Статья ""Прикладная направленность в обучении химии""
Людмила Борисовна Ильина
16.07.2014
4310
0
В помощь учителю
Подготовила:
Ильина Людмила Борисовна
учитель химии и биологии
МОУ «СОШ №6 имени
Н.И.Вавилова
города Саратова»
-Итак, вашему вниманию предоставляется инновационный проект на тему:
«Прикладная направленность в обучении химии»
Ильина Людмила Борисовна
учитель химии и биологии
МОУ «СОШ №6 имени
Н.И.Вавилова
города Саратова»
-Все мы учились в школе, среди прочих предметов изучалась и химия. Многому нас учили, но все ли химические знания мы используем в своей жизни? Например, научно – теоретические основы химии, я думаю, НЕТ. А вот практическое использование знаний, несомненно, ДА.
- А можете ли вы привести примеры использования химических знаний в своей жизни?
(-это правильное использование различных средств бытовой химии;
- это знания по использованию в кулинарии уксусной кислоты, пищевой соды и других продуктов;
-это знания в обслуживании транспорта и мн. другое)
-И именно поэтому, на ум приходят слова древнегреческого философа Аристотеля, который отметил:
- А можете ли вы привести примеры использования химических знаний в своей жизни?
(-это правильное использование различных средств бытовой химии;
- это знания по использованию в кулинарии уксусной кислоты, пищевой соды и других продуктов;
-это знания в обслуживании транспорта и мн. другое)
-И именно поэтому, на ум приходят слова древнегреческого философа Аристотеля, который отметил:
«…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…»
-Итак, вашему вниманию предоставляется инновационный проект на тему:
«Прикладная направленность в обучении химии»
-Несколько слов об актуальности проблемы:
Одним из ведущих направлений модернизации российского образования является развитие личности ребенка, создание школой условий для адаптации ребенка к быстро меняющейся социальной и природной среде, а это требует обновления содержания образования. В числе приоритетных задач обновления содержания школьного курса химии, особое место отведено задаче усиления его прикладной направленности из – за недостаточного развития навыков практического использования химических знаний. Это в настоящее время и является проблемой.
Ни для кого не секрет, что в последние годы наблюдается хемофобия – боязнь химии, а связано это загрязнением окружающей среды, техногенными катастрофами, однако причиной этой боязни, в первую очередь следует отметить недостаточную химическую грамотность всех слоев населения.
Школьный курс химии включает объем химических знаний для формирования химической картины мира, однако кроме этого необходимы знания для повседневной жизни.
Говоря о стандартах второго поколения, среди прочих целей, видна ориентация на применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту; сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Цель проекта можно обозначить следующим образом:
-усиление практической направленности преподавания химии в школе.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
-расширение спектра практических заданий в курсе химии за счет дополнительных источников;
-организация проектно-исследовательской деятельности учащихся;
-проведение элективных курсов практического характера;
-проведение экскурсий с целью профориентации;
-организация внеклассных мероприятий и клубной работы, направленной на практическое использование химических знаний
Идеей проекта является: создание условий для максимального практического использования знаний, полученных при изучении химии.
Для наглядности можно предложить следующую схему направлений практической деятельности, где сочетается урочная и внеурочная деятельность по данному направлению. Реализовать эту работу и достичь положительных результатов помогают такие технологии обучения, как: технология личностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, проектно-исследовательская деятельность и многие другие.
Проект предполагает этапность в работе, в котором можно выделить три этапа.
На 1 подготовительном этапе проведено:
1) анализ действующих программ, учебников, пособий по химии с целью выявления содержания прикладного характера;
2) наблюдение за деятельностью учащихся во время процесса обучения (практические и лабораторные работы) и внеурочной деятельностью, беседа с обучающимися, учителями;
3) изучение научно - методической литературы по проблеме исследования. Вопросу практической направленности в обучении химии посвящены ряд исследований Адушкиной Ларисы Викторовны, Жуковой Татьяны Семеновны, Антоновой Светланы Степановны, Злотникова Эдуарда Григорьевича и многих других. Эти исследования имеют большую практическую значимость, так как в них уделяется внимание, как существу прикладных знаний, так и методам их предъявления в учебном процессе. Все это теоретически и экспериментально ими доказано.
Многие авторы затрагивают прикладной характер либо во внеурочной, либо в урочной системе, только на одном виде деятельности, однако я считаю, что интеграция всех видов деятельности должна затрагивать прикладной характер и во взаимосвязи. Вот в этом и состоит особенность и инновационность данного проекта.
Проблема инновационна – это теоретически и экспериментально доказано учеными.
4) на данном этапе идет работа над созданием инновационного проекта, где была поставлена цель, выбраны задачи и разработан план действий
На 2 этапе реализации программы:
-Наряду с традиционными практическими и лабораторными работами были использованы в процессе обучения большое количество заданий с практическим содержанием для решения жизненно важных проблем, для этого применялись различные дополнительные источники и накапливался дидактический материал;
-В работе пропедевтического курса системно планируются проведение домашних опытов учащихся;
-Ежегодное участие в предпрофильной подготовке ребят, а именно, проведение элективных курсов прикладной направленности, среди представленных курсов, самостоятельно разработан и проведен курс «Химия в мире профессий»
-Немаловажным в данной работе является проведение экскурсий на предприятия города, в плане учебной деятельности такой возможности нет, поэтому эту работу можно организовать во внеурочное время;
-В системе внеурочной деятельности - привлечение ребят к исследовательской деятельности, к участию в работе школьного клуба и внеклассным мероприятиям, где можно наиболее широко показать значимость химии.
На третьем завершающем этапе:
-Проведен анализ обучения в экспериментальных классах и обычных за последние три года. В таблице представлена отчетность за эти годы, где четко видно, что качество обучения в экспериментальных классах выше, несмотря на кажущееся снижение за годы обучения этому сложному предмету.
-Если говорить о доли учащихся, принимающих участие во внеурочной деятельности, то я предлагаю вам посмотреть на участие ребят в элективных курсах, здесь также выше доля участия, чем в обычных классах, в остальных видах деятельности тоже наблюдается подобная картина.
-Итоговым продуктом совместной деятельности можно считать ежегодное участие в ученических и профессиональных конкурсах.
Таким образом, отвечая на основополагающий вопрос о необходимости усиления практической направленности, можно ответить – ДА
-Заканчивая знакомство с проектом, я опять же вернусь к химии:
- Я предлагаю вам попробовать различные соки, которые имеют определенную пользу для человека. Химические реакции, происходящие в организме во время приема сока, влияют на наше эмоциональное состояние.
Через призму этого небольшого опыта, мне бы хотелось бы узнать вашу эмоциональную реакцию на мой проект…..
Спасибо за внимание!
Одним из ведущих направлений модернизации российского образования является развитие личности ребенка, создание школой условий для адаптации ребенка к быстро меняющейся социальной и природной среде, а это требует обновления содержания образования. В числе приоритетных задач обновления содержания школьного курса химии, особое место отведено задаче усиления его прикладной направленности из – за недостаточного развития навыков практического использования химических знаний. Это в настоящее время и является проблемой.
Ни для кого не секрет, что в последние годы наблюдается хемофобия – боязнь химии, а связано это загрязнением окружающей среды, техногенными катастрофами, однако причиной этой боязни, в первую очередь следует отметить недостаточную химическую грамотность всех слоев населения.
Школьный курс химии включает объем химических знаний для формирования химической картины мира, однако кроме этого необходимы знания для повседневной жизни.
Говоря о стандартах второго поколения, среди прочих целей, видна ориентация на применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту; сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Цель проекта можно обозначить следующим образом:
-усиление практической направленности преподавания химии в школе.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
-расширение спектра практических заданий в курсе химии за счет дополнительных источников;
-организация проектно-исследовательской деятельности учащихся;
-проведение элективных курсов практического характера;
-проведение экскурсий с целью профориентации;
-организация внеклассных мероприятий и клубной работы, направленной на практическое использование химических знаний
Идеей проекта является: создание условий для максимального практического использования знаний, полученных при изучении химии.
Для наглядности можно предложить следующую схему направлений практической деятельности, где сочетается урочная и внеурочная деятельность по данному направлению. Реализовать эту работу и достичь положительных результатов помогают такие технологии обучения, как: технология личностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, проектно-исследовательская деятельность и многие другие.
Проект предполагает этапность в работе, в котором можно выделить три этапа.
На 1 подготовительном этапе проведено:
1) анализ действующих программ, учебников, пособий по химии с целью выявления содержания прикладного характера;
2) наблюдение за деятельностью учащихся во время процесса обучения (практические и лабораторные работы) и внеурочной деятельностью, беседа с обучающимися, учителями;
3) изучение научно - методической литературы по проблеме исследования. Вопросу практической направленности в обучении химии посвящены ряд исследований Адушкиной Ларисы Викторовны, Жуковой Татьяны Семеновны, Антоновой Светланы Степановны, Злотникова Эдуарда Григорьевича и многих других. Эти исследования имеют большую практическую значимость, так как в них уделяется внимание, как существу прикладных знаний, так и методам их предъявления в учебном процессе. Все это теоретически и экспериментально ими доказано.
Многие авторы затрагивают прикладной характер либо во внеурочной, либо в урочной системе, только на одном виде деятельности, однако я считаю, что интеграция всех видов деятельности должна затрагивать прикладной характер и во взаимосвязи. Вот в этом и состоит особенность и инновационность данного проекта.
Проблема инновационна – это теоретически и экспериментально доказано учеными.
4) на данном этапе идет работа над созданием инновационного проекта, где была поставлена цель, выбраны задачи и разработан план действий
На 2 этапе реализации программы:
-Наряду с традиционными практическими и лабораторными работами были использованы в процессе обучения большое количество заданий с практическим содержанием для решения жизненно важных проблем, для этого применялись различные дополнительные источники и накапливался дидактический материал;
-В работе пропедевтического курса системно планируются проведение домашних опытов учащихся;
-Ежегодное участие в предпрофильной подготовке ребят, а именно, проведение элективных курсов прикладной направленности, среди представленных курсов, самостоятельно разработан и проведен курс «Химия в мире профессий»
-Немаловажным в данной работе является проведение экскурсий на предприятия города, в плане учебной деятельности такой возможности нет, поэтому эту работу можно организовать во внеурочное время;
-В системе внеурочной деятельности - привлечение ребят к исследовательской деятельности, к участию в работе школьного клуба и внеклассным мероприятиям, где можно наиболее широко показать значимость химии.
На третьем завершающем этапе:
-Проведен анализ обучения в экспериментальных классах и обычных за последние три года. В таблице представлена отчетность за эти годы, где четко видно, что качество обучения в экспериментальных классах выше, несмотря на кажущееся снижение за годы обучения этому сложному предмету.
-Если говорить о доли учащихся, принимающих участие во внеурочной деятельности, то я предлагаю вам посмотреть на участие ребят в элективных курсах, здесь также выше доля участия, чем в обычных классах, в остальных видах деятельности тоже наблюдается подобная картина.
-Итоговым продуктом совместной деятельности можно считать ежегодное участие в ученических и профессиональных конкурсах.
Таким образом, отвечая на основополагающий вопрос о необходимости усиления практической направленности, можно ответить – ДА
-Заканчивая знакомство с проектом, я опять же вернусь к химии:
- Я предлагаю вам попробовать различные соки, которые имеют определенную пользу для человека. Химические реакции, происходящие в организме во время приема сока, влияют на наше эмоциональное состояние.
Через призму этого небольшого опыта, мне бы хотелось бы узнать вашу эмоциональную реакцию на мой проект…..
Спасибо за внимание!
Другие статьи
- Современный школьный музей
- Творческий отчет по теме:"Проектно- исследовательская деятельность младших школьников как условие развития творческой личности
- Из опыта работы кружка
- Юбилей школы
- ЕГЭ как современная форма проверки знаний (на примере дисциплины «Английский язык»)
- Вести из «Прекрасного далека»
- Развитие логического мышления учащихся 5-6 классов на основе системы развивающих заданий.
- Я работаю с детством
- Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика
- Применение методов повышающих мотивацию в обучении химии.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.