Социальные технологии взаимодействия учащихся на уроке
Уважаемые коллеги, какие социальные технологии взаимодействия учащихся вы используете на уроке? В чем трудности применения данных технологий?
Ответы
-
Юлия Пасынок - отправлено 03.02.2018 в 13:19 Недавно была участником вебинара, посвященного проектной деятельности. Увлеклась дискуссией с коллегами. Некоторые педагоги считают, что в рабочих программах прописано очень большое количество тем для проектной деятельности. Но ведь образовательное учреждение вправе корректировать это количество.
-
Ольга Турова - отправлено 04.02.2018 в 06:34 Юлия Юрьевна, понимаю коллег. Дело в том, что не все, к сожалению, имеют общую осведомлённость в решении таких вопросов. Методические объединения, видимо, тоже заняты другим.
-
Юлия Пасынок - отправлено 04.02.2018 в 09:10 Ольга Александровна, важно четко представлять "возможности" образовательного учреждения. Зачастую незнание основных компетенций школы приводит к некоему хаосу.
-
-
Социальные технологии – это совокупность методов и приемов, которые позволяют решать задачи на уроке при взаимодействии обучающихся друг с другом при минимальном воздействии учителя.
-
Юлия Пасынок - отправлено 04.02.2018 в 09:11 Светлана Семеновна, и этому нужно обучать уже в младших классах.
Из понятия социальной технологии, что к ним отнести можно ролевую игру, симуляцию, проектную технологию, технологию творческих мастерских, дискуссию, диспут, дебаты, кейс-технологию и др. Они основаны на коммуникативном подходе и оптимально отвечают требованиям сегодняшнего дня в преподавании физики.
-
Ольга Турова - отправлено 04.02.2018 в 06:21 Светлана Семеновна, совершенно с Вами соглашусь. Все эти формы имеют социальную направленность. Понятно, что для каждой возрастной группы они имеют свои особенности, а порой и ограничения, например дебаты, диспут или дискуссию на I ступени не используют, практически.
Главные трудности, на мой взгляд, в неумение договариваться, найти компромисс. Нет понимания интересов другого, неприятие точки зрения другого.
-
Ольга Турова - отправлено 04.02.2018 в 07:18 Отсутствие культуры общения вообще, несформированность навыков общения, незнание или невыполнение правил работы в паре, в группе создают определённые трудности, Вы абсолютно верно подметили, Светлана Семёновна. Там, где учащиеся знакомы изначально с позициями автора и понимающего в диалоге, ролью мимики и жестов в процессе общения, умеют слушать и слышать друг друга, тренируют эти навыки на предметных уроках, следуют согласованным правилам, основанным на доброжелательности и нацеленным на положительный учебный результат, таких трудностей можно избежать.
-
Юлия Пасынок - отправлено 04.02.2018 в 09:13 Светлана Семеновна, если еще добавить к этому завышенную самооценку ученика, то организация всех вышеперечисленных форм работы - довольно таки кропотливое дело.
Социальные технологии развивают коммуникативные универсальные действия. Умение вести диалог, а также умение социализироваться в жизни.
-
Юлия Пасынок - отправлено 04.02.2018 в 09:14 Галина Георгиевна, важно организовать деятельность так, чтобы, работая, например, в группе, у каждого ребенка была возможность для развития коммуникативных способностей.
Обязательно нужно построить работу так, чтобы в группе каждый ребёнок мог реализовать свои индивидуальные способности, смог высказать свою точку зрения
Ещё бы я сюда отнесла ролевые игры, театрализацию. особенно в начальной школе.
-
Юлия Пасынок - отправлено 06.02.2018 в 07:40 Ирина Александровна, элементы инсценировки стараюсь включать в урок как можно чаще. Ребята раскрепощаются. С первоклашками уже не раз пробовали данный прием. Очень уж пришелся он им по вкусу! После урока ребята всегда говорят "спасибо за урок".
-
Ирина Мерзлютина - отправлено 07.02.2018 в 21:31 Юлия Юрьевна, это точно, по вкусу. Так ещё сколько положительных моментов. Это и умение распределить роли, и умение договориться, реализация творческих способностей учащихся и т.д.
-
Юлия Пасынок - отправлено 12.02.2018 в 14:10 Ирина Александровна, на таких этапах урока "оживают" все.
-
-
Написать ответ
Основная форма работы в рамках формирования навыков сотрудничество - это, конечно же, групповая работа.
Конечно, в начальной школе такой форме работы нужно сначала научить ребят.
Мы с первоклассниками уже пробуем работать в группах.
Юлия Юрьевна, основной формой, как основой, фундаментом, началом считаю работу в паре. Отсюда всё произрастает. Научить надо сначала диалогу.
Ольга Александровна, Вы правы! Но сложнее всего организовать работу в группе. В паре ребята охотно вступают в диалог и более менее спокойно слушают мнение друг друга. А вот, работая в группе, ребятам предстоит выслушать мнение нескольких одноклассников. Тут важна правильно организованная работа спикера. А на эту "роль" не каждый ребенок способен.
Конечно, здесь количество коммуникаций увеличивается, соответственно и возникает больше трений, необходимости слышать каждого, принимать позицию других и уметь либо поддержать ее, либо найти весомые контраргументы и отстаивать свою точку зрения. Но, если планомерно и последовательно заниматься этим, уделять должное внимание распределению ролей и их смене внутри группы, менять состав групп, давать возможность ребятам объединяться по собственному выбору и т.п., то результат будет положительным.
Ольга Александровна, во время вебинара и этот вопрос тоже обсуждался. И коллеги пришли к мнению, что на уроке на все это просто не хватает времени. А выносить темы "урочных" проектов в курс ВД - не совсем правильно.
Нам всегда не хватает времени... "Урочные" проекты требуют особой подготовки к ним, как педагога, так и учащихся. А так же и технической оснащённости, в том числе.
Ольга Александровна, и по времени они ограничены...
Юлия Юрьевна, конечно. Поэтому и требуют особой мобилизации и подготовки.
Что касается роли спикера, то есть ответственного, представляющего работу группы, то она тоже должна быть сменной. Каждый должен попробовать себя и в ней. Мои первоклашками, случается, поочерёдно представляют результат своей работы. Это им нравится. А мне нравится то, что нет того в этом случае, кто отмалчивается за спинами товарищей, а наравне со всеми не только представляет, но и порой отстаивает общую позицию. Это очень ценно.
Ольга Александровна, я учу своих первоклашек распределять роли так, чтобы каждый был главным. Не у всех это получается, но все они учатся.
Мне интересно наблюдать, как ребята работают в группах. Малыши, а так активно участвуют в обсуждениях идей одноклассников.
И, что интересно: заметно, как многие начали прислушиваться к высказываниям других. Вижу, что мои ребята "повзрослели".
Юлия Юрьевна, понимаю Вас. Первоклассникам вполне под силу эта работа. Главное - в системе работать.