Для себя и для всех....
Просмотров: 1081, дата: 01.08.2014, автор: Татьяна Соловьянова
"Перед русским интеллигентом всегда стоял вопрос выбора: "С кем ты? За какую веру ты стоишь?"". И всякий человек решает этот вопрос по-своему. Каждый выбирает для себя..."
(мысли из интерью с директором Центра обрзования № 825 г. Москвы, доктором педагогических наук, профессором, членом корреспондентом РАО, лауреатом премии Президента РФ, Народым учителем СССР В. . Караковским)
_________________________________________
_________________________________________
Цель воспитания одна – внутренняя свобода человека.
Внутренне свободными людьми держится и развивается мир
Соловейчик С. Л.
Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. Как же это получается?
Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть “свобода-
от” – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть
“свобода -для” – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.
Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
Если ребенок не знает угнетения и научается жить по совести, к нему сами собой приходят все житейские, общественные навыки, о которых так много говорится в традиционных теориях воспитания. На наш взгляд, воспитание заключается лишь в развитии той внутренней свободы, которая и без нас есть в ребенке, в ее поддержке и охране.
Тот, кто хочет вырастить свободного ребенка, принимает его таким, какой он
есть, – любит его освобождающей любовью. Он верит в ребенка, эта вера помогает
ему быть терпеливым.
Тот, кто не думает о свободе, боится ее, не верит в ребенка, тот неизбежно угнетает его дух и тем губит, глушит его совесть. Любовь к ребенку становится угнетающей. Такое несвободное воспитание и дает обществу дурных людей. Без свободы все цели, даже если они кажутся высокими, становятся ложными и опасными для детей.
Свобода умирает там, где появляется страх. Путь к воспитанию свободных – воз-
можно, полное избавление от страха. Учитель не боится детей, но и дети не боятся
учителя – и свобода сама собой приходит в класс.
Освобождение от страха – первый шаг на пути к свободе в школе.
Осталось добавить, что человек свободный всегда красив. Воспитать духовно
красивых, гордых людей – это ли не мечта учителя?
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Внутренне свободными людьми держится и развивается мир
Соловейчик С. Л.
Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. Как же это получается?
Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть “свобода-
от” – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть
“свобода -для” – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.
Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
Если ребенок не знает угнетения и научается жить по совести, к нему сами собой приходят все житейские, общественные навыки, о которых так много говорится в традиционных теориях воспитания. На наш взгляд, воспитание заключается лишь в развитии той внутренней свободы, которая и без нас есть в ребенке, в ее поддержке и охране.
Тот, кто хочет вырастить свободного ребенка, принимает его таким, какой он
есть, – любит его освобождающей любовью. Он верит в ребенка, эта вера помогает
ему быть терпеливым.
Тот, кто не думает о свободе, боится ее, не верит в ребенка, тот неизбежно угнетает его дух и тем губит, глушит его совесть. Любовь к ребенку становится угнетающей. Такое несвободное воспитание и дает обществу дурных людей. Без свободы все цели, даже если они кажутся высокими, становятся ложными и опасными для детей.
Свобода умирает там, где появляется страх. Путь к воспитанию свободных – воз-
можно, полное избавление от страха. Учитель не боится детей, но и дети не боятся
учителя – и свобода сама собой приходит в класс.
Освобождение от страха – первый шаг на пути к свободе в школе.
Осталось добавить, что человек свободный всегда красив. Воспитать духовно
красивых, гордых людей – это ли не мечта учителя?
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сейчас идет нелегкий процесс поиска новых подходов к содержанию и формам профессиональной педагогической деятельности. То тут, то там проходят совещания по разработке профстандартов, идет переоценка прежних норм, но до выработки четких позиций еще далеко.
Значит, и у нас есть время подумать. О том, что работа педагога сегодня и по характеру, и по объему, и по содержанию сильно отличается от той, которую надо было осуществлять в советской школе. Изменились статус учителя, стиль отношений с учениками, администрацией школы.
И мы сами, вне зависимости от того, что там решат с профстандартом, задумываемся о том, что будет с профессией, с институтом образования, с людьми, которых мы учим и выпускаем.
------------------------------------------------------------------------
"Облик школы сам собою переменится, если переменится... Страшно сказать. Предстоит произнести непопулярное слово. Нет, не учитель должен перемениться, это невозможно. Должна постепенно перемениться педагогическая вера." (С.Соловейчик)
------------------------------------------------------------------------
Очень многое в школе зависит от того, на что направлены основные усилия администратора – на поддержание духа или на укрепление порядка. В хорошей школе дух и порядок не противоречат друг другу. В плохой школе жертвуют духом ради порядка. Но обратного не бывает: в школе, где высокий дух, всегда есть и порядок.
--------------------------------------------------------------
Школа отвечает на вопросы, которые ребенок не задает. И поэтому детям неинтересно учиться.
Школа не отвечает, школа спрашивает, а если умная школа – то она заселяет голову ребенка мучительно интересными вопросами, причем таким вопросом может быть решительно все.
Учитель не навязывает знания, не отвечает на вопросы, которые дети не задают. Ученики учатся, как живут, – постигая мир не из учебников, а из мира, в котором живут. Не получают готовые знания, а сами добывают их. (С. Соловейчик)
--------------------------------------------------------------------------------------
Нет единой идеальной школы на всех. Но каждый, кому дано, кто приставлен к этому замечательнейшему из всех дел на земле – к учению детей, может найти свою идеальную школу, а еще лучше – создать ее.
-------------------------------------------------------------
Поменяться может наше представление о реальности, но не сама реальность.
Создание новой школы - многолетний труд.
--------------------------------------------------------
Мы отказалиь от идеологизации образования. У учителей теперь не одной общей цели. У каждого свое педсталение ей.
Но ведь нельзя учить и воспитывать без цели. И сегодня никто не учит и не воспитывает, никто не работает без цели, разве что совсем далекий от школы человек,по несчастью, вынужденный тащиться на урок и отбывать педагогическую повинность.
-------------------------------------------------------------------------------
Чтобы меняться, нужна воля к перемене. Не пустопорожнее “хочу”, а желание действовать. Когда такое желание появляется, смена вывески может оказаться очень полезной. Мечта о новом содержании еще крайне расплывчата, но меняют форму – и она заставляет тянуться и подтягиваться
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Как сделать школу более близкой ученикам? Какие радости доставить детям? Как смягчить обстановку обучения? Что еще сделать для того, чтобы охранить хрупкое детское достоинство? Как укрепить уважение к школе? Непраздные вопросы в предверии нового учебного года.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вот наша общая беда: мы работаем в школе, куда ходят дети, у которых нет выбора. Учиться-то надо – ешь, что дают. Не хочет есть невкусное – нехороший ребенок, не хочет учиться, ленивый, нелюбознательный, хулиган... (С. Соловейчик)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Школа, считал С. Соловейчик, способна вернуть детям тот великий шанс достойной жизни, который часто отнимают у них семейные беды и социальное положение. Это едва ли не главное основание, позволявшее ему быть школоцентристом. Но школе удобно с благополучными детьми – хотя как раз они-то без школы проживут. И это школьное благополучие благополучных строится на отторжении всех, кому не повезло... Одно обстоятельство очевидно: школа обязана поддерживать внутренние силы каждого ученика.
----------------------------------------------------------------------------
Значит, и у нас есть время подумать. О том, что работа педагога сегодня и по характеру, и по объему, и по содержанию сильно отличается от той, которую надо было осуществлять в советской школе. Изменились статус учителя, стиль отношений с учениками, администрацией школы.
И мы сами, вне зависимости от того, что там решат с профстандартом, задумываемся о том, что будет с профессией, с институтом образования, с людьми, которых мы учим и выпускаем.
------------------------------------------------------------------------
"Облик школы сам собою переменится, если переменится... Страшно сказать. Предстоит произнести непопулярное слово. Нет, не учитель должен перемениться, это невозможно. Должна постепенно перемениться педагогическая вера." (С.Соловейчик)
------------------------------------------------------------------------
Очень многое в школе зависит от того, на что направлены основные усилия администратора – на поддержание духа или на укрепление порядка. В хорошей школе дух и порядок не противоречат друг другу. В плохой школе жертвуют духом ради порядка. Но обратного не бывает: в школе, где высокий дух, всегда есть и порядок.
--------------------------------------------------------------
Школа отвечает на вопросы, которые ребенок не задает. И поэтому детям неинтересно учиться.
Школа не отвечает, школа спрашивает, а если умная школа – то она заселяет голову ребенка мучительно интересными вопросами, причем таким вопросом может быть решительно все.
Учитель не навязывает знания, не отвечает на вопросы, которые дети не задают. Ученики учатся, как живут, – постигая мир не из учебников, а из мира, в котором живут. Не получают готовые знания, а сами добывают их. (С. Соловейчик)
--------------------------------------------------------------------------------------
Нет единой идеальной школы на всех. Но каждый, кому дано, кто приставлен к этому замечательнейшему из всех дел на земле – к учению детей, может найти свою идеальную школу, а еще лучше – создать ее.
-------------------------------------------------------------
Поменяться может наше представление о реальности, но не сама реальность.
Создание новой школы - многолетний труд.
--------------------------------------------------------
Мы отказалиь от идеологизации образования. У учителей теперь не одной общей цели. У каждого свое педсталение ей.
Но ведь нельзя учить и воспитывать без цели. И сегодня никто не учит и не воспитывает, никто не работает без цели, разве что совсем далекий от школы человек,по несчастью, вынужденный тащиться на урок и отбывать педагогическую повинность.
-------------------------------------------------------------------------------
Чтобы меняться, нужна воля к перемене. Не пустопорожнее “хочу”, а желание действовать. Когда такое желание появляется, смена вывески может оказаться очень полезной. Мечта о новом содержании еще крайне расплывчата, но меняют форму – и она заставляет тянуться и подтягиваться
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Как сделать школу более близкой ученикам? Какие радости доставить детям? Как смягчить обстановку обучения? Что еще сделать для того, чтобы охранить хрупкое детское достоинство? Как укрепить уважение к школе? Непраздные вопросы в предверии нового учебного года.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вот наша общая беда: мы работаем в школе, куда ходят дети, у которых нет выбора. Учиться-то надо – ешь, что дают. Не хочет есть невкусное – нехороший ребенок, не хочет учиться, ленивый, нелюбознательный, хулиган... (С. Соловейчик)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Школа, считал С. Соловейчик, способна вернуть детям тот великий шанс достойной жизни, который часто отнимают у них семейные беды и социальное положение. Это едва ли не главное основание, позволявшее ему быть школоцентристом. Но школе удобно с благополучными детьми – хотя как раз они-то без школы проживут. И это школьное благополучие благополучных строится на отторжении всех, кому не повезло... Одно обстоятельство очевидно: школа обязана поддерживать внутренние силы каждого ученика.
----------------------------------------------------------------------------
В школе есть измеримый результат – знания и неизмеримый – развитие. Выставляя стандарт, мы объявляем: в школе главное – измеримое. Между тем главное в школе – безмерное. (С. Соловейчик)
Другие блоги пользователя
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Татьяна Анатольевна, ваш Блог напомнил мне, что в моей домашней библиотеке есть книги Симона Соловейчика. Надо вновь полистать, почитать, подумать, поразмышлять. Полезно! Очень!
Татьяна Мазурова, дата: 19.09.2014 в 11:46
#2 Замечательный блог! Как же я люблю такие философские темы..... Интересно почитать и подумать уже именно о своей жизни..
Ксения Счастливая, дата: 20.03.2015 в 21:15
#3 Поистине настоящий педагог. Его труды - сокровище. Заставляют думать гуманно. Человек с большой буквы. Жаль, что совсем недавно его не стало. Остались его труды. Труды, где и откуда можно черпать много всего доброго. Умного. Мудрого.
Ольга Степанова, дата: 20.03.2015 в 21:33
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.