Статья "Истоки. Нравственность и искусство"
МОУ «СОШ № 150» г. Омск, Омская область 2004 год
Истоки. Нравственность и искусство
В Толковом словаре под редакцией Д. Ушакова слово«Исток»- это «первопричина, начало чего – нибудь, зарождение».1
В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой находим дополнение к определению данного слова, а именно: исток - это «первоисточник чего-либо». 2
Определения, предложенные в данных словарях, не только отражают живые языковые процессы, связанные с толкованием слов, но и рисуют образно-эмоциональные примеры их употребления: «На всем протяжении реки, от истока до устья», «У истоков цивилизации»,3 «Истоки древней культуры»4.
Сохранению живительного родника нравственного отношения к родной культуре, природе, желанию видеть и ценить красоту, постигать секреты творчества и воспитывают педагоги общеобразовательных школ средствами искусства. Анализируя результаты своих учебных достижений за 2004 - 2005 учебный год, учащиеся и учителя отмечают наиболее значимое событие в жизни своего творческого коллектива.IV Городские Этические чтения и явились тем нравственно-интеллектуальным аккордом, прозвучавшим в стенах Омского Государственного Университета им. Ф.М. Достоевского /кафедра теологии и мировых культур/ и определившим кульминацию гражданской позиции учащихся. На протяжении всего учебного года юные исследователи вопросов этической культуры готовились к встрече со своими друзьями, с теми, кто неустанно ищет ответы на вечные вопросы борьбы добра и зла, правды и лжи, верности и предательства, кто жаждет открытия нравственных истин и истоков добродетели. На IV Этических чтениях был определен регламент работы: 13 мая - день работы секций учащихся, 14 мая – день работы секций учителей.
Работу Этических чтений Секции педагогов открывали С.П. Баранцева, методист отдела учебно-методического обеспечения управления образования администрации г. Омска, Д.П. Синельников, к.ф.н, доцент, декан факультета теологии и мировых культур ОмГУ, Иерей Александр Алексеев, заместитель заведующего кафедрой истории и теории религий факультета теологии и мировых культур ОмГУ, настоятель церкви Святой Мученицы Татианы, Е.А. Акелькина, профессор ОмГУ, директор центра изучения творчества Ф.М. Достоевского, Т.Г. Четверикова, омская поэтесса, председатель Омской писательской организации, заслуженный деятель искусств.
- Светлана Петровна Баранцева, методист отдела учебно-методического обеспечения управления образования администрации г. Омска, в своем приветственном слове поздравила всех с открытием работы Этических чтений.
- - Этические чтения 2005 года – предъюбилейные и посвящены 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Учителями города было подготовлено 250 учащихся к выступлению по вопросам этической культуры. Свои размышления они представили в работе 13 секций: «Актуальные проблемы Этики /2-11 классы/», «Нравственность и война», «Роль искусства в нравственном и духовном развитии личности», «Этика в детском творчестве», «Религия и нравственность», «Основы православной культуры в общеобразовательной школе», «Вопросы добра и зла в художественной литературе».
Активное участие в работе Этических чтений приняли и педагоги, определив свои выступления как обобщение педагогического мастерства по «Вопросам этической культуры, нравственно – духовного образования и воспитания», на секциях: «Формирование нравственных качеств личности через содержание филологического образования», «Вопросы преподавания православной культуры», «Формирование нравственной культуры в условиях модернизации образования», «Роль искусства в нравственном и духовном развитии личности», «Актуальные проблемы этического образования».
Если на I Этических чтениях выступали в основном учителя Этики, то IV Этические чтения объединили учителей русского языка и литературы, ИЗО, музыки, МХК, информатики, истории и обществознания, физики и астрономии, английского языка, биологии и начальной школы, руководителей краеведческого музея, школьной библиотеки, дополнительного образования и старших воспитателей ДОУ - всех неравнодушных и осознающих воспитательную роль нравственной основы преподаваемой науки.
Работу Секции № 4 по направлению «Роль искусства в нравственном и духовном развитии личности» открыла директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38 с углубленным изучением предметов» Пузанова Елена Владимировна.
В своем выступлении автор раскрыла особенности «Управления нравственным и эстетическим образованием в школе с углубленным изучением предметов». Опыт работы школы, представленный Еленой Владимировной, вызвал искренний интерес и восхищение со стороны присутствовавших учителей, что нашло отражение в рождении диалога между слушателями и выступающим.
«В мир добра через мир искусства» - тема выступления Моисеенко Ларисы Владимировны, учителя ИЗО, МХК МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8».
- «Помочь ребенку разобраться в том, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло», - так определяет направление своей педагогической деятельности учитель ИЗО, МХК.
- По мнению Ларисы Владимировны, именно «искусство способно помочь ребенку в освоении действительности, в определении нравственных идеалов, так как оно проходит через сердце, душу, оно согрето сочувствием, сопереживанием».
- Учитель раскрыла возможности использования на своих уроках примеров из истории МХК, отечественного искусства, помогающие учащимся познавать духовный опыт, наполняющий душу милосердием, человеколюбием, добротой.
-
МХК. 8 класс. Тема урока: «Мифы Древней Греции».
-Через введение понятия «нравственность» важно прийти к пониманию нравственного идеала. Именно человека, сочетающего в себе физическую и духовную красоту, прославляли греческие мастера в произведениях искусства.
-
ИЗО. 4 класс. Тема урока: «Поговорим о маме».
-В ходе урока учащимся предстоит выполнить портрет мамы по представлению. Важно, чтобы детская душа «заговорила» и смогла посредством рисунка «рассказать» о любви к самому близкому и дорогому человеку. Дети рисуют увлеченно, с душой. Каждый пытается изобразить свою маму самой красивой, нежной и доброй.
-
МХК. 8 класс. Тема урока: «Древнерусская живопись».
Отвечая на вопрос: «Почему же иконы, созданные в глубокой древности, и в XXI веке важны для людей?», ученики приходят к собственному выводу: учат добру, милосердию, призывают к миру, согласию, состраданию. Искусство, которое делает людей добрее и очищает душу от зла, будет жить вечно.
Лариса Владимировна убеждена, что «искусство способно излечить детские души от безнравственности и наполнить их теплом, светом и радостью». Поэтому ее каждый урок становится маленьким путешествием в мир добра через мир искусства.
Гончаренко Татьяна Александровна, учитель ИЗО и черчения МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 92» обращается к такой теме в своем выступлении, как «Роль уроков изобразительного искусства в нравственном и духовном развитии личности».
- Одна из целей изучения изобразительного искусства: через развитие эмоционально - ценностного отношения к миру, явлениям жизни – к формированию нравственности человека. Иногда думают, что научные знания и профессиональные навыки высокого уровня обеспечат обществу нравственное и эмоциональное развитие. Сейчас мы понимаем – не так все просто. Только личный творческий опыт переживания радостей и горестей формирует наши чувства, раскрывает душу для красоты. Благодаря искусству ученик научится видеть в мире неповторимое и удивительное и станет не столько художником, сколько образованным и интересным человеком.
В начальной школе дети осваивают ремесло художника, начинают работать красками, с цветной бумагой, учатся изображать природу, животный мир, характер человека.
Татьяна Александровна в своем выступлении приводит примеры заданий, развивающие эмоционально-ценностное отношение учащихся к окружающему их миру. Так, необходимо изобразить:
-
- цвета - передающие радость, любовь, горе, печаль…
-
-животное – испуганное, веселое, грустное, гордое…
-
-природа - веселая, таинственная, грустная, нежная…
-
-человек-портрет - его характер - тихий, добрый, жизнерадостный, злой…
-
-украшения – как отражение характера хозяина…
-
-деревня-деревянный мир - древние города нашей земли - любовь, гордость за нашу отчизну….
-
- народ -художник - уважение и восхищение культурой других стран и народов…
-
- портрет мамы - любовь и признательность…
-
- портрет старости – уважение…
По мнению Татьяны Александровны, «через эмоционально-ценностное отношение учащихся к окружающему их миру происходит эмоционально-образный анализ всех сторон реальной жизни с позиций нравственно- эстетических идеалов».
- Учитель МХК МОУ «СОШ № 150» Мазурова Татьяна Михайловна в своем выступлении обобщает опыт работы II и III Городских Этических чтений /Секция «Роль искусства в нравственном и духовном развитии личности»/.
- В рамках конференций на протяжении двух лет работали секции: «Роль искусства в нравственном и духовном развитии личности», «Нравственность и религия», «Актуальные проблемы этики», «Духовно-нравственные основы российской цивилизации», «Вопросы добра и зла в художественной литературе», «Вопросы этической культуры в детском творчестве.
Если во II Этических чтениях в восьми секциях приняли участие 80 учащихся с 1 по 11 классы, то на III Этические чтения подготовили свои выступления уже свыше 170 учащихся города. Какие проблемы не оставляют равнодушными современных старшеклассников? К каким нравственным темам они обращают свои духовные взоры?
Роман Байдиков /лицей № 74/ обращается к теме «Нравственно-правовая культура личности».
Ксения Дегтярева /школа № 150/, изучая творчество Ф.М. Достоевского, анализирует внутренний мир человека через символику цифр и цвета.
Ирина Ермакова /школа № 150/ философствует на тему «Влияние пейзажа на внутренний мир героев в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Ульяна Мазурова /школа № 150/ через раскрытие новой страницы в творчестве омского художника Е. Д. Дорохова призывает вместе с мастером палитры «Учиться чувствовать добро!».
Екатерина Шеина /школа № 7/ анализирует «Две нравственные системы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».
Татьяна Грицута /школа № 50/, задавая вопрос участникам и гостям II Этических Чтений: «Умеете ли вы творить добро? Дарить подарки?», делится собственным опытом, «Искусством делать подарки».
Что же приобретают участники Этических чтений? Почему, выступив однажды по-своему желанию или по приглашению учителя, учащиеся не только сами с удовольствием в течение всего учебного года готовятся к следующим «Этическим беседам», но и увлекают в мир красоты, гармонии и нравственности своих сверстников?
Ответ находим в приветственном слове Иерея Александра Алексеева, обращенном к педагогам, участникам Этических чтений 2005 года.
-Разрешите поздравить с победой добра над злом в ваших душах и в душах ваших учеников. Пусть это еще маленькое достижение, но, Слава Богу, что есть вера, надежда и любовь детей в эту победу! Надо всем учиться побеждать зло!
III Этические Чтения объединили в работе Секции «Роль искусства в нравственном и духовном развитии личности» учащихся городских школ № 18, 41, 101, 150.
Прозвучали выступления на темы: «Роль русской народной песни в нравственном и духовном развитии личности», «Либеров – центр» - школа нравственности», «Что есть красота», «Ответственность /на материале творчества Г.С. Катилло-Ратмирова/», «Смысл жизни /творчество Г.С. Катилло – Ратмирова/», «Воспитай ответственность в себе» /на материале творчества омского художника Евгения Дорохова/», «Театр как форма нравственного и духовного развития личности», «Способна ли красота спасти мир?», «Роль искусства в нравственном и духовном развитии личности», «Нравственные аспекты творчества М. Лермонтова и М. Врубеля».
Почему Этические чтения, проходящие в стенах ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, на факультете теологии и мировых культур, имеют резонанс не только со стороны учащихся, их родных и друзей, учителей, но и общественности города? Да потому, что участие в рождении «нравственного опыта» позволяет проявить личностное, духовное отношение к окружающей действительности через ценностное основание жизни Добра, Истины и Красоты.
Беляева Ольга Геннадьевна, педагог дополнительного образования МОУ «СОШ № 28», в своем выступлении «Через красивое – к человечному» раскрыла неисчерпаемые возможности нравственного развития личности, которое таит в себе искусство оригами.
-Воспитывается культура трудовой деятельности, положительное, творческое отношение к труду, ответственность за труд, умение работать в коллективе. Эти качества личности так ценны в настоящее время! Рождается чувство уверенности у ребенка в том, что из его рук выходят полезные вещи, необходимые людям, что и вызывает не только чувство личностного и коллективного удовлетворения, но и желание трудиться!
- Дульнева Татьяна Мюдовна, зам. директора по УВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36», считает, что исследование темы «Эстетическое и этическое восприятие учащимися произведений художников французского импрессионизма через поэтическое искусство» позволит прочувствовать взаимосвязь между этическим и эстетическим в любых произведениях искусства. На ее взгляд, «существует проблема эстетического восприятия произведений импрессионистов учащимися школы, что мешает увидеть в этих шедеврах глубину содержания этических ценностей. В центре внимания художников – простые люди со всей полнотой гаммы чувств, переживаний, природа…» Только через «пробуждение у детей отзывчивости на красоту, через желание проникнуть в мир мыслей и чувств человека, через осмысление глубины содержания, можно открыть нравственное и прекрасное». Об удивительном, таинственном воздействии искусства художников – импрессионистов и были Татьяной Мюдовной написаны стихотворения: Э. Моне « Бар в Фоли Бержер», К. Моне «Скалы в Бель Иль», К. Моне «Руанские соборы», К. Моне «Лилии», К. Моне «Восход солнца», Оренуар «Портрет Жанны Самари», А Матисс «Красные рыбы», А. Матисс «Портрет», Э. Дега «Голубые танцовщицы».
«Прочтение авторских стихотворений, - делится своим опытом Татьяна Мюдовна,- помогает создать ситуацию доверия, сотрудничества в поиске истины. Это, бесспорно, оказывает сильное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, способствует вовлечению их в рефлексивную деятельность, помогает найти ответы на жизненно важные вопросы, прочувствовать нравственную ценность искусства».
Вальдт Людмила Федоровна, учитель музыки МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 110», представила к изучению свой первый опыт проектной деятельности по теме «Война» - «Не забыть, не простить, не потерять».
-События Великой Отечественной войны все дальше уходят в прошлое. В школьных учебниках им уделяется все меньше и меньше места, в результате - современные школьники мало знают о героическом прошлом своего народа. Цель проекта - воссоздать одну из славных страниц русской музыки, связанной с воплощением самого прекрасного чувства, патриотического отношения к своей Родине.
В 5 - 8 классах Людмилой Федоровной были предложены для изучения следующие темы: «Священная война» - гимн?», «Нужна ли песня на войне?», «Музыка мужества – гордая музыка», «Лирика - военная тема?», «Молчат ли музы на войне?», «Композиторы – фронту», «Музы - Герои Советского Союза».
-Учащиеся выполняли предложенные задание в несколько этапов:1 этап-освоение темы через музыкальный образ; 2 этап- освоение темы через поэтический образ; 3 этап- освоение темы через изобразительный образ; 4 этап-рождение Художественно-Педагогической идеи; 5 этап- оформление темы в виде презентации. Выполняли презентацию на 10 слайдах. С каким удовольствием и творческим энтузиазмом выполняли работу учащиеся: они получили не только знания, но и материальное воплощение своих знаний и умений!
Моисеева Ольга Юрьевна, учитель музыки МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов № 95», акцентировала внимание участников чтений на теме «Этические ценности на уроке музыки».
-Отличительная особенность современного урока музыки состоит в охвате широкого культурологического пространства, подразумевающего постоянные выходы за рамки музыкального искусства, и включения в контекст уроков сведения из истории, литературы, изобразительного творчества. Урок музыки призван формировать представление не только о мировом музыкальном наследии, но и нравственные и эстетические ценности.
Ольга Юрьевна уверена, что «Музыка помогает ребенку познать окружающий мир, становится нравственным стрежнем урока, раскрывающим наиболее важные для формирования личности ребенка «вечные темы»: Добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, любви к Родине и защиты Отечества.
Учитель приводит в качестве примера фрагмент урока музыки для учеников 3 класса по программе Е.Д. Критской Тема урока: «Древнейшая песнь материнства». Ольга Юрьевна определяет цель урока: показать образ матери в разных видах искусства. Перед учащимися предстает образ Матери как – заступница, – царица небесная, – земля - кормилица, - Родина, - самый близкий и родной человек. В выступлении была сформулирована и ведущая задача урока - формирование духовно - нравственных ценностей материнства.
Перечислены учителем методы, используемые на уроке, зрительный ряд, иллюстрационный ряд, музыкальный материал. Таким образом, эстетическое и этическое воспитание личности на уроке музыки может быть также достигнуто и за счет комплексной подачи материала для восприятия.
Курбанова Елена Михайловна, учитель музыки МОУ «Лицей № 137», завершая IV Этические чтения, «украсила» свое выступление по теме «Обращение школьников к народному искусству как способ их приобщения к радости, гармонии, красоте» мелодичным благоухающим «букетом» народной музыки.
-Каждый из нас вспоминает с радостью о добрых и счастливых минутах своей жизни. Мой предмет - музыка, как никакой другой, позволяет дарить детям ощущение радости, приобщения к миру прекрасного.
Мои ученики с удовольствием слушают как современные мелодии, так и классическую музыку, однако во время звучания народной музыки дети, не понимая ее, были безразличны к ней, не слушали внимательно, даже гримасничали. А ведь Народное музыкальное искусство, подчеркиваю я на уроках, - это великая память народа, сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, искреннего откровения и великодушия, непосредственности и чистоты.
Как заинтересовать учеников? В чем найти истоки доброй силы? Фольклор. Поэтому – то Народная песня звучит на каждом моем уроке – это и слушание, исполнение напевов, и сочинение сказки, в которых главными действующими лицами выступают персонажи народных песен, народные инструменты. Обращение к русскому орнаменту, национальному костюму, путешествия в музыкальную страну песен, игр, театрализованные представления, посиделки - все это позволяет повысить интерес к песне, русскому фольклору, народному творчеству.
- Елена Михайловна увлеченно рассказывает слушателям Чтений и о «ярких фольклорных праздниках, проводимых в лицее, и о приносящих радость всем участникам зрелищных представлениях.
- - Радость общения с народной песней меняет отношение детей к народному творчеству, помогает осознать себя частицей великого русского народа и приумножать славу дедов и прадедов. Об этом пишут ученики и в нашу лицейскую газету «137 новостей», делясь своими впечатлениями от праздников, позволяющих наполнить душу радостью, гармонией и красотой.
Обращение к выступлениям участников IV Этических чтений и раскрывает истоки зарождения нравственности.
Источники
1 Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т.1 / Под редакцией проф. Д. Ушакова.- М.: Тера, 1996.- С.1255
2 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд. , дополненное.-М.: Азбуковник. 1999.- С.255
3 Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т.1 / Под редакцией проф. Д. Ушакова.- М.: Тера, 1996.- С.1255
4 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Азбуковник. 1999.- С.255
- Весна
- Повышение мотивации, самооценки и качества знаний обучающихся через использование игровых технологий на уроках истории Древнего мира в 5 классе.
- Скоро в школу (Рекомендации по подготовке к школе для родителей будущих первоклассников)
- Мир добра в творчестве омского художника Евгения Дорохова
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
- Возможности использования авторского сайта в образовательном процессе.
- В начале было Слово...
- Семейное чтение, как одно из направлений духовно-нравственного развития школьников.
- Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика
- Применение методов повышающих мотивацию в обучении химии.