С нами 17289 учителей, 7326 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Новые профессии сахалинского чемпионата WorldSkills
Просмотров: 1676, дата: 06.03.2019, автор: Юлия Пасынок

Четвёртый региональный чемпионат WorldSkills стартовал в островном регионе на прошлой неделе. В этом году областной финал более масштабный, чем в прошлом. Число компетенций увеличилось почти вдвое и выросло с 23 до 47. 

Ювелирное дело

В кабинете №402 технического нефтегазового института СахГУ тишину нарушают редкий шёпот экспертов и стук молотка. Здесь ведётся в прямом смысле ювелирная работа. Инструменты на столах походят на набор из мужского ящика в комоде: те же плоскогубцы, но в миниатюре.

По левую сторону столы взрослых участников конкурса, все они старше шестнадцати лет, пятеро конкурсантов работают с серебром. Напротив — школьники, у них требования проще, в качестве материала — латунь. Опробовать себя на региональном этапе решили всего четверо юниоров.

Университета, где вчерашние школьники могли бы познавать азы ювелирного дела, в островном регионе нет. Поэтому участников набирали практически с улицы. Желающих обучали на протяжении двух недель. Этого недостаточно, чтобы сделать из ребят мастеров на все руки, но хватило, чтобы дать основы.

— В конкурсное задание включены все основные навыки: умение читать чертёж, выпиловка, пайка, монтировка, изготовление оправ. Это какое-то выдуманное задание, а не цельное изделие, например, кольца или броши. Это просто набор заданий, сложный по своему исполнению, — поясняет главный эксперт по компетенции "Ювелирное дело" Виталий Помогалов.

На фоне новичков выделяется Виктор Горбунов. Приступил к обучению юноша раньше остальных участников. В качестве подспорья — опыт работы руками, пусть и с другими материалами: с деревом и кожей. Как самый перспективный участник, молодой человек совместно со своим тренером (главным экспертом) выезжал на обучение в Москву.

— Мне поездка на тренировку с национальной сборной дала очень многое, мы вместе занимались, а у них всё-таки высокий уровень. Я вообще рад, что удалось поучаствовать в чемпионате, даже если я не пройду дальше, главное для меня — это возможность научиться новому ремеслу, — делится участник соревнования Виктор Горбунов.

Виктору исполнился 21 год. И по меркам чемпионата 2019-й год — это последний шанс юноши заявить о себе. На следующий год молодой человек больше не сможет стать участником WorldSkills. В случае победы на региональном этапе ему предстоит преодолеть следующий барьер — региональный отбор.

Региональный отбор проводят на окружном уровне. Здесь сахалинцам повезло с географией. Если в центральном федеральном округе сразу несколько сильных городов, где уже не один год развивается ювелирная школа, то на Дальнем Востоке всего один, но довольно серьёзный конкурент — Республика Саха.

Большая часть оборудования для ювелиров была закуплена ещё в прошлом году, во время подготовки к национальному чемпионату молодых профессионалов, который проходил на территории Сахалинской области в августе. Именно благодаря этому приобретению и удалось устроить областной конкурс.

Конкурсная компетенция в таком формате больше о профориентации, чем о серьёзных достижениях: слишком мало времени на подготовку, чтобы составить сильную конкуренцию на национальном чемпионате. Гораздо ценнее здесь, особенно для школьников, возможность прощупать почву и опробовать себя в качестве ювелира.

— Сейчас появилась возможность создать кадры, набрать ребят молодых, которых мы будем дальше готовить, вводить в профессию. Сейчас они могут попробовать, нравится им или не нравится. Здесь мы начинаем такую кузницу кадров. А WorldSkills — вводное соревнование, больше как спорт, такой глобальный процесс, как олимпиада, такой спорт среди профессий, — поясняет главный эксперт Виталий Помогалов.

Продолжить обучение и получить высшее образование желающие смогут только за пределами островного региона. А вариантов применения диплома ювелира несколько: производство (в материковой части страны), индивидуальная практика (ремонт или же создание авторских украшений), работа в магазинах. Кроме того, всегда можно отложить в сторону инструменты и продолжить заниматься исключительно дизайном.

В мечтах главного эксперта — открыть на островах школу ювелирного дела. Спрос на такое обучение уже есть, когда формировали список участников чемпионата, обращались в том числе и дети в возрасте младше четырнадцати лет. Пока они не доросли до WorldSkills, но при должной подготовке смогут составить серьёзную конкуренцию через несколько лет.

Эксплуатация беспилотных авиационных систем

Ещё одна новая для островных молодых профессионалов компетенция расположилась на аэродроме Пушистый. Здесь всего трое участников. Объясняется столь малое количество просто: чтобы обладать должными навыками, детям необходимо посещать сразу две секции: авиамоделирование в ЦТВС и аэроквантум в "Кванториуме".

Соревнования по этому направлению проводят только среди юниоров. Но при этом требования взрослые: необходимо не только собрать аппарат и показать навыки управления, но и, например, заполнить всю разрешительную документацию на полёт. Каждый день участники решают новое задание.

Конкурс включает в себя пять модулей. Первый — автономные полёты. Необходимо запрограммировать летательный аппарат с помощью микрокомпьютера, чтобы тот пролетел по определённой трассе. Второй — работа с беспилотниками самолётного типа. Здесь как раз детям и проходится заполнять необходимую документацию.

— Это важный момент работы. Предполагается, что есть заказчик, и детям нужно отснять всё в соответствии с заданием. Исходя из этих данных, они составляют план полёта, также заполняют разрешительную документацию. После они собирают сам аппарат и парашют, проводят предполётные проверки, — рассказывает главный эксперт по компетенции Эдуард Абрамов.

Третий этап — дефектовка. Участникам нужно устранить созданную организаторами неисправность на дронах. Четвёртый модуль — перевоз грузов с помощью беспилотных аппаратов из одной точки в другую. И завершает конкурсные испытания пилотирование в специальных очках, с помощью них дети будто оказывают в летательных аппаратах и управляют ими изнутри, в реальности оставаясь на местах.

Тем, кто ни разу не сталкивался с беспилотниками на практике, может показаться, что никаких особых навыков для управления аппаратом не требуется. Так ли это, автор проверила на себе. К настоящим полётам без опыта не допускают, пришлось довольствоваться интерактивными.

С виду больше похоже на компьютерную игру, но вместо привычного джойстика — пульт управления беспилотником, а сам летательный аппарат виден на экране. Небольшой самолёт реагирует на команды так же, как и его реальный прототип. И управлять им не так просто, как казалось вначале.

На джойстике два рычага. Один выступает в качестве газа и тормоза, второй регулирует направление — вправо-влево, вверх-вниз. Взлёт даётся не так сложно, а вот само управление уже требует определённых навыков. И самое сложное — безопасная посадка беспилотника. Если бы аппарат был реальным, столкновение с землёй он бы не пережил.

У детей же эти навыки отточены до автоматизма. Взлёт, посадка и даже фигуры высшего пилотажа даются уже без особых сложностей. Однако без ошибок на этапах пока не обходится.

— Хочется выиграть, дальше развиваться в этом направлении, побывать на всероссийском чемпионате, а после, если получится, даже на мировом. Задания сложные, конечно, но интересные. Беспилотные аппараты — это же очень круто и здорово, — рассказывает участник компетенции Владислав Радченко.

Само направление эксперты называют перспективным. Сегодня там, где ранее требовался вертолёт, без труда справляются беспилотники, что существенно экономит финансовые затраты. В основном речь идёт о мониторинге пространства: лес, море или же город. Также летательные аппараты используют различные рода войск, например, пограничники.

Эдуард Абрамов
Эдуард Абрамов

Мобильная робототехника и мехатроника

Сразу две новые компетенции расположились на базе "Кванториума". Конструкторы для работы по обоим направлениям появились здесь в прошлом году, когда закупали оборудование к национальному чемпионату. После оно здесь и осталось, сейчас находится в распоряжении детей.

В обоих направлениях также участвуют только юниоры, причём в командах по два человека. На площадке по мобильной робототехнике несколько рабочих столов, где ребята занимаются сборкой и программированием, и большой лабиринт, который является имитацией городского пространства.

Белые стены — это дворы, дома, тротуары и бордюры, всё то, что обычно стоит на пути автомобилей. В данном же случае — на пути мобильных роботов. Созданные участниками конструкции должны не только самостоятельно объезжать все препятствия, но и выполнять определённую задачу.

Дети создавали своеобразный автоматический мусоровоз. По идее робот должен забирать уже отсортированные по типу отходы в контейнерах из одной части города, далее перевозить в другую. Искусственному интеллекту необходимо уметь различать цвета, а также ориентироваться в городе, в том числе понимать дорожные знаки.

— Сам конструктор лёгок для понимания, а вот с программой у нас проблемы, впрочем, как и у всех команд, там интерфейс сложный, используется графический метод написания. Так как я участвую в первый раз, для меня главное — посмотреть задания. На следующий год будет новый чемпионат, я хочу в нём участвовать и хочу знать, чего ожидать, — рассказывает о планах на будущее участница в компетенции "Мобильная робототехника" Юна Ким.

— На протяжении всех конкурсных дней дети выполняют одно задание, так что — да, дома они могут подсмотреть что-то. Но главная сложность не в самом задании, а именно в маршруте, который мы выстраиваем: знаки, контейнеры — это определяем на месте, методом жеребьёвки, то есть участники это видят здесь и сейчас, — поясняет заместитель главного эксперта по компетенции мобильная робототехника Елена Гурова.

Мобильная робототехника — это узкое направление, которые раскрывает широкие возможности. И если в рамках WorldSkills дети создают робота, то в жизни в их арсенале десятки полезных навыков. Каждый из них может починить дома и компьютер, и проводку, и даже создать домашнего робота для выполнения наиболее простых задач.

— Например, мне было лень с кошкой играть, и я сделал автоматическую игрушку для неё. Взял самые простые материалы: пара сервомоторов, самых дешёвых, ATTiny13 с микроконтроллером, лазерный диод. И всё работает. А вообще я планирую уйти в аэрокосмонавтику, хочу разрабатывать спутники, — рассказывает участник компетенции "Мобильная робототехника" Артём Синявский.

На площадке по мехатронике происходит примерно то же самое, но в более глобальном смысле. Здесь участники создают миниатюрный аналог конвейера на большом производстве. В распоряжении всего два набора конструктора, а команд четыре. Поэтому задание дети выполняют по очереди.

— На чемпионате собирали аппарат оперативно и хорошо. Во время обучения обстановка была расслабленная, мы делали всё медленно, никуда не торопились. И в итоге первую установку мы около месяца собирали, а здесь в сумме за все дни чемпионата за семь часов справились, — делится впечатлениями участница компетенции "Мехатроника" Полина Толстолуцкая.

— Конечно, это что-то новое, неизведанное. Сейчас я начал глубже в это погружаться. Было волнительно, сказалось то, что мало готовились, около месяца всего. Это был стресс, всё валилось из рук. Где-то мы что-то не запомнили, где-то не поняли, как схемы читать, но в итоге свои баллы получили, — рассказывает участник компетенции Роман Ананьев.

Если же говорить о жизни после чемпионата, то дети готовы покорять следующий. Но о том, чтобы связать свою жизнь конкретно с одним из этих двух направлений, школьники пока не думают. Однако полученные знания, в том числе и опыт чемпионата, с лёгкостью откроют двери в профессии, связанные с физикой, конструированием, программированием и инженерией.

Елена Гурова
Елена Гурова

Спасательные работы

Спасение пострадавшего при ДТП, навыки оказаниz первой медицинской помощи, работа при пожаре — всё это и даже больше охватила компетенция "Спасательные работы". В этом направлении ребята работали по командам: на соревнования прибыли пять взрослых и четыре юниорских коллектива.

Для обеих возрастных групп подготовлены определённые задания. Старшие участники справлялись с последствиями ДТП. С помощью специальных ножниц они разрезали части автомобиля и вытаскивали пострадавшего, у которого, по легенде, возможны переломы. И в этом задании конкурсанты столкнулись со сложностями.

— Для меня самое сложное — это работа с гидравлическим прессом. Нет возможности тренироваться с ним регулярно. Это не верёвка, которую можно найти в каждом дворе. А со всем остальным сложностей не возникло, я со школы этим направлением увлекаюсь, сейчас учусь на преподавателя по основам безопасности жизнедеятельности, — рассказывает участник соревнований в компетенции "Спасательное дело" Александр Трутнев.

Второй этап работа на скалодроме. Здесь свои навыки проявили и дети, и взрослые. Последние — в усложнённом формате. Ещё один модуль для взрослых — подвесная переправа. Большой блок заданий для обеих категорий был в направлении по работе в чрезвычайных ситуациях.

Детские и взрослые команды работали в имитации завала, освобождая доступ к пострадавшему, позже необходимо было оказать первую медицинскую помощь и вытащить больного на носилках. В целом медицинский блок был довольно обширный: там и сердечно-лёгочная реанимация, и помощь при переломах.

Завершающий блок заданий проходил в селе Троицком в пожарной части №52. Здесь дети соревновались в надевании специального костюма — им пришлось примерить на себя полное обмундирование. На этом же этапе проходило вязание узлов, как пожарных, так и альпинистских.

— То, что такое у нас проводилось — это огромный плюс. Команды подготовлены, но недостаточно — есть пробелы, будем обговаривать. Примерно этим же мы занимаемся и в школе безопасности. И вот есть команда у нас из Красногорска, юниоры, которые как раз загорелись после участия в этой школе. Вообще у нас большое внимание в этом году уделялось профориентации, постоянно приходили школьники на нашу площадку на экскурсии, — рассказывает главный эксперт среди юниоров по компетенции "Спасательные работы" Николай Михеев.

Здесь же ребят оценивали и будущие эксперты. Большая часть судей — спасатели и пожарные. Некоторые специалисты посещали площадки и в качестве гостей. Ближайшие университеты для желающих продолжить образование находятся во Владивостоке и Хабаровске, однако потребность в специалистах этой сферы есть всегда и везде, в том числе и в островном регионе.

Охватить все новые компетенции почти невозможно, география слишком широкая: от Южно-Сахалинска до Охи. Появились в этом году следующие новые направления:

  1. Графический дизайн среди юниоров;
  2. Обработка листового металла;
  3. Плотницкое дело;
  4. Дошкольное воспитание среди юниоров;
  5. Физическая культура, спорт и фитнес;
  6. Организация экскурсионных услуг;
  7. Обслуживание грузовой техники (Шахтерск);
  8. Управление экскаватором (Шахтерск);
  9. Облицовка плиткой (Поронайск);
  10. Звукорежиссура;
  11. Видеопроизводство;
  12. Эстетическая косметология (Александровск-Сахалинский);
  13. Предпринимательство (Холмск);
  14. Мехатроника;
  15. Мобильная робототехника;
  16. Управление фронтальным погрузчиком (Оха);
  17. Управление автогрейдером (Оха);
  18. Переработка рыбы (Поронайск);
  19. Судовождение (Невельск);
  20. Управление железнодорожным транспортом среди взрослых и юниоров;
  21. Спасательные работы среди взрослых и юниоров;
  22. Эксплуатация беспилотных авиационных систем (Корсаков);
  23. Ювелирное дело среди взрослых и юниоров.

В министерстве образования такой опыт оценивают положительно. Число компетенций значительно выросло, и если о дальнейшем расширении говорить пока рано, то уже ясно, что существующие стартовали.

 — И каждый новый чемпионат — это опыт ошибок, опыт упущенных возможностей, но главное — опыт успеха, новый виток развития профессионального образования в области, новые возможности. Много новых компетенций получилось, перечислять можно долго. Например, обработка листового металла, эксперт федеральный высоко оценил готовность нашей площадки. И проведение этой компетенции оказалось возможным благодаря прошлогоднему нацфиналу, — подводит итог заместитель министра образования Сахалинской области Елена Бабина.

Компетенция —
Компетенция — "Эстетическая косметология"
Облицовка плиткой
Облицовка плиткой

При этом, если говорить о профориентации, то в этом году был также сделан существенный шаг вперёд. Выросло и число юниорских направлений. Расширилась и деловая программа: почти на каждой площадке проходили различные мастер-классы, школьники приходили на экскурсии. И если Южно-Сахалинск уже избалован различными масштабными событиями, то для районов это — действительно настоящий праздник.

Источники:
Юлия Фраер Новые профессии сахалинского чемпионата WorldSkills  URL:  https://sakhalin.info/weekly/166661 (Дата обращения 06.03.2019)

Изображения в блоге взяты на сайте sakhalin.infoв условиях сайтов разрешается использование материала и изображений пользователями.

Условия использования материалов: http://www.sakh.com


 

Другие блоги пользователя
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 В "копилке" Южно-Сахалинска это не первое масштабное мероприятие. Радует, что город активен в различных сферах образовательной и спортивной деятельности.
Юлия Пасынок, дата: 06.03.2019 в 3:11  
#2 Мне уже кажется, что вся талантливая молодежь России обитает в вашем регионе. С интересом прошлась по Вашему блочному уголочку , у меня сложилось самое восторженное впечатление о проведенном в таком масштабе мероприятии. впечатляет реально, вдохновляет и обнадеживает несомненно. Пусть горит зеленый свет на пути у молодежи. Спасибо за такой интересный материал.
Ольга Степанова, дата: 06.03.2019 в 3:50  
#3 Ольга Михайловна, благодарю Вас за такой "мотивирующий" отзыв! В нашем городе (впрочем, как и в любом другом уголке нашей страны) много талантливых людей. И радует то, что для ребят и молодежи проводится очень много различных конкурсов, соревнований и фестивалей!
Юлия Пасынок, дата: 07.03.2019 в 0:56  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ