С нами 17341 учитель, 7338 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения и начального литературного образования на основе использования технологии коллективно–творческого этюда"
 Творчески одарен не ум человека, а его личность, и лишь понимание личностной непохожести одаренного ребенка дает возможность понять его творческий и интеллектуальный потенциалы. От природы в индивиде нет еще никаких способностей, а есть задатки, то есть анатомо–физические предпосылки, которые могут превратиться (а могут и не превратиться) в способности. Но, во–первых, задатки у всех разные: во–вторых, задатки нужно развивать, превращать в способности, а для развития способностей нужна деятельность. Однако не любая деятельность развивает способности, а лишь такая, в процессе которой возникают положительные эмоции.

Любые задатки могут заглохнуть, если для развития не окажется благоприятных условий. И, наоборот, даже в том случае, если ребенок не выделяется особыми задатками, его способности можно в известной мере развить.
Что же способствует проявлению творческих способностей?
Одно из условий – свобода выбора, возможность самому принять решение в разнообразных (чаще нестандартных) ситуациях. Давая ученикам возможность самим выбрать тему работы и вид деятельности (индивидуальный или групповой), мы ставим их в ситуацию выбора. А оказавшись в ситуации неопределенности, школьник в какой – то  момент непременно воскликнет: «Эврика!» и пусть не смущает вас, если это открытие будет явно носить субъективный характер. Важно, что оно сделано.
Итак, учитель должен  прежде всего заметить, «не упустить» творчески одаренного ребенка, затем найти к нему индивидуально – личностный подход, основанный на взаимном доверии и уважении, в дальнейшем не только стимулировать стремление к саморазвитию, но и корректировать его не простые отношения с окружающим – то есть благоприятную атмосферу для творческого развития личности. Это можно достичь через систему дифференциации, организацию внеклассной работы, где сами формы занятий ориентированы на стимулирование творческого начала.
Следует также отметить организацию системы заданий творческого характера и на уроках. К ним относятся выразительное чтение, драматизация, музыкальные композиции, иллюстрации к прочитанному, составление плана, составление плана, моделирование сюжета, творческий пересказ с введением сюжетных изменений, новых героев. При этом, рекомендуется предлагать их не только  наиболее способным учащимся, но и всему классу.  ( Успешное их выполнение оценивается высоким баллом, отказ от выполнения или неудачная работа не порицаются). Этим даем равные шансы всем учащимся: и тем, кто ужу проявил себя, и тем, в ком способности «дремлют». Креативность является свойством, которое актуализирует лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Его можно рассматривать как свойство, формирующееся по принципу «если…, то…».
В повседневной жизни, как показывают многочисленные исследования, происходит подавление креативных свойств  индивидуума. Это может быть объяснено тем, что креатив предполагает независимое поведение, сотворение энергичного, в то время как социум заинтересован во внутренней стабилизации и непрерывном воспроизведении существующих форм отношений, продуктов. Формирование креативности возможно лишь в специально организованной среде.
Быть или не быть творческому процессу определяет  взрослый. Педагог, «настроенный» на поиск, восприимчивый и терпимый к неожиданным и необычным идеям, сам ищущий и находящий новые решения, способен установить контакт с творчески мыслящим ребенком. Собственный образец креативной мысли со стороны взрослого усиливает интерес ребенка к творчеству. Безопасность и доверие со стороны окружающих, отсутствие негативной обратной связи, искренний интерес и одобрение со стороны детей и взрослого – это та микросреда, в которой творческий процесс развивается успешно.
Анализ условий, способствующих развитию творческих
способностей учащихся.
Осознавая и принимая идею создания условий для потенциального развития личности каждого ученика, его интеллекта, воли, эмоций, склонностей и способностей, учитель в свою очередь должен обеспечить на своих уроках благоприятную жизнедеятельность и самочувствие  учеников.
 Для решения этой задачи я сочла необходимым использовать в своей работе концепцию литературного образования в начальной школе, которая обеспечивает культуру речевой коммуникации и творческой деятельности учащихся.  На уроках учащиеся работают в разных позициях: (читателя, автора, литературного критика, в позиции теоретика). Присутствует условный диалог между автором и читателем. Дети сопереживают не только героям, но и автору. Учащиеся выходят на авторскую позицию и сами решают разделять ее или не разделять. Литература выступает как средство познания себя и окружающего мира.
 Ведущая задача начального этапа – поставить учеников в позиции читателя и автора, помочь им утвердиться в них, «оснастить» средствами и способами работы в каждой позиции.
В рамках реализации программы Р.Н.Бунеева, Е. В. Бунеева было отображено содержание . В первом классе главным было введено понятие «точки зрения».  Этим понятием владеет тот, кто умеет находить в авторском тексте и выражать в собственном тексте точки зрения рассказчика и героев. « Открытие – усвоение» этого понятия происходило в процессе решения детьми творческих и читательских задач: во время осуществления полного «круга» смены позиций. Например, находясь в авторской позиции в коллективном этюде, дети пытались посмотреть на мир глазами собаки и одновременно знакомились с понятием «рассказчик – герой» и «точка зрения героя». Работая над произведением Ю.Коваль «Дик и черника» мы решили интересные читательские задачи: выяснили, чьими глазами и какая точка зрения  (мысли, чувства) выражается в этом тексте. После этого дети снова становились авторами и в своих индивидуальных произведениях пытались посмотреть на мир глазами какого–либо животного.
Во 2 классе начали осваивать понятие «жанра». Овладевая малыми жанрами народного творчества (считалками, потешками,  скроговорками, загадками, небылицами, побасенками), дети последовательно решали ряд творческих задач. Учащиеся «открывали» под руководством учителя задачу данного жанра и основные уровни формы, позволяющие ее решать. Затем они сами пытались сочинить в этом жанре.
Следующим шагом в познании закона художественной формы в 3 классе было овладение родовым овладением литературы: лирика, драма,(на материале русской и зарубежной литературы, народных лирических песен, народных сказок и народной драмы). Освоение каждого рода литературы строилось так же: открытие основных существенных признаков рода, попытка создания своего произведения, обсуждение детских сочинений в классе.
 Оценивая маленького автора, важно поддержать в нем огонек творчества. Даже если он в последствии не станет пламенем таланта.
Лучшие творческие работы детей находят свое достойное место в литературном журнале класса. Это и желанная встреча с читателем, и значимый результат, без ориентировки на который на который сохнет и вянет любое творчество: результат, получающий скромное признание, убеждающее автора в том, что его творчество нужно.
 Детское художественное творчество в рамках программы Е.В.Бунеева «Чтение и начальное литературное образование» направлено на создание художественного высказывания в соответствии с законом выразительной художественной форме.  Широкое включение такого творчества и его ведущая роль в начальной школе – принципиальное отличие данного курса от традиционного.
 Какие же типы работы позволяют развивать художественное творчество?
 Один из важных типов работы основывается на наблюдении за реальностью, явлениями и предметами окружающей жизни. Эта работа проводится  в форме коллективного этюда, который завершается индивидуальной письменной работой. Другой тип работы  - наблюдение за художественным текстом. Такая работа открывает детям, как наблюдает за реальностью художник – профессионал. Развитию художественного творчества детей во многом способствуют и игры – драматизации, которые требуют не немало творческой работы: надо представить себе ситуацию, понять характер говорящих, возможные их отношения.
Хотелось бы особо поговорить о  технологии КТЭ (коллективно творческий этюд) с вещами.  Главное назначение этой технологии с предметами пробудить то « родственное внимание» к миру, которое лежит в основании способностей к художественному творчеству, помочь детям увидеть привычное по – новому.
При подборе для КТЭ важно учитывать , что предметы  должны быть  хорошо известны детям, быть бытовыми (а не экзотическими) представителями окружающей среды ребенка, иметь резкое отличие между собой (как  можно больше конкретных признаков).
Необходимо сочетание «изящного» предмета с «грубоватым», например, игрушечной нарядной кастрюльки со старой ,помятой, обгорелой, носящей  следы долгой жизни на кухне.
Надо отметить, что в течение урока учитель  определяет для себя несколько этапов, а вернее несколько последовательно  поставленных задач.
1. Выделение внешних признаков.
 Учитель привлекает внимание детей к неповторимости внешнего вида, облика предмета, к его чертам и конкретным  чувственным признакам, что должно помочь ребенку в дальнейшем сохранить в своем рассказе «узнаваемость» предмета, сделать его облик «говорящим», выразительным.
2. Связь  внешних признаков с чертами характера.
Перед детьми ставится задача  выразить в устном высказывании оценку предмета через «угадывание»  по внешнему облику его возможного характера , передать отношение к тому, о чем говориться. Причем, решая эту задачу, дети под руководством  учителя открывают, что  одни и те же внешние признаки могут говорить о  разных чертах характера( большой, растрепанный кочан у одного ребенка – « заслуженный, много переживший», у другого, «забияка, растрепали в драках».
3. Выбор места встречи.
Стараться довести этюд до степени проработанности, когда  дети готовы к решению задач. Этюдная работа способствует  развитию  одновременно художественного воображения, наблюдательности и развитию речи.
   
 
 
 
 
 
  
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ