С нами 17311 учителей, 7331 ученик.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Тьюторская деятельность учащихся по развитию интеллектуально - познавательных интересов через использование современных ИКТТьюторская деятельность учащихся по развитию интеллектуально - познавательных интересов через использование современных ИКТ "
Проблема проекта
Компьютер – игрушка для младших школьников
Многочисленные претензии родителей к детям по поводу неоправданного сидения у компьютера, наблюдения педагогов, выводы докторов заставляют серьезно задуматься о пользе и вреде новейшей техники. Родители находят разные выходы из сложившейся ситуации: одни просто запрещают пользоваться. Спрашивается, зачем тогда покупали? Другие давно махнули рукой – не мы первые, не мы последние! И лишь немногие дозируют время и контролируют доступ детей к информационной продукции, которой пользуется их ребенок. Наблюдая в течение четырех лет интерес младших школьников к международной Интернет олимпиаде «Эрудиты планеты», задумались над тем, чтобы наши подшефные могли совмещать приятное с полезным.
Каждый год психологами нашей школы проводится исследование процесса адаптации пятиклассников. Чтобы адаптация младших школьников в среднем звене происходила более успешно, необходима помощь учащихся старших классов. Учащиеся 6-8 класса могут помочь классным руководителям 2-4 классов подготовить малышей к новым для них условиям обучения, если возьмут над ними шефство. Тьюторская деятельность школьников предоставляет много возможностей для всех ее участников. Для нас очень важно, чтобы младший школьник мог вовремя решать свои внутренние проблемы и не стесняться обратиться за помощью к старшим. Подростки же развивают инициативу, творческую, познавательную активность, реализуют интересы и потребности в значимой для них деятельности, что способствует снижению уровню негативных явлений в школьной среде.
Цель проекта:
- способствовать формированию познавательных интересов и гражданской позиции учащихся через игровые и информационные технологии обучения.
Задачи проекта:
- обогатить знания учащихся о родном крае и воспитать бережное отношение к природе;
- разработать и провести ряд мероприятий по интеллектуально- познавательному направлению тьюторской деятельности;
- развить навыки языка программирования VBA и языка гипертекстовой разметки HTML;
- обеспечит свободный доступ многим пользователям к структурно оформленной информации в форме сайта о нашем крае;
- создать информационное поле исследования.
Гипотеза проекта:
   Если
      - поменять мотив использования компьютера (из развлечения в источник информации),
      - развернуть перед детьми все безграничные ресурсы информационных технологий,
      - сделать доступным способы извлечения информации и использования возможностей современной техники, то компьютер из опасной игрушки превратится в предмет развития интеллекта, перейдет в разряд оптимизации и интенсификации учебного труда.
Подробное описание работы над проектом
В работе использовались следующие методы: опрос, анкетирование, наблюдение, анализ документов, эксперимент. Данные методы позволяют получить объективные, проверяемые и точные сведения о проблеме использования младшими школьниками компьютера в учебной и внеурочной деятельности, об отношении родителей к нерациональному подходу их детьми к современным технологиям.
На первоначальном этапе был проведен опрос родителей учащихся второго класса. По мнению родителей, только семь учащихся самостоятельно могли заниматься поиском информации, решать учебные задачи. Остальные десять учащихся использовали компьютер только в развлекательных целях: смотрели мультики, фильмы, играли, реже рисовали. Дети, в семьях которых компьютеров не было, практически не имели навыков работы с ним. Большая часть родителей пыталась контролировать время, проведенное ребенком у монитора. Но в силу объективных причин младшие школьники, оставаясь дома без присмотра взрослых, слишком много времени просиживали у компьютера, основным мотивом при этом выступало желание поиграть. Возможности компьютера и Интернета для получения полезной информации, которую можно использовать в учебной деятельности, детьми не были использованы, что не удовлетворяло родителей.
Следующим шагом стало анкетирование. Было опрошено 23 ребенка (12 девочек, 11 мальчиков) и заданы следующие вопросы:
  • Есть ли у вас компьютер?
  • Сколько времени вы проводите за компьютером?
  • В каких целях вы используете домашний компьютер?
  • Знаете ли вы о других возможностях использования компьютера?
  • Хотели бы вы научиться использовать компьютер в учебной деятельности?
Полученные данные позволили нам сделать следующие выводы. Из двадцати трех семей компьютеры имели семнадцать. Среднее время, проводимое учащимися за компьютером, составляло от 2 до 3 часов в день. Преимущественно дети играли в компьютерные игры, смотрели мультфильмы, рисовали. Но они не отвергали возможности использования компьютера для получения полезной информации. Более того, 19 из 23 учащихся выразили желание и готовность научиться использовать все возможности компьютера.
Для получения объективной картины востребованности информационной и компьютерной грамотности мы провели интервьюирование классного руководителя 2 «А» класса. Отметив особенности преподавания курса информатики в начальной школе (только теоретический материал до 4 класса), она высказала заинтересованность в практических занятиях, которые, по мнению классного руководителя должны носить игровой характер, и формировать интересы в различных областях знаний. Так как, при общем высоком уровне эрудированности детей, наблюдались существенные пробелы в краеведческих знаниях: природа Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), культура и быт коренных народов, история ХМАО.
Таким образом, пришли к выводу о необходимости изменения мотивации использования информационных ресурсов, показать младшим школьникам широчайшие возможности компьютера и перевести его из разряда дорогостоящей игрушки в повседневный инструмент в приобретении знаний.
 Как сделать жизнь интересной? Что необходимо для того, чтобы быть полезным людям? Как самореализовать себя? Такие вопросы задают себе многие подростки. Как активизировать учебную деятельность? Как учить вне урока? Где взять новый, неизбитый, интересный справочник для викторин? Как провести слет или конференцию по различным направлениям школьной деятельности? Где взять интересные, необычные вопросы для проведения брейнрингов, интеллектуальных игр, викторин разнообразной тематики и направленности? Спрашивают учителя. Сегодня мы все чаще и чаще используем в учебной и досуговой деятельности современные информационные технологии. Компьютер все активнее внедряется в нашу жизнь, и, пожалуй, не найдешь сейчас человека, который в той или иной мере не владел компьютером. Взрослые приобретают навыки работы в силу необходимости, чего требует сегодня современная технология. Многие, модные когда-то, развивающие игрушки успешно заменяются компьютерными развивающими программами. Но, конечно, очень важно, чтобы компьютер не остался для ребенка просто игрушкой. Да, конечно, ассортимент развивающих и познавательных игр и программ разнообразен, но не всегда он может удовлетворить точечные, узкие потребности. И поэтому гораздо приятнее самому создать то, во что потом с удовольствием будут играть другие. Шефствуя над младшими школьниками, тьюторская деятельность имеет несколько направлений: воспитательно-просветительское, гражданско - патриотическое, интеллектуальное, спортивное, трудовое и досуговое. Разнообразные мероприятия, которые проводит наша первая учительница для наших преемников, и нас заставили искать новые формы общения с малышами. Знакомство с новейшими компьютерными технологиями подтолкнуло к созданию серии компьютерных игр, направленных на развитие интеллектуально-познавательных интересов.
Первоначально были составлены викторины с вариантами ответов и обучены командиры групп выделению правильного ответа на поставленный вопрос. Проводились игры с приглашением родителей, к ним малыши могли обратиться в случае затруднения. За компьютером с каждой группой всегда находился один из участников нашей команды. Но не подсказывал, а лишь помогал в работе. Когда третьеклассники свободно овладели навыками выбора, они уже на скорость решали предложенные им задания на разные темы. Вопросы составлялись после изучения литературы по определенной тематике. Весь 3 класс был поделен на 5 творческих групп: 1) История Новоаганска; 2) Культура коренных народов; 3) Экология; 4) Государственная символика; 5) Наши права и обязанности. Каждая творческая группа, возглавляемая нашими ребятами, приготовила 20 вопросов для других команд. Малышам такая работа очень понравилась. Первоначальные тесты были созданы средствами Microsoft Office Word. Подводились итоги сразу после игры. Но малыши - народ нетерпеливый, всегда волнуются за свои успехи. И не хотят ждать, когда  все проверим и подсчитаем. Кроме того, им иногда кажется, что кому-то лишние ответы зачли, а у кого-то пропустили правильный. Таким образом,  пришли к выводу, что необходимо усовершенствовать нашу игру. Познакомившись с возможностями современных ИКТ, провели исследовательскую работу по усовершенствованию тестового опроса с помощью возможностей языка программирования Visual Basic. При завершении обдумывания и ввода ответов в конце каждого компьютерного мультимедийного теста производится автоматическая проверка ответов, и каждый тестирующий индивидуально получает информацию о вопросах, на которые он ответил неверно, допустил ошибку при выборе ответов. Тестируемый сразу видит свой результат и может проанализировать свои ошибки, не откладывая до следующего раза.
История ХМАО, культура и быт коренных народов, природа Югры поистине уникальны.  Курс школьной программы знакомит лишь с малой частью того огромного материала, которым располагают наши библиотеки и Интернет. И далеко не каждый школьник, родившийся и выросший в нашем замечательном крае, имеет полное представление о бурных и могучих наших реках, о величавой и богатой тайге, о разнообразии животного и растительного мира, о людях, которые живут рядом и создают своими руками все богатства. Может быть, поэтому в наших парках еще так много сломанных деревьев, на улицах – мусора? И поэтому равнодушные подростки разбивают фонари, ломают скамейки… В нашей работе использовали богатые ресурсы поселковой детской библиотеки.  Познакомились с уникальными изданиями, посвященными нашему краю. И думаем, что знакомство с Югрой обогатило не только младших школьников.  
Данный вид информационной продукции получил широкое признание у наших подшефных, их родителей и учителей. За время подготовки вопросов для команд противников каждая творческая группа изучила необходимую литературу по краеведению, научилась отбирать интересный материал, систематизировать его, грамотно ставить вопросы. Особенно им нравился момент, когда обсуждались варианты ответов. Среди трех ответов только один был правильным, и ребята с огромным удовольствием предлагали самые немыслимые неправильные варианты, используя всю свою фантазию. Очень важным моментом в такой работе является элемент тайны. Каждая творческая группа, прорабатывая конкретную тему, должна была сохранить вопросы в секрете от одноклассников.
В конце учебной четверти предложили подобную игру для детей и родителей по пройденному учебному материалу. Папы и мамы, с удовольствием включившись в игру, убедились в том, что компьютерные игры не только способствуют интеллектуальному развитию, но и совершенствуют навыки работы в команде. Малыши учатся слушать друг друга, высказывать свою точку зрения отстаивать ее, брать на себя ответственность за принятие решения.
Наш проект нашел применение и в проведении школьного интеллектуального марафона «Турнир наук». Предметные олимпиады в нашей школе до прошлого года проводились с первого по четвертый класс и с девятого по одиннадцатый. Из состязаний выпадали пятая, шестая, седьмая, восьмая параллели. На школьном парламенте было принято решение о проведении олимпиады по основным предметам в этих классах. Но необходимо было организовать интеллектуальный марафон в необычной форме. Учащиеся среднего звена не всегда бывают активны в проведении подобных мероприятий. Они не хотят участвовать в очередной проверке знаний. И мы постарались до минимума сократить число учителей, задействованных в марафоне. Только задания были разработаны и одобрены преподавателями. В компьютерных классах, где соревновались участники олимпиады, присутствовали только ассистенты, учащиеся одиннадцатых классов. Каждому участнику «Турнир наук» была выдана зачетная книжка, в которую вносились результаты по завершении выполнения заданий. Каждый учащийся мог выбрать несколько предметов. Итоги были подведены на второй день по каждой параллели, по каждому предмету. Таким образом, была сформирована школьная команда олимпийцев среди учащихся пятых - восьмых классов. Необычная форма проведения интеллектуального марафона, праздничное открытие и закрытие его надолго запомнились учащимся среднего звена. Даже те ребята, у которых не было возможности принять участие в олимпиаде, обращались с просьбой выполнить предложенные нами задания.
Данная компьютерная программа предоставляет широкие возможности и для учителей-предметников. Сегодня тестовыми заданиями завалены все книжные магазины и ими никого не удивить. При подготовке к единому государственному экзамену выпускники широко используют как бумажные, так и электронные носители. Казалось бы, ничего нового мы не открываем. Но мы предлагаем каждому учителю свою разработку для проверки знаний по каждой теме. Кроме того, итоговой работой по изученной теме для каждого учащегося может стать самостоятельно составленный тест для одноклассников. Занятия по проверке знаний в компьютерном классе с использованием нашей программы способствуют качественной подготовке к ЕГЭ, так как учащиеся имеют возможность при плохом результате обратиться к таблице неверных ответов и улучшить свои показатели.
При бурном развитии информатизации выход в Интернет есть у многих школьников, а вскоре будет практически у всех и поэтому, размещая сайт данной работы в Интернете (http://tutorsk.narod.ru), даем доступ многим пользователям воспользоваться отобранной и структурно оформленной информацией о нашем крае.
 Проектная работа стала важным этапом в школьной жизни. Знания истории, культуры, экономики родного края делают человека богаче, щедрее. Но когда человек делится своими знаниями с другими, он становится ответственным за точность информации. Это учит внимательному отношению к слову. Особенно это становится важным при общении с малышами. Четырнадцатилетним подросткам свойственно снисходительное отношение к младшим школьникам. Совместная работа с младшими школьниками научила нас уважительному отношению к тем, кто нас моложе. Без владения новыми современными информационными технологиями сегодня нельзя себя считать информационно-культурным человеком. В повседневной жизни компьютерные технологии все больше проникают в деятельность человека. Работа над проектом расширила познания, предоставила возможность совершенствовать теоретические знания и практические навыки языков программирования Visual Basic и разметки гипертекста HTML (HyperText Markup Language). Кроме того, исследование предлагает учителям-предметникам использование данной работы при проверке знаний и умений учащихся по любой теме. Тестовые задания, разработанные учениками, повышают логическое мышление и познавательные интересы.
В настоящее время разработан ряд игр на темы «Наш Край», «Культура Ханты». По данным проектам были проведены игры среди 4 класса, а также среди учащихся Нижневартовского района. На районной акции «Я - гражданин России» проведены игры для 11 команд участников из образовательных учреждений Нижневартовского района.
Данная работа имеет большую перспективу: она может стать одним из ресурсов современного урока образовательных учреждений, большим подспорьем в работе с одаренными детьми, методом в патриотическом воспитании младших школьников.
При подборе материала и создание сайта использовалась литература, перечисленная далее.
Библиография
  1.  Край родной. Азбука краеведения / Автор- составитель О.Н. Гаврилова.- Екатеринбург ООО «СВ 96»; 200-392с
  2.  Очерки истории Югры / Отв. ред. Д.А. Репин, Н. Б. Патрикеев.- Екатеринбург: Изд-во «Волог» 2000 г. 408 с.
  3.  Югория: Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа/ Том 1 А.-И. – Ханты-Мансийск «Сократ»; 2000 г. 399 с.
  4.  Нижневартовский р-н: Страницы истории - г. Нижневартовск: издательство «Приобье Нижневартовского р-на»; 1998г. 207 с.
  5.  Куртен Дж., Маркви Л. Microsoft Office 2000: учебный курс. – СПб: Питер, 2000. 640с.: ил.
  6.  Карпов Б. Microsoft Office 2000: Справочник. – СПб: Питер, 2000 -448с.: ил.
  7.  Карпов Б. VBA: Специальный справочник. – СПб: Питер, 2002 -416с.: ил.
  8.  Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование» № 3 – 2005. – М.: Образование и информатика, 2005 – 104с.
  9.  Касьянов В.В.: Основы социологии и политологии. - «Феникс», Ростов-на-Дону, 2005-380с.
  10.  Воронова Е.А.: Клуб внеклассных дел. - «Феникс», Ростов-на-Дону, 2005-288с.
 
Структура сайта (http://tutorsk.narod.ru):
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ