С нами 17294 учителя, 7327 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Оптимизация военно-патриотического воспитания в условиях модернизации Российского образования"
леонид останко   08.04.2014   3238   0   ФГОС
Динамично развивающееся современное общество характеризуется мощным научным и технологическим прорывом. Применение знаний может не только способствовать эволюции общества, но и угрожать его безопасности. Последнее обстоятельство указывает на необходимость улучшения подготовки граждан к безопасному поведению и проявления ими активной гражданской позиции в сфере безопасности. Подход к обеспечению безопасности человека, основанный на принципе «спасать и исправлять», должен уступить место новому, базирующему на принципе «предвидеть и предупреждать» и на основе прогноза необходимо уметь разрабатывать план действий, уметь ориентироваться в сложном, полном опасностей мире.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» реализует основные положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, а также Концепции национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта 2-го поколения.
В своей предметной ориентации программа нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:
освоение учащимися знаний о безопасном поведении в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России, ее государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;
воспитание у школьников черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма, ведения здорового образа жизни;
обучение учащихся умению оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, правильно действовать в чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общего образования изложены в проектах государственного образовательного стандарта и  пунктах президентской инициативы «Наша новая школа», это:
возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни;
разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности;
система стимулов для педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей;
новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе, должно быть комфортно;
к каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.
Основополагающей задачей воспитания школьников, я считаю воспитания патриотизма и умения проектировать. «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». (М.А.Балабан)
Патриотизм-это олицетворение любви к Отечеству, сопричастность с его историей, составляющая духовно-нравственной основы личности, гражданская позиция и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине. Военно-патриотическое воспитание призвано готовить подрастающее поколение к достойному служению Отечеству, умению защищать интересы страны. А это многокомпонентное образование, соответствующее всей системе требований общества и его Вооруженных сил.
Военно-патриотическое воспитание основывается:
на гражданском долге - внутренней потребности в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям государства;
на воинском долге - системе социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающихся в готовности отстаивать интересы народа и защищать Родину, верность военной присяге;
на воинском мастерстве - уровне профессиональной подготовленности к выполнению военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий;
на профессионализме - степени овладения специальностями и умении успешно выполнять поставленные задачи.
Не умоляя роли внеклассной  и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса.
Раздел основы военной службы в курсе ОБЖ призван изучить и закрепить имеющиеся у учащихся знания по допризывной подготовке. Кроме того, программа по ОВС (которую целесообразно увеличить) предполагает не только военную подготовку, но и психологическую.
Воспитательный эффект учебного процесса значительно повышается, если он сочетается с внеклассной работой.
Специфика допризывной подготовки как особого звена военно-патриотического воспитания заключается в том, что в ее рамках решаются задачи морально- психологической и физической подготовки. Потенциал такой подготовки огромен, тем более важно оптимально использовать его в целях формирования гражданских, патриотических и нравственных качеств личности.
Научить школьников слышать голос героической истории Отечества – первостепенная задача педагога. Поставить подростков в положение активных исследователей, увлечь их  и заставить посмотреть вокруг себя, увидеть рядом с собой тех, кто является носителем боевых и героических традиций Родины. Прошлое Родины - это ключ к пониманию настоящего, это ориентир в будущее.
Предлагаю некоторые рекомендации по планированию военно-патриотического воспитания в школе в условиях модернизации российского образования (примерные).
В общешкольном плане воспитательной работы должен быть раздел «Военно-патриотическое воспитание». В его планировании под общим руководством директора школы принимает участие заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель-организатор ОБЖ, преподаватель физической культуры, классные руководители и другие должностные лица по усмотрению администрации школы. В разделе «Военно-патриотическое воспитание» целесообразно включить следующие мероприятия:
 общешкольные собрания с повесткой дня (задачи усиления военно-патриотического воспитания; роль ОБЖ в укреплении общешкольной дисциплины и организованности учащихся; задачи школы по формированию высоких морально-психологических и физических качеств у учеников);
совещания с классными руководителями (о целях и задачах военно-патриотического воспитания в школе; о сроках и порядке проведения военно-спортивных игр, соревнований и др.); 
педсоветы (задачи педколлектива по повышению вонно-патриотического воспитания в школе; межпредметные связи ОБЖ с другими предметами; военно-патриотическое воспитание учащихся через уроки истории, литературы, физики, математики, биологии, внеурочную работу);
работу оборонно-спортивных кружков;
организация и проведение военно-спортивных игр «Зарница», «Рубеж», «Победа», вахты «Память», по пожарно-спасательному спорту и т.д.;
военная профориентация (встреча с представителями военкомата; курсантами; выпускниками, отслужившими службу в ВС; индивидуальная работа с кандидатами для поступления в военные институты);
проведение вечеров и праздников (знаменательные даты);
оборонно-массовая работа (беседы, викторины, конференции, конкурсы; соревнования и  смотры строя и песни; рассказы по военной тематике;
работа школьного музея;
строительство спортивного школьного городка. Дальнейшее совершенствование учебно-материальной базы ОБЖ и Основ военной службы.
Подведение итогов военно-патриотической работы целесообразно проводить в два этапа: 1-этап – ко Дню защитников Отечества; 2-этап – ко Дню Победы.
Чтобы добиться в этом деле наибольшей эффективности, нужно систематически анализировать результаты проводимой работы, пропагандировать опыт лучших классных руководителей, учителей и общественников.
Во-вторых, прививать школьникам умения проектировать.
В эпоху развития индустриального общества создана реальная угроза человечеству (частые экологические и техногенные катастрофы, локальные войны, терроризм и пр.). Каждый человек должен быть подготовлен к осуществлению безопасной жизнедеятельности: уметь прогнозировать, предвидеть возможные опасные и чрезвычайные ситуации, на основе прогноза разрабатывать план действий, уметь ориентироваться в сложной обстановке. Таким образом, каждый школьник должен овладеть проектировочной деятельностью как средством, необходимым для осуществления безопасной жизнедеятельности, каждый ученик должен быть компетентен в области основ безопасности жизнедеятельности.
Проектировочную деятельность школьников можно определить как деятельность по осмыслению будущего преобразования действительности с учетом природных и социальных законов, основанную на выборе и принятии решений с целью решения учебных задач.
В проектировочную деятельность в качестве ее составных частей могут входить элементы моделирования, конструирования, прогнозирования и планирования.
Моделирование является составной частью проектирования предстоящей деятельности, так как вначале разрабатываются варианты моделей деятельности, а затем проект предстоящей деятельности. Деятельность прогнозирования дает информацию о будущем результате, при этом носит вероятностный характер и содержит предвидение его развития  или иного явления и процесса (выдвижение гипотезы). Планирование входит в проектировочную деятельность в виде разработки плана выбранного оптимального способа деятельности.
К способам формирования умения проектировать предстоящую деятельность можно отнести:
включение обучающихся в процесс решения проблемных ситуаций, представляющих собой поисковую задачу, интеллектуальное затруднение, побуждающее  искать новые знания, новые способы действия;
включение школьников в деятельность с использование алгоритмов, которые служат ориентирами для школьников на начальных этапах овладения проектировочной деятельностью;
включение школьников в игровую деятельность, в процессе которой школьники выполняют реальную деятельность, решают конкретную познавательную задачу, отвлекаясь при этом от реальной ситуации.
Процесс формирования умения проектировать предстоящую деятельность показал, что у учащихся результативность данной работы повышается при сочетании урочных и внеурочных занятий с использованием на них индивидуальной, парной и групповой форм работы, а также при создании для каждого школьника личностно-ориентированных образовательных ситуаций.
Интеграция учебной и внеучебной деятельности позволяет организовать взаимопроникновение различных видов деятельности, создать оптимальные условия для всестороннего развития личности школьника.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ