С нами 14451 учитель, 5081 ученик.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Педагогическая культура
Просмотров: 504, дата: 13.08.2014, автор: Татьяна Соловьянова
Что такое профессиональная культура вообще? Предлагаются разные трактовки. «Взаимодей-
ствие работника и профессиональной среды на основе представленных в ней высших образцов трудовой деятельности, обеспечивающих необходимое социуму качество выполнения работниками производственных обязанностей», например. Не поспоришь, но в чем суть представленных образов, кем и где представленных? Что такое «производственные обязанности» педагога?
--------------------------------------------------------------------------------------
Можно изо дня в день выходить к ученикам, что-то рассказывать, проверять работы, еще что-то положенное выполнять, а педагогом не быть. Но вдруг что-то начинает подстегивать его изнутри, заставляет оценивать себя, ставить собственные задачи. Это заработал регулятор деятельности
в профессии. Начало становления профессиональной культуры, которая, во-первых, нацеливает на поиск, анализ, производство новых знаний. Во-вторых, регулирует поведение. В-третьих, обеспечивает воспроизводство имеющихся ценностей и создание новых. В конце концов возникает ощущение общности с коллегами: взаимопонимание, сопричастность в профессии. И вот теперь – да, ты человек педагогической культуры.
----------------------------------------------------------------------------
К сожалению, в современной системе образования многое препятствует нормальному прохождению «дорожки». Ложные управленческие стимулы вместо подлинно внутренних, идущих от запросов учащихся; сложная психологическая атмосфера в педагогических коллективах; разрушение преемственности, что очень тревожно, потому что профессиональная культура укрепляется во взаимодействии молодежи и маститых, опытных педагогов.
--------------------------------------------------------------------
В ноябре–декабре 2011 года в Екатеринбурге социолог Елена Елисеева спрашивала молодых преподавателей: «Что вы скажете о культуре своей профессии?»
Выяснилось, что единогласия в ощущении профессиональной культуры нет.
Респонденты предложили такие варианты:
набор необходимых знаний, умений, навыков – 32%,
набор ценностей, норм, этических и моральных принципов – 24%,
культура личности – 16%,
умение хорошо делать свою работу, профессионализм – 16%,
корпоративная культура – 12%,
самореализация, стремление держать необходимую планку самоуважения – 12%,
особый вид общей культуры, ее часть –8%,
культура труда – 4%,
ответственность – 4%.
------------------------------------------
Иными словами, для большинства опрошенных профессионализм изначально подразумевает наличие особой культуры. Респонденты склонны отделять навыки от нормативно-ценностной компоненты: «хороший парень» не профессия – куда важнее, какой ты специалист.
Почти четверть респондентов понимают феномен профессиональной культуры как моральный императив, принятый в социально профессиональной группе. Вероятно, это как раз те специалисты, которые признают: у педагога может быть своя мораль, быть может, выше и глубже общечеловеческой, а может быть, и просто немного иная.
На третьем месте по популярности среди молодых преподавателей встречается понимание профессиональной культуры как общей культуры личности, без каких-то особенностей.
Однако авторы исследования считают неправомерным сведение профессиональной культуры к общей культуре. Елена Елисеева даже делает вывод: эти шестнадцать процентов респондентов просто далеки от понимания сущности профессиональной культуры.
 По мнению автора исследования, не понимают сущности профессиональной культуры педагога и те двенадцать процентов опрошенных, для которых оно тождественно понятию корпоративной культуры. Корпоративная культура определяет миссию, цель, нормы деятельности, ценности
организации, но не личности.
А что же с другими двенадцатью процентами опрошенных педагогов, которые видят в профессиональной культуре стремление к саморазвитию, самореализации в профессии,
здоровую амбицию? Тоже не понимают, так как не видят нужды солидаризироваться с коллегами?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Я бы так сказала: во-первых, преподаватель должен быть профессионалом. Должен знать гораздо больше обучаемых хотя бы в том, что он преподает. Во-вторых, конечно, важны личностные характеристики. Это очень важно, чтобы преподаватель был доброжелательным, обаятельным, если хотите.-----------------------------------------------
По мнению  специалистов, определяющим профессиональную культуру педагога, она представляет собой: 
1. «Первое: совокупность знаний, определяющих возможность осуществлять преподавательскую деятельность по конкретному направлению. И отсюда наличие этих знаний у преподавателя. Второе – это система ценностных представлений о том, что должно профессиональное образование дать тому, кто его получает. И, наконец, третий элемент– это формирование определенной совокупности навыков, которые приобретает преподаватель».
 2. «Если говорить о профессиональной культуре, это, в-главных, компетентность человека. То есть, человек должен быть компетентен в той науке, которую он преподает. И в методике преподавания. Это две главнейшие части профессиональной культуры преподавателя».
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
На основании достаточного количества экспертных мнений исследователь делает вывод: как молодые преподаватели, так и опытные эксперты отдают предпочтение знаниевой компоненте профессиональной культуры. Ценностной составляющей и нормативно-регулирующей компоненте отводятся второстепенные позиции. Что касается ценностей, то они у всех смещены в сторону общечеловеческих, а не личностных.
Елисеева пишет так: «Все это свидетельствует о том, что профессиональную культуру как нечто целое, осмысленное и целевое на сегодняшний день никто не формирует. Она формируется сама по себе в ходе трудовой деятельности специалиста».
---------------------------------------------------------------------------------------
Получается, формированием своей собственной профессиональной культуры должен заниматься сам молодой педагог. Хорошо, если он попадает в адекватный коллектив и имеет перед глазами примеры мастерства, с которыми готов себя идентифицировать. А если нет? Эти два пути -слиться и отъединиться – молодому специалисту лучше проходить в данной последовательности, а не наоборот. Но выбор есть не у каждого, и в зависимости от обстоятельств одни перестают обращать внимание на всех, другие – на себя.
--------------------------------------------------------------------------
И тут стоит обратиться к еще одному исследованию профессиональной культуры педагогов. В «Блоге российского педагога» – rupedagog.ru/evolyuciya-ponyatiyaprofessionalnaya-kultura/ профессор Ирина Зимняя опубликовала интересную статью, в которой структурирует качества, определяющие профессиональную культуру педагога.
В структуру входят пять наиболее крупных единиц:
  •  Профессионально- деятельностный тезаурус, или доктринальное ядро знаний.
  • Умение выделять профессиональную ситуацию из многообразия других.
  • Понимание и осмысление сущности и ценности знаний (философия профессиональной деятельности).
  • Умение применять всю номенклатуру средств и методов профессиональной деятельности.
  • Готовность к саморазвитию и самосовершенствованию (рефлексивные умения).
Но самое большое место в описании этой концепции занимают вопросы социальной компетенции,
обеспечивающей адекватность взаимодействия с людьми, группой, коллективом. И вот сюда же – разделение ценности бытия (жизни), культуры, языка, самосовершенствования, творческого подхода.




 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Татьяна Анатольевна, вы обратились к важной теме, современной и востребованной в настоящее время. Пониманием ли мы сами учителя, что такое педагогическая культура. Или провозглашаем красивые заученные фразы о великой миссии учителя, а сами теряемся в вихре повседневных ситуаций.
Татьяна Мазурова, дата: 18.09.2014 в 11:33  
#2 Все говорят о культуре педагога. Согласна, тема важная. Но не пора ли обществу заговорить о культуре учащегося и культуре родителя?
Евгения Брашко, дата: 23.05.2015 в 19:00  
#3 Согласна, что вопросы социальной компетенции, обеспечивающей адекватность взаимодействия с людьми, группой, коллективом важны и актуальны, но не только для учителя, а и родителей, приводящих своих детей в школу.
Ольга Спирочкина, дата: 02.06.2015 в 19:19  
#4 Сегодня в Минобрнауки России прошло очередное заседание Комиссии по разработке и реализации комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников. Обсуждали практики внедрения механизмов эффективного контракта с учителями и директорами школ в регионах, а также разработку и реализацию мероприятий, направленных на повышение социального статуса педагога.
Наталья Фокина, дата: 01.07.2015 в 13:12  
#5 Мероприятие прошло под руководством первого заместителя министра образования и науки РФ Натальи Третьяк. С докладами выступили представители Минобрнауки РФ: директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Григорий Андрущак и начальник отдела Департамента информационной политики Мария Муркова. "В рамках заседания обсудили наиболее успешные практики внедрения механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями общеобразовательных организаций в регионах России, а также разработку и реализацию комплекса мероприятий, направленных на повышение социального статуса педагога", - сообщили в пресс-службе Минобрнауки.
Наталья Фокина, дата: 01.07.2015 в 13:13  
#6 Как уточняют в министерстве, переход к эффективному контракту – одна из целей общей подпрограммы. Благодаря ее реализации "в школах должна быть организована эффективная кадровая политика, которая обеспечит сбалансированные расходы в сфере общего образования в среднем и долгосрочном периоде". По словам Григория Андрущака, на данный момент можно выявить позитивные тенденции в связи с его внедрением. Так, в 59 регионах России увеличилась численность молодых педагогов в возрасте от 25 до 35 лет.
Наталья Фокина, дата: 01.07.2015 в 13:13  
#7 - Социологические опросы демонстрируют минимальную долю педагогов, которые хотят сменить работу, – отметил директор Департамента стратегии, анализа и прогноза. – Это около 14%, и в 2 раза ниже, чем в целом по российской экономике. Вторым вопросом обсуждения стала реализация подпрограммы "Повышение престижа профессии". Мария Муркова рассказала о планах работы на текущий год. По ее словам, в 2015 году будут разработаны тематические ролики социальной рекламы, которые будут распространены в социальных сетях, на официальном портале Минобрнауки России и предложены для демонстрации в эфире региональных телеканалов. - Наша задача создать качественное видео, чтобы его смотрели, копировали, чтобы им делились в сети, тем более нам действительно есть, что показать о социальной значимости учителей, – отметила начальник отдела Департамента информационной политики Минобрнауки РФ.
Наталья Фокина, дата: 01.07.2015 в 13:13  
#8 Также, в рамках реализации программы «Повышение престижа профессии» пройдут акции в социальных сетях, особое внимание будет уделяться проведению профессиональных конкурсов. Среди предложений – привести все существующие соревнования педагогов к единому графику, а также организовать конкурс международного уровня. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций была утверждена Ольгой Голодец 28 мая 2014 года. В состав комиссии входят четыре подкомиссии, каждая из которых вырабатывает предложения в различных областях: Профессиональный стандарт "Педагог" – педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования, "Модернизация педагогического образования", "Эффективный контракт" и "Повышение престижа профессии".ug.ru/news/15541
Наталья Фокина, дата: 01.07.2015 в 13:13  
#9 Педагогическая культура должна быть во всём, учитель не имеет права быть не культурным.
Наталья Чубаева, дата: 18.08.2016 в 21:26  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.