Сахалинская детская опера "Брундибар" собрала аншлаги
Просмотров: 1107, дата: 11.05.2017, автор: Юлия ПасынокПо условиям правообладателей на детскую оперу "Брундибар" вход свободный. Но спрос был поистине обвальным, и через пару часов после запуска рекламы о премьерных показах в кассе Чехов-центра кончились билеты. И вместо одного было принято решение о трех показах. А первыми зрителями его стали сахалинские дети войны.
По словам российского двигателя этого проекта, режиссера-постановщика Мстислава Пентковского (Москва), все города для постановки "Брундибара" избирались неслучайно. Сахалин, где завершилась Вторая мировая война, пополнил плеяду регионов с особой военной историей. "Брундибар" был поставлен в Москве, Волгограде, в Санкт-Петербурге его приурочили к очередной годовщине снятия блокады Ленинграда, во Владикавказе по предложению народной артистки России Ларисы Гергиевой его посвятили детям Беслана.
Написанная в 1938 году трогательная музыкальная история о детской дружбе в военные годы стала символом сопротивления нацизму, в послевоенные — призывом к миру, актом памяти детей, ставших жертвами фашизма и терроризма. Ее автор Ганс Краса был талантливым композитором, создал немало произведений, которые звучат действительно интересно и современно, но так получилось, что они остались в тени "Брундибара", обретшего пронзительную по драматизму биографию, рассказывает Мстислав Пентковский:
— "Брундибар" был написан по заказу Пражской национальной оперы и готовился к постановке. Но началась война, и дети-артисты оказались в концлагере Терезиенштадт, где и продолжили репетиции. Дело в том, что страны-союзники очень рано узнали о существовании на территории восточной Европы и Германии концлагерей. И когда эта правда стала выходить на поверхность, нацисты создали для показа международным комиссиям "обманку", такой иллюзорный мир. Его узникам было дозволено заниматься спортом, театром, литературой. И "Брундибар" сыграли в Терезиенштадте 55 раз. Но после отъезда комиссии Красного Креста и создания пропагандистского фильма "Фюрер дарит евреям город" узники были отправлены в Освенцим…
В "Брундибаре" на сцене Чехов-центра дистанции между прошлым и настоящим нет. Кажется, что высыпавшая на сцену толпа сегодняшних девочек и мальчиков со старыми чемоданчиками в руках и звонкими голосами сошли с черно-белой фотографии 70-летней давности. На заднике подлинные кадры из жизни Терезиенштадта, дьявольской придумки нацистов, маскировавших смерть яркими фантиками, сменяются видами пряничных домиков прекрасной Чехии. Главные партии ведут ясноглазые герои Анни (Полина Гринь — Центральная детская музыкальная школа) и Пепичек (Александр Румянцев — лицей № 2). Но все-таки еще более главным здесь стало коллективное сообщество — Кошки, Собаки, Воробьи, которые, забыв о привычных распрях по зову природы, объединяются, чтобы помочь детям, спасающим свою маму. Они поют вместе, и побеждает легкая, невесомая атмосфера жизнерадостного детства, которую не могут затмить никакие решетки. И музыка взлетает к небу над злом, которое олицетворяет унылый скрип шарманки мрачного типа Брундибара...
Огромный корабль сахалинского "Брундибара", запущенный по инициативе и при поддержке областного правительства, стал одной из масштабных "ласточек" областной детской филармонии, под крышей которой собирают самых талантливых детей региона. Сошлось много успешных слагаемых: Южно-Сахалинский камерный оркестр, получивший новое дыхание под управлением маэстро Тиграна Ахназаряна, "Чехов-центр — великолепный по своим техническим возможностям театр, высочайшего уровня театральная и концертная площадка" (цитата из М. Пентковского, отнюдь не комплиментарного свойства, так, по факту). И конечно, наши дети.
В проекте, работа над которым шла в течение года, заняты ученики всех детских музыкальных школ и школ искусств областного центра — 35 участников хора и 13 солистов, рассказала директор областного научно-методического центра по образованию в сфере культуры и искусства Елена Манойленко. Полностью в проект вошел хор "Кантилена" (ЦДМШ), удалось справиться и с дефицитом поющих мальчиков. Например, в спектакле участвуют Александр и Владимир Румянцевы, дети педагога Георгия Румянцева, который, помнится, когда-то и сам неплохо пел оперные арии…
Отличная вокальная подготовка юных артистов стала плодом колоссальной работы, проведенной сахалинским педагогом Валентиной Тутуровой. За 30 с лишним лет деятельности хора "Кантилена" случались опыты музыкальных спектаклей, но масштаб "Брундибара", в котором юным (начиная с 11 лет) исполнителям пришлось прожить, прочувствовать трагическую тему убитого детства, трудно сравнить с чем-либо. Все дети прошли строгий кастинг, были подготовлены два состава на главные роли — помимо Полины и Александра, это Елизавета Решетникова (ЦДМШ) и Павел Алдаков (Сахалинский колледж искусств). Репетиции шли каждые выходные, даже 9 мая, который юные артисты спонтанно отметили исполнением "Дня Победы". Случалось, за пропуск репетиции солистов снимали с ролей — все по-взрослому. "Академикам" пришлось учиться слышать оркестр и друг друга, нарабатывать актерское мастерство.
— С детьми очень интересно работать. Когда я услышал, как они замечательно поют, то подумал, что я тут делаю? — с улыбкой поделился единственный взрослый участник спектакля — актер Сахалинского театра кукол Евгений Панихин. Когда-то на сцене Чехов-центра он пел в массовке оперетты "Севастопольский вальс", а в проект попал с легкой руки главного дирижера Южно-Сахалинского камерного оркестра под управлением Тиграна Ахназаряна после программы, посвященной творчеству Арно Бабаджаняна. И это притом, что самой хорошей музыкой он считает тишину… Портрет злодея Брундибара, возмутителя оперного спокойствия, он нарисовал яркими красками, благо, что опыта не занимать: "На поверхности лежит извечная идея: если вас не устраивает какое-то зло, надо собираться вместе и бороться. Выбор за вами, но важно не переступить грань — в этой борьбе не свалиться в агрессию и насилие. Человек вправе выбирать, как ему поступать, но должен учитывать, последствия своих поступков на судьбах других людей".
— Это замечательный проект, в нем нельзя было не участвовать! — полна энтузиазма Лейла Цымбал, из своих 16 лет десять поющая в хоре "Кантилена". В спектакле она играет одну из "Кошек", и эта роль принесла ей море положительных эмоций. — Было очень сложно и очень интересно, потому что прежде оперных партий я не пела. В процессе работы узнала много нового и расширила свой кругозор, потому что каждый вокалист по идее должен быть актером. А атмосфера на площадке была очень приятная, душевная, мы все сдружились…
У "Брундибара" будет долгая жизнь, надеются взрослые. По словам Елены Манойленко, опера будет расти вместе с детьми, по мере взросления будут вводиться новые лица. Спектаклю обещана гастрольная перспектива по области и за ее пределами. В самом деле — на Дальнем Востоке наш "Брундибар", голосами детей взывающий к памяти о самой страшней войне, — первый. И это больше, чем искусство.
P.S. Постановочная команда проекта "Брундибар": главный режиссер Мстислав Пентковский (Москва), русское либретто — Лилия Виноградова (Италия), художник — Вячеслав Окунев (Санкт-Петербург), главный хормейстер — Валентина Тутурова, главный дирижер Южно-Сахалинского камерного оркестра Тигран Ахназарян, хореограф — Екатерина Маринина (Южно-Сахалинск).
Источники:
Марина Ильина, Кирилл Ясько Тройная премьера - Сахалинская детская опера "Брундибар" собрала аншлаги https://www.sakhalin.info/news/132279
Фотографии взяты с сайта: https://www.sakhalin.info
Условия использования материалов: https://www.sakh.com
- Успешный учитель и успешный ученик...
- 180 юных сахалинцев стали участниками военно-спортивной игры "Казачий сполох — 2017"
- Аллея сакуры в городском парке Южно-Сахалинска
- День рисования на асфальте
- Сказка в гости к нам идет
- Panasonic впервые представил на российском рынке роботизированную библиотеку LB-DH8 и обновленные документ-сканеры
- В Южно-Сахалинске открылась отчетная выставка работ юных художников
- Живые тропические бабочки
- Ученые составили портреты российского учителя и директора в рамках исследования TALIS
- Свинка в гости к нам идет!