Мастер-класс "Свойства молока"
Инна Калашникова
14.07.2014
11050
12
Проект «Эврикум» «Terra-Experimentum. Лаборатория на кухне. Молоко»
Работу выполнила: Калашникова Анастасия ученица 2 А класса МБОУ СОШ № 14 г. Апатиты,
Руководитель: Калашникова Инна Ивановна, учитель математики, информатики и ИКТ МБОУ СОШ № 14 г. Апатиты
Цель эксперимента:
Изучить состав молока. Выяснить действительно ли в молоке содержатся все основные вещества пищи – это белки, жиры и углеводы.
Молоко – очень полезный продукт. Все млекопитающие выкармливают своих детенышей молоком. Маленькие дети начинают свою жизнь с молока мамы, молоко укрепляет организм ребенка и дает ему много полезных веществ. Следовательно, оно очень питательно и легко усваивается. Наибольшее количество энергии дают жиры. Углевод молока называется лактоза. Но в отличие от глюкозы или сахарозы (пищевого сахара), лактоза почти не имеет сладкого вкуса.
Шаг 1. Составление плана:
1. Анализ предложенной таблицы и ответы на вопросы.
2. Проведение опытов по обнаружению белка, жира, углеводов и казеина.
3.Оформление результатовв виде таблиц.
4. Выводы на основании полученных результатов.
5. Анализ своей работы.
Шаг 2.
Анализ таблицы о питательности молока собаки и коровы:
Шаг 3.
Проведение опытов:
Подготовила три вида молока и сливки.
Проводим следующие опыты:
Опыт 1. Определение жира в молоке.
Опыт 2. Обнаружение белка в молоке и сыворотке.
Опыт 3. Определение наличия казеина в молоке.
Опыт 4. Получение молочной сыворотки.
Опыт 5. Обнаружение углеводов в молоке.
Опыт 6. Симпатические чернила.
Шаг 4.
Описание Опыта 1.
1. В коровьем молоке обычно содержится 3-4 % жира. На фильтровальную бумагу нанесла по капле каждого образца молока. Когда они подсохли, измерила линейкой диаметр каждого пятна.
Видео 1
2. Анализ измерений заносим в таблицу:
Шаг 5.
Описание Опыта 2.
Видео 2.
Шаг 6.
Описание Опыта 3.
1. Налила в стаканчик 5 столовых ложек молока добавить 1 столовую ложку уксусной кислоты (9%), перемешала. Увидела образование белых хлопьев.
Видео 3.
2. Анализ измерений заносим в таблицу:
Шаг 7.
Описание Опыта 4.
Чтобы получить сыворотку надо отфильтровать осадок казеина.
1. Для этого взяла маленький стакан. Поместила над ним воронку.
2. В нее положила фильтрованную бумагу из нескольких слоев и вылила на воронку молоко с образовавшимся творогом.
3. Дождалась, когда сыворотка вылилась в стакан, при этом творог (казеин) остался на фильтре.
Шаг 8.
Описание Опыта 5.
1. Немного сыворотки налила в чашку и выпарила жидкость.
2. После испарения жидкости сыворотка обуглилась, и появился сладкий запах, похожий на запах жженого сахара. Таким образом, доказала, что в молоке есть углеводы.
3. Анализ измерений заносим в таблицу:
Шаг 9.
Описание Опыта 6.
Самый загадочный опыт про тайнопись.
1. На фильтровальную бумагу молоком написала текст.
2. Когда молоко высохло, нагрела бумагу с помощью утюга (прогладила бумагу).
3. Обнаружила написанный текст, который проявился при нагревании.
Мой отзыв о конкурсе про молоко на фотографии.
4. Анализ измерений заносим в таблицу:
Шаг 10.
Описание результатов опытов в виде таблицы:
Шаг 11.
Выводы на основании полученных результатов.
Молоко и сыворотка действительно содержит очень много полезных веществ, в том числе белки, жиры и углеводы. Оно очень полезно.
Шаг 12.
Анализ своей работы.
Очень интересно было проводить опыты в кабинете химии. Провести опыты, мне помогла учитель МБОУ СОШ №14 по химии, Соловьева Нина Александровна.
Все было необычно: я узнала, что есть опасные жидкости, которые надо аккуратно наливать и использовать их только по назначению (например, для опытов), я научилась пользоваться спичками, когда зажигала спиртовку (было немного страшно). Теперь я знаю, что уксус надо использовать очень аккуратно, но он иногда нужен для приготовления вкусных блюд. Думаю, что мама мне потом расскажет, для каких кулинарных рецептов его можно применять.
С 10.07.14 начинается новый этап конкурсов экспериментальных олимпиад «Terra-Experimentum. Лаборатория на кухне. Молоко», «Terra-Experimentum. Жизнь растений. Прорастание семян», «Terra-Experimentum. Физика вокруг нас»!
Работу выполнила: Калашникова Анастасия ученица 2 А класса МБОУ СОШ № 14 г. Апатиты,
Руководитель: Калашникова Инна Ивановна, учитель математики, информатики и ИКТ МБОУ СОШ № 14 г. Апатиты
Цель эксперимента:
Изучить состав молока. Выяснить действительно ли в молоке содержатся все основные вещества пищи – это белки, жиры и углеводы.
Молоко – очень полезный продукт. Все млекопитающие выкармливают своих детенышей молоком. Маленькие дети начинают свою жизнь с молока мамы, молоко укрепляет организм ребенка и дает ему много полезных веществ. Следовательно, оно очень питательно и легко усваивается. Наибольшее количество энергии дают жиры. Углевод молока называется лактоза. Но в отличие от глюкозы или сахарозы (пищевого сахара), лактоза почти не имеет сладкого вкуса.
Шаг 1. Составление плана:
1. Анализ предложенной таблицы и ответы на вопросы.
2. Проведение опытов по обнаружению белка, жира, углеводов и казеина.
3.Оформление результатовв виде таблиц.
4. Выводы на основании полученных результатов.
5. Анализ своей работы.
Шаг 2.
Анализ таблицы о питательности молока собаки и коровы:
Вопрос | Ответ |
1. Чье молоко более питательно – собаки или коровы и почему? | Более питательным является молоко собаки: 1. Из таблицы видно, что энергия молока собаки больше, а значит и питательнее; 2. При сравнении показателей в таблице данные молока собаки выше, чем у коровьего молока. |
2. Почему самое жирное молоко (до 40% жира) у китов и дельфинов? | Думаю, что у дельфинов и китов такое жирное молоко, потому что, питаясь жирным молоком, детеныши обрастают жиром, чтобы не замерзнуть, ведь они живут в воде |
3. Дети часто спрашивают: «Почему молоко белое, если корова ест зеленую траву?» Попробуй ответить на этот вопрос. | Корова ест зеленую траву, а трава перерабатывается в ее организме. Мы проводили эксперименты с молоком: и доказали, что в молоке есть белок и казеин. Эти два вещества белые, поэтому молоко белое. |
Шаг 3.
Проведение опытов:
Подготовила три вида молока и сливки.
Проводим следующие опыты:
Опыт 1. Определение жира в молоке.
Опыт 2. Обнаружение белка в молоке и сыворотке.
Опыт 3. Определение наличия казеина в молоке.
Опыт 4. Получение молочной сыворотки.
Опыт 5. Обнаружение углеводов в молоке.
Опыт 6. Симпатические чернила.
Шаг 4.
Описание Опыта 1.
1. В коровьем молоке обычно содержится 3-4 % жира. На фильтровальную бумагу нанесла по капле каждого образца молока. Когда они подсохли, измерила линейкой диаметр каждого пятна.
Видео 1
2. Анализ измерений заносим в таблицу:
Вопрос | Ответ |
Значения диаметра пятен жира для каждого образца молока. | Образец №1. 15 мм Образец №2. 0 мм Образец №3. 0 мм Образец №4. 20 мм |
Шаг 5.
Описание Опыта 2.
Шаг 1. В пробирку налила чуть-чуть молока. | |
Шаг 2. Осторожно по стенкам добавила равный объем слабого раствора медного купороса (бледно-голубого цвета) | |
Шаг 3. Осторожно добавила немного раствора щелочи | |
Шаг 4. Перемешала. Появилась фиолетовая окраска.Это говорит о наличии белка в исследуемом продукте. |
Шаг 6.
Описание Опыта 3.
1. Налила в стаканчик 5 столовых ложек молока добавить 1 столовую ложку уксусной кислоты (9%), перемешала. Увидела образование белых хлопьев.
Видео 3.
2. Анализ измерений заносим в таблицу:
Вопрос | Ответ |
Из всех ли образцов молока удалось получить осадок казеина, то есть творог? | да |
Шаг 7.
Описание Опыта 4.
Чтобы получить сыворотку надо отфильтровать осадок казеина.
1. Для этого взяла маленький стакан. Поместила над ним воронку.
2. В нее положила фильтрованную бумагу из нескольких слоев и вылила на воронку молоко с образовавшимся творогом.
3. Дождалась, когда сыворотка вылилась в стакан, при этом творог (казеин) остался на фильтре.
Шаг 8.
Описание Опыта 5.
1. Немного сыворотки налила в чашку и выпарила жидкость.
2. После испарения жидкости сыворотка обуглилась, и появился сладкий запах, похожий на запах жженого сахара. Таким образом, доказала, что в молоке есть углеводы.
3. Анализ измерений заносим в таблицу:
Вопрос | Ответ |
Какие продукты получают из молока? | Молочные продукты: кефир, сметана, йогурт, творог, сыворотка, ряженка |
Шаг 9.
Описание Опыта 6.
Самый загадочный опыт про тайнопись.
1. На фильтровальную бумагу молоком написала текст.
2. Когда молоко высохло, нагрела бумагу с помощью утюга (прогладила бумагу).
3. Обнаружила написанный текст, который проявился при нагревании.
Мой отзыв о конкурсе про молоко на фотографии.
4. Анализ измерений заносим в таблицу:
Вопрос | Ответ |
Почему симпатические чернила из молока проявляются после нагревания? | В молоке есть углеводы, при нагревании молоко обугливается. (Опыт №6) |
Три пословицы о молоке. | 1. Без молока сливок не бывает. 2. Коли пенится в подойнике молоко, то будет дождь. 3. Корова в тепле - молоко на столе. |
Шаг 10.
Описание результатов опытов в виде таблицы:
Образец №1 «Отборное молоко»,до 4%, Дмитровский молочный завод,) |
Образец №2 (молоко с фермы, 3,4%,ОАО Агрофирмы "Индустрия") |
Образец №3 (молоко «Апатитская буренка», 2,5%, ОАО «Апатитский молочный комбинат») |
Образец №4 (Сливки «Домик в деревне», 20%, ОАО «Вимм-Билль-Данн») |
|
Цвет молока | белый | белый | белый | белый |
Запах молока | сладковатый | сладковатый | сладковатый | пахнет как масло |
Вкус молока | сладкий | сладкий | сладкий | сладко-сливочный |
Диаметр пятна жира | 15 мм | 0 мм | 0 мм | 20 мм |
Цвет при реакции на белок | светло-фиолетовый | синий | синий | фиолетовый |
Удалось ли получить осадок казеина | да | да | да | да |
Цвет сыворотки | желтоватый, мутный | светлый, мутный | светлый, мутный | очень мутный |
Удалось ли обнаружить углеводы | да | да | да | да |
Шаг 11.
Выводы на основании полученных результатов.
Молоко и сыворотка действительно содержит очень много полезных веществ, в том числе белки, жиры и углеводы. Оно очень полезно.
Шаг 12.
Анализ своей работы.
Очень интересно было проводить опыты в кабинете химии. Провести опыты, мне помогла учитель МБОУ СОШ №14 по химии, Соловьева Нина Александровна.
Все было необычно: я узнала, что есть опасные жидкости, которые надо аккуратно наливать и использовать их только по назначению (например, для опытов), я научилась пользоваться спичками, когда зажигала спиртовку (было немного страшно). Теперь я знаю, что уксус надо использовать очень аккуратно, но он иногда нужен для приготовления вкусных блюд. Думаю, что мама мне потом расскажет, для каких кулинарных рецептов его можно применять.
С 10.07.14 начинается новый этап конкурсов экспериментальных олимпиад «Terra-Experimentum. Лаборатория на кухне. Молоко», «Terra-Experimentum. Жизнь растений. Прорастание семян», «Terra-Experimentum. Физика вокруг нас»!
Участвуя в таких конкурсах, вы сможете выполнять настоящие научные исследования, а самое главное – вы увидите что, мир гораздо интереснее, чем нам кажется!
Другие мастер-классы пользователя
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Инна! Хорошо, что из блога вы перенесли свой опыт раздел МК! Очень интересно! Приму к сведению и использую во внеурочной деятельности. Спасибо за мастер-класс, Инна))))
Сажида Хлямина, дата: 15.07.2014 в 8:57
#2 Молодцы! Просто и талантливо! Успехов вам в изучении остальных продуктов. А нам всем можно пожелать увлекательного знакомства с вашими материалами.
Татьяна Мазурова, дата: 15.07.2014 в 9:00
#3 Спасибо большое! У нас на очереди "Прорастание семян".
Инна Калашникова, дата: 15.07.2014 в 10:13
#4 Интересно, познавательно. Молодцы! Спасибо!
Владимир Баранов, дата: 16.07.2014 в 5:17
#5 Спасибо! Интересная исследовательская работа!
Любовь Ганжала, дата: 10.11.2014 в 6:56
#6 Интересная работа, спасибо.
Маргарита Захарова, дата: 12.11.2014 в 14:18
#7 Какие молодцы! Спасибо за мастер-класс!
Ольга Четвернина, дата: 15.12.2014 в 13:54
#8 Очень интересная работа!
Валентина Фролова, дата: 08.02.2015 в 16:01
#9 Спасибо за оценку нашей работы.
На сайте сейчас много новых исследовательских олимпиад: future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3314&Itemid=2125
Заходите!
Инна Калашникова, дата: 08.02.2015 в 22:52
#10 Большое спасибо за ваш мастер-класс узнала очень много интересно. И даже то, что раньше не знала. СПАСИБО!!!
Евгения Пышминцева, дата: 10.01.2016 в 19:01
#11 Спасибо, за высокую оценку!
Инна Калашникова, дата: 14.01.2016 в 22:31
#12 Инна,очень интересная работа! Творческих Вам успехов.
Ольга Иванова, дата: 18.04.2017 в 0:14
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.