С нами 17167 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Литературную премию "Русский Букер" вручили писателю Владимиру Шарову
Просмотров: 900, дата: 06.12.2014, автор: Юлия Пасынок
Если такое решение жюри кого и удивило, так только Захара Прилепина, который после победы в "Большой книге", видимо, решил, что призы могут давать только ему. Удивления этого, наверное, никто бы и не заметил (во всяком случае, постарался бы деликатно не заметить), если бы Прилепин, уходя, демонстративно не оставил свой букет и диплом номинанта. Остальные гости восприняли триумф Шарова с воодушевлением, решив, что победа в 23-м сезоне "Русского Букера" - это логическое и достойное завершение «премиального пути», которое писатель начал, получив третье место в "Большой книге".

"Возвращение в Египет" - это рассказ о дальних потомках Гоголя, каждый из которых одержим одной мечтой: дописать "Мертвые души".

- На мой взгляд, вся история России последних полутора веков – это попытка завершить великую гоголевскую поэму, - говорит Владимир Шаров. - Незаконченные произведения вообще несут в себе страшное искушение, с которым культура не знает, что делать. Начинает казаться, что если бы книга была дописана, история пошла бы по другому пути, и сейчас мы жили бы в совершенно ином мире, обрели бы правду и справедливость. Так что мой роман о том, как русская культура и русская история пытались дописать великую поэму, и отчего это все-таки невозможно.

Комментируя произведения, претендовавшие на премию, председатель жюри, историк литературы Андрей Арьев отметил, что книги, написанные в последнее время, безусловно, сильно отличаются от тех, что мы читали в советские годы, причем, отличаются в лучшую сторону. Их авторы - люди с раскрепощенным сознанием, не скованные никакими ограничениями и догмами. Да, наша культура переживает усталость, "новый декаданс", и задача литературы – осмыслить его. Современная словесность, по наблюдению Арьева, молода и своевольна. Да, она полна нецензурной лексики и откровенных сцен, без которых сегодня не обходится практически ни одна книга, но главная ее примета – это интерес к феномену зла. "Все шесть романов "короткого списка" "Русского Букера" - это обостренная реакция на боль, зло и несправедливость, царящие вокруг нас", - заметил председатель жюри.

В 11-й раз своего победителя на "Русском Букере" объявляет и молодежное жюри, куда входят студенты филологических факультетов Санкт-Петербургского государственного университета, столичного РГГУ и Челябинского государственного университета. В третий раз за историю премии мнения юных критиков и их старших коллег совпали: "Студенческий букер-2014" также присужден Владимиру Шарову "за воссоединение распавшейся связи времен".

Еще одним триумфатором вчерашней церемонии стала московская писательница Наталья Громова. Ей достался грант в 700 тысяч рублей, который пойдет на перевод ее документального романа "Ключ. Последняя Москва" на английский язык (подробнее о романе Натальи Громовой читайте в №46 "УГ" от 12 ноября 2013 года.

Российская Букеровская премия была учреждена в 1991 году по образцу британской Booker Prize. В разные годы ее обладателями становились Владимир Маканин, Булат Окуджава, Георгий Владимов, Василий Аксенов, Людмила Улицкая. На этот раз победитель получает 1,5 миллиона рублей, остальные финалисты – по 150 тысяч рублей.

http://www.ug.ru/news/13655
 
Другие блоги пользователя
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Родился 7 апреля 1952 года в семье писателя и журналиста Александра Израилевича Шарова. Закончил исторический факультет Воронежского университета (1977). Работал грузчиком, рабочим в археологической партии, литературным секретарем. Дебютировал как поэт в 1979 году в журнале «Новый мир». Первый роман «След в след: Хроника одного рода в мыслях, комментариях и основных датах» был опубликован в журнале «Урал» (1991). Публикация романа Шарова «До и во время» в журнале «Новый мир» (1993, № 3—4) вызвала литературный скандал: члены редколлегии журнала С. Костырко и И. Роднянская в статье «Сор из избы» заявили о категорическом неприятии философии и поэтики шаровской прозы. В дальнейшем В.Шаров печатался по преимуществу в журнале «Знамя». В книгах Шарова разрабатывается концепция альтернативной (подпольной) русской религиозности. Например, в романе «Воскрешение Лазаря» сталинские репрессии трактованы как спланированное высокодуховными чекистами умерщвление плоти жертв ради спасения их душ. Вслед за протопопом Аввакумом благодарные жертвы репрессий заявляют: «Кровью нашей смыли они грехи наши. Приняли мы муку и через то очистились». В романе «Будьте как дети» В. И. Ленин обращается в христианство и возглавляет крестовый поход беспризорников на Иерусалим, цель которого — построить на земле царство Божие. Систематическое приравнивание большевизма к православию принесло Шарову репутацию «мастера интеллектуальной провокации».
Юлия Пасынок, дата: 06.12.2014 в 18:27  
#2 "...председатель жюри, историк литературы Андрей Арьев отметил, что книги, написанные в последнее время, безусловно, сильно отличаются от тех, что мы читали в советские годы, причем, отличаются в лучшую сторону." Может, и не большой специалист в этой области, но не согласна с Арьевым. Меня угнетает бедность языка, пустые диалоги с множеством междометий ...
#3 Спасибо за сведения о литературном пути Александра Шарова
#4 Спасибо за интересную информацию о писателе Владимире Шарове.
Валентина Титова, дата: 02.06.2015 в 22:25  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ