С нами 17175 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Таинственная Родина моя
Тема урока: «Русь изначальная»

Форма урока: лабораторное занятие

1.Организационный момент.
Приветствие.
- Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Вступление учителя:
«Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!»
2. Разминка в игровой форме.
- Назовите этот торговый путь?
- Почему он так назывался?
- Какого было значение этого торгового пути и почему?
- Покажите на карте этот торговый путь.
- Назовите не менее 3-х объектов, через которые проходил торговый путь.

«Кто больше вспомнит?». (Это условное название методического приема, который позволяет актуализировать знания учеников
3. «Погружение» в новую тему.
- О чем, по-вашему, должна идти речь, когда говорят о государственности России?

Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития.
И сегодня мы будем говорить о становлении российской государственности, об основателях нашего государства, о первых правителях земли русской.

4. Целеполагание
"В лето 6370 (862) изгнали варягов за море, но не дали им дани, и стали владеть сами собой.
Но не было среди них правды, и встал род на род, и началась у них междоусобица. Они сказали себе:
- Надо князя найти, чтобы владел нами и судил по праву.
И пошли они за море к варягам.
- Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, пришли и сели в славянских землях».

- В каком своем великом произведении монах Нестор написал эти строки?
- Какие вопросы содержит в себе эпиграф к нашему уроку?
Сформулируете цель урока.
Первые упоминания о государстве Русь относятся к первой половине IX века. Династия Рюриковичей…. Первые русские князья…. Кто они? Что их характеризует как личность, как государственного деятеля? Каковы основные направления их внутренней и внешней политики?
Знакомство с планом урока.
Постановка проблемного задания.
-Почему и как образовалось государство у восточных славян?
-Определить основные этапы формирования единого государства, опираясь на анализ деятельности первых князей.

5. Организация работы в группах

Предлагаю распределиться на 5 групп. Каждая группа получает задание подготовить материал об одном князе: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.
Провожу инструктаж (правило работы в группе, распределение ролей, объем времени на работу в группе, способы добывания информации, форма презентации образовательного продукта, критерии оценки)

6. Работа в группах
Задание группам:
1. Заполнить таблицу «Деятельность первых русских князей».
2. «Поспорь с историком». Каждая группа учащихся получает отрывок из произведения Н. М. Карамзина «История государства Российского», характеризующий деятельность одного из князей Древней Руси. (Материалы для обсуждения в группах).
• Используя информацию учебника, подтвердите или опровергните мнение историка, представив свою аргументацию.
• Определите значение деятельности князя для решения основных задач Древнерусского государства.
Подготовьте выступление (до 3 мин) по результатам группового обсуждения.


7. Защита групповой работы

Творческий отчет групп по результатам предварительной самостоятельной работы.
Вырабатываются критерии оценки деятельности первых русских князей: интересы государства, личные мотивы, долг и честь, морально-нравственные принципы, общечеловеческие ценности и т.д.

Каждое выступление сопровождается слайдами, на которых расположены задания всему классу.
Работа с учебником, §3, стр.40-41

1.Образование Древнерусского государства.
Рюрик.
- Поразмыслим: является ли призвание варягов началом существования государства?

А. Призвание варягов.
Норманнская теория.
Антинорманнская теория
Б. Какие условия необходимы для возникновения государства?
Зачитывается стихотворение о легендарном князе Рюрике.
- Что мы о нем узнали из стихотворения? Что можем добавить?
2. Рассказать о князе Олеге
Задание: Построить рассказ по содержанию иллюстраций.
3. Князь Игорь.
4. Княгиня Ольга.
Задание:
Придумать название иллюстрациям.
Найти в тексте строки, комментирующие данные иллюстрации
Презентация Power Point
-Почему Ольга приняла христианство?

5. Святослав.
Совершите воображаемое путешествие по исторической карте вместе с дружиной князя Святослава. Укажите направление походов и результаты сражений.

6. Социальные отношения в Древнерусском государстве.
- Что из себя представляло древнерусское общество?
-Объяснить составление схемы
-Выполнить задание ресурса
Вопрос: Какое значение имела дружина при князе?

8. Проверка усвоения изучаемого материала.

1. Проверяем таблицу в тетрадях. Мне кажется, мы расширили нашу задачу, и кроме основных направлений политики еще и много нового узнали о князьях как о личности, услышали легенды, связанные с их именами.
2. Экспресс-опрос
3. Исторический диктант
4. Игра. Назови князя и годы его правления

9. Подведение итогов.
Подведем итог лабораторной работе.
1.Что же было общего в деятельности первых русских князей
а) внутри станы,
б) за пределами страны?
2.Предлагаю построить рейтинговую шкалу результативности деятельности древнерусских князей Рюрика, Олега, Игоря, Ольги и Святослава

Вывод. Возвращение к эпиграфу урока.
Мы с вами дали ответы на вопросы, поставленные Нестором в «Повести временных лет». В дальнейшем мы еще многое узнаем из истории нашей страны.

10. Рефлексия.

-Какая цель была поставлена на уроке? Насколько она была реализована? Что получилось? Не получилось. Что хотели бы изменить? Какой была работа в группе? Справились ли с ролями?
Какие приращения произошли?
С чем уйдете с урока?
Какую оценку деятельности получили?

11. Домашнее задание.

1. Выписать все новые слова и выражения.
2. Создать презентацию в программе Power Point
3. Сочинение-размышление «Влияние Древнерусского государства на современный мир»
Промелькнули перед глазами страницы истории городов, стоявших у истоков русской государственности у восточных славян. Нам многое ещё предстоит узнать.
Благодарю за урок!


Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ