Программа "Гражданин России". 1-4 класс
Наталья Шумилова
15.08.2014
1551
311
0
Начальная школа / Планирование
Шумилова Н.К.
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
Программа «Гражданин России»
1- 4 класс
реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности
Автор-составитель: Шумилова Наталья Крестьяновна,
учитель начальных классов
Содержание
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Учебно-тематический план
Содержание программы
Список литературы
Пояснительная записка
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требо¬вания к отечественной системе образования. Формирование граж¬данственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к родине, семье рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Гражданственность — это конкретное социально-этическое понятие, в котором отражаются наиболее важ¬ные и существенные стороны отношений между человеком /как гражданином/ и государством, его членами, обществом. При этом гражданин рассматривается как личность со своими взглядами и нравственными качествами. Гражданственность, на наш взгляд, - это осознание и реализация личностью своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, окружающим людям, Отечеству.
В.А. Сухомлинский подчёркивал, что гражданственность начи¬нается с осознания себя как нравственной личности, с постижения простых общечеловеческих норм морали. Учитывая это, процесс формирования гражданственности должен предусматривать формирование гражданского сознания (мыслей, идеалов, убеждений), чувств (ответственности, долга, совести, чести, досто¬инства, заботы, хозяина, человечности по отношению к людям и др.) и организаций практики поведения, социально значимой деятельности.
Результаты воспитания, по мнению В.А. Караковского, всегда проверялись отношением - ценностным отношением к себе, к семье, к Родине, к культуре и т.д. Говоря о структуре программы, можно сделать вывод, что чем более процесс воспитания в целом структурирован, тем более он целостен и ока¬зывает более действенное влияние на развитие личности учащегося. Кроме того, основная цель выбора такой структуры состоит в том, чтобы свести в единую систему все знания, получаемые из разных источников, чтобы все ранее полученные сведения объединить.
Стержневое качество личности (в нашем случае - формирование гражданственности) - это качество, «наполнившее» дру¬гие качества своим содержанием, «подчинившее» себе личность, скоординировавшее все её проявления в едином устремлении, сце¬ментировавшее её и, благодаря этому, сделавшее её целостной. А целостная личность - это саморазвивающееся, творческое, соци¬альное явление. Предложенный подход достижения цели поз¬воляет из отдельных блоков, в которых происходит формирование отдельных звеньев, составляющих обязательное условие для того, чтобы мог сложиться конечный результат, запроектированный в об¬щей цели программы.
Программа внеурочной деятельности «Гражданин России», реализуемая по духовно – нравственному направлению, составлена на основе программы воспитания «С любовью к городу» (авторы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук).
Программа «Гражданин России» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Стандартом второго поколения, соответствует цели и задачам ООП МОУ «Основная общеобразовательная школа № 44».
В программе реализуется системно-деятельностный подход, направленный на формирование гражданской позиции ученика, для его самопознания и самовоспитания.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно-нравственного воспитания:
• Принцип природосообразности, сущность которого состоит в том, что в воспитании не может быть ничего надуманного, внешнего, чуждого природе человека. Природа проявляет себя в задатках че¬ловека, данных ему от рождения.
• Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности в конкретном обществе, определённой эпохи, дан¬ной культуре. Всякий человек должен быть воспитан в соот¬ветствии с условиями жизни своего народа, в соответствии с правами и законами, традициями народа, страны, где он живёт.
• Принцип самостоятельности как принцип личного осознания че¬ловеком требований не по принуждению, а из стремления лично самосовершенствоваться и делать благо для людей и общества.
Содержание программы рассчитано на обучающихся 1-4 классов.
Классный руководитель должен помочь ребёнку младшего школь¬ного возраста
- принять первую социальную роль - роль ученика, осознать значимость данной роли; учебная деятельность должна вос¬приниматься школьником и как его обязанность (позиция «Я должен!»), и как радость (позиция «Я хочу!», «Я могу!», «Мне нравится!»);
- научиться понимать, что в мире людей существуют определён¬ные законы и правила, которые регулируют их деятельность и общение;
- к ним должна прийти идея Родины - её символы, традиции;
- научиться понимать, чувствовать, оценивать самого себя, тво¬рить добро.
Одна из важных особенностей, которая проявляется в общении младших школьников с окружающими людьми, - авторитет учителя. Учитель в этом возрасте имеет определяющее влияние на процесс личностного развития ребёнка. Взрослые должны постепенно вести детей от чувств к разуму, от непосредственного восприятия наибо¬лее ярких событий к их объяснению.
Цель программы:
формирование человека высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи программы:
- воспитывать чувство самоуважения, уважение к членам своей семьи, эстетического, нравственного и практического отношения к окружающему миру;
- осуществлять эффективную работу по патриотическому воспитанию младших школьников;
- воспитывать уважительное отношение к историческому и культурному прошлому своей Родины, к традициям русского народа;
- усилить внимание школьников к духовным, гражданским и патриотическим ценнос¬тям гражданина России;
- создавать условия для развития у каждого ученика верности своему Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству.
Формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми, исследовательские работы, конкурсы, соревнования, викторины, праздники, акции, проекты, интеллектуально-познавательные игры. Благодаря этому 80 % занятий проходит в активной форме. Занятия проходят в кабинетах школы, в городской и школьной библиотеке. И активно используется такая форма занятий, как экскурсии, игры и соревнования на школьной спортплощадке.
Программа состоит их четырёх блоков:
1. Формирование гражданского отношения к себе «Кто Я?»
2. Формирование гражданского отношения к своей семье «Я и моя семья»
3. Формирование гражданского отношения к школе «Я и школа»
4. Формирование гражданского отношения к Отечеству «Я и моя Родина»
Программа «Гражданин России» усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология.
Учебная деятельность (базовые предметы) Внеурочная деятельность
Русский язык – язык является основным средством общения между людьми, основным средством познания окружающего мира, раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное. Знакомство с одноклассниками, выяснение интересов и увлечен6ий ребят, правила общения, составление рассказа о маме, брате, коллективное составление правил дружбы, уважительное отношение друг к другу, встречи с представителями старшего поколения, представление и проведение любимой игры.
Литературное чтение – освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ребёнка, анализ и оценка поступков героев. Чтение и анализ литературных произведений о взаимоотношениях между людьми, о доброте и отзывчивости, о вежливости. Викторины, литературные увлечения родителей, интеллектуальные игры, конкурсы пословиц и поговорок.
Окружающий мир- формирование основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания; принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Знакомство со школой, её традициями, экскурсия по школе. Просмотр и обсуждение видеопрезентаций и видеофильмов «Что такое Родина», «Наши права», «Сталинградская битва», «Защитники Родины» и др. Исследовательские работы «Улица Крупской», «Нет в России семьи такой, чтоб не памятен был свой герой» и др. Знакомство с символами России, Кемеровской области, города Полысаево. Выездная экскурсия в музей «Красная горка» г. Кемерово.
Изобразительное искусство - реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства. Конкурсы рисунков, фотовыставки.
Технология – приобщение к художественному труду, осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов, опыт творческой деятельности. Изготовление новогодних игрушек, уборка школьной территории, презентации игр, своих увлечений, конкурс поделок из природного материала.
Программа «Гражданин России» предназначена для учащихся 1-4 классов. Данная программа рассчитана на 135 ч. (1 ч в неделю). Количество часов: 1 класс – 33ч., 2 класс – 34ч., 3 класс – 34ч., 4 класс – 34ч.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс).
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения,
т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) (2 – 3 классы).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (4 класс).
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
В ходе реализации программы «Гражданин России» у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы:
• ценностное отношение к своему народу, к своей стране, государственной символике, законам РФ;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опыт взаимодействия с людьми разного возраста;
• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
• способность к самоорганизации в пространстве российского государства, знание и соблюдение норм правового государства.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• контролировать свою деятельность;
• оценивать ситуацию с точки зрения моральных норм и правил поведения, принятых в обществе;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся получат представления:
• о значимых страницах истории страны, о традициях и культуре своего края, своей страны;
• о государственной символике, о законах РФ;
• о моральных нормах и правилах поведения, о взаимоотношениях в семье, о традициях своей семьи и о традициях школы;
• о красоте окружающего мира;
• о правах, свободах и обязанностях человека.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать средства общения для решения коммуникативных задач;
• задавать корректные вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• формулировать собственное мнение и позицию, учитывая разные мнения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
С целью контроля реализации программы и её эффективности осуществляется мониторинг, который проводится 2 раза в год(сентябрь, май) с 1 по 4 класс. Для проведения мониторинга используются: диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой, анкета «Необитаемый», «Настоящий друг» (А.С. Прутченков), изучение самооценки личности младшего школьника, проектная методика «Автопортрет», конкурс рисунков «Я и мой класс», изучение удовлетворённости школьной жизнью по методике А.А. Андреева, диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной), тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е.Щурковой).
Итоговые занятия в конце каждого года обучения проходят в виде игр-путешествий, конкурсов рисунков, праздников (проектов), выездных экскурсий.
Учебно-тематический план для 1-го класса (33ч)
№ п/п
Темы занятий Количество часов
теория практика
1. Формирование гражданского отношения к себе «Кто Я?»-10ч
1 Здравствуйте, это Я! 1
2 Назови своё имя 1
3 Мой мир 1
4 Мои увлечения 1
5 Я – ученик! 1
6 Какой я 1
7 Моё здоровье 1
8 Как научиться соблюдать режим дня 1
9 О дружбе 1
10 Моё отношение к самому себе 1
2. Формирование гражданского отношения к своей семье
«Моя семья»-6ч
11 Моя семья 1
12 Кто мои родные? 1
13 Вот мои бабушка и дедушка 1
14 Общение в семье 1
15 Как родные заботятся обо мне 1
16 Шаг навстречу 1
3. Формирование гражданского отношения к школе «Я и школа»-8ч
17 Экскурсия по школе 1
18 Что такое вежливость 1
19 Моя школа 1
20 Правила на каждый день 1
21 О доброте и отзывчивости 1
22 Мои одноклассники 1
23 «Я сам!» и «Мы вместе!» 1
24 От улыбки станет всем теплей… 1
4. Формирование гражданского отношения к Отечеству
«Я и моя Родина»-10ч
25 Что такое Родина 1
26 Фотографии моей Родины 1
27 Символы России 1
28 Я- гражданин России! 1
29 Наши права и обязанности 1
30 Подвигу народа жить в веках 1
31 Защитники Родины 1
32-33 Мой город. 2
Итого 33ч
Учебно-тематический план для 2 -го класса (34ч)
№ п/п
Темы Количество часов
теория практика
1. Формирование гражданского отношения к себе «Кто Я?»-8ч
1 Полезные и вредные привычки 1
2 Уважаю ли я себя 1
3 Кто такой друг 1
4 Чем я интересуюсь 1
5 Мои школьные друзья 1
6 Правила личной гигиены 1
7 Как формировать привычку 1
8 Тренинг безопасного поведения 1
2. Формирование гражданского отношения к своей семье
«Моя семья»-8ч
9 Моя любимая мама 1
10 Семейный отдых 1
11 Какой я помощник в доме 1
12 Нет в России семьи такой, чтоб не памятен был свой герой 1
13 Фото из семейного альбома 1
14 История моей фамилии 1
15 Мой брат (сестра) 1
16 День именинника в моей семье 1
3. Формирование гражданского отношения к школе
«Я и школа»-10 ч
17 Права и обязанности младших школьников 1
18 Трудовой десант 1
19 Гимн учащихся школы 1
20 Традиции школы 1
21 Весёлые правила хорошего тона 1
22 Мой школьный день 1
23 Мастерская Деда Мороза 1
24 Благотворительный марафон 1
25 Акция «Школьный двор» 1
26 Интеллектуальный марафон 1
4. Формирование гражданского отношения к Отечеству
«Я и моя Родина»-8 ч
27 День рождение моего города 1
28 Улица, на которой расположена наша школа 1
29 Символы родного города 1
30 Заочное путешествие по стране 1
31 Акция «Никто не забыт» 1
32 Столица нашей Родины 1
33-34 Почему Родину называют матушкой 2
Итого 34ч
Учебно-тематический план для 3-го класса (34ч)
№ п/п
Темы Количество часов
теория практика
1. Формирование гражданского отношения к себе
«Кто Я?»-9ч
1 Умей сказать «Нет!» 1
2 Мои любимые интеллектуальные игры 1
3 Какие книги я люблю 1
4 Дружба – какое радостное слово 1
5 Все работы хороши – выбирай на вкус 1
6 Книга – мой друг и помощник 1
7 Сундук хороших идей 1
8 Если я вежливый… 1
9 О дружбе 1
2. Формирование гражданского отношения к своей семье
«Моя семья»-8ч
10 Общение в семье 1
11 Разнообразие национальностей в семье 1
12 Летний отдых моей семьи 1
13 О чём говорит моё имя 1
14 Дело мастера боится (о папе) 1
15 Профессии моих родителей 1
16 Семейные игры 1
17 Моя семья идёт в гости 1
3. Формирование гражданского отношения к школе
«Я и школа»-9ч
18 Неделя добрых дел 1
19 Конкурс школьных анекдотов 1
20 Спешите делать добро 1
21 Тренинг «Следим за чистотой в классе» 1
22 О дружбе, доброте и отзывчивости 1
23 Весенняя неделя добра 1
24 Как зовут тебя друзья 1
25 Школьный двор 1
26 Умелые руки не знают скуки 1
4. Формирование гражданского отношения к Отечеству
«Я и моя Родина»-8 ч
27 Символы области, в которой я живу 1
28 Столица нашей области 1
29 Мои земляки – герои Советского Союза 1
30 Устный журнал по городам моей страны 1
31 У войны не женское лицо 1
32 Страницы прошлого: почему Полысаево? 1
33 Я знаю свой город 1
34 Без прошлого нет будущего 1
Итого 34ч
Учебно-тематический план для 4-го класса (34ч)
№ п/п
Темы Количество часов
теория практика
1. Формирование гражданского отношения к себе «Кто Я?»-9ч
1 Чем я могу гордиться 1
2 Если бы я был волшебником 1
3 Что я умею делать своими руками 1
4 Мои любимые игры 1
5 Рекорды в моей жизни 1
6-8 Мой питомец 1 2
9 Моя безопасность 1
2. Формирование гражданского отношения к своей семье
«Моя семья»-8ч
10 Родословное древо моей семьи 1
11 Символы моей семьи 1
12 Акция «Связь поколений» 1
13 Профессии моих бабушек и дедушек 1
14 Семейные коллекции 1
15 Подарок моей маме 1
16 Что читают мои родители 1
17 Семейные династии 1
3. Формирование гражданского отношения к школе
«Я и школа»-8ч
18 Твой выбор 1
19 Конкурс рисунков «Моя школа» 1
20 Традиции храня и умножая 1
21 История моей школы 1
22 Вместе весело шагать 1
23 Вот мы какие 1
24 Азбука общения в коллективе 1
25 Весёлая перемена 1
5. Формирование гражданского отношения к Отечеству
«Я и моя Родина»-9 ч
26 История моего города 1
27 Откуда пошла Кузнецкая земля 1
28 День Конституции 1
29 История моей улицы 1
30 Как встречают Новый год в России 1
31 День народного единства 1
32 Мой вклад в развитие города 1
33-34 Выездная экскурсия в музей г. Кемерово 2
Итого 34ч
Содержание программы
1 класс
«Кто Я?» - 10ч. – формирование гражданского отношения к себе.
Знакомство с одноклассниками, с самим собой, выяснение интересов и увлечений ребят, игра «Давай знакомиться» (на спортивной площадке). Упражнения «Что я люблю?», «Росточек под солнцем», «Благодарю тебя». Конкурсы рисунков на асфальте «Мой мир», «Мои увлечения». Праздник посвящения в первоклассники. Беседы о здоровье, о том, как научиться соблюдать режим дня. Игра «Зеркало», чтение литературных произведений о взаимоотношениях между детьми.
«Я и моя семья» - 6 ч. – формирование гражданского отношения к своей семье.
Беседа «Что такое семья?», конкурс рисунков «Моя семья». Фотоконкурс «Моя бабушка» («Мой дедушка»). Взаимоотношения в семье. Знакомство со своими родственниками(встречи в библиотеке). Конкурсная программа «Обязанности в семье». Викторина «Правила общения».
«Я и школа» - 8ч. – формирование гражданского отношения к школе.
Знакомство с режимом работы школы. Экскурсия по школе. Игра-соревнование «Правила поведения на уроках, перемене, подготовка рабочего места». Знакомство с традициями школы (встреча со школьным библиотекарем). Соревнование «Мои одноклассники» (на спортплощадке). Викторина «Правила на каждый день». Чтение художественных произведений о доброте и отзывчивости. Игры «Возьми и передай», «Ладошки», «Волшебные превращения», «Улыбнись». Игра-путешествие «Я сам!» и «Мы вместе!», КВН «От улыбки станет всем теплей…»
«Я и моя Родина» - 10 ч. – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Видеопрезентация «Что такое Родина». Экскурсия по городу и съёмка уголков родного города «Фотографии моей родины». Беседа о том, кого называют гражданами. Ролевая игра «Наши права и обязанности». Видеофильм «Сталинградская битва». Акция «Защитники Родины» (поздравления ветеранов Великой Отечественной войны). Конкурс рисунков на асфальте «Мой город».
Содержание программы
2 класс
«Кто Я?» - 8ч. – формирование гражданского отношения к себе.
Игра «Полезные и вредные привычки»(на спортивной площадке). Чтение художественных произведений о дружбе. Конкурсная программа в городской библиотеке «Кто такой друг». Выставка «Чем я интересуюсь». Конкурс рисунков на асфальте «Мои увлечения». Мини-сочинение о друге. КВН «Мои школьные друзья». Игра-практикум «Правила личной гигиены», «Как формировать привычку». Тренинги «Личная гигиена», «Безопасность».
«Я и моя семья» - 8 ч. – формирование гражданского отношения к своей семье.
Выставка фотографий «Моя любимая мама». Презентация «Семейный отдых»(на спортплощадке). Проект «Нет в России семьи такой, чтоб не памятен был свой герой». Игра «Какой я помощник в доме». Конкурс-выставка «Фотографии из семейного альбома». Проект «История моей фамилии» (экскурсия в городскую библиотеку, встречи с родственниками). Составление рассказа о брате или сестре. Традиции празднования Дня именинника в семье.
«Я и школа» - 10ч. – формирование гражданского отношения к школе.
Интеллектуально-познавательная игра «Мои права и обязанности». Уборка школьной территории. Знакомство с традициями школы (экскурсия по школе). Изучение гимна школы (в школьной библиотеке). Встреча с выпускниками школы. КВН «Весёлые правила хорошего тона». Мини-сочинение «Мой школьный день». Украшение школы к празднованию Нового года. Благотворительный марафон. Акция «Школьный двор» (уборка школьной территории и посадка рассады для клумб). Соревнование по станциям «Интеллектуальный марафон»
«Я и моя Родина» - 8 ч. – формирование гражданского отношения к Отечеству.
«День рождение моего города» (экскурсия в городскую библиотеку). «Улица, на которой расположена наша школа» (экскурсия по улице). «Символы родного города»(экскурсия к зданию администрации). Заочное путешествие по стране. Видеопрезентация «Москва-столица нашей Родины». Акция «Никто не забыт» (поздравления ветеранов). Праздник (проект) «Почему Родину называют матушкой».
Содержание программы
3 класс
«Кто Я?» - 9ч. – формирование гражданского отношения к себе.
Тренинг «Умей сказать «Нет!». «Мои любимые интеллектуальные игры»(представление и проведение любимой игры). «Какие книги я люблю» (презентация любимой книги). «Дружба – какое радостное слово» (соревнование по составлению правил дружбы). Игры «Поезд», «Мы единое целое». Банк коллективных дел. «Все работы хороши – выбирай на вкус» (экскурсия на предприятия города). Интеллектуальная игра по станциям «Книга – мой друг и помощник». «Если я вежливый…» (соревнование на спортплощадке). Конкурс пословиц и поговорок о дружбе.
«Я и моя семья» - 8 ч. – формирование гражданского отношения к своей семье.
Тренинг «Общение в семье». «Разнообразие национальностей в семье» (встречи с представителями старшего поколения). Выставка «Летний отдых моей семьи». Презентация своего имени. Знакомство с профессиями родителей. Презентация увлечения своего папы. «Семейные игры» (представление и проведение). Конкурсная игра «Мы в гостях».
«Я и школа» - 9 ч. – формирование гражданского отношения к школе.
Практикумы «Неделя добрых дел», «Спешите делать добро», «Весенняя неделя добра». «Конкурс школьных анекдотов» (в городской библиотеке). Тренинг «Следим за чистотой в классе». Конкурсная программа «О дружбе, доброте и отзывчивости». «Школьный двор» (уборка школьной территории). «Я и моя Родина» - 8 ч. – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Видеопрезентация «Символы области, в которой я живу». Заочное путешествие «Столица Кузбасса». «Мои земляки – герои Советского Союза»(экскурсия в библиотеку). Изучение памятных исторических мест России (устный журнал). Акция «У войны не женское лицо». Беседа о прошлом Полысаево. Викторина «Я знаю свой город» ( в парке города). Игра – путешествие по станциям «Без прошлого нет будущего».
Содержание программы
4 класс
«Кто Я?» - 9 ч. – формирование гражданского отношения к себе.
Конкурс рисунков на асфальте «Чем я могу гордиться». Фантазии на тему «Если бы я был волшебником». Конкурс поделок из природного материала «Что я умею делать своими руками». «Мои любимые игры» (организация и проведение подвижных игр учеников). «Рекорды в моей жизни» (презентация рекордов на спортплощадке). «Мой питомец» (экскурсия в живой уголок ДДТ). Тренинг «Моя безопасность».
«Я и моя семья» - 8 ч. – формирование гражданского отношения к своей семье.
Составление родословной своей семьи. Выставка-конкурс рисунков «Символы моей семьи». Акция «Связь поколений». Изучение профессий бабушек и дедушек. Представление семейных коллекций. Рассказ о литературных увлечениях родителей. Изготовление подарка для мамы. Презентация семейных династий (в городской библиотеке).
«Я и школа» - 8 ч. – формирование гражданского отношения к школе.
Конкурс рисунков «Моя школа». Изучение традиций школы. Совместные школьные дела. Исследовательская работа «История моей школы». Презентация класса. Беседа о культуре общения. Игровой конкурс «Весёлая перемена».
«Я и моя Родина» - 9 ч. – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Викторина «История моего города». Изучение истории Кузнецкой земли (экскурсия в городскую библиотеку). Видеопрезентация «День Конституции». Акция «Мой вклад в развитие города». Исследовательская работа «История моей улицы». Выездная экскурсия в музей г. Кемерово.
Список литературы
1. Багрова, Н. Г. Режим дня [Текст] : классный час / Н. Г. Багрова // ПедСовет. – 2007. - № 4. – С. 3-5.
2. Жук, Л. И. Ключи к здоровью [Текст] / Л. И. Жук. – Минск : Красико-Принт, 2007. – 128 с.
3. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития, 1997. – 240 с.
4. Рудякова, О. Маленький волшебник [Текст] : программа занятий по развитию творческого мышления и профилактике школьной тревожности у младших школьников / О. Рудякова // Школьный психолог – 1 Сентября. – 2007. - № 21. – С. 18-25.
5. Солодова Г.Г. Развитие и воспитание личности [Текст] / Г.Г. Солодова: учебное пособие, часть 2. - Кемерово, 2004. - 123 С.
6. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] – Режим доступа: http//www.edu.ru.
7. Черемисина, В.Г. Духовно-нравственное воспитание младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г. Черемисина. – Кемерово: КРИП и ПРО, 2010.- 45с.
8. Шемшурина А.И. Программа нравственно-этического вос¬питания школьников в работе классного руководителя [Текст] / А.И. Шемшурина // Этическое воспитание. — 2006. - № 2.
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
Программа «Гражданин России»
1- 4 класс
реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности
Автор-составитель: Шумилова Наталья Крестьяновна,
учитель начальных классов
Содержание
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Учебно-тематический план
Содержание программы
Список литературы
Пояснительная записка
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требо¬вания к отечественной системе образования. Формирование граж¬данственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к родине, семье рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Гражданственность — это конкретное социально-этическое понятие, в котором отражаются наиболее важ¬ные и существенные стороны отношений между человеком /как гражданином/ и государством, его членами, обществом. При этом гражданин рассматривается как личность со своими взглядами и нравственными качествами. Гражданственность, на наш взгляд, - это осознание и реализация личностью своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, окружающим людям, Отечеству.
В.А. Сухомлинский подчёркивал, что гражданственность начи¬нается с осознания себя как нравственной личности, с постижения простых общечеловеческих норм морали. Учитывая это, процесс формирования гражданственности должен предусматривать формирование гражданского сознания (мыслей, идеалов, убеждений), чувств (ответственности, долга, совести, чести, досто¬инства, заботы, хозяина, человечности по отношению к людям и др.) и организаций практики поведения, социально значимой деятельности.
Результаты воспитания, по мнению В.А. Караковского, всегда проверялись отношением - ценностным отношением к себе, к семье, к Родине, к культуре и т.д. Говоря о структуре программы, можно сделать вывод, что чем более процесс воспитания в целом структурирован, тем более он целостен и ока¬зывает более действенное влияние на развитие личности учащегося. Кроме того, основная цель выбора такой структуры состоит в том, чтобы свести в единую систему все знания, получаемые из разных источников, чтобы все ранее полученные сведения объединить.
Стержневое качество личности (в нашем случае - формирование гражданственности) - это качество, «наполнившее» дру¬гие качества своим содержанием, «подчинившее» себе личность, скоординировавшее все её проявления в едином устремлении, сце¬ментировавшее её и, благодаря этому, сделавшее её целостной. А целостная личность - это саморазвивающееся, творческое, соци¬альное явление. Предложенный подход достижения цели поз¬воляет из отдельных блоков, в которых происходит формирование отдельных звеньев, составляющих обязательное условие для того, чтобы мог сложиться конечный результат, запроектированный в об¬щей цели программы.
Программа внеурочной деятельности «Гражданин России», реализуемая по духовно – нравственному направлению, составлена на основе программы воспитания «С любовью к городу» (авторы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук).
Программа «Гражданин России» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Стандартом второго поколения, соответствует цели и задачам ООП МОУ «Основная общеобразовательная школа № 44».
В программе реализуется системно-деятельностный подход, направленный на формирование гражданской позиции ученика, для его самопознания и самовоспитания.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно-нравственного воспитания:
• Принцип природосообразности, сущность которого состоит в том, что в воспитании не может быть ничего надуманного, внешнего, чуждого природе человека. Природа проявляет себя в задатках че¬ловека, данных ему от рождения.
• Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности в конкретном обществе, определённой эпохи, дан¬ной культуре. Всякий человек должен быть воспитан в соот¬ветствии с условиями жизни своего народа, в соответствии с правами и законами, традициями народа, страны, где он живёт.
• Принцип самостоятельности как принцип личного осознания че¬ловеком требований не по принуждению, а из стремления лично самосовершенствоваться и делать благо для людей и общества.
Содержание программы рассчитано на обучающихся 1-4 классов.
Классный руководитель должен помочь ребёнку младшего школь¬ного возраста
- принять первую социальную роль - роль ученика, осознать значимость данной роли; учебная деятельность должна вос¬приниматься школьником и как его обязанность (позиция «Я должен!»), и как радость (позиция «Я хочу!», «Я могу!», «Мне нравится!»);
- научиться понимать, что в мире людей существуют определён¬ные законы и правила, которые регулируют их деятельность и общение;
- к ним должна прийти идея Родины - её символы, традиции;
- научиться понимать, чувствовать, оценивать самого себя, тво¬рить добро.
Одна из важных особенностей, которая проявляется в общении младших школьников с окружающими людьми, - авторитет учителя. Учитель в этом возрасте имеет определяющее влияние на процесс личностного развития ребёнка. Взрослые должны постепенно вести детей от чувств к разуму, от непосредственного восприятия наибо¬лее ярких событий к их объяснению.
Цель программы:
формирование человека высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи программы:
- воспитывать чувство самоуважения, уважение к членам своей семьи, эстетического, нравственного и практического отношения к окружающему миру;
- осуществлять эффективную работу по патриотическому воспитанию младших школьников;
- воспитывать уважительное отношение к историческому и культурному прошлому своей Родины, к традициям русского народа;
- усилить внимание школьников к духовным, гражданским и патриотическим ценнос¬тям гражданина России;
- создавать условия для развития у каждого ученика верности своему Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству.
Формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми, исследовательские работы, конкурсы, соревнования, викторины, праздники, акции, проекты, интеллектуально-познавательные игры. Благодаря этому 80 % занятий проходит в активной форме. Занятия проходят в кабинетах школы, в городской и школьной библиотеке. И активно используется такая форма занятий, как экскурсии, игры и соревнования на школьной спортплощадке.
Программа состоит их четырёх блоков:
1. Формирование гражданского отношения к себе «Кто Я?»
2. Формирование гражданского отношения к своей семье «Я и моя семья»
3. Формирование гражданского отношения к школе «Я и школа»
4. Формирование гражданского отношения к Отечеству «Я и моя Родина»
Программа «Гражданин России» усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология.
Учебная деятельность (базовые предметы) Внеурочная деятельность
Русский язык – язык является основным средством общения между людьми, основным средством познания окружающего мира, раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное. Знакомство с одноклассниками, выяснение интересов и увлечен6ий ребят, правила общения, составление рассказа о маме, брате, коллективное составление правил дружбы, уважительное отношение друг к другу, встречи с представителями старшего поколения, представление и проведение любимой игры.
Литературное чтение – освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ребёнка, анализ и оценка поступков героев. Чтение и анализ литературных произведений о взаимоотношениях между людьми, о доброте и отзывчивости, о вежливости. Викторины, литературные увлечения родителей, интеллектуальные игры, конкурсы пословиц и поговорок.
Окружающий мир- формирование основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания; принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Знакомство со школой, её традициями, экскурсия по школе. Просмотр и обсуждение видеопрезентаций и видеофильмов «Что такое Родина», «Наши права», «Сталинградская битва», «Защитники Родины» и др. Исследовательские работы «Улица Крупской», «Нет в России семьи такой, чтоб не памятен был свой герой» и др. Знакомство с символами России, Кемеровской области, города Полысаево. Выездная экскурсия в музей «Красная горка» г. Кемерово.
Изобразительное искусство - реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства. Конкурсы рисунков, фотовыставки.
Технология – приобщение к художественному труду, осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов, опыт творческой деятельности. Изготовление новогодних игрушек, уборка школьной территории, презентации игр, своих увлечений, конкурс поделок из природного материала.
Программа «Гражданин России» предназначена для учащихся 1-4 классов. Данная программа рассчитана на 135 ч. (1 ч в неделю). Количество часов: 1 класс – 33ч., 2 класс – 34ч., 3 класс – 34ч., 4 класс – 34ч.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс).
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения,
т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) (2 – 3 классы).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (4 класс).
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
В ходе реализации программы «Гражданин России» у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы:
• ценностное отношение к своему народу, к своей стране, государственной символике, законам РФ;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опыт взаимодействия с людьми разного возраста;
• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
• способность к самоорганизации в пространстве российского государства, знание и соблюдение норм правового государства.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• контролировать свою деятельность;
• оценивать ситуацию с точки зрения моральных норм и правил поведения, принятых в обществе;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся получат представления:
• о значимых страницах истории страны, о традициях и культуре своего края, своей страны;
• о государственной символике, о законах РФ;
• о моральных нормах и правилах поведения, о взаимоотношениях в семье, о традициях своей семьи и о традициях школы;
• о красоте окружающего мира;
• о правах, свободах и обязанностях человека.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать средства общения для решения коммуникативных задач;
• задавать корректные вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• формулировать собственное мнение и позицию, учитывая разные мнения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
С целью контроля реализации программы и её эффективности осуществляется мониторинг, который проводится 2 раза в год(сентябрь, май) с 1 по 4 класс. Для проведения мониторинга используются: диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой, анкета «Необитаемый», «Настоящий друг» (А.С. Прутченков), изучение самооценки личности младшего школьника, проектная методика «Автопортрет», конкурс рисунков «Я и мой класс», изучение удовлетворённости школьной жизнью по методике А.А. Андреева, диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной), тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е.Щурковой).
Итоговые занятия в конце каждого года обучения проходят в виде игр-путешествий, конкурсов рисунков, праздников (проектов), выездных экскурсий.
Учебно-тематический план для 1-го класса (33ч)
№ п/п
Темы занятий Количество часов
теория практика
1. Формирование гражданского отношения к себе «Кто Я?»-10ч
1 Здравствуйте, это Я! 1
2 Назови своё имя 1
3 Мой мир 1
4 Мои увлечения 1
5 Я – ученик! 1
6 Какой я 1
7 Моё здоровье 1
8 Как научиться соблюдать режим дня 1
9 О дружбе 1
10 Моё отношение к самому себе 1
2. Формирование гражданского отношения к своей семье
«Моя семья»-6ч
11 Моя семья 1
12 Кто мои родные? 1
13 Вот мои бабушка и дедушка 1
14 Общение в семье 1
15 Как родные заботятся обо мне 1
16 Шаг навстречу 1
3. Формирование гражданского отношения к школе «Я и школа»-8ч
17 Экскурсия по школе 1
18 Что такое вежливость 1
19 Моя школа 1
20 Правила на каждый день 1
21 О доброте и отзывчивости 1
22 Мои одноклассники 1
23 «Я сам!» и «Мы вместе!» 1
24 От улыбки станет всем теплей… 1
4. Формирование гражданского отношения к Отечеству
«Я и моя Родина»-10ч
25 Что такое Родина 1
26 Фотографии моей Родины 1
27 Символы России 1
28 Я- гражданин России! 1
29 Наши права и обязанности 1
30 Подвигу народа жить в веках 1
31 Защитники Родины 1
32-33 Мой город. 2
Итого 33ч
Учебно-тематический план для 2 -го класса (34ч)
№ п/п
Темы Количество часов
теория практика
1. Формирование гражданского отношения к себе «Кто Я?»-8ч
1 Полезные и вредные привычки 1
2 Уважаю ли я себя 1
3 Кто такой друг 1
4 Чем я интересуюсь 1
5 Мои школьные друзья 1
6 Правила личной гигиены 1
7 Как формировать привычку 1
8 Тренинг безопасного поведения 1
2. Формирование гражданского отношения к своей семье
«Моя семья»-8ч
9 Моя любимая мама 1
10 Семейный отдых 1
11 Какой я помощник в доме 1
12 Нет в России семьи такой, чтоб не памятен был свой герой 1
13 Фото из семейного альбома 1
14 История моей фамилии 1
15 Мой брат (сестра) 1
16 День именинника в моей семье 1
3. Формирование гражданского отношения к школе
«Я и школа»-10 ч
17 Права и обязанности младших школьников 1
18 Трудовой десант 1
19 Гимн учащихся школы 1
20 Традиции школы 1
21 Весёлые правила хорошего тона 1
22 Мой школьный день 1
23 Мастерская Деда Мороза 1
24 Благотворительный марафон 1
25 Акция «Школьный двор» 1
26 Интеллектуальный марафон 1
4. Формирование гражданского отношения к Отечеству
«Я и моя Родина»-8 ч
27 День рождение моего города 1
28 Улица, на которой расположена наша школа 1
29 Символы родного города 1
30 Заочное путешествие по стране 1
31 Акция «Никто не забыт» 1
32 Столица нашей Родины 1
33-34 Почему Родину называют матушкой 2
Итого 34ч
Учебно-тематический план для 3-го класса (34ч)
№ п/п
Темы Количество часов
теория практика
1. Формирование гражданского отношения к себе
«Кто Я?»-9ч
1 Умей сказать «Нет!» 1
2 Мои любимые интеллектуальные игры 1
3 Какие книги я люблю 1
4 Дружба – какое радостное слово 1
5 Все работы хороши – выбирай на вкус 1
6 Книга – мой друг и помощник 1
7 Сундук хороших идей 1
8 Если я вежливый… 1
9 О дружбе 1
2. Формирование гражданского отношения к своей семье
«Моя семья»-8ч
10 Общение в семье 1
11 Разнообразие национальностей в семье 1
12 Летний отдых моей семьи 1
13 О чём говорит моё имя 1
14 Дело мастера боится (о папе) 1
15 Профессии моих родителей 1
16 Семейные игры 1
17 Моя семья идёт в гости 1
3. Формирование гражданского отношения к школе
«Я и школа»-9ч
18 Неделя добрых дел 1
19 Конкурс школьных анекдотов 1
20 Спешите делать добро 1
21 Тренинг «Следим за чистотой в классе» 1
22 О дружбе, доброте и отзывчивости 1
23 Весенняя неделя добра 1
24 Как зовут тебя друзья 1
25 Школьный двор 1
26 Умелые руки не знают скуки 1
4. Формирование гражданского отношения к Отечеству
«Я и моя Родина»-8 ч
27 Символы области, в которой я живу 1
28 Столица нашей области 1
29 Мои земляки – герои Советского Союза 1
30 Устный журнал по городам моей страны 1
31 У войны не женское лицо 1
32 Страницы прошлого: почему Полысаево? 1
33 Я знаю свой город 1
34 Без прошлого нет будущего 1
Итого 34ч
Учебно-тематический план для 4-го класса (34ч)
№ п/п
Темы Количество часов
теория практика
1. Формирование гражданского отношения к себе «Кто Я?»-9ч
1 Чем я могу гордиться 1
2 Если бы я был волшебником 1
3 Что я умею делать своими руками 1
4 Мои любимые игры 1
5 Рекорды в моей жизни 1
6-8 Мой питомец 1 2
9 Моя безопасность 1
2. Формирование гражданского отношения к своей семье
«Моя семья»-8ч
10 Родословное древо моей семьи 1
11 Символы моей семьи 1
12 Акция «Связь поколений» 1
13 Профессии моих бабушек и дедушек 1
14 Семейные коллекции 1
15 Подарок моей маме 1
16 Что читают мои родители 1
17 Семейные династии 1
3. Формирование гражданского отношения к школе
«Я и школа»-8ч
18 Твой выбор 1
19 Конкурс рисунков «Моя школа» 1
20 Традиции храня и умножая 1
21 История моей школы 1
22 Вместе весело шагать 1
23 Вот мы какие 1
24 Азбука общения в коллективе 1
25 Весёлая перемена 1
5. Формирование гражданского отношения к Отечеству
«Я и моя Родина»-9 ч
26 История моего города 1
27 Откуда пошла Кузнецкая земля 1
28 День Конституции 1
29 История моей улицы 1
30 Как встречают Новый год в России 1
31 День народного единства 1
32 Мой вклад в развитие города 1
33-34 Выездная экскурсия в музей г. Кемерово 2
Итого 34ч
Содержание программы
1 класс
«Кто Я?» - 10ч. – формирование гражданского отношения к себе.
Знакомство с одноклассниками, с самим собой, выяснение интересов и увлечений ребят, игра «Давай знакомиться» (на спортивной площадке). Упражнения «Что я люблю?», «Росточек под солнцем», «Благодарю тебя». Конкурсы рисунков на асфальте «Мой мир», «Мои увлечения». Праздник посвящения в первоклассники. Беседы о здоровье, о том, как научиться соблюдать режим дня. Игра «Зеркало», чтение литературных произведений о взаимоотношениях между детьми.
«Я и моя семья» - 6 ч. – формирование гражданского отношения к своей семье.
Беседа «Что такое семья?», конкурс рисунков «Моя семья». Фотоконкурс «Моя бабушка» («Мой дедушка»). Взаимоотношения в семье. Знакомство со своими родственниками(встречи в библиотеке). Конкурсная программа «Обязанности в семье». Викторина «Правила общения».
«Я и школа» - 8ч. – формирование гражданского отношения к школе.
Знакомство с режимом работы школы. Экскурсия по школе. Игра-соревнование «Правила поведения на уроках, перемене, подготовка рабочего места». Знакомство с традициями школы (встреча со школьным библиотекарем). Соревнование «Мои одноклассники» (на спортплощадке). Викторина «Правила на каждый день». Чтение художественных произведений о доброте и отзывчивости. Игры «Возьми и передай», «Ладошки», «Волшебные превращения», «Улыбнись». Игра-путешествие «Я сам!» и «Мы вместе!», КВН «От улыбки станет всем теплей…»
«Я и моя Родина» - 10 ч. – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Видеопрезентация «Что такое Родина». Экскурсия по городу и съёмка уголков родного города «Фотографии моей родины». Беседа о том, кого называют гражданами. Ролевая игра «Наши права и обязанности». Видеофильм «Сталинградская битва». Акция «Защитники Родины» (поздравления ветеранов Великой Отечественной войны). Конкурс рисунков на асфальте «Мой город».
Содержание программы
2 класс
«Кто Я?» - 8ч. – формирование гражданского отношения к себе.
Игра «Полезные и вредные привычки»(на спортивной площадке). Чтение художественных произведений о дружбе. Конкурсная программа в городской библиотеке «Кто такой друг». Выставка «Чем я интересуюсь». Конкурс рисунков на асфальте «Мои увлечения». Мини-сочинение о друге. КВН «Мои школьные друзья». Игра-практикум «Правила личной гигиены», «Как формировать привычку». Тренинги «Личная гигиена», «Безопасность».
«Я и моя семья» - 8 ч. – формирование гражданского отношения к своей семье.
Выставка фотографий «Моя любимая мама». Презентация «Семейный отдых»(на спортплощадке). Проект «Нет в России семьи такой, чтоб не памятен был свой герой». Игра «Какой я помощник в доме». Конкурс-выставка «Фотографии из семейного альбома». Проект «История моей фамилии» (экскурсия в городскую библиотеку, встречи с родственниками). Составление рассказа о брате или сестре. Традиции празднования Дня именинника в семье.
«Я и школа» - 10ч. – формирование гражданского отношения к школе.
Интеллектуально-познавательная игра «Мои права и обязанности». Уборка школьной территории. Знакомство с традициями школы (экскурсия по школе). Изучение гимна школы (в школьной библиотеке). Встреча с выпускниками школы. КВН «Весёлые правила хорошего тона». Мини-сочинение «Мой школьный день». Украшение школы к празднованию Нового года. Благотворительный марафон. Акция «Школьный двор» (уборка школьной территории и посадка рассады для клумб). Соревнование по станциям «Интеллектуальный марафон»
«Я и моя Родина» - 8 ч. – формирование гражданского отношения к Отечеству.
«День рождение моего города» (экскурсия в городскую библиотеку). «Улица, на которой расположена наша школа» (экскурсия по улице). «Символы родного города»(экскурсия к зданию администрации). Заочное путешествие по стране. Видеопрезентация «Москва-столица нашей Родины». Акция «Никто не забыт» (поздравления ветеранов). Праздник (проект) «Почему Родину называют матушкой».
Содержание программы
3 класс
«Кто Я?» - 9ч. – формирование гражданского отношения к себе.
Тренинг «Умей сказать «Нет!». «Мои любимые интеллектуальные игры»(представление и проведение любимой игры). «Какие книги я люблю» (презентация любимой книги). «Дружба – какое радостное слово» (соревнование по составлению правил дружбы). Игры «Поезд», «Мы единое целое». Банк коллективных дел. «Все работы хороши – выбирай на вкус» (экскурсия на предприятия города). Интеллектуальная игра по станциям «Книга – мой друг и помощник». «Если я вежливый…» (соревнование на спортплощадке). Конкурс пословиц и поговорок о дружбе.
«Я и моя семья» - 8 ч. – формирование гражданского отношения к своей семье.
Тренинг «Общение в семье». «Разнообразие национальностей в семье» (встречи с представителями старшего поколения). Выставка «Летний отдых моей семьи». Презентация своего имени. Знакомство с профессиями родителей. Презентация увлечения своего папы. «Семейные игры» (представление и проведение). Конкурсная игра «Мы в гостях».
«Я и школа» - 9 ч. – формирование гражданского отношения к школе.
Практикумы «Неделя добрых дел», «Спешите делать добро», «Весенняя неделя добра». «Конкурс школьных анекдотов» (в городской библиотеке). Тренинг «Следим за чистотой в классе». Конкурсная программа «О дружбе, доброте и отзывчивости». «Школьный двор» (уборка школьной территории). «Я и моя Родина» - 8 ч. – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Видеопрезентация «Символы области, в которой я живу». Заочное путешествие «Столица Кузбасса». «Мои земляки – герои Советского Союза»(экскурсия в библиотеку). Изучение памятных исторических мест России (устный журнал). Акция «У войны не женское лицо». Беседа о прошлом Полысаево. Викторина «Я знаю свой город» ( в парке города). Игра – путешествие по станциям «Без прошлого нет будущего».
Содержание программы
4 класс
«Кто Я?» - 9 ч. – формирование гражданского отношения к себе.
Конкурс рисунков на асфальте «Чем я могу гордиться». Фантазии на тему «Если бы я был волшебником». Конкурс поделок из природного материала «Что я умею делать своими руками». «Мои любимые игры» (организация и проведение подвижных игр учеников). «Рекорды в моей жизни» (презентация рекордов на спортплощадке). «Мой питомец» (экскурсия в живой уголок ДДТ). Тренинг «Моя безопасность».
«Я и моя семья» - 8 ч. – формирование гражданского отношения к своей семье.
Составление родословной своей семьи. Выставка-конкурс рисунков «Символы моей семьи». Акция «Связь поколений». Изучение профессий бабушек и дедушек. Представление семейных коллекций. Рассказ о литературных увлечениях родителей. Изготовление подарка для мамы. Презентация семейных династий (в городской библиотеке).
«Я и школа» - 8 ч. – формирование гражданского отношения к школе.
Конкурс рисунков «Моя школа». Изучение традиций школы. Совместные школьные дела. Исследовательская работа «История моей школы». Презентация класса. Беседа о культуре общения. Игровой конкурс «Весёлая перемена».
«Я и моя Родина» - 9 ч. – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Викторина «История моего города». Изучение истории Кузнецкой земли (экскурсия в городскую библиотеку). Видеопрезентация «День Конституции». Акция «Мой вклад в развитие города». Исследовательская работа «История моей улицы». Выездная экскурсия в музей г. Кемерово.
Список литературы
1. Багрова, Н. Г. Режим дня [Текст] : классный час / Н. Г. Багрова // ПедСовет. – 2007. - № 4. – С. 3-5.
2. Жук, Л. И. Ключи к здоровью [Текст] / Л. И. Жук. – Минск : Красико-Принт, 2007. – 128 с.
3. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития, 1997. – 240 с.
4. Рудякова, О. Маленький волшебник [Текст] : программа занятий по развитию творческого мышления и профилактике школьной тревожности у младших школьников / О. Рудякова // Школьный психолог – 1 Сентября. – 2007. - № 21. – С. 18-25.
5. Солодова Г.Г. Развитие и воспитание личности [Текст] / Г.Г. Солодова: учебное пособие, часть 2. - Кемерово, 2004. - 123 С.
6. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] – Режим доступа: http//www.edu.ru.
7. Черемисина, В.Г. Духовно-нравственное воспитание младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г. Черемисина. – Кемерово: КРИП и ПРО, 2010.- 45с.
8. Шемшурина А.И. Программа нравственно-этического вос¬питания школьников в работе классного руководителя [Текст] / А.И. Шемшурина // Этическое воспитание. — 2006. - № 2.
Скачать
Другие материалы автора
- Рабочая программа по изобразительному искусству.1-4 класс
- Милицейская служба такая
- Проект "Мой класс"
- Презентация по теме "Использование эвристических методов на уроках в начальной школе как средство развития умственной деятельности"
- Как я помню войну
- Структура самоанализа урока
- Итоговая комплексная контрольная работа в 4-м классе
- Советы моей бабушки
- Рабочая программа внеурочной деятельности "Гражданин России". 1-4 класс
- Исследовательская работа "Профилактика заболеваний младшего школьника". 4 класс
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.