Статья "Психопрофилактика, развитие и обучение детей дошкольного возраста в песочнице"
Зульфия Вакилова
10.02.2014
2718
0
Другое
З.Р. Анварова, педагог-психолог,
МАДОУ детский сад №36, г. Нефтекамск
МАДОУ детский сад №36, г. Нефтекамск
Психопрофилактика, развитие и обучение
детей дошкольного возраста в песочнице
На сегодняшний день игра с песком, или песочная терапия, становится все более популярной в психологической, психотерапевтической, педагогической и даже театральной практике.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу имеет ряд значительных преимуществ перед стандартными формами обучения:
• Во-первых, играя с песком существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно
• Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
• В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. [3]
Наверное, всевозможные события нашей жизни можно разыграть в песочнице, переосмыслить, найти решение. Именно играя вместе с ребенком в песочнице, можно постепенно передавать ему собственный жизненный опыт.
Также в педагогической песочнице можно начинать раннее обучение ребенка. Но для начала нужно определиться с тем что же нам может понадобиться для игры:
Песочница. Она представляет собой водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Традиционный его размер: 50х70х8 см. Такой размер песочницы соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет охватывать его взглядом целиком.
Песок. Для песочной терапии используют чистый, просеянный и промытый песок (можно прокалить его в духовом шкафу). Кроме того песок необходимо кварцевать не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы).
Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Тем самым задается символическая линия горизонта.
Вода. В союзе песка и воды материя приобретает способность образовывать новые формы. Горы, холмы, долины, разнообразные рельефы, кроме того все постройки из мокрого песка более прочны.
Графин (или пульверизатор) с водой всегда должен находится рядом с песочницей, чтобы ребенок мог «вызвать дождь» и превратить сухой песок во влажный.
Также для песочной терапии требуется коллекция разнообразных фигурок представляющих собой миниатюру всего, что когда-либо встречалось, встречается и будет проявляться в окружающем мире: от предметов повседневности до фантастических образов.
Основную часть коллекции миниатюр для песочной терапии составляют фигурки высотой желательно до 10-12 см. Однако присутствие в коллекции больших предметов тоже необходимо. Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.
Игрушки хранятся на полках. Если места не достаточно, дополнительно используются прозрачные коробки.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т.М. Грабенко предлагают следующий игровой практикум в песочнице, который поможет в обучении чтению, изучении грамоты, будет способствовать общему развитию ребенка.
Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики пальцев рук. «Чувствительные ладошки». С помощью этих игр ребенок получает первый опыт взаимодействия с песком, учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их вслух;
Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму. «Песочная грамота». Проигрывание образовательных игр на знакомство с буквами, цифрами, арифметическими действиями, геометрическими фигурами, используя, к примеру, дидактический материал к играм М.Монтессори;
Познавательные игры. Эти игры позволяют ребенку побывать везде и поучаствовать во всем. Мы можем создавать разные миры, путешествовать во времени, по разным странам и планетам;
Игры на знакомство с окружающим. Через них мы познаем то, что рядом с нами: животных (диких и домашних), насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, острова, город, транспорт, быт и т.п. [4, с. 44]
Таким образом, можно сказать, что песочница – прекрасная среда. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к заданиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательными свойствами «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу имеет ряд значительных преимуществ перед стандартными формами обучения:
• Во-первых, играя с песком существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно
• Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
• В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. [3]
Наверное, всевозможные события нашей жизни можно разыграть в песочнице, переосмыслить, найти решение. Именно играя вместе с ребенком в песочнице, можно постепенно передавать ему собственный жизненный опыт.
Также в педагогической песочнице можно начинать раннее обучение ребенка. Но для начала нужно определиться с тем что же нам может понадобиться для игры:
Песочница. Она представляет собой водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Традиционный его размер: 50х70х8 см. Такой размер песочницы соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет охватывать его взглядом целиком.
Песок. Для песочной терапии используют чистый, просеянный и промытый песок (можно прокалить его в духовом шкафу). Кроме того песок необходимо кварцевать не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы).
Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Тем самым задается символическая линия горизонта.
Вода. В союзе песка и воды материя приобретает способность образовывать новые формы. Горы, холмы, долины, разнообразные рельефы, кроме того все постройки из мокрого песка более прочны.
Графин (или пульверизатор) с водой всегда должен находится рядом с песочницей, чтобы ребенок мог «вызвать дождь» и превратить сухой песок во влажный.
Также для песочной терапии требуется коллекция разнообразных фигурок представляющих собой миниатюру всего, что когда-либо встречалось, встречается и будет проявляться в окружающем мире: от предметов повседневности до фантастических образов.
Основную часть коллекции миниатюр для песочной терапии составляют фигурки высотой желательно до 10-12 см. Однако присутствие в коллекции больших предметов тоже необходимо. Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.
Игрушки хранятся на полках. Если места не достаточно, дополнительно используются прозрачные коробки.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т.М. Грабенко предлагают следующий игровой практикум в песочнице, который поможет в обучении чтению, изучении грамоты, будет способствовать общему развитию ребенка.
Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики пальцев рук. «Чувствительные ладошки». С помощью этих игр ребенок получает первый опыт взаимодействия с песком, учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их вслух;
Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму. «Песочная грамота». Проигрывание образовательных игр на знакомство с буквами, цифрами, арифметическими действиями, геометрическими фигурами, используя, к примеру, дидактический материал к играм М.Монтессори;
Познавательные игры. Эти игры позволяют ребенку побывать везде и поучаствовать во всем. Мы можем создавать разные миры, путешествовать во времени, по разным странам и планетам;
Игры на знакомство с окружающим. Через них мы познаем то, что рядом с нами: животных (диких и домашних), насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, острова, город, транспорт, быт и т.п. [4, с. 44]
Таким образом, можно сказать, что песочница – прекрасная среда. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к заданиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательными свойствами «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Список литературы:
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — М.: Речь, 2003.
3. Кузуб Н., Осипук Э. В гостях у песочной феи. Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста // Дошкольный психолог. - № 2 (7). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600608.
4. Улыбина О.В., Хахалкина У.В. Практикум по песочной терапии: Учебно-методическое пособие. – Уфа: Издательство БИРО, 2005.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — М.: Речь, 2003.
3. Кузуб Н., Осипук Э. В гостях у песочной феи. Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста // Дошкольный психолог. - № 2 (7). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600608.
4. Улыбина О.В., Хахалкина У.В. Практикум по песочной терапии: Учебно-методическое пособие. – Уфа: Издательство БИРО, 2005.
Другие статьи
- Молодежное добровольчество
- Правила соревнований (БАДМИНТОН) "Специальной олимпиады России"
- Готов ли ваш ребёнок к школе?
- Методы реализации воспитательных задач на уроках информатики
- Электронное портфолио учителя
- Скоро в школу (Рекомендации по подготовке к школе для родителей будущих первоклассников)
- Технология организации процесса самообразования
- ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА И ИНТЕРНЕТ–РЕСУРСОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
- Развитие навыков самооценки и самоконтроля у учащихся начальной школы
- Класс-музей "Растяпинской забавы"
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.