С нами 17294 учителя, 7327 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Календарно-тематическое планирование «Здравствуй, музей!» (направление: общекультурная деятельность учащихся)
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО зам. Директора по НМР директор БОУ города Омска
……………….............. ……………………………... «Гимназия № 150»
« »…………….2013 « » …...............2013
« ».............................2013












Календарно-тематическое планирование
«Здравствуй, музей!»
(направление: общекультурная деятельность учащихся)





Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
5 класс
Программа «Путешествие в историю культуры русского быта»
Количество часов: 35ч/год
Занятие: 1ч/неделя







Мазурова Татьяна Михайловна,
учитель музыки,
изобразительного искусства,
БОУ города Омска «Гимназия № 150»








Омск – 2013-2014
Пояснительная записка

Синонимом культуры в современном мире во многом является художественный музей, концентрирующий в себе художественный опыт минувших времён и дня настоящего в его исторических, философских, эстетических, психологических и иных аспектах.
Став домом общение и синтеза искусств, он оказался незаменимым в образовательно-воспитательном процессе. Критерии его воздействия на детско-юношескую аудиторию определяют такие аспекты, как творческое развитие, художественное творчество, художественный анализ и история искусства.

Через общение с музейной средой, учащийся должен приобрести навыки и умения:
1. развитого визуального мышления;
2. изложения и оценки самостоятельных суждений;
3.интерпретации зрительных образов в условиях постоянно возрастающего потока визуальной информации;
4. осмысления художественных достижений общества;
5. творчески активного отношения к окружающему миру.
Данные навыки и умения, способствуя развитию личностной культуры восприятия и эстетического опыта путём общения с произведениями искусства, определяют цели музейно- педагогической программы, построенной на основе диалога и дискуссии, с опорой на возрастную психологию и педагогику, на те знания и практический опыт, которыми так богата современная школа.

Цели программы «Путешествие в историю культуры русского быта»
1. способствовать развитию внутренней готовности к эстетическому восприятию искусства;
2. приобщать учащихся к музейным ценностям;
3. формировать музейную культуру, комплексное восприятие памятников и ансамблей в культурном, историческом, эстетическом аспектах;
4. воспитывать историческое самосознание;
5. формировать навыки этического поведения, эмпатии и коллективизма у детей.

Задачи программы:
1. формировать навыки художественного восприятия, обращать внимание на выразительно-смысловые элементы музейных экспонатов;
2. давать детям представление о народном искусстве, знакомить с жанрами живописи;
3. развивать сенсорные способности цветового и пространственного видения, чувства ритма, фактуры, пластической формы;
4. давать новые знания о человеке и природе, окружающей действительности, о точных и гуманитарных науках;
5. познакомить детей с историческими и культурными памятниками, расположенными в окрестностях гимназии, с историей города Омска в контексте страны;
6. формировать уважение и бережное отношение к историко-культурному наследию города и страны;
7. знакомить учащихся с этическими нормами, помогать им увидеть, какие интересные сверстники их окружают, вызывать у учащихся положительно-эмоциональные переживания.

Формы работы:
1. занятия с просмотром слайдов;
2. экскурсии в художественные музеи города Омска;
3. беседы, диспуты, тесты;
4. творческие игры;
5. викторины;
6. игры-конкурсы;
7. театральные игры.

Ведущие методы решения задач обучения, воспитания, развития учащихся:
1. метод диалогического общения;
2. вопросно-ответный метод;
3. метод сравнения;
4. метод контраста;
5. проблемный метод;
6. игровой метод;
7. метод стимулирования самостоятельной деятельности;
8. метод организации творческого состязания;
9. метод театрализации.

Место программы в образовательном процессе: Программа «Путешествие в историю культуры русского быта» призвана не только развивать и эмоционально обогащать учащихся впечатлениями, но и закреплять знания и умения, полученные на уроках школьной программы русского языка и литературы, истории, биологии, музыки, ИЗО.

Критериями успешности выполнения педагогических задач служат:
1. степень освоения учащимися различных подходов к визуальному анализу произведения – с точки зрения языка искусства, исторического и литературного контекста;
2. умение связывать воедино произведения различных видов искусства- живописи, архитектуры, скульптуры, ДПИ – в осмыслении конкретной эпохи;
3. способность ученика видеть внутренние глубинные связи в явлениях и памятниках, на первый взгляд несходных друг с другом;
4. в приобретении навыков – на основе логического осмысления – эмоционально-образного воспроизведения материала.

Выявлению этих критериев во многом способствуют различные формы самостоятельных работ учащихся, выполняемых с помощью творческих заданий учителя. К такого рода заданиям, помимо традиционных, относятся:
1. создание словаря художников разных эпох, представленных в портретной галерее;
2. поиск учащимися «сопутствующих» изучаемой теме произведений – в экспозиции музеев или памятников в городе, их описание и установление взаимосвязей с «базовыми» произведениями;
3. создание индивидуально-образовательных маршрутов по экспозициям музеев, по городу;
4. создание каталога произведений ИЗО омских художников.

Самостоятельная работа учащихся становится составной частью материала окончательной зачётной работы по результатам учебного года. Учащимся предоставляется возможность свободного выбора формы зачёта (согласно наклонностей, интересам, психофизическим данным).

Наиболее востребованными формами зачёта являются:
1.мини-экскурсии, предназначенные для учащихся младших классов;
2.литературный монтаж с включением в рассказ учащегося фрагментов поэтических, художественных материалов;
3.театрализованные экскурсии;
4.видеофильмы;
5.презентации;
6.реферат на заданную тему;
7.письменный реферативный обзор литературы по одному из курсу тем (на основе школьного библиотечного фонда).


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание  своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
2. формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
3. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от-ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
4. формирование коммуникативной компетентности в общении и со-трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
5. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
6. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности  эстетического характера.

Метапредметные  результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де-ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де- ятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
4. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную  дея-тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
1. формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания  жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2. освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное ху-дожественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

3. воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра-женной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в по-нимании красоты человека;

4. приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных, декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

5. развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

6. развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны:
1.знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

2.знать несколько народных художественных промыслов России;


3.выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (на-родного, классического, современного) связь конструктивных, деко-ративных, изобразительных элементов, а также видеть единство ма-териала, формы и декора;

4.умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);


5.выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

6.владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.
















Содержание

I четверть – 9 часов
«Крестьянское жилище и занятия древних крестьян»

Занятие
Тема занятий
Беседа

Экскурсия
Практика
Дата
1
Почему мы изучаем культуру
и искусство прошедших времён
+







2
Почему надо изучать культуру и искусство своего народа
+







3
Что надо знать об устроении крестьянского двора

«Жилища восточных славян»




Рисунок

4
Дом без единого гвоздя

«Жилища восточных славян»




Рисунок

5
В крестьянской избе

«Жилища восточных славян»




Рисунок

6
Что я узнал о крестьянском жилище
+







7
На всякое семя – своё время

«Делу время- потехе час»




Рисунок

8
Три девицы под окном…

«Делу время- потехе час»




Рисунок

9
Что я узнал о занятиях древних крестьян




+









II четверть – 7 часов
«Одежда крестьян и русские народные праздники»


Занятие
Тема занятий
Беседа
Экскурсия
Практика
Дата
1

Что я знаю об одежде крестьян и народных праздниках
+







2
По одёжке встречают

«Одежда восточных славян»




Рисунок

3
Лапти - одежда для ног

«Одежда восточных славян»




Рисунок

4
Русские народные праздники
+





Рисунок

5
Рождественские святки

Либеров-центр






6
Широкая масленица

Историко-краеведческий музей






7
Что я узнал о народных праздниках
+



























III четверть – 10 часов
«Крестьянская трапеза и крестьянская семья»

Занятие
Тема занятий
Беседа
Экскурсия
Практика
Дата
1

Что я знаю о крестьянской трапезе
+







2
Хлеб всему голова

Историко-краеведческий музей




Рисунок

3
Щи да каша – пища наша

Историко-краеведческий музей




Рисунок

4
Что я узнал о крестьянской семье
+





Рисунок

5
В семье каша гуще

+




Рисунок

6
Обычаи крестьянского стола

+




Рисунок

7
Жизнь крестьянских детей

+




Рисунок

8
Ученье-свет!

+




Рисунок

9
Жизнь крестьян в произведениях русских художников

+




Рисунок

10
Вернисаж творческих работ
+
+
























IV четверть – 9 часов
«Ремёсла на Руси и русские народные праздники»

Занятие
Тема занятий
Беседа
Экскурсия
Практика
Дата
1

Что я знаю о ремёсла на Руси
+







2
Дымковская игрушка

+




Рисунок

3
Гжель

+




Рисунок

4
Золотая хохлома

+




Рисунок

5
Русские народные праздники: Троицын день
+




+


6
Русские народные праздники: Троицын день
+


+




7
Русские народные праздники: Иван Купала
+


+




8
Русские народные праздники: Иван Купала
+


+




9
Вернисаж творческих работ


Рисунок

























Список учащихся


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14










Источники:

1. О.Е. Берлина Учебная музейно-педагогическая программа «Мир через культуры» // Музейная педагогика в школе. Вып II.- СПб.: СпецЛит, 2000.- С. 174

2. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» // Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности: Учеб. пособие для студентов гуманитарно-художественных факультетов.- СПб.: Специальная Литература, 1999.- С. 122

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ