Омск — Бурятия: летопись моей семьи
Татьяна Мазурова
18.07.2014
1924
329
0
МХК, ИЗО, черчение, искусство / Юные исследователи
Юмтарова Юлия, 7 класс,
МОУ «Гимназия №150»
Руководитель:
Мазурова Татьяна Михайловна,
Учитель МОУ «Гимназия № 150»
2011 год
Омск — Бурятия: летопись моей семьи
Оглавление:
Введение…………………………………………………….……………..…3
Глава 1 Народы Восточной Сибири: Бурятия……………………...….…..7
1.1.История возникновения и развития бурятского народа………….................................................................................…7
Глава 2 Национальное творчество, традиции и быт бурятов…………..…8
2.1. Народные праздники………………………………….………...…….9
2.2. Изменения в жизни бурятского народа…………….…………....…10
2.3. Особенности бурятской одежды……………………….………...…10
Глава 3 Моя родословная по папиной линии………………………….….12
Заключение…………………………………………………..………….…..13
Список использованной литературы………………………….…………..14
Введение
Актуальность исследования
В младших классах я не проявляла особого интереса к истории своей семьи, своей фамилии, своего рождения, но в процессе взросления, приобретения личностного социального опыта, стала проявлять интерес к изучению истоков своей семьи, семейной родословной, культурной традиции своих предков.
Семья, в которой я родилась — дружная, у нас много родственников, друзей в разных регионах моей России.
Мой папа, Юмтаров Виктор Нимаевич, родом из Забайкалья. Родился в Бурятии, в городе Кяхта, что на самой границе с Монголией. После армии папа приехал поступать в медицинский институт и после его окончания так и остался в Омске, который стал для него родным.
Мамины корни, её зовут Светлана Оскаровна, уходят в далёкую Прибалтику, где в Эстонии родились её бабушка Виллемсон Альма Югановна и дедушка Виллемсон Яков Янович. Мамины родители, Рингольд Оскар Юганович и Лилия Яковлевна, и она сама родились уже здесь в Сибири.
Цель исследования: привлечь внимание своих сверстников к изучению истории своей семьи с целью расширения личностных общекультурных компетенций.
Задачи исследования:
- изучить историю своей многонациональной семьи по папиной линии;
- познакомиться с историей становления бурятского народа;
- изучить традиции и быт бурятского этноса;
- познакомиться с народными бурятскими праздниками;
- изучить особенности бурятской одежды.
В своём исследовании реализую исследовательские методы: интервью, поиск и изучение культурологического материала библиотечного фонда, наблюдение за происходящими событиями и взаимоотношениями между людьми.
Практическая значимость: создать летописный сборник своей семьи.
В нашей многочисленной родне - русские, эстонцы, украинцы, немцы, поляки, узбеки. Вот такая у нас многонациональная семья!
Я обратила внимание на то, какие разные фамилии, имена, отчества звучат в нашей семье, какие разные пристрастия к национальным блюдам имеют мои родственники, да и живут они в разных уголках нашей России.
В пятом классе состоялся мой первый опыт исследования летописи моей семьи. Мне всегда было интересно слушать рассказы папы о красоте мест рождения и проживания его дедов и прадедов, о могучем и загадочном Байкале, народных праздниках, с их танцами, борьбой и состязаниями на лошадях. Мои впечатления от беседы с папой, найденный иллюстративный материал и легли в основу моего первого исследования по теме «Бурятия: родина моего папы». С первым опытом исследования выступала на школьном этапе городской научной — практической конференции «Шаги в науку».
В шестом классе я изучала эстонские корни своей семьи по маминой линии. В процессе исследования изучила историю своей многонациональной семьи, рассмотрела исторические предпосылки заселения Сибири эстонцами, познакомилась с культурой и традициями эстонского народа, изучила архивный материал, связанный с историей семьи моей мамы.
Опыт моего исследования «Эстонские корни моей семьи: прошлое и настоящее» был представлен на школьном этапе городской научной — практической конференции «Шаги в науку», на городской научно-практической конференции, XLIII — й региональной научно — практической конференции школьников и учащейся молодёжи Омской области, на VII муниципальном фестивале творческих и исследовательских проектов «Держава», а также опубликован на сайте Всероссийского фестиваля творческих и исследовательских работ «Портфолио» (город Москва).
В процессе выступления на конференциях мною были представлены исследовательская работа, презентация, творческое эссэ.
Летом 2011 года мы всей семьёй ездили на папину родину, в Бурятию. Поездка от города Омска до Байкала позволила прочувствовать разноликую красоту пейзажей, увидеть своеобразный облик больших и малых сибирских городов и посёлков, подарила удовольствие общения с разными людьми.
Во время поездки мы не только подышали воздухом, пропитанным народными традициями, походили по земле наших предков, полюбовались неповторимой красотой природы, но и посетили духовную святыню бурятского народа - дацан (храм).
Столько впечатлений! Сказочная красота и богатырское спокойствие озера Байкал, «задремавшие» сопки - вся удивительная природа благодушно заключает нас в свои объятия. У меня родилась потребность вновь рассказать о Бурятии, родных местах моего папы и о культуре нашего народа.
Глава 1 Народы Восточной Сибири: Бурятия
1.1 История возникновения и развития бурятского народа
Изучая материал по истории возникновения бурятского народа, я узнала, что формирование бурятского этноса «происходило на территории Прибайкалья. Основную его часть составляли монгольские племенные группы (они же принесли и монгольскую основу бурятского языка), но кроме них в состав бурят вошли местные тунгусские и тюркские племена».
Обращаясь к изучению раздела «Вхождение бурятского народ в состав Российского государства», я узнала, что «в России первые сведения о бурятах начинают появляться в XVII веке, когда туда пришли казаки. С этого времени началось добровольное вхождение бурятских племён в состав Русского государства. Процесс этот занял несколько десятков лет и закончился около 1659 года. Присоединение Бурятии к Российскому государству имело большее значение, оно не только оказало положительное влияние на трудовые и культурные навыки бурят, но и избавило их от разорительных иноземных набегов, прекратило вражду между разными родами и племенами».
Так уже «в 1922 году по инициативе В.И.Ленина были образованы две автономные бурятские области с центрами в Иркутске и Чите. Позднее они были объединены в Бурятскую Автономную Советскую Республику с центром в Верхнеудинске (ныне Улан – Удэ)».
Образование автономной республики явилось величайшим историческим событием в жизни бурятского народа, который впервые за свою многовековую историю обрёл государственность. До 7 июля 1958года Бурятская АССР называлась Бурят – Монгольской Автономной Советской Социалистической республикой.
Природа Бурятии разнообразна, не случайно А.П.Чехов писал, что «это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии». В основном здесь распространена лесостепь и горная тайга. Зелёный океан тайги занимает больше половины республики.
Но, главная достопримечательность этого края, жемчужина Сибири - озеро Байкал. Оно охватывает территорию Бурятии серпом с юга и востока. Это уникальное, самое глубокое в мире пресное озеро.
Глава 2 Национальное творчество, традиции и быт бурятов
С глубокой древности буряты, как и другие народы, в песнях, сказках, пословицах выражали свои души и чаяния о былом и будущем.
Многие произведения устного народного творчества бурят пережили века и в виде бытовых, исторических ритуальных песен, сказок или эпоса «АбайГэсэр» живут в народе до сих пор.
Профессиональную национальную литературу бурятский народ создал только при Советской власти. Первым бурятским учёным был Доржи Банзаров, широко образованный, талантливый востоковед. Большой вклад в науку внёс известный учёный – этнограф М.Н. Хангалов. Впервые открыл миру в начале XX века загадочную страну Тибет и цитадель буддизма Л.Хассу, бурят Гомбожап Цыбиков.
Широкую популярность получили произведения старейшего писателя Бурятии Х.Намсараева1, Ж.Тумунова2, Н.Балдано3.
Из современных деятелей искусства широко известен скульптор, член союза художников России, заслуженный художник Республики Бурятии Дашинима Намдаков. Его выставки имеются во всём мире.
В 2009 году Дашинима Намдаков побывал и в нашем городе Омске. Мы посетили его выставку в музее имени М.Врубеля и познакомились с его творчеством. Посмотрели его необычные рисунки, скульптуры, изделия из бронзы, драгоценных материалов. В своих работах бурятский художник показал необычайную силу воображения и высокое мастерство исполнения.
2.1.Народные праздники
Изучая культурологические источники, я узнала, что бурятский народ, строя новую жизнь, внося в неё новые элементы быта, культуры, как веление времени, проявил свою великую народную мудрость: он не отказывается и от своих исконно народных традиций.
Такие традиции сохранились в национальных праздниках, искусстве, ремеслах. Народный бурятский праздник сурхарбан известен далеко за пределами самой Бурятии. Его ярко представляют бурятские танцевальные коллективы во время своих выступлений на сценической площадке.
В жизненных условиях сурхарбан обычно проводится летом и основан праздник на национальном виде спорта - стрельбе из лука. Однако в программу праздника, кроме стрельбы из лука входят также борьба, бег скакунов. До сегодняшнего дня дошли и древние бурятские хороводные танцы, которые исполняются на вечеринках, игрищах.
2.2. Изменения в жизни бурятского народа
Изучая исторические источники, я узнала, что «после революции коренным образом изменился и быт народа. Города застраиваются новыми современными зданиями, вместо небольших селений с маленькими домами, появились крупные посёлки совхозов и колхозов с электричеством, радио и телевизорами. В домах появилась современная мебель, машины».
Изменились и кулинарные пристрастия населения. Так, в пищу бурят, кроме традиционных мясных и молочных продуктов, пришла зелень, фрукты.
Но несмотря на появление новых продуктов, всё же прочно и в настоящее время в меню каждой семьи сохраняются любимые национальные блюда: бозы (позы) - большие паровые пельмени, саламат, тараг (разновидность варенца).
2.3. Особенности бурятской одежды
Изучение народной культуры расширило мои знания и в области национальной одежды, которая имела свои особенности, характерные черты только для бурятского этноса и менялась в зависимости от сезона социальной принадлежности человека к той или иной группе населения.
Так, у богатых бурят одежда была покрыта сукном или атласом, отделывалась дорогим мехом - соболем, выдрой, бобром, позолоченными или серебряными галунами.
Бедняки большей частью, обходились выделанной дымляной овчиной, которая от износа превращалась в своеобразную замшу. Только некоторые покрывали праздничную одежду синей далембой без всякой отделки.
Летняя мужская одежда состояла из прямого, свободного синего халата с глубоким запахом, сшитого из дешёвой ткани у бедных и атласа у богатых. Халат подпоясывался кушаком, чаще красным.
На ногах были самодельные унты, на голове – шапка с раскошенным кверху околышем и невысокой заостренной тульей, которая увенчивалась небольшой кисточкой.
Зимой носили такого же покроя овчинную шубу, барашковую шапку с ушами или же просто шапку ушанку - малагай.
Женская верхняя одежда по покрою напоминала мелко собранную в талию поддевку с невысоким воротником, поверх которой надевалась расшитая безрукавка. Края одежды обшивались цветной тесьмой, петли были накладные из шелкового шнура, узоры и набойки отражали богатство национального орнамента и мастерство исполнителя.
Национальный головной убор - шапка из цветной материи, отороченная мехом, сзади от верха шапки спускалась шёлковая красная нить.
Волосы заплетали в две косы и в них на уровне ушей вплетали две медные или золотые палочки. К ним на праздники привешивались многочисленные
подвески и цепочки. В ушах носили серебряные или золотые серьги, а на шее – медальоны с молитвами.
Девушки заплетали не две, а несколько кос, соединенных на висках коралловыми нитками. Летом женщины повязывали голову платком.
Обувь делалась из юфтовой кожи или плиса, с короткими голенищами, без каблуков. Носки и голенища украшались шелком или аппликациями из кожи.
В настоящее время национальная одежда сохраняется только у стариков и в районах, удаленных от центра республики, а также её можно увидеть в национальных музеях республики.
Глава 3 Моя родословная по папиной линии
В процессе изучения и собирания материала, я брала интервью у своего папы о наших родственниках, живущих далеко от нас, в Бурятии. Родственников много и папа с особым чувством удовольствия о них рассказывал, никого не забывая. У каждого из них своя судьба, но эта судьба тесно связана с жизнью и историей не только Бурятии, но и всей нашей большой России.
Папа рассказал мне о моём дедушке. Его имя - Юмтаров Нима Николаевич (1917г.р.), он участник Великой Отечественной войны, работал трактористом. И хотя его работа была не из лёгких, но он её любил и не искал более лёгкого труда. Мой дедушка воспитал троих сыновей и дочь. Его не стало рядом с нами в 1995 году.
Моя бабушка (по папиной линии) – Юмтарова Пунцук Базаровна (1924г.р.). Она работала в школе техничкой, работа тоже не из простых, требует физического и человеческого терпения, и усердия. Умерла бабушка в 1997 году.
Старший брат папы - Юмтаров Иван Нимаевич (1950 г.р.), закончил партийную школу, работал в налоговой инспекции инспектором. Ныне пенсионер. Воспитал троих дочерей – Ирину, Оксану, Татьяну. Все его дочери имеют высшее образование.
Средний брат папы – Юмтаров Даба Нимаевич (1955 г.р.), закончил Сельскохозяйственный институт, работает заместителем главного ветеринарного врача в городе Кяхта. Воспитал троих детей – Зорикто, Тумэна и Янжину, которые также получили высшее образование.
Сестра папы – Чагдурова (Юмтарова) Татьяна Нимаевна (1952г.р.), работала бухгалтером в Кяхтинском хлебозаводе. Ныне пенсионерка. Воспитала троих детей – Евгения, Ольгу и Наталью, которые также все имеют высшее образование.
Заключение
Моя Родина – Россия – многонациональная страна! В этой большой государственной семье вот уже столько столетий все живут в мире и согласии. Мы не похожи друг на друга, говорим на разных языках, но, проехав полстраны, я увидела дружеские, добрые отношения между совершенно незнакомыми людьми.
Буряты - народ немногочисленный, но гостеприимный, добрый, красивый, любит культуру своих предков, сохраняет её, передаёт по наследству своим детям: нельзя потерять свои родные истоки.
В ходе исследования по теме: «Омск — Бурятия: летопись моей семьи»:
1. вновь полюбовалась удивительной красотой забайкальского края;
2. окунулась в народные бурятские традиции;
3. посетила духовный центр дацан (храм);
4. расширила свои знания об истории своей семьи;
5. создала семейный летописный сборник, состоящий из двух разделов:
«Омск — Бурятия: летопись моей семьи»;
«Омская страница эстонской летописи моей семьи».
Была поставлена цель исследования: «привлечь внимание своих сверстников к изучению истории своей семьи с целью расширения личностных общекультурных компетенций». По результатам исследования цель «расширила свои границы» и направила внимание старшего поколению на собирание по оставшимся крупицам наследия своих предков.
В ходе исследования были решены поставленные исследовательские задачи:
- изучила историю своей многонациональной семьи по папиной линии;
- познакомилась с историей становления бурятского народа;
- изучила традиции и быт бурятского этноса;
- познакомилась с народными бурятскими праздниками;
- изучила особенности бурятской одежды.
В своём исследовании реализовала исследовательские методы: брала интервью, изучала исторический и культурологический материалы библиотечного фонда, проводила наблюдение за происходящими событиями и взаимоотношениями между людьми во время поездки, во время общения, во время отдыха.
Тема исследования широка и имеет продолжение в плане создания фильма для семейной истории.
Список использованной литературы:
1. Синова И. В. Народы России: История и культура, обычаи и традиции / Справочник школьника. - СПб.:Издательский Дом «Литера», 2008.- 96с.: ил.- (Серия «Любимая Россия»)
2. Советский Союз. Геогр. Описание в 22 томах. Восточная Сибирь.
Отв. ред. В.В.Покшиишевскийи В.В.Воробьев.- М., «Мысль», 1969.- 493с. с илл., карт. И диагр. 9л. илл., 1л. карт.
Скачать
Другие материалы автора
- Приложение № 2 к уроку музыки в 5-м классе по теме «Живописность искусства»
- Слушательские умения. Музыка. 7 класс
- Рабочая программа по предмету «Искусство. Музыка. 5 класс» с методическими рекомендациями к уроку
- Задание на умение вычитывать информацию в тексте по теме «М.Мусоргский. Два еврея, богатый и бедный»
- Перспектива (внутреннее пространство)
- Ф.Шуберт. Обращение к балладной поэзии
- Тест по музыке 5 класс I четверть (программа В.В. Алеев (научный руководитель), Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак)
- Неформальное образование. Из опыта работы учителя музыки и ИЗО. 4 четверть. 2018
- О современности в музыке. 8 класс. Вариант 2: работа с текстом учебника
- Задание на умение вычитывать информацию в тексте по теме «М.Мусоргский. Картинки с выставки»
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.