С нами 17167 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Педагоги и ученые критикуют новоиспеченную концепцию филологического образования в школе
дата: 05.11.2014, опубликовал: Светлана Трушина
В Ульяновске проводится Всероссийский фестиваль педагогического мастерства "Литература – духовно-нравственная основа России". В рамках него проходит Съезд Ассоцииации учителей литературы и русского языка. На нем, в частности, обсуждают новую концепцию филологического образования в школе. Между тем, за пределами мероприятия документ уже вызвал негативную реакцию профессионального сообщества. Новую программу называют политически ангажированной.
Как сообщает Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика", главред газеты "Вести образования", документ подготовлен Общероссийской общественной организацией "Ассоциация учителей русского языка и литературы".
- Текст этой концепции рассылался от имени Исполкома Ассоциации, с указанием, что обсуждение продлится до 15 ноября, - сообщает Александр Адамский на сайте "Эврики". - Материал уже вызвал неоднозначную реакцию учителей и экспертов... Статус этого документа не определен, и, к сожалению, в нем много нормативной путаницы. Обязательным названо то, что не имеет механизма установления обязательности, а как поправки в стандарт этот материал не обозначен. Кроме того, расчёты по часам сделаны без предложений, что нужно сократить, и много других неувязок и неточностей.

По словам научного руководителя, самое главное – вместо права на выбор учителем материала для выполнения требований к результатам освоения образовательной программы, согласно ФГОС, предлагается безальтернативный список произведений для обязательного изучения на уроках литературы. 

"Это означает, что снова придет инспектор из роно, областного или федерального министерства и будет контролировать, то ли произведение, на том ли уроке вы проходите, - добавляет эксперт. - Глубоко символично, что соблюдение советских норм в преподавании литературы будут обсуждать именно в Ульяновске, на родине вождя мирового пролетариата".
На сайте представлена дискуссионная площадка по поводу обсуждаемой концепции - на ней собрано около десятка отзывов педагогов и ученых. Все они подвергают документ критике, отмечая по ходу более или менее заслуживающие внимания моменты, но по большей части все же критике.
Фрагмент отзыва Елены Романичевой, кандидата педагогических наук, доцента, Заслуженного учителя РФ, профессора МГПУ: "...Что же несет данная Концепция учителю? Полную дезориентацию, потому что она "перпендикулярна" ФГОСам. На что должен ориентироваться учитель в следующем году? На ФГОС? На Концепцию? Стоит ли приниматься за составление новых рабочих программ или это уже (еще?) неактуально? Авторы вроде как сами понимают неопределенность статуса разработанного документа, поэтому заявляют: "Позитивные изменения в школьном филологическом образовании зависят от реального внедрения Концепции в качестве нормативного документа, обладающего если не юридической силой, то высоким авторитетом в глазах участников образовательного процесса". Странное противопоставление: значит, можно в принципе подчиняться не закону, а авторитету?... Но...не будем ставить риторические вопросы, лучше поблагодарим авторов за честность и откровенность: профессиональному педагогическому сообществу совершенно отчетливо дают понять: время инноваций в образовании закончилось, все возвращается назад, к доперестроечным временам. Будьте готовы! Как мы ответим на этот призыв – уверена – зависит от нас".  

http://ug.ru/news/13347
Другие новости

Комментарии

#1 Покритикуют, как всегда, примут и утвердят! Немало таких странностей...Хоть взять "новоиспечённое" сочинение по литературе. Учителя за голову хватаются, а на законодательном уровне всё утверждено и внедрено в практику...
Ольга Спирочкина, дата: 05.11.2014 в 19:31  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ