Кубик Блума
Просмотров: 2019, дата: 11.03.2018, автор: Маргарита АбраконоваСуть универсальной педагогической техники
«Кубик Блума» – это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение школьником всех аспектов изучаемой темы. Этот приём был предложен американским психологом и педагогом Бенджаменом Блумом, автором теории таксономии, предполагающей разделение целей обучения на три блока:- когнитивную, то есть «знаю»;
- психомоторную (или «творю»);
- аффективную — «умею».
Бенджамен Блум говорил: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, стали знаменитыми».
Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:
- Назови…
- Почему…
- Объясни…
- Предложи…
- Придумай…
- Поделись…
Правила применения приёма «Кубик Блума»
Работа с кубиком строится следующим образом:- Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.
- Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.
- Если ответ даётся неполный, то одноклассники могут его дополнить и исправить.
- Воспроизведение знаний. Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Например, необходимо вспомнить героев повести Пушкина «Капитанская дочка». В этот блок заданий на уроке английского языка рекомендуется также включать вопросы, проверяющие понимание текста, которые могут быть оформлены в виде таблицы «Yes/No questions».
- Выделение причинно-следственных связей. Задание по грани «Почему» позволяет подробно описать процессы или явления. Например, на уроке истории вопрос может звучать так: «Почему Пётр I носил прозвище Великий?».
- Выяснение всех аспектов поставленной проблемы. Отвечая на вопросы категории «Объясни», ребёнок должен обратить внимание на все стороны рассматриваемой темы. Например, можно спросить ученика: «Ты уверен, что после «ж» и «ш» пишется буква «и»?».
- Предложение своего пути применения изученного на практике.
- Выработка стратегии мышления. Вопросы, которые формулируются при выпадении стороны «Придумай», подразумевают творческое задание. К примеру: «Придумай, как будет выглядеть планета, если все ресурсы пресной воды исчезнут?»
- Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы категории «Поделись» должны обязательно затрагивать эмоциональную сторону личности. Например: «Почему ты выбрал такую тему для доклада?», «Какие эмоции вызывает у тебя музыка Бетховена?» .
«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.
Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы ученикам нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Нюансы составления вопросов в младших классах
Для учеников начальной школы грани кубика должны быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности. Методисты предлагают назвать грани фигуры так:- Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);
- Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);
- Предложи ассоциацию (ученик должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);
- Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);
- Используй (дети показывают, как можно применить предмет);
- Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).
- Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной.
- В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимой очень редко.
- Грусть.
- Дождь — это вода, которая накапливается в верхних слоях атмосферы.
- Можно собирать её для полива комнатных растений.
- Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть.
В чём суть педагогического приёма "Кубик Блума" http://paidagogos.com/?p=10026
Условия использования:
прямая ссылка на материал http://paidagogos.com/?p=10026
Другие блоги пользователя
- Закон бумеранга работает!
- «Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»
- День Победы 2017 в Храброво
- Интерактивная тетрадь
- Пеликан – символ конкурса «Учитель года России»
- Мой защитник
- Растение, которое воскресает из мёртвых
- Калининградский ботанический сад
- Проектная работа "Дуб из жёлудя"
- 11 января - День заповедников и национальных парков России
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Как интересно! Мне понравилась методика. Есть над чем поразмышлять) А главное, что достаточно нестандартно
Елена Маратовна Онищук, дата: 12.03.2018 в 12:28
#2 Спасибо большое, Маргарита Вячеславовна, за познавательный блог! Очень интересная методика! Детям нравится кубик! В игровой форме в средних классах можно применить и на уроке, и во время проведения недели математики! Тем более не только на уроках математики, а на всех! Спасибо!
Залифа Гайсина, дата: 12.03.2018 в 18:09
#3 Маргарита ВячеславовнА, отличный прием описали в блоге. Спасибо за полезный материал.
Светлана Жарикова, дата: 12.03.2018 в 18:16
#4 Маргарита Вячеславовна, спасибо за информацию, я как то где- то вскольз слышала или читала о таком методе ,но вот сейчас уже возьму себе ,так сказать, на вооружение!
Светлана Трушина, дата: 13.03.2018 в 8:51
#5 Маргарита Вячеславовна, спасибо за нужную информацию в блоге. Некоторые элементы этой технологии использую в своей работе, с другими приёмами ознакомилась в вашем блоге.
Галина Борискина , дата: 14.03.2018 в 3:51
#6 Маргарита Вячеславовна, очень интересный и полезный прием! Спасибо за информацию!
Юлия Пасынок, дата: 27.06.2018 в 14:00
#7 Заинтересовали, интересно и очень ползнавательно.
Людмила Петровна Трифонова, дата: 27.06.2018 в 16:43
#8 Маргарита Вячеславовна! Кубик понравился. Обязательно попробую его в работе.
Ирина Алексеева, дата: 28.06.2018 в 0:21
#9 Обожаю этот приём! Рада, что нашла единомышленницу.
Лилия Воропаева, дата: 24.03.2020 в 10:49
#10 Маргарита Вячеславовна, в своей практике применяю кубик Блума и для старшеклассников.
Татьяна Медведева, дата: 24.03.2020 в 13:06
#11 Благодарю всех, кто положительно отозвался о материале блога "Кубик Блума". Всегда интересно узнавать мнение коллег по освещаемому вопросу.
Маргарита Абраконова, дата: 24.03.2020 в 19:32
#12 Маргарита Вячеславовна, "Кубик Блума" - неотъемлемый элемент технологии критического мышления, который отлично стимулирует мыслительную деятельность учащихся.В своей педагогической деятельности я тоже применяю данный элемент.
Ирина Кунц, дата: 31.10.2021 в 17:18
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.