Открытое письмо в защиту литературного образования собрало десятки подписей педагогов
дата: 03.12.2014, опубликовал: Светлана Трушина
На портале Института проблем образовательной политики “Эврика” опубликовано открытое письмо-обращение, сбор подписей под которым продолжается. "Мы хотим высказать несколько соображений, которые стоит учесть тем, кто будет решать судьбу литературного образования", - отмечают авторы письма.
"Живой читательский интерес, а не штудирование однотипного учебного материала, любовь к чтению, а не формальное запоминание сюжета и предметного мира произведений отечественной классики в действительности создают единое образовательное пространство нашей страны. Давайте его сохранять", - призывают создатели обращения. Мы приводим выдержки из него. С полным текстом письма можно ознакомиться на сайте "Эврики"."Рабочей группой, организованной общественным объединением "Ассоциация учителей русского языка и литературы" (АССУЛ), на средства гранта Общества "Знание" России подготовлен документ под названием "Концепция школьного филологического образования. Русский язык и литература. Проект" (далее – Концепция), который поступил в Министерство образования и науки Российской Федерации. Мы хотим высказать несколько соображений, которые стоит учесть тем, кто будет решать судьбу этого документа и литературного образования в целом.
1) Прежде всего, неясным остается статус данного текста. Разработчики Концепции позиционируют ее как важный этап "реализации Федерального закона "Об образовании в РФ" и как важнейшее содержательное и концептуальное дополнение к Федеральному государственному образовательному стандарту, требующему корректировки и конкретизации". Однако, с нашей точки зрения, данный документ является противоречащим самой идее рамочного по своей сути Федерального государственного образовательного стандарта, внедрение которого сопровождается разработкой подробных примерных образовательных программ. Концепция, подменяя собой примерные образовательные программы, устанавливает избыточное регулирование, не подкреплённое необходимыми ресурсами...
2) Очевиден реакционно-охранительный характер Концепции, постоянное противопоставление национальных традиций и мировых тенденций в образовании. Авторы Концепции предлагают филологическому образованию в России отказаться от пути, по которому идут все страны с развитой системой образования, и искать свой, "особый" путь. При этом никакого анализа международного опыта в деле изучения литературы не представлено, что также свидетельствует о неясности, неосознанности выбранного "особого" пути. В то время как все страны стремятся уйти от диктата дидактических единиц, жёсткого перечня изучаемых литературных произведений, в Концепции предлагается возродить и усилить данный устаревший подход, фактически формирующий у молодого поколения неприязнь к чтению.
4) Принцип унификации доминирует в Концепции над многообразием и вариативностью. Жестко оговаривается, что "основной способ предъявления произведения в школе – чтение его полного текста", что препятствует возможностям словесника учитывать степень готовности обучающихся к восприятию больших текстов, толкает его на механическое увеличение объема прочитанного в ущерб качеству чтения. Утверждения же о необходимости вариативности, которые есть в Концепции, противоречат жестко заданному в виде списка "единому ядру" обязательных для освоения произведений, объем и количество которых не только заведомо превышает возможности их полноценного освоения современными школьниками, но и блокирует возможность учителя добавлять в рабочую программу иные произведения и имена.
http://ug.ru/news/13626
"Живой читательский интерес, а не штудирование однотипного учебного материала, любовь к чтению, а не формальное запоминание сюжета и предметного мира произведений отечественной классики в действительности создают единое образовательное пространство нашей страны. Давайте его сохранять", - призывают создатели обращения. Мы приводим выдержки из него. С полным текстом письма можно ознакомиться на сайте "Эврики"."Рабочей группой, организованной общественным объединением "Ассоциация учителей русского языка и литературы" (АССУЛ), на средства гранта Общества "Знание" России подготовлен документ под названием "Концепция школьного филологического образования. Русский язык и литература. Проект" (далее – Концепция), который поступил в Министерство образования и науки Российской Федерации. Мы хотим высказать несколько соображений, которые стоит учесть тем, кто будет решать судьбу этого документа и литературного образования в целом.
1) Прежде всего, неясным остается статус данного текста. Разработчики Концепции позиционируют ее как важный этап "реализации Федерального закона "Об образовании в РФ" и как важнейшее содержательное и концептуальное дополнение к Федеральному государственному образовательному стандарту, требующему корректировки и конкретизации". Однако, с нашей точки зрения, данный документ является противоречащим самой идее рамочного по своей сути Федерального государственного образовательного стандарта, внедрение которого сопровождается разработкой подробных примерных образовательных программ. Концепция, подменяя собой примерные образовательные программы, устанавливает избыточное регулирование, не подкреплённое необходимыми ресурсами...
2) Очевиден реакционно-охранительный характер Концепции, постоянное противопоставление национальных традиций и мировых тенденций в образовании. Авторы Концепции предлагают филологическому образованию в России отказаться от пути, по которому идут все страны с развитой системой образования, и искать свой, "особый" путь. При этом никакого анализа международного опыта в деле изучения литературы не представлено, что также свидетельствует о неясности, неосознанности выбранного "особого" пути. В то время как все страны стремятся уйти от диктата дидактических единиц, жёсткого перечня изучаемых литературных произведений, в Концепции предлагается возродить и усилить данный устаревший подход, фактически формирующий у молодого поколения неприязнь к чтению.
4) Принцип унификации доминирует в Концепции над многообразием и вариативностью. Жестко оговаривается, что "основной способ предъявления произведения в школе – чтение его полного текста", что препятствует возможностям словесника учитывать степень готовности обучающихся к восприятию больших текстов, толкает его на механическое увеличение объема прочитанного в ущерб качеству чтения. Утверждения же о необходимости вариативности, которые есть в Концепции, противоречат жестко заданному в виде списка "единому ядру" обязательных для освоения произведений, объем и количество которых не только заведомо превышает возможности их полноценного освоения современными школьниками, но и блокирует возможность учителя добавлять в рабочую программу иные произведения и имена.
http://ug.ru/news/13626
Другие новости
- Более 600 тысяч выпускников российских школ напишут сегодня итоговое сочинение
- Павел Астахов намерен не допустить в российских школах уроков полового воспитания
- Дмитрий Ливанов заявил, что Россия входит в число мировых лидеров по качеству школьного образования
- Всероссийская акция "Час кода" объединит более 10 миллионов учащихся по всей стране
- Рособрнадзор призвал регионы создать комфортные условия школьникам для написания сочинения
- 22 процента россиян читают или читали своим детям ежедневно
- Всероссийская конференция педагогов дошкольного и начального образования завершилась в МГОГИ
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.