С нами 17168 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Готов ли ваш ребёнок к школе?"
Ольга Карташова   27.01.2014   1972   0   ФГОС
Карташова Ольга Николаевна
учитель-логопед
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Красноселькупская средняя общеобразовательная школа «Радуга»
ЯНАО, с. Красноселькуп
 
 
Готов ли ваш ребёнок к школе?
 
Многие заранее обучив своего ребенка чтению, счету до 10 и письму, искренне уверенны, что их ребенок будет потенциальным отличником, способным в успешном овладении учебным материалом.
            Однако под готовностью к школе понимают не отдельные знания и умения, а множество составляющих:
  1. физическая готовность (зрение, слух, ослаблен и т.д.)
  2. мотивационная готовность
  3. эмоционально-волевую готовность
  4. развитие зрительно-моторных координаций
  5. развитие зрительно-пространственного восприятия
  6. речевое развитие (словарный запас 3,5-7 тыс. слов, умение правильно произносить все звуки родного языка и способность к простейшему анализу слов)
Многие родители скажут, что их ребенок хочет ходить в школу, а значит, и мотивация
у них есть. Но ребенок может хотеть в школу, потому что все его сверстники идут, потому что купят новую форму, красивый ранец, пенал и т.д. Хотя здесь необходимо подчеркнуть значимость обучения. Важно, чтобы дети поняли статус школьника, что он намного выше и важнее, чем дошкольника.
Если мама может отказать ребенку в покупке куклы или машинки, то она никогда не откажет в покупке тетрадей, школьных принадлежностей. Здесь ребенок должен осознать, что у него появятся новые права и обязанности, например, учить уроки, подчиняться правилам поведения на уроке, в школе. Это ребенку нужно внушать!
Давайте рассмотрим эмоционально-волевую готовность. Здесь подразумевается умение ребенка понимать и принимать инструкцию взрослого. Это можно элементарно проверить, попросив ребенка выполнить инструкцию в 2-3 шага, например, «Я пошла на работу. Вечером мы будем готовить морс. Перебери бруснику, отдели ее от листочков», и, вы увидите, что задание будет не выполнено или выполнено частично.
А развивать эмоционально-волевую готовность можно и в домашних условиях. Для этого давать детям небольшие инструкции:
  • принеси книгу из шкафа, которая стоит на нижней полке, третья слева;
  • покажи ручку карандашом;
  • покажи ручкой карандаш;
  • положи тетрадь внутри книги;
  • положи пенал у книги, тетрадь на книгу;
  • поставь левую руку – к плечу, правой рукой возьми себя за нос;
  • удержи левую руку на голове, правую – за спиной;
  • положи руки на колени, правую руку сверху левой;
  • «Я пошла на работу, сделай это…» Попросите, чтобы ребенок повторил то, что сказали вы.
  •  «Завтра тебе выступать. Постирай носочки, платочки».
Таким образом, вы убьете несколько зайцев сразу. Во-первых, это развивает волевые качества, работоспособность, во-вторых, способствует развитию навыков самообслуживания, в-третьих, развиваются мелкие мышцы пальцев.
Если ваш ребенок знает буквы можно предложить ему подчеркнуть заданную букву, затем усложнить, например, букву А подчеркнуть, а букву О зачеркнуть.
Для тренировки волевой готовности хороши графические диктанты, когда дети рисуют в определенной последовательности треугольники, прямоугольники, кружки, квадраты. Эти упражнения развивают внимание, умение сосредотачиваться на задании.
Развитие зрительно-моторных координаций, зрительно-пространственных:
  • рисование по клеточкам (ребёнок должен нарисовать такую фигуру, которую указали вы);
  • игра «Муха» (расчерчен квадрат 3х3. Задача: удержать муху в поле зрения;
Н-р, «2 клетки вверх, одна направо и т.д. Покажи, где находится муха»;
  • списывание без ошибок последовательности букв, которую вы задали.
Развитие мелкой моторики:
  • спичечная гимнастика (выкладывание из спичек фигурок);
  • пальчиковая гимнастика;
  • игры с песком (набираем в руки воображаемый песок, сжимаем пальцы, удерживаем песок, посыпаем колени песком, постепенно раскрывая пальцы)
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые фонемы от других:
  • Игра «Испорченный телефон»
Описание игры: взрослый сообщает игровую ситуацию: «Я сейчас буду говорить в телефон и показывать предмет. Но вы помните, что телефон испорчен, поэтому в некоторые моменты звук будет исчезать. Вы должны догадаться, какой звук испортился, и назвать его». Это может быть первый, последний, второй звук.
  • Игра «Звук-озорник»
Описание игры: «В последнее время звуки не слушаются, убегают из слов. Помогите поймать озорников» Взрослый показывает предмет или картинку, не произнося звук слова: «Это _ люч (ключ). Ребёнок называет слово и звук, который «сбежал».
  • Игра «Собери слово»
Взрослый называет последовательно звуки, а ребёнок должен его «собрать»
Например: [с], [у] [п]
Нужно постараться, чтобы «каждый шаг к знаниям был гордым взлётом, а не усталой ходьбой обессилевшего путника, изнемогающего под тяжёлой ношей за плечами»
 
Используемая литература:
  1. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для учителей начальных классов. - М.: ВАКО, 2006.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ