С нами 16550 учителей, 6475 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Методическая система изучения вопросов истории Владимирского края в сотрудничестве с одарёнными детьми"

Ольга Яковлевна Гудкова, учитель истории
и обществознания МБОУ «СОШ № 7»
 г. Владимира, Заслуженный учитель РФ

 
Методическая система  изучения вопросов истории
Владимирского края в сотрудничестве с одарёнными детьми

 
  Закон «Об образовании в РФ» от 21 декабря 2012 года обязывает педагогов развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира[1]. Если говорить о серьёзной  исследовательской деятельности, то способностью к ней обладают не все школьники, а, как правило, одарённые, или талантливые.  
  Вопросами  организации сотрудничества педагога-исследователя и одарённых детей как залога успешности исследовательской деятельности обучающихся по историческому краеведению я начала заниматься с момента образования в МБОУ «СОШ № 7» школьного научного общества краеведческой направленности «ЛОГОС» (2006 год). В процессе работы, которая оказалась достаточно успешной,  возникла необходимость обобщить её результаты. Постепенно сложилась собственная методическая система изучения вопросов истории Владимирского края в социально-педагогическом партнёрстве с одарёнными детьми.
  Целью авторской методической системы является формирование у обучающихся  личностного отношения к истории родного края через исследование истории семьи, школы, города, региона. Это позволяет активно формировать локально-региональную и гражданскую идентичность, с одной стороны, и развивать социальную успешность школьников, с другой.  Глубокая и скрупулёзная исследовательская работа по историческому краеведению вкупе с организацией условий для привлечения одарённых учащихся к сотрудничеству в исследовательской деятельности способствует реализации этой цели.
Содержание  методической системы изучения вопросов
истории Владимирского края:
  1. Механизм привлечения учителем-исследователем одарённых обучающихся к сотрудничеству в исследовательской деятельности.
  2. Алгоритм ведения исследовательской деятельности по историческому краеведению одарёнными  обучающимися в социально-педагогическом партнёрстве с учителем.
  3. Приёмы и методы работы с историческими источниками по краеведению: комплексный анализ источников, в том числе, - и с использованием компьютерного моделирования.
  4. Мониторинг уровня развития социальной успешности обучающихся и сформированности локально-региональной идентичности личности
 Механизм привлечения учителем-исследователем одарённых обучающихся
к сотрудничеству в исследовательской деятельности.
  При организации деятельности учителя и обучающихся на уроках истории  я стараюсь вызвать у всех учеников интерес к предмету, добиваясь формирования их творческих способностей через предмет. При этом, я постепенно выявляю тех,  кто хотел бы серьёзно заниматься и вовлекаю их во внеурочную деятельность по историческому краеведению. Это,  например,  городские массовые мероприятия.
 В ходе такой работы выделяются обучающиеся, обладающие большим внутренним потенциалом для исследовательской деятельности, но не имеющие возможности его раскрыть в полной мере самостоятельно. В данном случае речь идёт об одарённых, или талантливых,  детях. Их в параллели немного, но всегда есть. Определить таких детей не всегда просто. Для меня важный критерий в  их выявлении - неординарность мышления этих ребят. Кроме того, они выделяются в группе, команде сверстников умением понимать суть вопроса и видеть пути его разрешения. Выделяют таких ребят их более обстоятельные знания предмета, и способность применить их на практике: например,  при участии в каком-то конкурсе. Ответы, сообщения, доклады этих учеников всегда носят элементы самостоятельности, хотя материал они могут брать из тех же источников, что и остальные.  Есть ученики, у которых в ходе образовательного процесса проявляются действительно «выдающиеся врождённые качества, особые природные способности»[2].
  При работе с такими детьми для меня важно не упустить момент, чтобы  помочь им не только выйти  на более высокий уровень усвоения учебного материала по предмету, но и вовремя начать их обучение приёмам и навыкам ведения  исследовательской работы через вовлечение в школьное научное общество краеведческой направленности «ЛОГОС». Важны не только  выявление и поддержка талантливых детей, но  и их сопровождение в течение периода становления личности, чтобы ребёнку  находиться  в школе было комфортно[3]. Тем более, что одарённые ученики не всегда хорошо владеют коммуникативной компетентностью. Поскольку исследовательская деятельность предусматривает необходимость последовательного решения проблем, преодоление противоречий, социально-педагогическое партнёрство, её оптимальная организация при участии и руководстве  педагога необходима для достижения обучающимися успеха. При организации собственной  исследовательской деятельности стараюсь вовлекать одарённых детей во внеурочную  исследовательскую деятельность по истории Владимирского края.
 Можно выделить такие элементы механизма привлечения одарённых обучающихся к исследовательской деятельности по историческому краеведению:
  1. Создание у детей внутренней мотивации к исследовательской деятельности через интерес к предмету.
  2. Моделирование преподавателем ситуации успеха совместной деятельности, то есть, - совокупности условий, которые обеспечивают успех. Идея постановки ученика в ситуацию успеха – не нова. Это, например, идея «завтрашней радости» А.С.Макаренко или  «школа радости»  В.А.Сухомлинского.  Ведь ожидание радости -  как для ребёнка, так и для взрослого – побуждающий мотив для действия и, в конечном итоге, - для развития личности.
  3. Создание активной познавательной атмосферы, чтобы радость от успеха или её ожидание пронизывали всю жизнь и деятельность школьника. От осознания достигнутого возникают положительные эмоции, то есть для стремления к успеху нужен хороший эмоциональный фон. Учитель должен дать каждому воспитаннику возможность пережить радость достижения успеха, осознать свои возможности, проверить себя. А это есть проявление уважительного отношения учителя к личности ребёнка.
  4. Давая ребёнку простор для творчества и как бы «оставаясь в тени», учитель, так или иначе, становится обязательным участником маленьких побед своих учеников. Он заставляет их осознавать, что это они, пусть и  вместе с учителем, добились победы! Достигаемый ребятами и учителем высокий результат формирует новый виток  внутренней мотивации к  дальнейшей исследовательской деятельности.
  5. Учитель разрабатывает стратегию, с помощью которой  проходит  пошагово  весь путь вместе с юными исследователями, постепенно «погружаясь» в заданную тему, и направляет ученика на результативное завершение работы.
  6. Прогнозирование вместе с учениками перспективы не только разрешения проблемы, но и развития  личности участников исследовательской деятельности. 
  7. Сопровождение учащихся на всём пути исследовательской деятельности от одного успеха к другому, отслеживание и закрепление положительных результатов их деятельности. 
  8. Воспитание толерантности, культуры диалога, уважения к мнению других людей при работе с разными видами исторических источников, а также при работе в группах, командах.
  9. Формирование портфеля достижений учащихся и занесение самых высоких достижений членов ШНО  в банк данных школы, Центра дополнительного образования департамента образования администрации Владимирской области, Федерального агентства по образованию РФ.
  Очень важно для успешности совместной исследовательской деятельности, чтобы между учителем и учениками была создана обстановка доверия, взаимопомощи, обеспечивающая состояние эмоционального комфорта каждому ученику. Данный вид деятельности предусматривает особую роль индивидуальной работы с одарёнными учащимися, учёт индивидуальных способностей и интересов  личности. Важно подчёркивать достижения детей, раскрывая перед ними оптимистическую перспективу их дальнейшего развития. Каждое достижение школьника необходимо делать гласным, показывать связь положительных результатов с затраченными усилиями, а недостатки рассматривать с ним лично, причём подробно, но так, чтобы  не обидеть его.
  Большую роль в формировании успешности исследовательской деятельности обучающихся играет включение одарённого ученика в состав группы сверстников. Примером может служить участие ребят в исследовательской работе по изучению родного края в рамках городского конкурса «Знай и люби родной Владимир». В команде ребёнок чувствует себя защищённым, успешнее овладевает навыками самостоятельной работы, а также коммуникативной компетентностью. Исследовательская деятельность становится инструментом, «социальным лифтом» для социальной адаптации одарённых детей, которые часто испытывают проблемы с формированием коммуникативной компетентности. Задача педагога в этом случае – координировать действия членов команды, выявлять достоинства и недостатки проведённых обучающимися самостоятельных исследований по истории родного края. Педагог-исследователь как человек, обладающий опытом подобной деятельности, редактирует работы учащихся, помогает исправить недостатки, решить возникающие проблемы. Результатом такой работы явились призовые места школьной команды на этом конкурсе с 2006 по 2010 год.  Таким образом, создаётся воспитательное пространство для формирования социально успешной личности, востребованной обществом и государством.
Алгоритм ведения обучающимися исследовательской
деятельности по историческому краеведению
в социально-педагогическом партнёрстве с учителем
 Научить одарённых обучающихся, как вести исследовательскую деятельность, может только педагог-исследователь, который сам этим занимается. Например, для того, чтобы научить ребят работе в Государственном архиве, я разрабатываю пошаговую стратегию  этой работы, иду с учеником в архив и  провожу  там не один час, показывая, как делать  каждый шаг. Ребёнок вместе с учителем исследует сначала нужные фонды  и описи архива, делает заказ документов. Причём, исследуемый документ не обязательно даст искомую информацию. Проводится планомерная совместная кропотливая работа с архивными документами, которая, хоть и не сразу, но обязательно даст нужный результат. Самостоятельная поисковая работа всегда интересна ученикам и стимулирует их к её продолжению снова и снова… Обучающийся вместе с учителем может совершить (и совершает!) настоящие научные открытия. А это ещё один мощный стимул к дальнейшей работе.
  Можно выделить следующие пошаговые элементы этого алгоритма.
  1. Выбор вместе с учителем для изучения тем, которые не проработаны или вообще не отражены в отечественной литературе.
  2. Осмысление проблемы: данный вопрос никем не изучался ранее.
  3. Постановка цели: определение путей поиска источников для раскрытия данной проблемы, т.е. – задач исследования.
  4. Выявление затруднений, высветившихся вопросов.
  5. Определение круга источников, в том числе, и определение круга лиц, чьи воспоминания можно применить для решения проблем исследования.
  6. Выезд на место, где находились или находятся объекты исследования.
  7. Опрос современников, старожилов, запись и оформление  их воспоминаний.
  8. Фотографирование объектов, связанных с исследуемой проблемой.
  9. Работа с путеводителем по Государственному архиву Владимирской области: выбор нужных фондов документов архива вместе с научным руководителем.
  10. Поиск возможных письменных источников по описям: выписки названий дел, где гипотетически могут содержаться нужные сведения.
  11.  Заказ в архиве отобранных дел по описям с учётом того, что можно выбрать по правилам работы архива не более 10 архивных дел.
  12. Изучение доставленных в читальный зал дел, выписки из нужных и откладывание ненужных дел.
  13. По ходу работы с заказанными делами, делать новый заказ архивных дел по описям.
  14. После доставки очередной партии архивных дел методично сверять по описям, какие ещё нужно заказать дела и заказывать нужные.
  15. Составление списка архивных дел, листы из которых необходимо ксерокопировать, и заказ ксерокопирования (каждый лист и его оборотная сторона должны быть заверены подписью директора ГАВО и печатью).
  16. Сканирование заверенных ксерокопий архивных документов, их печать и сохранение на компьютере.
  17.  Вставка сканированных документов в компьютерную презентацию,  их анализ с помощью компьютерного моделирования.
  18.  Соединение выписок из архивных документов, воспоминаний, ксерокопий документов в единое целое. Выдвижение гипотез и рабочего названия темы исследования.
  19.  Группирование письменных источников по соответствующим гипотетическим проблемам, которые потом будут трансформированы в главы работы.
  20.  Подробное изучение копий исторических документов, выписок из документов, записей опросов респондентов с целью окончательного составления плана исследовательской работы.
  21. Анализ полученных данных исторических источников, их описание, построение суждений и умозаключений.
  22.  Подробная запись на компьютере по каждому из сформулированных вопросов работы.
  23.  Постоянное добавление новых мыслей, идей в записи.
  24. «Отбрасывание» гипотез, не подтверждённых источниками.
  25. Формирование содержания исследовательской работы по выделенным в процессе работы с источниками вопросам.
  26. Формулирование выводов по каждому вопросу составляемого в ходе обработки источников плана.
  27. Вставка ссылок в текст,  формирование предварительного списка литературы и приложений.
  28. Оформление введения и заключения исследовательской работы, выделенных в процессе отбора материала глав.
  29. Оформление списка источников и литературы.
  30. Формулирование окончательного варианта названия темы.
  31. Корректировка каждого этапа работы вместе с научным руководителем.
  32. Поиск наиболее интересных и выигрышных деталей с помощью, например,  компьютерного моделирования.
  33. Построение окончательного варианта компьютерной презентации.
  34.  Штудирование всего текста работы, чтобы чувствовать себя уверенно  во время выступления на конференции и быть готовым к любому вопросу жюри или оппонентов.
  35. Отбор содержания для публичного выступления на 7-10 минут.
  36. Составление «каверзных» вопросов для себя и определение уязвимостей с целью их снятия с помощью руководителя.
  37. Определение уровня готовности к защите работы.
  Использование данного алгоритма проведения исследования  по историческому краеведению д остаточно эффективно. Оно позволяет отследить проблему, поставить цель, сформулировать задачи исследования и логически подойти к анализу источников.  В результате привлечения новых источников и синтеза полученных открытий составляется гипотеза. Затем для её подтверждения или отказа  от  неё ведётся поиск новых данных. Итогом работы, включающем обязательную новизну по исследуемому вопросу,  является  разрешение поставленных задач и достижение цели.  Эффективность применения этого алгоритма проявляется и в том, что, что одарённые дети могут самостоятельно, а не только вместе с педагогом  успешно решать задачи любого  краеведческого исследования, а также – исследования по другим дисциплинам.  Успешный поиск ответов приводит обучающихся к осмыслению событий прошлого на  Владимирской земле, к пониманию сути этих событий, сочувствию людям, чьи судьбы они исследуют. Всё это, безусловно, влияет на эмоциональную сферу детей, побуждает сознание к активной мыслительной деятельности и, в конечном итоге, способствует формированию локально-региональной идентичности школьника-исследователя.
 
[1] ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2012.
[2]Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006.
[3] См.: Послание Президента России Д.А.Медведева Федеральному Собранию. Президентская инициатива  «Наша новая школа». 5 ноября 2008 года. 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ