Развитие духовной нравственности на уроках ИЗО
Просмотров: 1051, дата: 29.05.2017, автор: Ксения Шестак
Развитие духовной нравственности на уроках ИЗО в 5-6 классах
Шестак Ксения Викторовна,
учитель изобразительного искусства, МБОУ «Коношская СШ»
Проблема подрастающее поколения в уменьшение значения духовно-нравственных качеств личности, в которых входят совесть, долг, ответственность, гражданственность, терпение, милосердие, кротость, незлобивость патриотизм, способность к различению добра и зла, послушания и доброй воли. Для решения проблемы разработана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которой говорится, что школа играет одну из главных ролей в формировании качеств личности.
Духовно-нравственное формирование личности ребенка происходит путем присвоения им общественно исторического опыта человечества в процессе предметно практической деятельности. Народные традиции выступают как образцы, в которых сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны. В традициях фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы, отношения, взаимоотношения, идеалы. Выступая как коллективная память, традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания.
Такой памятью выступают, прежде всего, духовные ценности, устные, письменные произведения народного творчества, художественно-прикладное искусство.
На своих уроках изобразительного искусства мы изучаем быт и уклад жизни северной деревни, ремесла нашей области, культурную жизнь поморов, творчество русских художников и поэтов. Работа проводится в 5-6 классах.
«Убранство северной избы».
Цель: учить нарисовать северную избу.
Воспитательная задача: воспитывать чувство гордости за северных мастеров деревянного зодчества.
Мы посетили виртуальную выставку в архитектурный комплекс «Малые Карелы». Дети познакомились с видами изб в Каргопольско-Онежском, Пинежком, Мезенском и Двинском секторе.
«Внутренний мир северной избы».
Цель: учить рисовать красками интерьер северной избы.
Воспитательная задача: воспитывать любовь к семье и родному дому.
Домашним заданием было узнать у старшего поколения - какая мебель была в северных избах. На уроке мы соотносили современный интерьер и северную избу.
«Роспись каргопольской игрушки».
Цель: раскрасить глиняную игрушку.
Воспитательная задача: воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Учащиеся подготовили сообщение о каргопольской игрушке. По готовым игрушкам определили цветовую гамму и элементы росписи.
«Великие портретисты»
Цель: знакомство с биографией и работами северных художников.
Воспитательная задача: воспитывать уважительное отношение к региональному искусству.
Эмоции человека
Цель: учить изображать эмоции человека
Воспитательная задача: формирование сострадания, заботы и милосердия.
Мной было прочитано стих-ие Натальи Чернышевой «Милосердие», ребятам необходимо было понять о его суть и выполнить рисунок на тему заботы и помощи, показывая какие эмоции испытывает человек при оказании помощи и заботе.
«Материнство».
Цель: учить рисовать групповой портрет
Воспитательная задача: продолжать формировать любви к матери
Дети рассматривают произведения русских художников: икону «Владимирская Богоматерь», М.А. Савицкий «Партизанская мадонна», К.С. Петров –Водкин «Мать» и т. п. Задание: нарисовать маму с собой. Главное не сходство, а чувства. Перед практической работой необходимо было представить маму и на листочке написать прилагательные на каждую букву слова «Мамочка». И вам я предлагаю выполнить такое задание.
Выполнение таких заданий развивает у обучающихся собственный чувственный опыт, на основе которого происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Познакомившись с искусством нашей области, дети приходят к пониманию того, что северный народ очень талантлив, создает неподражаемые удивительные вещи, находит им нужную форму и выражение, сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает в наследство будущим поколениям.
Использованные источники:
Горяева, Н.А., «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» / Н.А. Горяева, О.В. Островская, под редакцией Б.М. Неменского, М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
Неменская, Л.А. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс.» /Л.А. Неменская, под редакцией Б. М. Неменского. М.: Просвещение. 2014. – 167 с.
Шестак Ксения Викторовна,
учитель изобразительного искусства, МБОУ «Коношская СШ»
Проблема подрастающее поколения в уменьшение значения духовно-нравственных качеств личности, в которых входят совесть, долг, ответственность, гражданственность, терпение, милосердие, кротость, незлобивость патриотизм, способность к различению добра и зла, послушания и доброй воли. Для решения проблемы разработана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которой говорится, что школа играет одну из главных ролей в формировании качеств личности.
Духовно-нравственное формирование личности ребенка происходит путем присвоения им общественно исторического опыта человечества в процессе предметно практической деятельности. Народные традиции выступают как образцы, в которых сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны. В традициях фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы, отношения, взаимоотношения, идеалы. Выступая как коллективная память, традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания.
Такой памятью выступают, прежде всего, духовные ценности, устные, письменные произведения народного творчества, художественно-прикладное искусство.
На своих уроках изобразительного искусства мы изучаем быт и уклад жизни северной деревни, ремесла нашей области, культурную жизнь поморов, творчество русских художников и поэтов. Работа проводится в 5-6 классах.
«Убранство северной избы».
Цель: учить нарисовать северную избу.
Воспитательная задача: воспитывать чувство гордости за северных мастеров деревянного зодчества.
Мы посетили виртуальную выставку в архитектурный комплекс «Малые Карелы». Дети познакомились с видами изб в Каргопольско-Онежском, Пинежком, Мезенском и Двинском секторе.
«Внутренний мир северной избы».
Цель: учить рисовать красками интерьер северной избы.
Воспитательная задача: воспитывать любовь к семье и родному дому.
Домашним заданием было узнать у старшего поколения - какая мебель была в северных избах. На уроке мы соотносили современный интерьер и северную избу.
«Роспись каргопольской игрушки».
Цель: раскрасить глиняную игрушку.
Воспитательная задача: воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Учащиеся подготовили сообщение о каргопольской игрушке. По готовым игрушкам определили цветовую гамму и элементы росписи.
«Великие портретисты»
Цель: знакомство с биографией и работами северных художников.
Воспитательная задача: воспитывать уважительное отношение к региональному искусству.
Эмоции человека
Цель: учить изображать эмоции человека
Воспитательная задача: формирование сострадания, заботы и милосердия.
Мной было прочитано стих-ие Натальи Чернышевой «Милосердие», ребятам необходимо было понять о его суть и выполнить рисунок на тему заботы и помощи, показывая какие эмоции испытывает человек при оказании помощи и заботе.
«Материнство».
Цель: учить рисовать групповой портрет
Воспитательная задача: продолжать формировать любви к матери
Дети рассматривают произведения русских художников: икону «Владимирская Богоматерь», М.А. Савицкий «Партизанская мадонна», К.С. Петров –Водкин «Мать» и т. п. Задание: нарисовать маму с собой. Главное не сходство, а чувства. Перед практической работой необходимо было представить маму и на листочке написать прилагательные на каждую букву слова «Мамочка». И вам я предлагаю выполнить такое задание.
Выполнение таких заданий развивает у обучающихся собственный чувственный опыт, на основе которого происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Познакомившись с искусством нашей области, дети приходят к пониманию того, что северный народ очень талантлив, создает неподражаемые удивительные вещи, находит им нужную форму и выражение, сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает в наследство будущим поколениям.
Использованные источники:
Горяева, Н.А., «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» / Н.А. Горяева, О.В. Островская, под редакцией Б.М. Неменского, М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
Неменская, Л.А. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс.» /Л.А. Неменская, под редакцией Б. М. Неменского. М.: Просвещение. 2014. – 167 с.
Другие блоги пользователя
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 "Искусство - это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного" (В.А. Сухомлинский)
Людмила Петровна Трифонова, дата: 29.05.2017 в 17:03
#2 Ксения Викторовна, прочитав Ваш материал, могу сказать, что у Вас - хорошие технологии работы по развитию духовной нравственности на уроках ИЗО в 5-6 классах. Я очень высоко ценю уроки по ИЗО. Спасибо за интересные идеи, которые и мне, в частности, в пользу.
Ольга Степанова, дата: 29.05.2017 в 17:08
#3 Спасибо, за комментарии
Ксения Шестак, дата: 30.05.2017 в 11:59
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.