намерения еще до того, как тот успеет что-то сделать.
  2. Благодарность обладает огромной силой. Простая признательность за то, что ученик выполнил вашу просьбу, не только свидетельствует о воспитании, но и внушает всему классу, что записной хулиган сделал то, что вы просили. (Подумайте, за что еще можно было бы поблагодарить ученика.) Внимание восстанавливается, и ученики воспринимают вас как спокойного и воспитанного учителя, у которого все под контролем.
  3. Средство, а не цель. Внимание — это средство, а не цель. Ученикам нужно вас слушать, чтобы достичь успехов в учебе. "Смотрите на меня, иначе не поймете" — эта фраза скажет гораздо больше, чем такая: "Все должны смотреть на учителя. Если я прошу вас о чем-то, вы должны это делать".
  4. Универсальные требования. Педагоги, в совершенстве овладевшие этим приемом, подчеркивают универсальность требований. Они выражают это следующим образом: "Я хочу, чтобы все сели прямо" или, еще лучше: "Мы все должны сесть прямо". Эти фразы подчеркивают единство требований в отличие от такой модели: "Смотри на учителя, Толя".
     Акцентируйте внимание на видимых аспектах поведения
  1. Добейтесь максимальной видимости. Найдите верный способ сделать так, чтобы нарушителей дисциплины было легко обнаружить. Не требуйте от учеников абстрактного внимания, а попросите их смотреть на учителя — это действие проще отследить. А еще лучше, попросите положить карандаш и посмотреть на учителя. Теперь вы наблюдаете за выполнением двух указаний, причем отследить выполнение первого — положить карандаш — гораздо проще, чем отметить, весь ли класс смотрит на учителя.
  2. Покажите, что все контролируете. Не просто давайте указания, но и следите за их выполнением, при этом ученики должны понимать, что вы не дремлете. Каждые пару минут оглядывайте класс со спокойной улыбкой, чтобы проверить, все ли идет по плану. Перед тем как что-то попросить, обязательно делайте паузу и смотрите на учеников. Проговаривайте все, что видите: "Спасибо, Петя. Спасибо, Маша. Первый ряд, смотрим на меня". Тем самым вы подчеркиваете, что наблюдаете за всеми и замечаете, кто чем занят, словно у вас есть "радар".
Условия размещения материала:
Использование материала с использованием активной ссылки на сайт: http://www.7ya.ru
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Спасибо, повторила вопросы педагогики, на многие вещи посмотрела под другим углом! Трудные дети всегда были в школе, на них нужно обязательно в первую очередь обращать внимание и вовлекать в урочную деятельность.
Людмила Петровна Трифонова, дата: 29.04.2017 в 9:32  
#2 Людмила Петровна, здравствуйте! Думаю, проблемы на уроках с дисциплиной бывают не только с трудными учениками. Все происходящее на уроке подобно цепной реакции. Стоит упустить момент и все. Пиши пропало!
Маргарита Абраконова, дата: 29.04.2017 в 18:02  
#3 Маргарита Вячеславовна, спасибо за такую памятку! Вот бы еще и на практике всегда получалось так поступать! Многие советы возьму на вооружение!
Маргарита Чаркова, дата: 29.04.2017 в 18:07  
#4 Маргарита Вячеславовна, тема дисциплины наболевшая и весьма актуальная на сегодняшний день. К сожалению, сейчас у детей слишком много прав, они всегда уверенны в собственной правоте, поэтому очень часто забывают о своих обязанностях. Дети должны знать свои права, конечно. Однако должны пользоваться ими в рамках разумного, не нарушая дисциплины. Дисциплина - прежде всего, всегда на первом месте должна быть. Очень подробные приёмы Вами приведены в пример, спасибо за информацию.
Наталья Чубаева, дата: 29.04.2017 в 18:09  
#5 Маргарита Вячеславовна, честно говоря, я уже захожу в этот блог эдак в пятый раз, не преувеличивая. И каждый раз у меня что-то находится такое, что мне мешает прочесть до конца и оставить комментарий. Маргарита Анатольевна, Вы создали очень ценный блог. На очень нужную тему. Он получился у вас как урок, дающий ценные советы для учителя любого ранга. Это как заповеди для переступившего порог школы учителя. Вы собрали самую изюминку. Вы собрали мудрые истины. Я всегда буду знать , где этот материал и всегда буду помнить Ваши советы. Спасибо Вам!
Ольга Степанова, дата: 29.04.2017 в 20:33  
#6 Очень хорошие советы. И, на самом деле, педагоги их применяют, наверное, на интуитивном уровне.
Елена Маратовна Онищук, дата: 11.06.2017 в 11:48  
#7 Проблема дисциплины на уроке волнует многих - как начинающих учителей, так и педагогов со стажем. Особенно остро эта задача стоит в среднем звене – подростки часто становятся неуправляемыми и не слушают своих преподавателей. Один из способов удержать внимание школьников, это разнообразить методы и средства обучения на уроке. Чем интереснее урок, тем меньше времени остается ученикам для посторонних занятий. Эффективным способом организации плодотворной учебной деятельности является групповая творческая работа. Постарайтесь включить абсолютно всех учащихся в ход урока, не ограничивайтесь общением только с сильными учениками.
Татьяна Косенкова, дата: 07.02.2019 в 20:25  
#8 Почему так важна дисциплина на уроке? Ответ, кажется, очевиден: без осознания правил корректного поведения – в классе, на улице, в общественном месте, даже просто наедине с собой – достижение личностного роста и профессионального успеха не представляется возможным.
Анастасия Хряпова (Монакова), дата: 08.02.2019 в 20:28  
#9 Настолько верные правила ведения урока Вы затронули в этом блоге, Маргарита Вячеславовна. Можно сказать, настольная памятка учителя. Ведь не будь дисциплины на уроке - урок будет провальным. Поэтому я всегда считала и буду считать, что урочная дисциплина - очень важный аспект, от чего зависит успех урока. Спасибо.
Ольга Степанова, дата: 22.02.2019 в 6:45  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ