С нами 17320 учителей, 7336 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ"
Елена Стойка   10.02.2014   11506   1   ФГОС
Уважаемые коллеги!
            В последнее время в литературе  уделялось  много  внимания проблемам адаптационного периода первоклассников. Тема эта по-прежнему  актуальна, ведь поступление ребенка в школу и начало обучения – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Этот период вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. От того  как ребенок адаптируется к новой жизненной ситуации зависит и его здоровье, и учебная деятельность, и общение с педагогом и со сверстниками.
Начало школьного обучения – закономерный  этап на жизненном пути ребенка. Каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. 1 сентября – первый день в школе  – букеты цветов, улыбки родных и друзей, поздравления и радостное волнение («Я уже школьник!»). Все это проходит, и наступают школьные будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового и горечью обид. Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед учениками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Необходимо определенное время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новой для них обстановке, новым правилам и распорядку дня, новому общению с педагогом и одноклассниками, новым способам деятельности и поведения.
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит вам  - педагогу начальной школы. Именно  от вашей деятельности в период адаптации маленьких школьников будет зависеть желание ребенка ходить в школу,  его дальнейшее стремление получать знания.
 В первые недели учебы в 1 классе важно создать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклас­сниками.
Не все ребята знакомы с правилами поведения в школе. Поэтому рекомендуется уже в первые учебные дни познакомить детей с ними, а в дальнейшем следить за их выполнением.
  Определенную трудность вызывает ориентировка в школе до тех пор, пока школа не станет привычным местом для учебы и общения. Первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить отношения с одноклассниками, узнать имена и личностные особенности ребят. Здесь так же детям необходима будет ваша помощь.
В связи с вышесказанным возникают вопросы:
Как организовать работу, чтобы решить задачи адаптационного периода?
Как смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе?
 С этой целью можно использовать  программы адаптационных занятий, курсы по введению в школьную жизнь, разработанные различными авторами. Но для этого необходимо специально отведенное время, ведь,  как правило, это самостоятельный  курс,  созданный  для того, чтобы на пороге школы, между  дошкольным  и школьным   детством,   помочь   ребенку   построить   содержательный   образ «настоящего школьника». Это своеобразная   инициация  в  новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками, самим собой.
Но вы можете вести работу по адаптации первоклассников к школьной жизни и непосредственно на уроках, работая по комплекту учебников ОС «Школа 2100», т.к. они содержат весь необходимый для этого материал. В этом случае не будет необходимости создавать специальные условия для адаптационной работы, поскольку она заложена авторами в содержание учебников.
Задача данных методических рекомендаций заключается в том, чтобы показать, как, учитывая основные факторы, способствующие адаптации ребенка к школе, использовать для  работы по введению маленьких учеников в новую жизненную ситуацию, преодолению школьных трудностей, связанных с процессом освоения в школьной жизни, материал УМК для 1 класса и образовательные технологии ОС «Школа 2100».
 
  1. Физиологическая адаптация.
Процесс физиологической адаптации ребенка к школе имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма. Известно, что возможности детского организма не безграничны. Утомление и переутомление, связанные с длительным напряжением, могут стоить организму ребенка здоровья.
Состояние здоровья младших школьников требует особенно внимательного отношения к организации его школьной жизни: режиму учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методикам обучения, гигиеническим требованиям, эмоциональному климату в классе и др.
Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность про­извольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) предпола­гают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.п. В связи с этим,  важно весь педагогический процесс строить так, чтоб не наносить ущерб здоровью каждого ребенка.
Для того чтобы успешно протекал процесс физиологической адаптации детей к школе необходимы: смена деятельности в процессе урока, физкультминутки, упражнения, способствующие укреплению мелких мышц рук, упражнения для глаз и др.
Игры и упражнения для развития координации пальцев рук.
Скакалка
Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх. Выполняются круговые движения большими пальцами («Крутим скакалку сначала в одну, потом в другую сторону»)
Я скачу, я верчу
Новую скакалку.
Захочу – обскачу
Галю и Наталку.
Ну-ка раз, ну-ка два
Посреди дорожки,
Да бегом с ветерком,
Да на правой ножке.
 
Я скачу, я верчу
Новую скакалку.
Я скачу, я учу
Галю и Наталку.
Ну-ка раз, ну-ка два
Учатся сестрички.
За спиной день - деньской
Прыгают косички!
Царапка.
Раз – поджать подушечки пальцев к верхней части ладони, прошипев, как рассерженная кошка: «Ш-ш-ш!»
Два – быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукав, как довольная киска: «Мяу!»
Гонки многоножек
Руки ставятся на край парты на кончики пальцев, превращаясь в пятипалых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к противоположному краю парты, передвигая пальцами – ножками. Каждая ножка должна успевать делать шажок, но прыгать нельзя. Чья многоножка добежит быстрее? И др.
Упражнения, облегчающие написание букв
Для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму очень полезна методика, разработанная Т.В.Фадеевой.
  1. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.
  2. Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.
  3. Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка (карандаш) не опускались ниже большого пальца.
  4. На столе лежит десять – пятнадцать карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем так же по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой)
  5. Учащиеся зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.
  6. Один конец ручки зажимают средним и указательным пальцами правой руки. При этом другой конец ручки направлен от груди. Нужно, перевернув ручку, вложить её в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вкладывают ручку в правую руку и т.д.
  7. Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.
 
Гимнастика для глаз. Упражнения для тренировки наружных мышц глаз.
При выполнении всех упражнений голова должна быть неподвижна.
  1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола, на потолок и обратно (8-12 раз).
  2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно (8-12 раз).
  3. Круговые движения глазами по часовой, затем против часовой стрелки (4-6 раз).
  4. Частые моргания в течение 15-30 секунд.
Целесообразно на уроках в качестве физкультминуток использовать упражнения на расслабление мышц. Например:
Загораем
Представьте себе, что ваши ноги загорают. (Показывают, как надо вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Ноги поднимаем, держим… держим… Ноги напряглись! Теперь ноги опустим. Повторим упражнение. Напряженные наши ноги стали твердые, каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились!.. Как хорошо, приятно стало, ноги ненапряженны. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим… Держим… Напрягаем…
Загорели! Опускаем!
 
Ноги не напряжены
И расслаблены…
 
Штанга
Будем заниматься спортом. Встаньте! Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите её. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу… Устали руки и бросили штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища). Руки не напряжены, отдыхают. Легко дышится!  Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть – выдохнуть!..
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом. (Наклониться вперед)
Штангу с пола поднимаем… (Распрямиться)
Крепко держим… (Обратить внимание детей на напряжение мышц и последующее расслабление)
И бросаем!
(Повторить упражнение 3 раза)
Наши мышцы не устали –
И еще послушней стали!
Нам становится понятно:
Расслабление приятно!
Кораблик
Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и посильнее упритесь ими в пол. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижмем к полу правую ногу. (правая нога напряжена, левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола) Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону – прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая расслабилась.) Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!
Стало палубу качать
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую - расслабляем!
Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом - для левой. Повторяется несколько раз. После расслабления дети рассаживаются, и проводится пауза покоя.
            Снова руки на колени,
А теперь - немного лени….
Напряженье улетело –
И расслабилось все тело…
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко…ровно…глубоко…
 
Вы знаете о том, что дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей. Следует отметить, что это относится к однотипной деятельности. Например, ребенок может активно заниматься только чтением (письмом, беседой и т.п.) не более 10-12 минут. Учитывая это, рекомендуется  разнообразить деятельность в течение одно­го урока. Кроме этого, важно иметь в виду, что дети не способны быстро и слишком часто переключать внимание с одного объекта на другой (за урок ребенок может переключаться на разные виды деятельности не более трех раз).
Старайтесь чередовать разные виды деятельности на уроке. Для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, кото­рыми они занимались в дошкольном детстве. Это, прежде всего, относится к игре. Поэтому  следует, активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать игру, не исключать ее из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться - основной деятельности, которой занимается теперь ребенок.
Так на уроке обучения грамоте по теме «Летом в деревне (не даче). Составление предложений» (4ый урок в системе уроков) после беседы с детьми об однокоренных словах слову ДОМ можно предложить игру «Доскажи словечко», используя для этого стихотворение И.Лопухиной «Дом и Гном» (дети смогут в этой игре употребить (досказать) слова с корнем –ДОМ-)
На следующем уроке «Кто помогает человеку в саду и в огороде? Знакомство с текстом» (5ый урок) для того, чтобы ввести детей в работу с тематической группой слов «Овощи» так же можно предложить детям  эту игру, используя опять же стихотворение И.Лопухиной.
Поздним летом в огород
Собирается народ.
Зрел все лето урожай!
Что собрали? Отгадай!
…Здесь весною было пусто.
Летом выросла… (КАПУСТА)
Солнышко светило, чтоб
Ярче зеленел… (УКРОП) и т.д.
Урок «Звуки речи и неречевые звуки. Составление текста с опорой на рисунки» можно начать с игры «Живая или неживая природа» (похожей на игру «Съедобное – несъедобное») для того, чтобы ввести детей в тему урока.
- Сейчас мы с вами поиграем. Я говорю «живая» или «неживая» природа и бросаю мяч. Тот, кто поймает мяч, приводит свой пример.
-А теперь наоборот: я называю слово, а вы говорите, к какой природе этот предмет относится: рябина, котенок, льдины, стол. (Дети объясняют, что стол – это не природа, т.к. сделан руками человека)
-А из чего сделан стол?
-Все, что нас окружает из чего-то сделано. Из чего сделана ваша тетрадь, пенал, школьная форма?
-А из чего же сделаны слова? Сегодня на уроке мы постараемся ответить на этот вопрос.
 
На первом уроке математики «Цвет. Знакомство с радугой» на этапе актуализации знаний  можно предложить игру «Что какого цвета?»
А) Учитель называет предметы, дети – их цвет.
Б) Обратное задание. Учитель называет цвет, а дети – предметы такого цвета.
Урок «Признаки предметов» (4ый урок), на котором формируется умение сравнивать предметы по размеру  и закрепляется умение выражать в речи признаки сходства и различия, можно закончить игрой «Говори наоборот». Учитель бросает ученику мяч, называя какой–нибудь параметр размера, ученик возвращает мяч учителю с противоположным ответом.
Большой – маленький
Низкий – высокий
Длинный – короткий
Тонкий – толстый
Узкий – широкий
Глубокий – мелкий
Урок «Признаки предметов» (5ый урок), на котором формируются умения выделять общие и различные признаки предметов,  проводить сравнение и классификацию предметов,  предлагается начать с игры «Найди недостающие фигуры».
- Петя Зайцев задумал последовательность из геометрических фигур и просит отгадать, каких фигур здесь не хватает. Найдите среди фигур, лежащих у меня на столе, 4 фигуры, которыми надо продолжить эту последовательность.
 
Важно помнить, что готовность детей к систематическому обучению в школе различна, различно их здоровье, следовательно, процесс адаптации в каждом отдельном случае будет различным.
 
  1. Развитие интеллектуальной сферы.
Одна из основных задач, которые ставит школа перед ребенком – необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. Для выполнения ребенком данной задачи важно вести работу, направленную на формирование у него познавательных универсальных учебных действий, на  развитие его интеллектуальной сферы. Не секрет, что у детей с недостаточным уровнем интеллектуального развития, плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других психологических качеств, необходимых при обучении, будут большие трудности в процессе адаптации.
В учебниках УМК «Школа 2100» большое количество упражнений, заданий, позволяющих развивать интеллектуальные умения учащихся. Посредством таких заданий учащиеся учатся анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять причины и следствие для получения необходимого результата и для создания нового продукта. Такие задания предполагают:
  1. Исключение лишнего
  2. Установление связей и отношений между понятиями
  3. Выделение существенных признаков, объединяющих предметы и явления или отличающих их друг от друга.
  4. Дифференциация существенных и несущественных признаков предметов и явлений.
  5. Классификация предметов, явлений, слов и др.
Приведем фрагменты уроков математики, которые иллюстрируют вышеизложенное.
Урок 1. Тема: Цвет. Знакомство с радугой.
Этап урока: «Открытие» нового знания и формулирование темы урока. (Классификация предметов по цвету).
Учитель выставляет на доске несколько рисунков зонтиков, которые повернуты к детям не цветной стороной.
- Как можно назвать все эти предметы? (зонтики)
- Наведем порядок, разложим их на полочки так, чтобы зонтики на одной полочке отличались от зонтиков на другой полочке (невыполнимое задание).
- Почему не получается выполнить задание? (Все зонтики одинаковые)
Учитель переворачивает зонтики цветной стороной и оказывается, что их можно разбить на три группы по цвету: красные, синие, желтые.
-Теперь сможете навести порядок: расположить так, чтобы зонтики на одной полочке отличались от зонтиков на другой полочке? (Дети самостоятельно выполняют просьбу учителя, при этом работа обсуждается всеми детьми класса)
-Получилось? Почему? (Зонтики отличаются по цвету и на каждой полочке лежат зонтики одного цвета)
-Как же можно различать предметы? (По цвету)
Далее идут упражнения учебника на закрепление нового знания.
-Расскажи, по какому признаку рассажены цветы на клумбах в саду волшебницы.(Изображены три клубы, на каждой из которых расположены красные, синие, желтые цветы)
-Помоги цыпленку и лягушонку понять, кто в каком домике живет. (На рисунке изображены три домика: красный, зеленый, желтый. Надо разместить в них красное яблоко и вишню, цыпленка и солнышко, лягушонка и кактус).
Урок 2. Тема: Форма.
Этап урока: «Открытие» нового знания и формулирование темы урока. (Классификация предметов по форме).
Петя Зайцев предлагает нам пройти в гости к геометрическим фигурам. Рассмотрим задание №1 учебника (Катя нарисовала домик-таблицу. Какие фигуры здесь есть? Какие фигуры нарисованы на каждом «этаже»? В каждом «подъезде»?)
-Сколько в доме этажей? (три)
-Сколько подъездов? (три)
-Какой общий признак у жителей верхнего этажа? (Все красные)
-У жителей второго этажа? (Все синие)
-У жителей нижнего этажа? (Все зеленые)
-По какому признаку фигуры расселились на этажах? (По цвету)
-Рассмотрите подъезды. Как одним словом можно назвать жителей 1-го подъезда? (круги)
- Как одним словом можно назвать жителей 2-го подъезда? (квадраты)
-Как одним словом можно назвать жителей 3-го подъезда? (треугольники)
-Можно ли сказать, что и в подъездах фигуры расселились по общему признаку?
- Как называется этот признак, кто-нибудь знает? (Если дети не знают, учитель называет сам)
-Это форма предметов.
Далее идут упражнения на закрепление.
- Рассмотрите рисунок Пети. Какие фигуры ему надо нарисовать в каждой «квартире» домика-таблицы?
-Помоги Вове разбить фигуры на группы. По каким признакам он может это сделать?
            Отметим, что все уроки раздела I «Признаки предметов» направлены на развитие интеллектуальной сферы (формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся) на этапе адаптации первоклассников, что послужит успешному дальнейшему изучению математического материала и выполнению различных математических задач, логических задач, задач на смекалку и.т.п.
 
            В рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» задания, направленные на развитие мыслительных операций, имеют место так же с первых уроков. Приведем примеры таких заданий.
Тема 1. «Ты - школьник»
-Найди пару каждому рисунку верхнего ряда. Соедини рисунки.(Верхний ряд: коробка с красками, ребенок-школьник, коробка с мелками, ручка. Нижний ряд: школа, альбом для рисования, тетрадь, школьная доска.)
- Помоги львенку собрать портфель. (Тетрадь, карандаши с ластиком, кубики, плеер, пенал, плюшевый мишка. учебники, связка бананов).
Раньше, позже (дополнительный материал)
-Определи, в каком порядке складывали башню. Раскрась кубики.
- Соедини стрелками рисунки по порядку, что было раньше, что потом.
Тема 6. Предметы и их признаки.
- Что это за предметы? Нарисуй в каждом ряду ещё один предмет. (На рисунке изображены две группы предметов. В первой: сковорода, тарелка, кастрюля. Во второй: пила, молоток, топор)
 
Задания «Букваря» (обучение грамоте), связанные с тематическими группами слов, над которыми работают дети на уроках в добуквенный период (так же с первых уроков), направлены на  развитие интеллектуальных умений у маленьких учеников.
Урок 1. Календарь и календарные праздники.
-Посмотрите, наш художник – хитрец нарисовал для вас загадку на четырех рисунках. На всех рисунках дерево. Одно и то же дерево? Дерево одно, а рисунки разные. Почему? (художник изобразил дерево в разное время года)
-Какие времена года вам известны? Какие признаки зимы изобразил художник, рисуя зимнее дерево?А по каким признакам вы узнали весеннее дерево?
-Какое время года изобразил художник на нижнем левом рисунке?Почему?
-Что изобразил худолжник на последнем рисунке?Почему вы решили, что это осеннее дерево?
Времена года сменяют друг друга по очереди. Посмотрите, верно ли разместил рисунки на странице художник-хитрец?...
 
-Посмотрите на рисунки, которые разбросал художник-хитрец на следующей странице. (рисунки, иллюстрирующие календарные праздники: Новый год, 8 марта- международный женский день, 1 сентября – день знаний, 23 февраля - день защитников Отечества, 9 мая – день Победы, 12 июня – день независимости России). Что изобразил художник? Как одним словом назвать то, что изобразил художник?(календарные праздники).
Далее идет работа с тематической группой слов «Календарные праздники».
Урок 2. Животные и растения вокруг нас. Слова-названия.
Рассмотрите рисунки, расположенные на стр.6-7.Можно ли разделить их  на группы? Какие? (Животные, растения)
-Какие слова войдут в группу «Животные»?
-Какие слова войдут в группу «Растения»?
 
Урок 3. Природа вокруг нас. Знакомство с предложением.
На доске рисунки мака, ландыша, кошки, мышки, рябины, сосны.
-На какие группы можно разделить эти рисунки? Каким общим словом назовем рисунки каждой группы? (Цветы, животные, деревья) Запишем слова по группам(дети записывают схемы слов)
-Дайте слова – названия следующих рисунков и предметов: ранец, карандаш, пенал, книга. Каким общим словом можно назвать?
- Запишите схемы слов – названий: шкаф, стол, парта, стул. Каким общим словом можно назвать?
Игра «Да-нет»        
Учитель называет слова и предложения.
-Если я произнесла предложение, то вы говорите «Да!», если отдельные слова – «Нет
Ночь, день, раннее утро, вечер.
Наступила лунная ночь.
Узкая дорожка вела к домику лесника.
Лесник, дорожка, узкие, домики.
Шелест, листья, осень.
Осенние листья шелестят на ветру.
 
На переменах для детей можно организовывать игры, способствующие развитию логического мышления и способности к обобщениям. Например:
Назови три предмета
В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому.
Ведущий (вначале – учитель, а затем – кто-то из детей) называет слово (например, мебель) и бросает мяч одному из играющих. Тот должен назвать три предмета, которые можно назвать одним этим словом (например, стул, стол, кровать). Кто ошибся, платит фант.
Назови одним словом
Вариант предыдущей игры. В отличие от предыдущей игры, здесь по нескольким видовым понятиям дети учатся находить родовые. Например, ведущий называет: «Малина, клубника, смородина». Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды.»
Ромашка, фиалка, лилия
Кукла, скакалка, мяч
Курица, утка, гусь
Тополь, береза, ель
Медведь, лиса, волк
Саша, Витя, Марина
 
Цветы
Игрушки
Домашние птицы
Деревья
Животные
Имена
 
Более сложным вариантом игры будет такой, когда ведущий (учитель) во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия и дети находят родовые, то называет родовые понятия, а дети называют видовые.
Отвечай быстро
В игре дети учатся классифицировать предметы по определенному признаку (по цвету, размеру, качеству и т.д. Играющие встают в круг. Учитель называет какой-либо признак, например цвет, и бросает мяч одному из детей. Он должен назвать предмет, имеющий этот признак, назвать свое слово – признак и перебросить мяч другому ребенку. Например: «Зеленый», - говорит учитель и бросает мяч. «Лягушка», - отвечает ребенок и, сказав «красный», бросает мяч другому ребенку, тот называет «яблоко», говорит свое слово и снова бросает мяч.
В качестве признака могут быть использованы: форма (круглый – мяч, солнце, яблоко и т.д.; квадратный – платок, лист бумаги, сиденье табурета и т.д.), качество (деревянный, каменный, стеклянный) и др.
 
  1.       Формирование познавательной мотивации.
В начале учебного года, на первых этапах адаптации, мотивы, связанные с познанием, учением, имеют незначительный вес, а познавательная мотивация учения и воля еще недостаточно развиты. Они постепенно формируются в процессе самой учебной деятельности. Ценность учения ради знаний, потребность постижения нового – вот что должно быть основой учебной деятельности.  В связи с этим приведем цитату, принадлежащую В.В.Давыдову. «Эта потребность возникает у ребенка в процессе реального усвоения им элементарных теоретических знаний при совместном с учителем выполнении учебных действий, направленных на решение соответствующих учебных задач».
Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. В связи с этим подавляющее большинство уроков, предлагаемых учебниками УМК «Школа 2100», построено с учетом использования общепредметной проблемно - диалогической технологии.  
Урок введения нового знания имеет следующие этапы:
  1. Актуализация знаний и постановка проблемы. После осознания детьми проблемной ситуации учитель просит их самостоятельно сформулировать вопрос, ответ на который они будут искать на уроке.
  2. Совместное «открытие» знаний. При изучении нового материала деятельность учащихся организуется так, чтобы   «открывали» новые для них знания. Содержание учебного материала дается не как готовое знание, а как система задач для учащихся. Учитель последовательно задает учащимся вопросы, которые подводят их к решению поставленной проблемы. Многие задания, предложенные в учебниках, содержат инструкции вида: «Подумай…», «Сравни…», «Сделай вывод…» и т.п.
  3. Первичное закрепление. На этом этапе учащиеся выполняют тренировочные упражнения с проговариванием вслух, а потом  про себя каждого шага при пошаговом контроле учителя.
  4. Самостоятельное выполнение упражнений. Проверка выполненных упражнений осуществляется на уроке, учитель и дети совместно анализируют и исправляют допущенные ошибки.
  5. Повторение и закрепление ранее изученного материала (тренировочные упражнения). Эта работа происходит на каждом уроке, хотя в структуре урока такой этап не всегда выделяется. Это связано с тем, что большинство заданий, предложенных в учебниках, позволяют решать одновременно несколько учебных задач: изучение нового, установление связей с ранее изученным материалом, формирование умений применять имеющиеся знания в новых нестандартных ситуациях.
Уроки, построенные с использованием технологии проблемно – диалогического обучения, обеспечат высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья. (см Сборник программ) А это очень важно уже на этапе адаптации учащихся к школе.
 
  1. Формирование новой позиции «ученик». Знакомство со школой, с правилами и нормами поведения.
Сегодня большинство детей в основном готово к школьному обучению. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: «я теперь ученик!», готовность к выполнению задач, стоящих перед ним, помогают ребенку принять требования учителя, которые касаются его поведения, взаимоотношений с одноклассниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т.п. Выполнение многих правил достаточно трудно для ребят, но,  несмотря на это, воспринимаются они как общественно значимые и неизбежные.
Вы знаете и понимаете, насколько важно, чтобы соблюдение правил и норм поведения было постоянным, не зависящим от настроения. Рекомендуем с самого начала разъяснить детям, что от них требуется, показать отличие их новой позиции, прав и обязанностей от того, что было в дошкольном детстве. Но лучше построить разговор о соблюдении правил и норм поведения таким образом, чтобы он не обернулся перечнем запрещений и обязанностей. Пусть дети сами стараются разобраться в необходимости каждого правила, выделить наиболее важные, значимые.
В курсе «Окружающий мир» для 1 класса («Я и мир вокруг») авторами  предусмотрены уроки «Как мы будем учиться» (вводный урок), «Ты – школьник».
Первый вводный урок окружающего мира «Как мы будем учиться» авторы предлагают посвятить знакомству с новым предметом и учебником. (Для этого не обязательно требуется целый урок, поэтому эту тему можно совместить с первой экскурсией по школе, на которой учитель покажет, как в ней ребятам ориентироваться.)
Урок №2  «Ты – школьник» (Часть 1. Тема 1)
Главная цель этого урока – объяснить детям их новую роль школьника, показать, как изменилась их жизнь, их права и обязанности, научить школьной жизни.
– Наш урок необычный. К нам пришел учиться мальчик (девочка) из другой страны (переодетый в «иностранца» один из школьников).
– Можем ли мы рассказать «иностранцу» с помощью жестов о нашей школе? (Нет, нам придется пойти и показать)
Учитель с учениками отправляется на экскурсию по школе. Он задает вопрос и просит школьников показать ответ.
– Где мы раздеваемся? Снимаем ли мы только одежду или еще и у нас есть сменная обувь? Где мы завтракаем? Где расположен туалет? Где мы занимаемся физкультурой? Где находится кабинет директора? Где мы гуляем на переменах?
Учитель с учениками возвращается в класс, где экскурсия продолжается. Школьники обходят класс и показывают «иностранцу» его особенности.
-Что делают на уроке ученики и учитель? Где сидят школьники? Где учитель и ученики пишут так, чтобы все видели? Есть ли в нашем классе растения? Где они? Где хранятся книги?
– Могли ли мы показать все, чем мы занимаемся в классе? (Нет)
– Расскажите, что мы делаем на уроке чтения, письма, математики, окружающего мира.
– Как мы ведем себя на уроке? Как мы сидим? Говорим ли мы все хором или по очереди? Что надо делать ученику, если он хочет задать вопрос учителю?
На первом уроке обучения грамоте «Вводный урок. Календарь и календарные праздники. Знакомство с прописями» дети знакомятся с букварем как  учебной книгой, а значит, уместно на этом уроке вместе с ребятами выработать правила пользования учебной книгой.
-Почему у вас у всех одинаковая книга? Разве интересно, когда у всех на парте одна и та же книга? Почему в школе детям дают одинаковые книги? Как называют эти книги школьники? (Учебники, учебные книги)
-Почему эти книги-учебники?
-Какие правила работы с  книгой важно соблюдать, выполнять?(Дети предлагают правила)
Может, обращение книги к вам поможет составить (дополнить, уточнить) эти правила.
Я – книга. Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Мой переплет не выгибай!
Мой корешок не поломай!
Запомни – я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.

 
Главный помощник в учёбе – учебник,
Он молчаливый и добрый волшебник,
Знания мудрые вечно хранит,
Ты сбереги его праздничный вид!
Сразу в обложку его оберни,
Ручкой не пачкай, не рви и не мни,
Славный учебник научит всему,
Будь благодарен за это ему!
 
- Так какие правила пользования книгой можете назвать? Дети называют правила:
1. Берите книгу чистыми руками.
2. Не перегибайте страницы.
3. Не перегибайте книгу.
4. Не читайте книгу во время еды.
5.Чтобы книга дольше служила, оберните её.
 
 
На уроке риторики «Приветствие. Здравствуйте! Привет! Доброе утро! Добрый вечер!» (2 урок) дети учатся уместно употреблять различные формы приветствия - в зависимости от адресата, от ситуации. В связи с этим рекомендуется в беседе с детьми ответит на вопросы?
-Кого вы можете приветствовать словом «Здравствуйте!»? А кого словом «Привет!»?
Здесь же уместно будет разыграть и проанализировать следующие речевые ситуации.
- Утро. Вы идете в школу. По дороге встречаете одноклассника. Как вы с ним поздороваетесь?
- Вы вошли в школу. Увидели учителя. Как вы будете приветствовать учителя? Приветствовать в школе нужно только своего учителя?
- Каким образом вы  приветствуете  учителя перед началом урока?
            На уроке «Знайкина школа» (3ий урок риторики) ребята закрепляют употребление форм приветствий на примере повседневных ситуаций школьной жизни. С этой целью учащимся можно предложить разыграть речевые ситуации.
-Встречаются учитель и ученик. Как будет строится в этом случае приветствие? Давайте разыграем эту ситуацию.
-А как вы поздороваетесь, если рядом с учителем будет стоять еще один взрослый, не знакомый вам?
- С кем можно еще встретиться в школе?
-Вы пришли в школьную столовую или библиотеку, и.ли мед.кабинет. Как вы поприветствуете  работников (библтотекаря, мед.сестру, поваров)?
На этом уроке можно организовать очередную экскурсию по школе в связи с его целью. Входя в библиотеку, столовую, в кабинет директора дети смогут на практике применить полученные на уроке знания.
 
            В дневнике для первоклассника, созданном авторами ОС «Школа 2100» предложен способ выбора правил поведения в школе самими учениками. Авторы рекомендуют не знакомить детей с готовыми правилами, которые вывели взрослые, а вовлечь их в интересную деятельность по выбору «Правил нашей жизни».
На первой  учебной неделе можно провести  внеклассное мероприятие  «Выбираем правила нашей жизни», на котором дети сами определят правила жизни в школе. Все правила, которые выработают ребята на этом мероприятии, можно записать или оформить в виде схемы, рисунка и разместить в классе.
 
Вариант мероприятия:
Цель: формирование положительного отношения к правилам поведения в школе у младших школьников
Задачи: дать представление детям о необходимости правил в различных взаимоотношениях; побудить учащихся к соблюдению правил, дисциплинарных требований,  установленных в школе; помочь детям выстроить модель возможных отношений с учителем, одноклассниками в новой жизненной ситуации;  разработать структуру правил, которые способствовали бы конструктивному взаимодействию между учениками и учителями.
  1. Оргмомент.
Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Скажем  весело: "Ура!"
Начинать урок пора!


 
  1. Актуализация знаний. Постановка  задачи мероприятия.
- Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Да - нет!».  Я буду задавать вам вопросы, а вы внимательно их слушайте и хором дружно отвечайте «ДА!» или «НЕТ!"
Вы друг другу помогайте,
На вопросы отвечайте:
«Только ДА, и только НЕТ!»-
Дружно дайте мне ответ.
Если НЕТ вы говорите,
То ногами постучите,
Если говорите ДА,
В ладоши хлопайте тогда.

 
В школе учатся друзья? (да)
Друга выручим всегда? (да)
Врать не будем никогда? (да)
В классе списывать ответ? (нет)
Кинуть камень кошке вслед? (нет)
Брать в автобусе билет? (нет)
 
- Как же нет? В автобусе всегда надо брать билет! Будьте внимательны!
 
Не робеть когда беда? (да)
Не жалеть для дел труда? (да)
Рук не мыть когда обед? (нет)
 
-Разве не надо мыть руки перед едой?
 
Грязь смывать всю без следа? (да)
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья? (да)
Мы лентяям шлем «Привет!»? (нет)
А тем, кто трудится всегда? (да)
 
- Что помогло вам правильно ответить на вопросы этой игры, особенно на вопросы – «ловушки»?(знание различных правил)
-Какие правила встретились нам в этой игре? (Дети называют правила.  Например,  помогай другу в беде; не списывай на уроках; мой руки перед едой и др.)
- Ребята, а что такое «правило»? Как вы понимаете?
- А нужны ли вообще правила?
- Да, существуют различные правила: правила гигиены, правила дорожного движения, правила поведения при пожаре, правила поведения в общественном транспорте и др. Ребята, как вы думаете, а есть ли «правила школьной жизни»?
-Давайте  вместе решим, по каким правилам мы будем жить в школе.
 
  1. Решение поставленной задачи.
 
А) Мой учебный день (стр.14-15)
 
- Теперь вы школьники! Как же будет проходить ваш учебный день?
Детям предлагается самостоятельно пронумировать рисунки (определить последовательность событий учебного дня). После этого обсуждается режим дня школьника. Можно предложить стихотворные комментарии к некоторым  рисункам:
Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся.
Чтобы в школе не зевать,
Носом парту не клевать.

 
Одевайся аккуратно,
Чтоб смотреть было приятно.
Форму сам погладь, поверь,
Ты большой уже теперь.

 
Каждый малыш обязательно знает –
В школу голодным ходить не годится!
Трудно там будет сидеть и учиться,
Будут все мысли твои не о том,
Трудно учиться с пустым животом.
 
Стала Ира в школу собираться,
Стрелой по комнате метаться.
И, торопясь, в портфель кидать
Пенал, линейку и тетрадь.
Когда же в школу прибежала,
Готовиться к уроку стала,
Портфель открыла и застыла:
Она учебники забыла!
А вы, друзья, совет примите,
В портфель всё с вечера сложите.
 
Приучай себя к порядку,
Не играй с вещами в прятки,
Каждой книжкой дорожи,
В чистоте портфель держи.

 
- Соблюдать режим дня необходимо. От этого зависит и ваше здоровье, и настроение, и успешность запланированных дел.
Б) Физкультпауза:
Потрудились – отдохнем!
Встанем, глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот,
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять,
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
 
В) Правила школьной жизни. Работа в парах.
- Ребята, как вы думаете, какие правила необходимы в школе?
-Какие правила есть для учителя и для учеников?
-Как вы думаете, нужны ли они вообще? Сейчас мы с вами сыграем в игру и узнаем, зачем же нужны правила.
Представьте себе, что вы находитесь на школьном совете. Этот совет принимает самые важные решения о жизни в школе. Вам сейчас предстоит  посовещаться и решить, какие правила вы бы хотели бы установить в школе. А помогут вам в этом рисунки, которые размещены на страницах нашего дневника. Работать будем в парах по рядам.
1 ряд – Правила безопасного поведения в школе (стр.16-17)
2 ряд – Правила поведения в классе (стр.18-19.)
3 ряд – Культура поведения и уважения друг к другу (стр.20-21)
 У вас есть 5 минут на обсуждение правил. Как только вы в паре решите, какое правило необходимо в школе, возьмитесь за руки и поднимите их. Мы будем видеть, что пара ваша готова предложить правила.
(Дети в парах обсуждают необходимые в школе правила. Далее они выступают, говорят, какие правила хотели бы, чтобы были в школе, объясняют необходимость введения этих правил)
Предлагаем стихотворные комментарии к некоторым правилам:
Правила безопасного поведения в школе (в столовой)
Звонок! Все дружною гурьбой
В столовую летят стрелой.
А здесь есть правила свои,
Запомни их и повтори!
Ешь аккуратно, не спеши,
Не брызгай, на пол не кроши,
Хлеб береги и уважай,
Его повсюду не бросай.
Поел – и  убери, Друг мой,
Свою посуду за собой.
 
Правила поведения на перемене
На перемену мальчишка спешит –
Кто пред напором таким устоит?!
Он ведь бежит, как олень молодой,
Дети обходят его стороной…
 
Правила поведения в классе (на уроке)
Две девчонки, как сороки
Разболтались на уроке.
И по «двойке» получили,
Дома близких огорчили.
Что же, пусть теперь узнают:
На уроках не болтают.
Вас не просят отвечать?
Значит, лучше помолчать!
 
На уроках не хихикай,
Стул туда – сюда не двигай,
Педагога уважай,
И соседу не мешай.



Вот сидит за партою в школе ученик.
Парта разрисована вдоль и поперёк.
Это безобразие прекратить желательно,
Эту парту вычистить нужно обязательно.
Пусть отныне выглядит парта аккуратно.
И за ней учиться вам будет так приятно.
 
Грустно в школе без игрушек,
Может быть, машинку взять
И под партой покатать?
По солдатикам скучаю,
Чем занять себя, не знаю.
Только вот что, детвора,
Школа — это не игра,
Здесь трудиться надо честно,
Это каждому известно!
Солдатикам не место тут,
Игрушки дома подождут.
 
Культура поведения и уважения друг к другу
Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся,
Зря не хмурься, будь смелей,
И найдёшь себе друзей.



-  Что важного вы узнали, услышали? Какой вывод мы можем сделать?
(Правила нужны в школе, они дают возможность учиться, дружить, играть. Выполнять их иногда очень сложно и не хочется, но все равно нужно.)
4. Итог мероприятия.
 - Соблюдать правила должны все, не только ученики. Правила нужны, они подсказывают нам, как себя вести по отношению к каждому человеку. Как следует себя вести по отношению к маме, учителю, незнакомцу? Если вы будете обнимать незнакомца, грубить маме, не выполнять домашнее задание — что произойдет?
Пожалуйста, подумайте несколько минут и ответьте: если бы не было правил, что тогда происходило бы в школе?
 
            5. Задание на дом (выполняется детьми по желанию)
- Я предлагаю вам нарисовать дома два рисунка на такие темы: «Школа с правилами» и «Школа без правил». Всем ли понятно задание?
- Так же можете нарисовать правило, которое вы считаете наиболее важным в школьной жизни.
Мы еще будем говорить о правилах школьной жизни, поэтому  организуем выставку ваших рисунков, рассмотрим их и обсудим.
 
  1. Общение с учителем, со сверстниками. Умение работать вместе.
Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умением работать вместе. На этапе формирования отношений между детьми предлагаем познакомить ребят друг с другом, создать атмосферу общей работы, сотрудничества, взаимопонимания.
1 сентября в первый учебный день на самом первом уроке после того, как дети займут свои места за партами, вы можете попросить ребят улыбнуться друг другу: соседу справа, соседу слева.. После этого можно  попросить ребят познакомиться, если они не знают соседа по парте.  Потом ласково поздороваться, пожать руку, например: «Здравствуй, Леночка!»  и ласково ответить: «Здравствуй, Боренька!».
После приветствия каждый ребенок назовет свое имя. Но таким способом запомнить всех трудно. Поэтому вы можете использовать такой прием: попросить выйти к доске, сначала тех ребят, которых зовут Анастасия (Лена, Игорь и т. д. со всеми именами). Ребята с одинаковыми именами получают цветочки из бумаги одного цвета. Когда все цветы розданы, можно попросить поднять вверх цветы тех ребят, кого зовут Анастасия, и т. д. Можно предложить ребятам  покружиться под “Вальс цветов”, а в конце занятия – сделать на листе ватмана зеленого цвета полянку. Каждому ребенку по очереди предлагается найти место на полянке и наклеить самостоятельно свой цветок. После этого важно обратить внимание ребят на то, какая чудесная поляна получилась, какой большой класс, и каждому ученику в нем есть место.
 
На уроке обучения грамоте «Животные и растения вокруг нас. Слова – названия. Правила письма» (2ой урок) на этапе повторения изученного  возможно расширить знания детей друг о друге.
            -Назовите времена года.
            -Определите последовательность календарных праздников, время проведения.
            -В каком рисунке трудно определить время года? Почему? (Рисунок, на котором изображен ребенок с игрушкой и тортом  с шестью свечками, т.к. день рождения у каждого ребенка в свой день).
            -Расскажите, а в какое время года вы празднуете свой день рождения, в какой месяц и день. Я, например, родилась летом, 15 августа.
            -Давайте познакомимся со всеми ребятами, родившимися зимой (дети выходят к доске, называют свое имя, дату своего рождения), весной, летом, осенью.
 
Ребенок уже с первых дней обучения в школе должен почувствовать, что  ему интересно и радостно среди одноклассников, т.к. ему нужна их оценка, их отношение, каждому малышу хочется завоевать доверие ребят и авторитет. Положительные эмоции, которые испытывает ребенок при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают процесс адаптации.
На переменах в первые недели обучения детей в 1 классе возможно проведение таких игр и упражнений, которые способствуют созданию в детском коллективе дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым не только процесс адаптации, но и процесса совместного обучения. Вот несколько таких игр.
«Прошепчи имя» (эта игра поможет детям сблизиться друг с другом).
Инструкция: Начните бродить по классу… При этом подходите к разным ребятам и шепчите им на ушко свое имя…(2-3 мин).
Теперь, пожалуйста остановитесь… Сейчас, когда вы снова начнете бродить по классу, вам нужно будет подходить к разным ребятам и шептать им на ушко теперь уже не свое, а их имена. Если вы не помните чьего-то имени, то попытайтесь угадать его. Ваш партнер поправит вас, если вы ошибетесь (2-3 мин)
Анализ игры:
-Запомнили ли вы, как кого зовут?
- Чье имя тебе нравится больше всего?
- Доволен ли ты своим собственным именем?
Когда дети хорошо знают друг друга можно использовать другие варианты этой игры:
«Прошепчи другому, что интересного вы делали в эти выходные!»
«Прошепчи другому на ушко, чему новому вы научились!» и др.
 
«Что я люблю делать…» (В этой игре дети имеют возможность рассказать о себе,  проявив при этом оригинальность и артистизм. Однако не у всех детей в равной мере развиты артистические способности, поэтому очень важно, чтобы участие в игре было добровольным.)
Инструкция: Хотите ли вы лучше узнать друг друга необычным способом? Предлагаю вам следующую игру. Один из вас выберет что-то, что он очень любит делать и начнет без слов нам это показывать. Все остальные внимательно смотрят, что делает выступающий, и пытаются угадать, что он хочет нам сказать. Высказывать наши догадки мы будем только после того, как выступающий завершит свою пантомиму и поблагодарит за внимание. После того, как все желающие выскажутся, выступавший скажет нам, есть ли среди нас те, кто понял его правильно. После обсуждения будет выступать следующий. Можно я буду первой выступающей?
Анализ игры:
-Кто из выступающих удивил своим увлечением?
-Трудно ли объяснять без слов?
-Трудно ли отгадывать?
- Кто из детей любит делать то же, что и ты?
 
«Кого не хватает?» (Эта игра предоставляет детям отличную возможность подчеркнуть важность каждого ученика.)
Материалы: большое покрывало(или несколько покрывал для усложненного варианта)
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Замечаете ли вы, когда в классе нет вашего друга или подруги? А замечаете ли вы, когда нет кого-то другого?
Каждый ученик в классе очень важен для нас. Когда кого-то нет, мы по нему скучаем, согласны? Я очень рада, что все сегодня здесь (если никто не отсутствует, а если в этот день кого-то нет, обратите на это внимание всех детей и попросите назвать его имя )
Предлагаю поиграть в такую игру: один из нас будет прятаться, а остальные будут отгадывать, кто именно спрятался. Я попрошу всех закрыть глаза. Тот, к кому я прикоснусь, должен будет открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину круга, сесть и укрыться покрывалом. После того, как я попрошу открыть всех глаза, постараемся угадать, кого не хватает. А теперь закройте глаза….
Анализ игры:
-Почему важен каждый ученик в классе?
- Как ты показываешь остальным детям, что они важны для тебя?
-Знаешь ли ты всех одноклассников по именам?
-Чьи имена ты еще не запомнил?
 
«Друг к дружке» (Это упражнение обеспечивает возможность контакта и взаимодействия почти всех детей друг с другом, так же является быстрой освежающей разминкой во время перемены)
Инструкция: Предлагаю поиграть в интересную игру, во время которой все нужно делать очень быстро. Надо быть очень внимательными, чтобы правильно выполнить задания этой игры. Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку… А теперь я буду говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом:
-правая рука к правой руке!
-спина к спине!
-нос к носу!
А теперь, запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я скажу: «Друг к дружке!» вам нужно будет быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы будите дотрагиваться друг друга. Итак:
-Друг к дружке! Ухо к уху!
-бедро к бедру!
-пятка к пятке!
Пусть дети поменяют пять-шесть партнеров.
            Анализ игры:
-Понравилась вам игра?
- Легко ли действовать так быстро?
- В чем заключалась трудность?
 
            На первом уроке риторики «Плохо одному», целью которого является раскрыть мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми, рекомендуется обсудить с детьми следующее:
- Почему плохо одному на свете, плохо, когда не друзей?
-Зачем человеку общение?
            -Я хочу рассказать вам историю о мальчике, который ведет удивительные разговоры. Послушайте и подумайте, о чем он говорит? Почему?(на материале стихотворения «Разговоры» Г.Горбовского)
Хорошо говорить по субботам
В зоопарке - с самим бегемотом.
А еще хорошо вечерами
Заводить разговор -  с комарами.
Заскучаю порою немножко
И болтаю со спящею кошкой…
Нарешаюсь задач – и нередко
Разговор завожу… с табуреткой,
Или, скажем, со шкафом в прихожей-
Не всегда, но беседу тоже…
- Почему у мальчика такие необыкновенные собеседники? (Наверное, у мальчика нет друзей, ему скучно, тоскливо одному)
-Может ли он получить от них ответ? (Нет, т.к. собеседники неодушевленные).
-Но однажды произошло вот что:
…Наш сосед по квартире – Антонов –
Подозвал меня вежливым тоном:
-У меня к тебе просьба по дружбе…
Отношения выяснить нужно
С глупой вещью… В прихожей есть ящик.
Сколько будет он гвозди таращить,
Раздирать мне штаны и рубашки?!
Побеседуй, сынок, с деревяшкой!
…Взял я в руки железные клещи
И пошел разговаривать с вещью.
Преспокойно – без крика т злости –
Взял и вынул из ящика гвозди.
Ящик крякнул… и вдруг – развалился.
А довольный сосед – веселился!
- Как вы думаете, ребята, изменилось ли настроение у мальчика после общения с соседом? Как?(дети высказывают свои предположения). А вот что  говорит об этом сам герой стихотворения.
…Было очень приятно с соседом
Провести деловую беседу.
Пусть Антонов чуть-чуть улыбался –
Все равно разговор состоялся.
Пусть не очень серьезный, понятно,
Говорить с человеком – приятно!
Не с диваном, не с креслом тяжелым –
С человеком – живым и веселым.
-Чему же так обрадовался мальчик, от чего ему было приятно? (от того, состоялось общение с человеком)
- Послушайте еще одну историю, которая называется «Я люблю ходить вдвоем». Её рассказала А.Барто. Постарайтесь ответить на вопрос: почему герой этой истории любит ходить вдвоем?
Я люблю ходить вдвоем
В поле, лес, на водоем,
Я люблю пускаться в путь
Не один, а с кем-нибудь.
Я люблю кричать: «Гляди!
Посмотри! Постой-ка!
Видишь, речка впереди!
Лодок, лодок сколько!..»
И с обрыва, с высоты
Я зову: «Ау! Где ты?
Погляди с обрыва,
Как вокруг красиво!»
Я один брожу в лесу…
(Так бывает редко)
Задрожала на весу,
Закачалась ветка.
Белка в зелени густой
Скачет в перелеске.
Я один…
Мне красотой
Поделиться не с кем.
-Почему же герой стихотворения «любит ходить вдвоем»?(Когда ходишь вдвоем, то можно разговаривать, общаться)
-О чем он хотел поговорить, чем поделиться?(Герой хотел «поделиться красотой», разделить свое чувство восхищения, хотел поговорить о том, что увидел)
-Всегда ли вам удается поделиться своими чувствами (радостью, грустью, восхищением, огорчением) с кем-нибудь (с мамой, папой, с бабушкой, другом)? Бывали ли случаи, когда вас не стали слушать? Как вы себя чувствовали в этот момент?
- Так зачем же нам нужна речь, общение друг с другом? (Речь нужна, чтобы делиться своими мыслями, чувствами с другими людьми. Без общения человеку трудно жить на свете, а, может, даже и невозможно)
 Урок  риторики по теме «Давайте договоримся. Поиграем вместе» (5ый урок) дает возможность учить детей организовывать совместную деятельность. Ребята узнают, что начать игру, распределить роли, решить спорные вопросы  помогут короткие, иногда смешные, забавные, с не совсем понятным содержанием стишки – считалки. На этом занятии рекомендуется предложить ученикам  ролевую игру, инсценирование сказки и т.п. для того, чтобы  они при помощи считалки (доступного для детей средства договариваться) организовали, спланировали совместную деятельность.
- Ребята, любите ли вы театр? Предлагаю превратиться в сказочных героев и разыграть сказку «Заюшкина избушка». Что нам надо сначала сделать, чтобы организовать эту работу? (Распределить роли).
-Кто хочет быть лисой? А зайцем? Кто хочет быть петухом? и т.д. (желающих на одну роль скорее всего буде несколько).Как же нам справедливо распределить роли? (нужно посчитаться)
-Какую считалку выберем? (далее дети распределяют роли при помощи считалки)
Можно предложить ребятам другую ситуацию:
- Ребята, для того чтобы поддерживать порядок в классе, необходимо организовать дежурство. Дежурить будем по три человека (с каждого ряда по одному ребенку). Как нам распределить кто с кем и когда  будет дежурить?(дети по рядам выбираю первых представителей для дежурства. Образуется тройка дежурных)
-Кто в вашей тройке будет поливать цветы, протирать пыль и мыть доску? (Ребята считаются, чтобы распределить обязанности).
После такой работы важно сделать вывод:
- Что нужно для того, чтобы организовать дружную работу, игру? (Нужно договориться, согласовать свои усилия)
Важно в  первые месяцы пребывания ребенка в школе привить ему чувство, что класс, школа – это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших и старших товарищей. Воспитательную работу  лучше  вести  прежде всего личным примером, отзывчивого, доброго педагога, готового прийти на помощь. Постарайтесь общаться с маленькими школьниками доверительным и мягким тоном ( недопустим ав­торитарный стиль общения учителя с первоклассниками). Очень важно использовать и различные формы невербального общения - обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т.п. Это не только успокаивает ребенка, но вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится. Для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка. От отношения учителя к ученикам на начальном этапе адаптации к школе зависит то, как будут складываться взаимоотношения  «учитель – ученик», отношения, которые в значительной степени определяют психологическую адаптацию ребенка в школе.
Для того чтобы у детей установился с вами хороший контакт, им важно знать о вас то, про что время от времени они думают или фантазируют. К таким вопросам относятся:
-Замужем ли вы?
-Есть ли у вас дети?
-Как вы обходитесь со своими детьми?
-Получали ли вы когда-нибудь двойки?
-Чем вы гордитесь?
-Чего вы боитесь? И др.
            Чтобы улучшить контакт с детьми, создать атмосферу открытости и честности проведите (может и несколько раз) игру «Интервью».
            Инструкция: Есть ли у вас ко мне вопросы обо мне? Предлагаю игру. Вы получаете 10 мин.на то, чтобы побольше узнать обо мне. Каждый из вас может подойти ко мне и задать какой-нибудь вопрос. Например: «Замужем ли я и есть ли у меня дети?» После того, как один ученик задаст свой вопрос, он возвращается на свое место, а я отвечаю. Затем может подойти следующий и задать свой вопрос. Итак, у вас 10 минут, чтобы лучше познакомиться со мной. Но я тоже хочу больше узнать о вас. Потом я буду задавать вопросы всему классу. Я уверена, что после этой игры мы будем больше знать друг о друге, и это поможет нам легче находить общий язык.
            Вопросы классу могут быть такими:
-Есть ли в вашей семье, кроме вас, другие дети?
-Кто из вас самый старший (самый младший)ребенок в семье?
-У кого из вас самое необычное хобби, увлечение?
-Кто из вас самый большой фантазер? И др.
 
            С помощью процедуры «Фоторяд» вы можете способствовать большему развитию у учеников вашего класса чувства принадлежности группе. При этом возможно подчеркнуть свое желание создать в классе атмосферу, близкую семейной, и показать, что дети очень важны для вас. Делайте раз в четверть или, лучше, раз в месяц «живой» фотоснимок каждого из учеников класса и приклеивайте все фотографии к листу ватмана.
            Эта коллекция поможет создать семейную атмосферу в вашей классной комнате. Для многих детей это будет их единственный фотоснимок за этот период. Когда вы сделаете новый фотоснимок, старый можете снять и подарить ребенку.
 
С целью формирования коммуникативных умений (умений общаться, взаимодействовать с другими людьми) на уроках по ОС «Школа 2100» ведется работа по развитию базовых умений различных видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма (на любом предметном содержании). Их развитие осуществляется посредством технологии проблемно – диалогического обучения (проблемно – диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем), технологии формирования правильного типа читательской деятельности (см.Сборник программ).
Использовать и совершенствовать коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач) позволяет применение (помимо фронтальной) групповой формы организации учебной деятельности детей.
 Уже на втором уроке окружающего мира «Путешествуем, не выходя из класса» можно предложить  детям в парах провести   игру «Инструктор и Робот» (раб. тетрадь, задание 2, стр.4 )
-  Представь, что ты робот. Попроси товарища отдавать тебе команды словами, а ты будешь их выполнять.
                На уроке «Ценный совет» (3ий урок), посвященном установлению взаимопонимания между собеседниками, детям предлагается поиграть в «Телефон» (рассказать друг другу что-нибудь интересное о животных с целью пополнить свои знания). На этом же уроке ребятам предоставляется возможность вместе нарисовать один рисунок (раб. тетрадь стр.6, задание 2) Нарисуй вместе с соседом по парте рисунок. Пусть один из вас нарисует дом, а другой – всё, что рядом с домом. Расскажите, что получилось. Так же на этом уроке можно предложить учащимся составить вместе один рассказ  на тему по их выбору. Пусть один начнет, а другой – продолжит.
             На уроке  «Где и куда» (4ый урок), на котором дети учатся пользоваться понятиями «вперед», «назад», «влево», «вправо», предлагается совместная деятельность: Постройте город из кубиков. А теперь давайте поиграем в водителя и штурмана гоночной машины. Штурман прокладывает маршрут и объясняет водителю, куда он должен ехать.
 
            Коллективную деятельность предусматривают уроки изобразительного искусства (рабочая тетрадь для 1 класса «Разноцветный мир»). Уже на уроке «Цветные карандаши. Рисуем животных» (2ой урок) предлагается изготовить общую аппликацию «Городок». На уроке «Знакомство с основами цветоведения» (урок закрепления изученного, 4ый урок) ребята выполняют коллективное панно «Цудо-дерево».
Авторами данного курса предлагается достаточное количество коллективных работ. Но этим количеством, думаем, можно не ограничиваться в том случае, если вы посчитаете целесообразным организовать  совместную творческую деятельность и на других уроках ИЗО, и если детям эта деятельность очень нравится.
 
  1. Оценка успехов и неудач в процессе учебы.
Особое значение в отношениях учителя и учеников, учеников между собой на начальном этапе обучения имеет оценка учителем успехов и неудач в процессе учебы. Психология восприятия ребенком оценки его деятельности,  в конечном счете,  является оценкой его личности в целом. Этому способствует реакция и сверстников, и взрослых (родителей, знакомых).
            Сейчас в практике школьного обучения на начальном этапе (тем более в процессе адаптации) предложено не использовать отметки для оценки учебных достижений первоклассников, т.к. отметка может быть постоянной психотравмирующей ситуацией, затрудняющей адаптацию ребенка в школе.
                Следует сказать, что успехи учеников важно обязательно оценить. Более того, успех каждого, пусть даже небольшой, необходимо постараться  заметить, сделать так, чтоб он был отмечен всеми. А вот неудачи, неуспехи и недостатки не нужно делать достоянием гласности – лучше поговорить о них с ребенком наедине.
Каждый педагог знает о том, что в ходе учебного процесса важно вести с учащимися работу по самооценке: учить детей адекватно оценивать себя, свои возможности, делать выводы, стремиться к самосовершенствованию (но адекватно!)
Известно, что завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результат своей деятельности, сравнивать себя с другими. Такая самооценка может показывать на существование искажения в формировании личности – «закрытости от опыта», нечувствительности к своим ошибкам. Неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.
За низкой же самооценкой скрываются два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.
Оптимальное представление о своих возможностях позволит детям адекватно определять их уровень. В связи с этим важно уже с первых дней обучения в школе формировать у ребят адекватную самооценку умения решать ту или иную учебную задачу.
Для этого коллектив авторов и методистов разработал технологию оценивания образовательных  достижений учащихся, которая позволяет развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. Так же данная технология призвана мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
Так детям с первых дней обучения в школе предлагается оценивать  собственные успехи, свое отношение к урокам, к школьному дню в целом. Но для этого важно, чтобы ребята знали, чему именно они должны научиться на конкретном уроке, на всех предметах в целом. Поэтому в дневнике первоклассника размещена таблица умений, которыми дети должны овладеть за 1ый год обучения в школе.
Как же работать педагогу над развитием умения самооценки у учащихся? В дневнике первоклассника дана подробная инструкция для учителя, использующего технологию образовательных достижений  (см. «Личный еженедельник первоклассника с.123-128).
           
Подводя итоги вышесказанному, отметим, что адаптация – многофакторный процесс включения ребенка в новые для него условия школы, в новую систему требований и контроля, в новый коллектив. От чего зависит успешность данного процесса? Она зависит от адекватности самооценки ребенка своего положения, своевременности перехода от игры к учению, правильных методов воспитания в семье, благоприятного статуса в группе сверстников, эффективности работы учителя в период адаптации первоклассников, от взаимоотношений учителя со своими учениками.
Для того, чтобы это сложный процесс протекал успешно, безболезненно для каждого малыша, необходимо ни пять, ни десять занятий по введению в школьную жизнь. Важно построить весь учебный процесс первого года обучения (особенно первой учебной четверти) так, чтобы он был направлен на создание комфортных, благоприятных условий для дальнейшей успешной учебной деятельности каждого ребенка, с учетом всех особенностей детей этого возраста, возможных трудностей адаптационного периода.
Надеемся, что данные методические рекомендации позволили доказать, что, работая по УМК ОС «Школа 2100» с использованием предлагаемых образовательных технологий, можно создать все необходимые условия для успешного вхождения первоклассников в школьную жизнь и становления настоящими школьниками, а значит, обеспечить успешную адаптацию к школе.
 
 
 
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Взаимодействие педагога с родителями учащихся важно направить на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
Каковы рекомендации по проведению родительских собраний?
  1. Собрание следует проводить в удобное для родителей время.
  2. Тема собрания должна быть выбрана с учетом возрастных особенностей детей.
  3. Родительское собрание должно быть хорошо подготовленным и полезным в педагогическом отношении;
  4. Важно просвещать родителей на собрании, обсуждать с ними актуальные проблемы, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
  5. Собрание должно иметь как теоретический, так и практический характер: включать разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. п.
  6. Классный руководитель (учитель) должен спокойно и тактично общаться с родителями.
 
Вариант конспекта родительского собрания
"Первое родительское собрание в начальной школе"
Ход родительского собрания
1. Вступление
Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в... (называет школу). Я рада видеть вас в нашем первом классе. Понимаю, как волнителен для вас момент поступления ребенка в школу. Сердечно поздравляю вас и ваших детей с этим этапом взросления.
В связи с поступлением детей в школу у них многое будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами – один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться.
Учиться – значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте познакомимся.
2. Знакомство.
-Педагог  знакомится с родителями, называя свое имя, отчество. Можно дать некоторую справку «О себе».
- С одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Я рада всем вам. А теперь, чтобы познакомиться с вами, я оглашу список учеников, а вы, пожалуйста, скажите, здесь ли их родители. (Зачитывается список класса.)
3. Обращение к родителям первоклассников. Советы родителям.
 
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!
Первого сентября ваш ребенок стал первоклассником.
Первый год учебы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного. Мы, взрослые - и учителя, и родители – думаю, хотим одного, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена положительными эмоциями. Для этого важно создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками.
Быть родителями первоклассника непросто.
Обычно от поступления ребенка в школу мы ожидаем  очень многого. Нам кажется, что первого сентября ребенок, как по волшебству, изменится, станет настоящим учеником.
Но что же происходит в реальности? И второго, и третьего, и десятого сентября он остается тем же вчерашним дошкольником. Ребенок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется боязнь не выполнить родительские наставления. 
Нам важно понимать: невозможно стать школьником в один момент. Адаптация ребенка к школе - это процесс длительный и сложный. Первое время ребенок находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста.
Важно помнить, что ребенок имеет право на дошкольные формы поведения. Это значит, что не нужно осуждать его  за интерес к игрушкам. Если мы активно поощряем  учебную деятельность ребенка, то важно поддерживать и его игровую инициативу. Усиление интереса к игре помогает первокласснику снять напряжение. Игровая деятельность с возрастом сойдет" на нет", но если стараться ее искоренить, то это не принесет ребенку никакой пользы.
Большинство детей идут в первый класс, горя желанием стать школьниками. Важно поддерживать это желание. Укрепляя учебную мотивацию ребенка, Вы, родители, постарайтесь каждый день искренне интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите:
«Что сегодня было самое интересное?»,
«Что нового ты сегодня узнал?»
«Чем вы занимались на уроке чтения?»,
«Что веселого было на уроке физкультуры?»,
«В какие игры вы играли?»,
«С каким настроением ты вернулся из школы? Почему?»
«Чем вас кормили сегодня в столовой?»,
«С кем ты подружился в классе?» и т.д.
 Чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. На первых порах ребенку необходимо ощущение собственной успешности, поэтому в первое время ему особенно важно поощрение. Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не ребенка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности.
Бывает и так, что порой не знаешь, за что ребенка похвалить. В этом случае нужно постараться найти что-то такое, что у него хорошо получается, пусть это всего лишь крючок из прописей.
В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Для многих детей это оценка не его работы, а его самого: "Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший". Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае  не должны влиять на ваше мнение о нем и на ваши чувства к нему. Важно помочь ребенку понять: иногда у него что-то не получается, но при этом он сам не становится плохим.
 Школьная жизнь - это не только радостные моменты. Иногда ребенок бывает грустным, рассерженным, обиженным на школу, учителя, одноклассников. Постарайтесь дать ему возможность выразить свои негативные чувства. Первокласснику необходимо наше понимание. Если мы внимательно выслушаем его, признаем, что обучение в школе действительно может быть неинтересным или трудным, мы поможем ребенку освободиться от гнетущих мыслей и чувств.
 Начало обучения в школе для ребенка - это прежде всего большие нагрузки. Школьный режим для него внове. Первоклассник становится раздражительным, импульсивным или же вялым, сонным, малоподвижным, слезливым. Такое изменение поведения ребенка - скорее всего признак переутомления.
В связи с этим, прежде всего,  рекомендуется создать для ребенка щадящий режим. Сохранить дневной сон, ограничить просмотр телевизора и время, проводимое за компьютером. Хорошо помогают снять напряжение бег, подвижные игры, плавание.
В качестве ПАМЯТКИ хочется предложить следующее:
  1. Для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
  2. Старайтесь не сравнивать ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим.
  3. Старайтесь не сравнивать  мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
  4. Важно понимать и принимать, что ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы.
  5. Постарайтесь не ругать ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны.
  6. Постарайтесь проявлять к ребенку максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.
  7. Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребенка!
 
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе, в первую очередь окажите ему помощь в приобретении и развитии следующих умений:
·   брать в школу все необходимое;
·   правильно и быстро готовиться к уроку (выполнению домашнего задания);
·   здороваться с учителями и детьми;
·   отвечать на поставленные вопросы и самому задавать их;
·   слушать объяснения и задания учителя, выполнять задания;
·   просить о помощи, если что-то не получается;
·   заниматься одним делом долгое время;
·   правильно реагировать на замечания;
·   устанавливать дружеские отношения со сверстниками.
Успешная учеба во многом зависит от эффективного сотрудничества семьи и школы, поэтому мы будем рады видеть вас в школе с вопросами, предложениями, пожеланиями в любой момент.
 
  1. Особенности школьной жизни
В школе есть свои правила. Вы понимаете, что очень важно соблюдать дисциплину, выполнять задания и т.д..
Постарайтесь обеспечить ребенку:
- школьную форму: повседневную и парадную (подробно описать форму и предъявляемые к ней требования);
- аккуратный внешний вид: прическу, наличие пуговиц и исправных застежек-молний, носовых платков и расчесок;
- необходимые школьные принадлежности.
 
5. Организация учебного процесса
Преподаватель в нескольких словах сообщает о программе, по которой будет учиться класс. Педагог показывает родителям учебники, знакомит с их содержанием. Также следует познакомить родителей (очно или заочно) с администрацией, другими специалистами, работающими с классом, выдать распечатку с их фамилиями, именами и отчествами.
Преподаватель перечисляет особенности организации учебного процесса в начале обучения, такие как:
-пятидневная учебная неделя;
-минимальное по объему домашнее задание;
-безотметочное обучение в первом классе, словесная оценка работы;
-расписание звонков и уроков;
-адаптационный период – три недели или месяц в зависимости от класса (в эти дни у детей по три урока);
-рассаживание и пересаживание детей за парты по медицинским показаниям;
-схема безопасного пути в школу (пройти с ребенком от дома или от метро, зеленым карандашом нарисовать схему и приклеить ее на форзац букваря);
-порядок питания в столовой;
-Центр дополнительного образования: кружки, клубы, секции, расписание их работы;
-значки с именами.
  1. Организационные вопросы
  2. Прощание.
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Елена Ивановна, очень полезный материал Вы разместили в своей статье! Буду рекомендовать коллегам-"первоклассникам" использовать в своей работе Ваши методические находки! Спасибо!
Юлия Пасынок, дата: 11.11.2016 в 15:07  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ