Метод проектов: основные трудности реализации
Метод проектов является одним из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС.
Уважаемые коллеги, с какими трудностями сталкиваетесь вы при реализации данного метода?
Ответы
Написать ответ
Чтобы оставить ответ, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе сегодня становятся еще более актуальными в связи с переходом на новый ФГОС.
Этот метод не является принципиально новым в мировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает современным принципам российского образования: компетентностному, личностно-ориентированному подходам к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессе приобретения знаний.
Однако, несмотря на свою растущую популярность и неоспоримые достоинства, проектный метод еще не нашел своего должного распространения в начальном звене школьного обучения.
Не так давно была участницей вебинара, посвященного организации проектной деятельности в начальной школе.
Во время вебинара увлеклась дискуссией с коллегами. Некоторые педагоги считают, что в рабочих программах прописано очень большое количество тем для проектной деятельности. Но ведь образовательное учреждение вправе корректировать это количество.
Моим ребятам всегда нравилась и нравится проектная деятельность.
В ходе проектирования должна решаться личностно-значимая для школьников проблема, которая формулируется обучающимися. На практике часто учителя сами называют ее.
К сожалению, Юлия Юрьевна, это так. Позволю себе присоединиться к обсуждению вопроса.
Ольга Александровна, опять таки возвращаемся к терпению и кропотливому труду. Не каждый педагог на это готов.
Следующей трудностью является организация этапа целеполагания. Чаще всего цели бывают сформулированы нечетко.
Согласна с вами, Юлия Юрьевна, существуют трудности в понимании того, что такое «Проблема», «Цель», «Задачи».
Светлана Семеновна, далеко не все умеют ставить цели, зачастую цели путают с задачами.
* Если задаете вопрос «что хотите?» – ставите цель
* Если описываете проблему, что хотите в связи с ней, задаете вопрос «что сделать?» – формулируете задачу
* Если озадачены вопросом «как сделать?» - это пытаетесь составить план.
Главное, научить ребят...
На третьем этапе проектной деятельности – выдвижения гипотез – не всегда удачно идет выдвижение как можно большего количества идей.
Юлия Юрьевна, хорошо сформулировали-НЕ совсем УДАЧНО.
Четвертый этап – планирование проекта – сопряжен с двумя трудностями.
Первая из них заключается в неумении учениками составлять план деятельности, вторая - неумение сотрудничать.
Это снова ФГОСы, регулятивные УУД. Над формированием такого учебного действия, как планирование мы и работаем (началка) на всех предметах. Если говорим о начальной школе, то трудности с этим учебным действием понятны, они в стадии формирования, если же о 6-7 классе, то это уже показатель нашей общей работы, вопросов преемственности, компетенций и эффективности работы педагогов среднего звена в этих вопросах.
На следующем этапе проектной деятельности – выполнение проекта - мы очень часто сталкиваемся с отсутствием или недостаточным уровнем информационных умений у обучающихся.
На этапе презентации, когда обучающиеся предъявляют продукты своей деятельности, учитель должен воздерживаться от оценки. Учащиеся должны провести рефлексию своей деятельности.
Не каждый ученик работая в группе желает оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло.
Светлана Семеновна, некоторые просто отсиживаются...
Не всегда присутствует готовность нести ответственность за свою часть работы.
Разобщенность. Современное поколение мало общается. Интернет, социальные сети существенно уменьшили живое общение
Светлана Семеновна, на мой взгляд, нужно больше организовывать внеурочной и внеучебной деятельности. В начальной школе это сделать немного проще.
Ни в коем случае не оспариваю достоинств этого метода, но должна сказать, что всё должно начинаться с основополагающих вещей в начальной школе, постепенных, пошаговых, последовательных. Это не всегда возможно. Есть трудности, связанные с практической реализацией проектной деятельности-школы перегружены, работают в две смены, нет свободных кабинетов. Кроме того, согласитесь, ведь это место должно быть постоянным, оборудованным соответствующим образом и мы, педагоги, заинтересованными в результате такой деятельности. Хочется, чтобы дети работали, а не родители. Тогда будет реальная эффективность от этой работы.
Ольга Александровна, начальной школе отводится важная роль! Хотя некоторые коллеги считают, что мы только только учим писать, читать и считать. А ведь в средней школе без основ, заложенных нами, не состоится ни одни урок. Как Вы считаете, Ольга Александровна?
Если такое мнение бытует до сих пор, то могу только развести руками... Эти коллеги, точно работают в школе? Большое сомнение у меня возникает.
Ольга Александровна, учителя-предметники нам всегда говорили о том, что мы в начальной школе собственно ничего и не делаем...
С удовольствием в своей деятельности использую метод проектов. Лн способствует развитию познавательной активности детей и их мотивации к учению. Только вот стало всё сложнее привлекать ребят к проектам. В началке без помощи родителей не обойтись. А у них не хватает времени.
В феврале у нас будет школьный конкурс проектов "Хочу всё знать". Сейчас с ребятами усиленно готовимся. Родители не заморачиваются. Скачали с интернета готовое и всё. Приходится давать рекомендации, переделывать много самой.
Ирина Александровна, а у нас в рамках Дня науки будет проходить школьный этап конкурса "Я - исследователь".
Ирина Александровна, я тоже наблюдаю такую вещь в отношении заданий "родители не заморачиваются" берут смело все с интернета, благо интернет спасает.
Использование проектной технологии в работе с детьми с ОВЗ весьма сложная задача. Чтобы реализовать эту задачу нам педагогам приходится очень тяжело. Любой, казалось бы, краткосрочный проект "превращается" в долгосрочный, так как приходится всё тщательно проговаривать. Иногда доходит даже до того, что мы педагоги разрабатываем не только для себя маршрут и пошаговые действия, но и дополнительно непосредственно для каждого ученика, которых, слава Богу, не более 15 человек в классе. Для каждого ребёнка нужно индивидуальное разъяснение. И на это уходит очень много времени. Наши дети требуют особого внимания.
Наталья Николаевна, это огромный труд. Понимаю Вас, хотя сама не работаю с такой категорией ребят, лишь наблюдаю за работой коллег. Думаю,что
и уровень таких проектных задач для ребят с ОВЗ другой,и подходы иные, да и само содержание отличается. Трудностей много.
Ольга Александровна, вы правы: подход совершенно другой, тематика проектов другая. В общеобразовательной школе писали исследовательские работы, которые занимали призовые места на региональном уровне. Сегодняшние проекты публикую здесь на сайте и участвуем в дистанционных конкурсах. Дети довольны.
Ольга Александровна, к сожалению уровень задач не особо отличается от тех, которые ставятся перед детьми в образовательной школе. Единственное, что с нашей стороны подход другой к их реализации.