С нами 14185 учителей, 5026 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!

Из истории школы

Первые школы появились очень давно, на самой заре возникновения человеческой цивилизации. Школы были непременным атрибутом цивилизации, как таковой. А поскольку древнейшая цивилизация (из тех, что нам известны) – египетская, то и первые школы, уроки, учителя и ученики были именно здесь, в тени знаменитых пирамид и сфинкса

Свои учебные записи школьники-студенты древнего Египта вели на папирусах, а при поступлении и окончании школы сдавали экзамены. Еще одним из неотъемлемых атрибутов обучения в египетской школе было посвящение школьников в театрализованные религиозные мистерии. Вероятно, первоначально в школе учили только им, об этом свидетельствует и тот факт, что все школы были при храмах.

Почти в каждом городе Междуречья были школы, организовывавшиеся при храмах, и уже к III тысячелетию до н. э. число школ в Междуречье было значительным. По-шумерски школа называлась «эдубба» – «дом табличек» – и предназначалась прежде всего для подготовки писцов. В процессе обучения письму использовались глиняные таблички, на которых ученики писали заостренной палочкой (стилем). В основном, школы были небольшими, насчитывавшими 20–30 учеников с одним учителем

У древних греков уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы. Первая известная школа в древней Греции была создана известным философом и ученым Пифагором и названа в его же честь – Пифагорейская школа.

После семи лет мальчики из рук матери и кормилицы передавались на попечение отца и раба-педагога (в переводе с греческого слово "педагог" означает "сопровождающий ребенка"), который следил за воспитанием мальчика и сопровождал его в школу. С 16-18 лет мальчики могли продолжить свое образование в гимнасиях, школах риторов и философов.

Девочки учились читать и писать под наблюдением матери, постепенно приобщались к домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству. Они непременно должны были уметь петь и танцевать, чтобы в дальнейшем участвовать в ритуальных праздниках. Знакомились они и с литературой. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались музыкой, поэзией, пением и танцами.

В Риме государственная школа, открытая для всех желающих, появилась в период империи, а точнее, во второй половине I века н.э. Как любые дети в любую эпоху, римские дети большую часть времени проводили в различных играх. Любимые развлечения детей в Древнем Риме не слишком отличались от игр сегодняшних детей: мальчики играли в мяч, в прятки и догонялки, а девочки – в тряпичные куклы. За исключением детей из патрицианских семей, которые могли играть в собственных садах, дети в основном играли на площадях и улицах города, в городских парках.

В Древней Индии образование носило семейно-школьный характер, причем роль семьи была доминирующей. В Индии сложилась особая кастовая система общественного устройства. Вплоть до V в. до н. э. в период индуизма воспитание и обучение в Древней Индии основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы органично вписаться в свою касту.

История китайской школы уходит своими корнями в глубокую древность и, пожалуй, является первым в истории столь подробно формализованным процессом обучения. По преданиям, первые школы в Китае возникли в 3-м тысячелетии до н.э. Первые письменные свидетельства о существовании в Древнем Китае школ сохранились в различных надписях, относящихся к древнейшей эпохе Шан (Инь) (16-11 вв. до н.э.). В этих школах учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В основе школьного обучения лежало почитание старших, наставник воспринимался как второй отец.

Наибольшее воздействие на развитие воспитания, образования и педагогической мысли в Древнем Китае оказал Конфуций (551—479 до н.э.). В основе педагогических идей Конфуция лежала трактовка им вопросов этики и основ управления государством. Центральным элементом его учения был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства.

В Японии аристократические традиции оказались намного сильнее, чем в Китае, что привело к большей роли «частных школ» (сигаку). Такое положение говорит о меньших возможностях получения образования выходцами из низших слоев японского общества. Следовательно, японская система образования уже изначально строилась таким образом, чтобы более соответствовать местным реалиям и не допускать в ряды управляющей элиты представителей неаристократических родов (исключения были сделаны только для нескольких иммигрантских родов, находившихся на придворной службе)

В Европе в раннем Средневековье господствовали школы античного типа, обучавшие в основном духовенство. Позже появились школы элементарного образования (учили детей семи - десяти лет) и большие школы (для детей старше десяти лет). В воспитании и обучении в эпоху Средневековья переплелись языческая, античная и христианская традиции. Особое место в системе образования занимали церковные школы. Педагогическая мысль в Средние века практически отсутствовала, замененная постулатами церкви, религиозным воспитанием. Существовало два типа церковных учебных заведений: соборные (кафедральные) и монастырские школы.

В конце XII — начале XIII в. появились первые университеты. Слово «университет», образованное от латинского universities — «целостность», «совокупность», означало корпорацию педагогов и студентов. Средневековый университет включал в себя следующие факультеты: юридический, медицинский, богословский, философский. Однако обучение начиналось с особого, подготовительного, факультета, где преподавались знаменитые «семь свободных искусств».

На Руси обучаться в школе во время правления князя Владимира могли только мальчики, а первым предметом для их обучения стало книжное дело. Лишь через сто лет, в мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович. Причем, его дочь, Анна Всеволодовна одновременно и возглавляла училище, и обучалась наукам. Только здесь молодые девушки из богатых семей могли обучиться грамоте и различным ремёслам.

В начале 1096 года школы начинают открываться уже по всей Руси. Первые школы начали появляться в таких крупных городах, как Муром, Владимир и Полоцк, причем строились чаще всего при монастырях и храмах. Таким образом, священники считались на Руси самыми образованными людьми. В основном в то время писали на бересте, и в такой "деловой корреспонденции" сохранились даже упоминания о начальном образовании на Руси.

В эпоху Петра 1 открывается первая школа в городе Киеве по систематическим наукам, которые сам царь называл новым шагом в образованности каждого человека. Сюда, правда, до сих пор могли попасть только дети из благородных семей, но желающих отдать своих детей на обучение прибавилось. Во всех школах 17 века учителя преподавали такие предметы, как грамматика и латинский язык. В это время открываются не только школьные учреждения, которые были на порядок выше, чем самые первые школы, но и новые училища и лицеи. Основными и обязательными предметами для изучения становятся математика, навигация и медицина

Примерно четыреста лет назад, Ян Коменский реформировал тогдашнюю систему. Именно тогда начали формироваться классы, с постоянным количеством учащихся, каждый школьник был закреплён за определённым коллективом и преподавателем. Вторым таким нововведением были уроки – строго регламентированное время и количество.

О том, что образование должно быть обязательным для каждого ребёнка ещё и речи не шло. Каждая страна принимала подобное решение самостоятельно и в разное время. Но если оценивать сроки и периоды в истории, то можно назвать конец позапрошлого или начало прошлого столетия.

В Советском Союзе школу должен был посещать каждый ребёнок, для борьбы с бродяжничеством и малограмотностью. Благодаря этой системе сейчас практически невозможно найти на постсоветском пространстве людей, которые не умели бы читать.

Школы, в которых мы учимся стали такими, какими мы их все знаем. Интересно, а какой станет школа в далеком будущем?

Школа 2000-го года по представлению французского художника Марка Коте (1899). Знания автоматически закачиваются учащимся в мозги, или как говорят в народе: “Инет есть, ума не надо“.

Список использованных источников

Происхождение школы.http://www.istorya.ru/articles/school_uniform.php
Возникновение школы. http://www.nado5.ru/e-book/vozniknovenie-shkoly-ee-funktsii-v-obshchestve


fotki.yandex.ru, в условиях сайта разрешается использование материала и изображений пользователями.
Условия использования сервиса Яндекс.Фотки (пункт 2.2) - https://yandex.ru/legal/fotki_termsofuse/


Видеоролик взят с http://youtube.com.
Условия использования материалов (пункт 8) - https://www.youtube.com/static?gl=RU&template=terms

Комментарии

#1 Очень интересно было ознакомиться с историей школы. Спасибо. Нина Васильевна, у Вас познавательные блоги. Когда Вы успеваете подбирать для них материал? Постоянно посещаю их, ни разу не разочаровалась!
Нажия Утепова, дата: 13.05.2017 в 22:04  
#2 Главной функцией современных школ является предоставление ребенку возможности получить образование. Однако не следует воспринимать школу исключительно как место, в котором дети познают науки, учатся читать и писать.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 14.05.2017 в 5:37  
#3 Благодаря школе, дети адаптируются к взрослой жизни, готовятся к выбору своей профессии. Именно в школе мы впитываем и развиваем в себе такие качества как трудолюбие, честность, ответственность, патриотизм. Так ли это сейчас?
Нина Васильевна Ефимова, дата: 14.05.2017 в 5:38  
#4 С 17 века в Европе были открыты первые школы для девочек. В них маленьких учениц обучали главным на то время дисциплинам – танцам, этикету, рукоделию, литературе. Вплоть до конца 19 века девочки не имели права поступать в высшую школу. Зачастую школы в этот период были закрытого типа с очень строгой дисциплиной.Слава богу, сейчас этого нет.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 14.05.2017 в 5:40  
#5 Нина Васильевна, спасибо за приглашение. Интересная экскурсия.
Раиса Яковлева, дата: 14.05.2017 в 7:12  
#6 Спасибо, очень интересно.Особенно понравился взгляд на школу из 1899 года. Недаром многие фантастические фильмы становятся реальностью в наши дни.
Любовь Хабарова, дата: 14.05.2017 в 9:28  
#7 Нина Васильевна, интересный и познавательный материал, с большим интересом узнала историю школы. Спасибо за приглашение!
Людмила Петровна Трифонова, дата: 14.05.2017 в 10:05  
#8 Нина Васильевна, очень познавательный материал, уверена, многие воспользуются им для своих мероприятий и классных часов. Очень хочется, чтоб дети шли в школу с охотой! Далеко не все современные школы, к сожалению, создают все необходимые условия. Будем надеяться, что школы будущего восполнят эти недостатки!
Маргарита Чаркова, дата: 14.05.2017 в 11:43  
#9 Нина Васильевна, спасибо за интересный экскурс. Интересен взгляд на школу с позиции Марка Коте. Но ведь он прав! Современные детки много времени проводят в сети Интерент. И для них Интернет - "первоисточник" знаний. Книга, к сожалению, ушла на второй план...
Юлия Пасынок, дата: 14.05.2017 в 13:17  
#10 Нина Васильевна, спасибо за познавательную, интересную экскурсию.
Мария Мукосий, дата: 14.05.2017 в 14:29  
#11 Нина Васильевна, очень интересный и познавательный материал. Можно использовать даже в дополнение к беседам на уроках литературного чтения. У нас много произведений, связанных со школой. Спасибо за приглашение!
Валентина Мурашева, дата: 14.05.2017 в 15:59  
#12 Нина Васильевна,спасибо Вам за приглашение и экскурсию.Всё,что связано со школой,не может не заинтересовать учителя.А после такого путешествия возникает желание составить экскурсию по истории своей школы.
Татьяна Афанасьева, дата: 14.05.2017 в 20:36  
#13 Нина Васильевна, спасибо за приглашение. Очень интересная получилась экскурсия. Особенно понравился взгляд на школу из 1899 года.
Елена Перепелицина, дата: 15.05.2017 в 11:26  
#14 Нина Васильевна,спасибо за интересную и содержательную экскурсию,за возможность узнать об истории возникновения школ. Я думаю что этот материал можно использовать не только для проведения классных часах,но данная тема является прекрасным материалом и для исследовательской работы учащихся. Спасибо за приглашение.
Ирина Мерзлютина, дата: 15.05.2017 в 19:09  
#15 Нина Васильевна! Экскурсия очень интересная! Спасибо большое! Творческих успехов Вам!
Владимир Баранов, дата: 24.05.2017 в 18:50  
#16 Нина Васильевна, Ваша экскурсия - очень замечательная!. Действительно, "...если б не было школ, до чего человек бы дошёл?...". Фотографии - как будто из своего детства. Раньше, практически, все школы были оснащены одинаково. Жаль, что в наше время так сильно разделили школы: сельские, городские, гимназии, лицеи и т.д. Оснащение разное, а спрос со всех одинаков. Иногда, просто обидно...
Татьяна Медведева, дата: 28.05.2017 в 11:01  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.