С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Кубик Блума
Просмотров: 1823, дата: 11.03.2018, автор: Маргарита Абраконова

Суть универсальной педагогической техники

«Кубик Блума» – это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение школьником всех аспектов изучаемой темы. Этот приём был предложен американским психологом и педагогом Бенджаменом Блумом, автором теории таксономии, предполагающей разделение целей обучения на три блока:
  • когнитивную, то есть «знаю»;
  • психомоторную (или «творю»);
  • аффективную — «умею».
Бенджамен Блум говорил: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, стали знаменитыми».
Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:
  • Назови…
  • Почему…
  • Объясни…
  • Предложи…
  • Придумай…
  • Поделись…
Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания. Этот процесс отвечает всем трём целям, описанным в таксономии.

Правила применения приёма «Кубик Блума»

Работа с кубиком строится следующим образом:
  1. Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.
  2. Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.
  3. Если ответ даётся неполный, то одноклассники могут его дополнить и исправить.
Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у ребят. При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи:
  • Воспроизведение знаний. Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Например, необходимо вспомнить героев повести Пушкина «Капитанская дочка». В этот блок заданий на уроке английского языка рекомендуется также включать вопросы, проверяющие понимание текста, которые могут быть оформлены в виде таблицы «Yes/No questions».
  • Выделение причинно-следственных связей. Задание по грани «Почему» позволяет подробно описать процессы или явления. Например, на уроке истории вопрос может звучать так: «Почему Пётр I носил прозвище Великий?».
  • Выяснение всех аспектов поставленной проблемы. Отвечая на вопросы категории «Объясни», ребёнок должен обратить внимание на все стороны рассматриваемой темы. Например, можно спросить ученика: «Ты уверен, что после «ж» и «ш» пишется буква «и»?».
  • Предложение своего пути применения изученного на практике.
  • Выработка стратегии мышления. Вопросы, которые формулируются при выпадении стороны «Придумай», подразумевают творческое задание. К примеру: «Придумай, как будет выглядеть планета, если все ресурсы пресной воды исчезнут?»
  • Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы категории «Поделись» должны обязательно затрагивать эмоциональную сторону личности. Например: «Почему ты выбрал такую тему для доклада?», «Какие эмоции вызывает у тебя музыка Бетховена?» .
В старшем звене ученики могут не только отвечать, но и сами формулировать вопросы.
«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.
Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы ученикам нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Нюансы составления вопросов в младших классах

Для учеников начальной школы грани кубика должны быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности. Методисты предлагают назвать грани фигуры так:
  • Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);
  • Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);
  • Предложи ассоциацию (ученик должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);
  • Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);
  • Используй (дети показывают, как можно применить предмет);
  • Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).
Например, таким может быть применение «Кубика Блума» на уроке природоведения по теме «Атмосферные осадки, дождь»:
  • Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной.
  • В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимой очень редко.
  • Грусть.
  • Дождь — это вода, которая накапливается в верхних слоях атмосферы.
  • Можно собирать её для полива комнатных растений.
  • Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть.
Источник:
В чём суть педагогического приёма "Кубик Блума" http://paidagogos.com/?p=10026

Условия использования:
прямая ссылка на материал http://paidagogos.com/?p=10026
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Как интересно! Мне понравилась методика. Есть над чем поразмышлять) А главное, что достаточно нестандартно
Елена Маратовна Онищук, дата: 12.03.2018 в 12:28  
#2 Спасибо большое, Маргарита Вячеславовна, за познавательный блог! Очень интересная методика! Детям нравится кубик! В игровой форме в средних классах можно применить и на уроке, и во время проведения недели математики! Тем более не только на уроках математики, а на всех! Спасибо!
Залифа Гайсина, дата: 12.03.2018 в 18:09  
#3 Маргарита ВячеславовнА, отличный прием описали в блоге. Спасибо за полезный материал.
Светлана Жарикова, дата: 12.03.2018 в 18:16  
#4 Маргарита Вячеславовна, спасибо за информацию, я как то где- то вскольз слышала или читала о таком методе ,но вот сейчас уже возьму себе ,так сказать, на вооружение!
Светлана Трушина, дата: 13.03.2018 в 8:51  
#5 Маргарита Вячеславовна, спасибо за нужную информацию в блоге. Некоторые элементы этой технологии использую в своей работе, с другими приёмами ознакомилась в вашем блоге.
Галина Борискина , дата: 14.03.2018 в 3:51  
#6 Маргарита Вячеславовна, очень интересный и полезный прием! Спасибо за информацию!
Юлия Пасынок, дата: 27.06.2018 в 14:00  
#7 Заинтересовали, интересно и очень ползнавательно.
Людмила Петровна Трифонова, дата: 27.06.2018 в 16:43  
#8 Маргарита Вячеславовна! Кубик понравился. Обязательно попробую его в работе.
Ирина Алексеева, дата: 28.06.2018 в 0:21  
#9 Обожаю этот приём! Рада, что нашла единомышленницу.
Лилия Воропаева, дата: 24.03.2020 в 10:49  
#10 Маргарита Вячеславовна, в своей практике применяю кубик Блума и для старшеклассников.
Татьяна Медведева, дата: 24.03.2020 в 13:06  
#11 Благодарю всех, кто положительно отозвался о материале блога "Кубик Блума". Всегда интересно узнавать мнение коллег по освещаемому вопросу.
Маргарита Абраконова, дата: 24.03.2020 в 19:32  
#12 Маргарита Вячеславовна, "Кубик Блума" - неотъемлемый элемент технологии критического мышления, который отлично стимулирует мыслительную деятельность учащихся.В своей педагогической деятельности я тоже применяю данный элемент.
Ирина Кунц, дата: 31.10.2021 в 17:18  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ