Статья "Оптимизация военно-патриотического воспитания в условиях модернизации Российского образования"
леонид останко
08.04.2014
3238
0
ФГОС
Динамично развивающееся современное общество характеризуется мощным научным и технологическим прорывом. Применение знаний может не только способствовать эволюции общества, но и угрожать его безопасности. Последнее обстоятельство указывает на необходимость улучшения подготовки граждан к безопасному поведению и проявления ими активной гражданской позиции в сфере безопасности. Подход к обеспечению безопасности человека, основанный на принципе «спасать и исправлять», должен уступить место новому, базирующему на принципе «предвидеть и предупреждать» и на основе прогноза необходимо уметь разрабатывать план действий, уметь ориентироваться в сложном, полном опасностей мире.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» реализует основные положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, а также Концепции национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта 2-го поколения.
В своей предметной ориентации программа нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:
освоение учащимися знаний о безопасном поведении в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России, ее государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;
воспитание у школьников черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма, ведения здорового образа жизни;
обучение учащихся умению оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, правильно действовать в чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общего образования изложены в проектах государственного образовательного стандарта и пунктах президентской инициативы «Наша новая школа», это:
возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни;
разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности;
система стимулов для педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей;
новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе, должно быть комфортно;
к каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.
Основополагающей задачей воспитания школьников, я считаю воспитания патриотизма и умения проектировать. «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». (М.А.Балабан)
Патриотизм-это олицетворение любви к Отечеству, сопричастность с его историей, составляющая духовно-нравственной основы личности, гражданская позиция и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине. Военно-патриотическое воспитание призвано готовить подрастающее поколение к достойному служению Отечеству, умению защищать интересы страны. А это многокомпонентное образование, соответствующее всей системе требований общества и его Вооруженных сил.
Военно-патриотическое воспитание основывается:
на гражданском долге - внутренней потребности в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям государства;
на воинском долге - системе социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающихся в готовности отстаивать интересы народа и защищать Родину, верность военной присяге;
на воинском мастерстве - уровне профессиональной подготовленности к выполнению военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий;
на профессионализме - степени овладения специальностями и умении успешно выполнять поставленные задачи.
Не умоляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса.
Раздел основы военной службы в курсе ОБЖ призван изучить и закрепить имеющиеся у учащихся знания по допризывной подготовке. Кроме того, программа по ОВС (которую целесообразно увеличить) предполагает не только военную подготовку, но и психологическую.
Воспитательный эффект учебного процесса значительно повышается, если он сочетается с внеклассной работой.
Специфика допризывной подготовки как особого звена военно-патриотического воспитания заключается в том, что в ее рамках решаются задачи морально- психологической и физической подготовки. Потенциал такой подготовки огромен, тем более важно оптимально использовать его в целях формирования гражданских, патриотических и нравственных качеств личности.
Научить школьников слышать голос героической истории Отечества – первостепенная задача педагога. Поставить подростков в положение активных исследователей, увлечь их и заставить посмотреть вокруг себя, увидеть рядом с собой тех, кто является носителем боевых и героических традиций Родины. Прошлое Родины - это ключ к пониманию настоящего, это ориентир в будущее.
Предлагаю некоторые рекомендации по планированию военно-патриотического воспитания в школе в условиях модернизации российского образования (примерные).
В общешкольном плане воспитательной работы должен быть раздел «Военно-патриотическое воспитание». В его планировании под общим руководством директора школы принимает участие заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель-организатор ОБЖ, преподаватель физической культуры, классные руководители и другие должностные лица по усмотрению администрации школы. В разделе «Военно-патриотическое воспитание» целесообразно включить следующие мероприятия:
общешкольные собрания с повесткой дня (задачи усиления военно-патриотического воспитания; роль ОБЖ в укреплении общешкольной дисциплины и организованности учащихся; задачи школы по формированию высоких морально-психологических и физических качеств у учеников);
совещания с классными руководителями (о целях и задачах военно-патриотического воспитания в школе; о сроках и порядке проведения военно-спортивных игр, соревнований и др.);
педсоветы (задачи педколлектива по повышению вонно-патриотического воспитания в школе; межпредметные связи ОБЖ с другими предметами; военно-патриотическое воспитание учащихся через уроки истории, литературы, физики, математики, биологии, внеурочную работу);
работу оборонно-спортивных кружков;
организация и проведение военно-спортивных игр «Зарница», «Рубеж», «Победа», вахты «Память», по пожарно-спасательному спорту и т.д.;
военная профориентация (встреча с представителями военкомата; курсантами; выпускниками, отслужившими службу в ВС; индивидуальная работа с кандидатами для поступления в военные институты);
проведение вечеров и праздников (знаменательные даты);
оборонно-массовая работа (беседы, викторины, конференции, конкурсы; соревнования и смотры строя и песни; рассказы по военной тематике;
работа школьного музея;
строительство спортивного школьного городка. Дальнейшее совершенствование учебно-материальной базы ОБЖ и Основ военной службы.
Подведение итогов военно-патриотической работы целесообразно проводить в два этапа: 1-этап – ко Дню защитников Отечества; 2-этап – ко Дню Победы.
Чтобы добиться в этом деле наибольшей эффективности, нужно систематически анализировать результаты проводимой работы, пропагандировать опыт лучших классных руководителей, учителей и общественников.
Во-вторых, прививать школьникам умения проектировать.
В эпоху развития индустриального общества создана реальная угроза человечеству (частые экологические и техногенные катастрофы, локальные войны, терроризм и пр.). Каждый человек должен быть подготовлен к осуществлению безопасной жизнедеятельности: уметь прогнозировать, предвидеть возможные опасные и чрезвычайные ситуации, на основе прогноза разрабатывать план действий, уметь ориентироваться в сложной обстановке. Таким образом, каждый школьник должен овладеть проектировочной деятельностью как средством, необходимым для осуществления безопасной жизнедеятельности, каждый ученик должен быть компетентен в области основ безопасности жизнедеятельности.
Проектировочную деятельность школьников можно определить как деятельность по осмыслению будущего преобразования действительности с учетом природных и социальных законов, основанную на выборе и принятии решений с целью решения учебных задач.
В проектировочную деятельность в качестве ее составных частей могут входить элементы моделирования, конструирования, прогнозирования и планирования.
Моделирование является составной частью проектирования предстоящей деятельности, так как вначале разрабатываются варианты моделей деятельности, а затем проект предстоящей деятельности. Деятельность прогнозирования дает информацию о будущем результате, при этом носит вероятностный характер и содержит предвидение его развития или иного явления и процесса (выдвижение гипотезы). Планирование входит в проектировочную деятельность в виде разработки плана выбранного оптимального способа деятельности.
К способам формирования умения проектировать предстоящую деятельность можно отнести:
включение обучающихся в процесс решения проблемных ситуаций, представляющих собой поисковую задачу, интеллектуальное затруднение, побуждающее искать новые знания, новые способы действия;
включение школьников в деятельность с использование алгоритмов, которые служат ориентирами для школьников на начальных этапах овладения проектировочной деятельностью;
включение школьников в игровую деятельность, в процессе которой школьники выполняют реальную деятельность, решают конкретную познавательную задачу, отвлекаясь при этом от реальной ситуации.
Процесс формирования умения проектировать предстоящую деятельность показал, что у учащихся результативность данной работы повышается при сочетании урочных и внеурочных занятий с использованием на них индивидуальной, парной и групповой форм работы, а также при создании для каждого школьника личностно-ориентированных образовательных ситуаций.
Интеграция учебной и внеучебной деятельности позволяет организовать взаимопроникновение различных видов деятельности, создать оптимальные условия для всестороннего развития личности школьника.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» реализует основные положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, а также Концепции национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта 2-го поколения.
В своей предметной ориентации программа нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:
освоение учащимися знаний о безопасном поведении в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России, ее государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;
воспитание у школьников черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма, ведения здорового образа жизни;
обучение учащихся умению оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, правильно действовать в чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общего образования изложены в проектах государственного образовательного стандарта и пунктах президентской инициативы «Наша новая школа», это:
возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни;
разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности;
система стимулов для педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей;
новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе, должно быть комфортно;
к каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.
Основополагающей задачей воспитания школьников, я считаю воспитания патриотизма и умения проектировать. «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». (М.А.Балабан)
Патриотизм-это олицетворение любви к Отечеству, сопричастность с его историей, составляющая духовно-нравственной основы личности, гражданская позиция и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине. Военно-патриотическое воспитание призвано готовить подрастающее поколение к достойному служению Отечеству, умению защищать интересы страны. А это многокомпонентное образование, соответствующее всей системе требований общества и его Вооруженных сил.
Военно-патриотическое воспитание основывается:
на гражданском долге - внутренней потребности в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям государства;
на воинском долге - системе социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающихся в готовности отстаивать интересы народа и защищать Родину, верность военной присяге;
на воинском мастерстве - уровне профессиональной подготовленности к выполнению военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий;
на профессионализме - степени овладения специальностями и умении успешно выполнять поставленные задачи.
Не умоляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса.
Раздел основы военной службы в курсе ОБЖ призван изучить и закрепить имеющиеся у учащихся знания по допризывной подготовке. Кроме того, программа по ОВС (которую целесообразно увеличить) предполагает не только военную подготовку, но и психологическую.
Воспитательный эффект учебного процесса значительно повышается, если он сочетается с внеклассной работой.
Специфика допризывной подготовки как особого звена военно-патриотического воспитания заключается в том, что в ее рамках решаются задачи морально- психологической и физической подготовки. Потенциал такой подготовки огромен, тем более важно оптимально использовать его в целях формирования гражданских, патриотических и нравственных качеств личности.
Научить школьников слышать голос героической истории Отечества – первостепенная задача педагога. Поставить подростков в положение активных исследователей, увлечь их и заставить посмотреть вокруг себя, увидеть рядом с собой тех, кто является носителем боевых и героических традиций Родины. Прошлое Родины - это ключ к пониманию настоящего, это ориентир в будущее.
Предлагаю некоторые рекомендации по планированию военно-патриотического воспитания в школе в условиях модернизации российского образования (примерные).
В общешкольном плане воспитательной работы должен быть раздел «Военно-патриотическое воспитание». В его планировании под общим руководством директора школы принимает участие заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель-организатор ОБЖ, преподаватель физической культуры, классные руководители и другие должностные лица по усмотрению администрации школы. В разделе «Военно-патриотическое воспитание» целесообразно включить следующие мероприятия:
общешкольные собрания с повесткой дня (задачи усиления военно-патриотического воспитания; роль ОБЖ в укреплении общешкольной дисциплины и организованности учащихся; задачи школы по формированию высоких морально-психологических и физических качеств у учеников);
совещания с классными руководителями (о целях и задачах военно-патриотического воспитания в школе; о сроках и порядке проведения военно-спортивных игр, соревнований и др.);
педсоветы (задачи педколлектива по повышению вонно-патриотического воспитания в школе; межпредметные связи ОБЖ с другими предметами; военно-патриотическое воспитание учащихся через уроки истории, литературы, физики, математики, биологии, внеурочную работу);
работу оборонно-спортивных кружков;
организация и проведение военно-спортивных игр «Зарница», «Рубеж», «Победа», вахты «Память», по пожарно-спасательному спорту и т.д.;
военная профориентация (встреча с представителями военкомата; курсантами; выпускниками, отслужившими службу в ВС; индивидуальная работа с кандидатами для поступления в военные институты);
проведение вечеров и праздников (знаменательные даты);
оборонно-массовая работа (беседы, викторины, конференции, конкурсы; соревнования и смотры строя и песни; рассказы по военной тематике;
работа школьного музея;
строительство спортивного школьного городка. Дальнейшее совершенствование учебно-материальной базы ОБЖ и Основ военной службы.
Подведение итогов военно-патриотической работы целесообразно проводить в два этапа: 1-этап – ко Дню защитников Отечества; 2-этап – ко Дню Победы.
Чтобы добиться в этом деле наибольшей эффективности, нужно систематически анализировать результаты проводимой работы, пропагандировать опыт лучших классных руководителей, учителей и общественников.
Во-вторых, прививать школьникам умения проектировать.
В эпоху развития индустриального общества создана реальная угроза человечеству (частые экологические и техногенные катастрофы, локальные войны, терроризм и пр.). Каждый человек должен быть подготовлен к осуществлению безопасной жизнедеятельности: уметь прогнозировать, предвидеть возможные опасные и чрезвычайные ситуации, на основе прогноза разрабатывать план действий, уметь ориентироваться в сложной обстановке. Таким образом, каждый школьник должен овладеть проектировочной деятельностью как средством, необходимым для осуществления безопасной жизнедеятельности, каждый ученик должен быть компетентен в области основ безопасности жизнедеятельности.
Проектировочную деятельность школьников можно определить как деятельность по осмыслению будущего преобразования действительности с учетом природных и социальных законов, основанную на выборе и принятии решений с целью решения учебных задач.
В проектировочную деятельность в качестве ее составных частей могут входить элементы моделирования, конструирования, прогнозирования и планирования.
Моделирование является составной частью проектирования предстоящей деятельности, так как вначале разрабатываются варианты моделей деятельности, а затем проект предстоящей деятельности. Деятельность прогнозирования дает информацию о будущем результате, при этом носит вероятностный характер и содержит предвидение его развития или иного явления и процесса (выдвижение гипотезы). Планирование входит в проектировочную деятельность в виде разработки плана выбранного оптимального способа деятельности.
К способам формирования умения проектировать предстоящую деятельность можно отнести:
включение обучающихся в процесс решения проблемных ситуаций, представляющих собой поисковую задачу, интеллектуальное затруднение, побуждающее искать новые знания, новые способы действия;
включение школьников в деятельность с использование алгоритмов, которые служат ориентирами для школьников на начальных этапах овладения проектировочной деятельностью;
включение школьников в игровую деятельность, в процессе которой школьники выполняют реальную деятельность, решают конкретную познавательную задачу, отвлекаясь при этом от реальной ситуации.
Процесс формирования умения проектировать предстоящую деятельность показал, что у учащихся результативность данной работы повышается при сочетании урочных и внеурочных занятий с использованием на них индивидуальной, парной и групповой форм работы, а также при создании для каждого школьника личностно-ориентированных образовательных ситуаций.
Интеграция учебной и внеучебной деятельности позволяет организовать взаимопроникновение различных видов деятельности, создать оптимальные условия для всестороннего развития личности школьника.
Другие статьи
- Метод проектирования
- Я – учитель!
- Образовательные и воспитательные технологии - на уроках музыки
- Тьюторская деятельность учащихся по развитию интеллектуально - познавательных интересов через использование современных ИКТТьюторская деятельность учащихся по развитию интеллектуально - познавательных интересов через использование современных ИКТ
- Класс-музей "Растяпинской забавы"
- МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
- Готов ли ваш ребёнок к школе?
- Как стать хорошим педагогом?
- Роль произведений М.М. Пришвина в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.