С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Творческий отчет по теме:"Проектно- исследовательская деятельность младших школьников как условие развития творческой личности "
Аннотация к материалу:
 
      В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в создании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость  подготовки учащихся  начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
       Поэтому в настоящее время  широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.
         Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается  в систематической направляющей, стимулирующей  и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.
    Дети  - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по- настоящему увлечь их предметом исследования. Я предоставляю возможность детям самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательный энтузиазм в нужное русло. Свою работу я начинаю с проведения комплекса диагностик по изучению интересов детей.
     Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности.
 
 
 
Использование материала:
 
Материал может быть использован учителями начальных классов и родителями, как на разных этапах урока, так и во внеурочной деятельности.
 
Краткая характеристика материала (план)
 
  1. Актуальность темы.
  2. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников (цель, задачи, проектная деятельность, исследовательская деятельность).
  3. Направления работы с младшими школьниками.
  4. Этапы индивидуальной и групповой работы.
  5. Методическое обоснование опыта.
  6. Результативность использования проектно-исследовательской деятельности.
  7. Заключение (факторы успешности опыта).
  8. Приложения.
  9. Список литературы
 
 
      1. Актуальность темы:
                                  
                             Моё кредо:  Дарить детям радость!
                                                   Помочь ребёнку стать творцом!
                                       
                             Мой принцип:  Я помогу тебе это сделать самому!
 
     Я, Бочкарева Любовь Валерьевна, учитель начальных классов.
Преподавательской деятельностью занимаюсь 24 года. Имею высшую квалификационную категорию.
     Смысл учительской жизни – учение и воспитание, неотделимые друг от друга процессы. Именно это определяет мою позицию и мои принципы как учителя. Во главе воспитания стоит личность ребёнка. Ориентация на личность с высоким уровнем формирования  различных компетенций, способную к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а также выявлению и созданию социально – педагогических  и организационно – педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащегося.
          Личностно- ориентированные технологии базируются на основе активизации деятельности учащихся  и повышении активности учебного процесса.
       Необходимым компонентом личностно- ориентированного урока является создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Роль учителя остаётся очень существенной: он ведёт дискуссию, задаёт вопросы, поддерживает, но для учащихся он партнер по обучению. Ученики получают новую роль - «исследователи».
      Чтобы сделать процесс обучения личностно- ориентированным нужно: признать право каждого ребенка на индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их. Дети привыкают сами добывать знания, а не получать готовые выводы учебника.
      Мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь раскрыться ребёнку, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность. Всегда в беседе с ребенком использую открытый взгляд, улыбку, одобрение, подбадривание. Улыбка передаёт наши мысли, отношения и чувства к ребёнку. Ведь она идёт только от доброго сердца, служит поддержкой, поощрением, вдохновением и успокоением тому, к кому она обращена.
     Думаю, что ученик в таких условиях будет развиваться как личность. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес, который является важнейшим качеством личности. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, побуждаю интерес к победе. А отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, настойчивым, уметь четко объяснять свои мысли.
    У моих учеников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:
- они умеют самостоятельно работать с источниками знаний, ведут экспериментальную практическую работу;
- понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;
- умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;
- активно участвую в диспутах, грамотно ведут диалог;
- а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
    Передо мной, как перед учителем, ежедневно, ежеурочно, стоят вопросы:
-Как заинтересовать ребенка учебным материалом?
-Как интересно и доступно донести до учащихся новый материал?
-Как создать для любимых учеников ситуацию успеха и веру в их силы?
  Я решаю их путем включения учащихся в ситуацию творческой, поисковой и исследовательской деятельности. Стремлюсь строить обучение так, чтоб успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным ученикам. На наших занятиях воплощаются в жизнь и постоянно совершенствуются интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.
   В результате мои ученики создают учебно-познавательные книжки – малышки, литературные газеты, рукописные журналы, создают свободные тексты, сочиняют стихи и сказки, по которым мы работаем на уроках.
   Расширение кругозора является одним из факторов всестороннего развития личности.
    Организация исследовательской деятельности учащихся является одним из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.
     В работе с детьми я определила приоритетную воспитательную задачу:
 сформировать у учащихся потребности и желания реализации:
- самоорганизации;
- самодеятельности;
- самоуправления;
-самообучения.
 Представленные возможности позволяют удовлетворить разнообразные потребности ребёнка и его реального самоутверждения. Внеурочная деятельность детей оказывает существенное влияние на учебные занятия.
    Таким образом, организацию учебно-воспитательного процесса строю на трёх составляющих:
  1. Организацию проектно-исследовательской деятельности.
  2. Развитие классного самоуправления.
  3. Активизацию родительской общественности.
      Моя задача -  сделать так, чтобы большая часть детей в классе стали исследователями.
    В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образовательно-воспитательного процесса.
    Для достижения положительной динамики одной из главных целей в своей деятельности я ставлю развитие познавательной активности школьников. Важнейшую роль для достижения цели играют активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки.
      В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью образования и воспитания.
      Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире, где будут востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
     В современной школе возрастает значимость подготовки ребёнка к самостоятельной исследовательской деятельности. Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебной деятельности является ведущей и определяет развитие основных  познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления.
      В исследованиях многих педагогов, психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются  в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
      Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. Начальная школа  - важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры.
     В связи с этим значимое место в своей педагогической практике я уделяю организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и в неурочное время. Свою работу я начинаю с проведения комплекса диагностик по изучению интересов детей. Исследовательская деятельность младших школьников это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности.
    Русский педагог Константин Николаевич Вентцель писал, что на ребёнка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины: опираться на собственный опыт ребёнка; обучать в действии; побуждать к наблюдению и экспериментированию.
 
    3.    Проектно – исследовательская деятельность  младших школьников как условие развития творческой личности.
 
    Выпускник современной школы должен обладать практическими знаниями, необходимыми для  успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно – ориентированной модели образования.
       Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
       Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.
     Решив заняться этой проблемой, я определяю цели и задачи.
    Цель работы: стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
 
    Задачи работы: обучение проведению учебных исследований младших школьников; развитие творческой активности детей; стимулирование интереса к наукам; ознакомление с научной картиной мира; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
    Исследовательская работа для ученика –  средство самореализации. Процесс работы над проектом будет продвигаться тем успешнее, чем более, личностно значимым будет его цель и результат.
    Исследовательская работа  - работа, связанная с решением  творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выявление истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретения учащимися навыка  исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.
     Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование – это лишь этап проектной работы.
       Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
         Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем.
      В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие обще-урочные, познавательные умения и навыки.
         Проектная деятельность:
  1. Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения задачи?»
  2. Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; находить варианты решения проблемы; выдвигать гипотезы.
  3. Оценочные умения.
  4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером , деловое общение.
  5. Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс, принимать решение и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность.
  6. Коммуникативные умения: вступать в диалог; задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения.
  7. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; артистические умения; использование различных средств наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.
Исследовательская деятельность:
  1. Умение видеть проблемы. (Проблема – это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие решения)
  2. Выдвигать гипотезы. (Гипотеза – это предположение, суждение о закономерной связи явлений)
  3. Задавать вопросы.  ( Вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы)
  4. Давать определение понятиям.
  5. Проводить наблюдения и эксперименты. (Эксперимент – это важнейший из методов исследования)
  6. Делать выводы и умозаключения.
  7. Классифицировать материалы.
  8. Работа с текстом.
  9. Доказывать и защищать свои идеи.
Работу во внеурочное время по организации исследовательской деятельности учащихся строю по трем направлениям.
 
4.    Направления исследовательской деятельности:
Первое направление – индивидуальная работа. Она предусматривает работу в двух аспектах:
– индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений, в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы и др.;
 
– работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок.
    Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей.
   Третье направление – массовая работа с детьми. В рамках данного направления организуются встречи с интересными людьми, проводятся заседания школьного научного общества учащихся начальной школы, школьные олимпиады. Ежегодно проводятся конференции учебно-исследовательских работ младших школьников.
     Индивидуальную и групповую работу с детьми по формированию у них исследовательских умений и навыков, по развитию их творческих способностей, выработке самостоятельности выстраиваю в виде следующей технологической цепочки, состоящей из нескольких этапов.
 
5.     Этапы индивидуальной и групповой работы:
   1.На первом этапе выявляется группа детей, желающих целенаправленно заниматься исследовательской деятельностью, либо дети, в которых учитель, организатор исследовательской деятельности с детьми, увидел искру исследовательского таланта. При этом немаловажную роль играет то, желают ли родители поддержать своего ребенка в исследовательском поиске. Так как опыт детей младшего школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться. Но при этом важно, чтобы помощь взрослых была деликатной, невидимой для ребенка, не заменяла исследовательскую деятельность детей исследованиями и выводами взрослых, а лишь направляла детей по нужному руслу.
     Кроме того, на первом этапе осуществляется помощь детям в выборе темы предстоящего исследования. Эта тема может быть близка или интересна ребенку в силу его увлечений. Например, ребенок желает исследовать поведение морской свинки потому, что в его доме появилась целая семейка животных. Тема может быть выбрана из желания узнать что-то доселе неизвестное, непонятное ребенку.  Иногда мы сами, “невидимо” для ребенка выбираем тему предстоящего исследования, но так, чтобы эта тема заинтересовала ребенка, не оставила его равнодушным. При выборе темы исследования важно, чтобы работа по данной теме, в силу особенностей детей младшего школьного возраста, не занимала много времени, не требовала долговременных исследований, а предполагала быстрый и яркий результат. Еще очень важно, на мой взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения.
     2.На втором этапе вместе с ребенком мы формулируем проблемы, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования, и которые являются мощной движущей силой процесса дальнейшего исследования.
     А. И. Савенков пишет, что поиск проблемы – дело непростое, а способность творчески одаренного человека видеть проблемы – особый дар.
     Поэтому на данном этапе большая роль отводится учителю, помощнику, наставнику ребенка. Важно, чтобы ребенок с помощью взрослого понял, осознал проблему, но не обязательно требовать ясного словесного оформления этой проблемы. Для того чтобы у ребенка формировать умение видеть проблемы, провожу с детьми тренировочные занятия и упражнения в ходе индивидуальной и групповой работы. Эти задания и упражнения, как и многое другое по организации исследовательской деятельности младших школьников я позаимствовала из книги А. И. Савенкова “Содержание и организация исследовательского обучения школьников”.
   3.Следующий этап работы – постановка целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования. Для того чтобы вместе с детьми сформулировать цели и задачи, также проводим предварительно тренировочные упражнения.
    4.Четвертый этап работы с будущими исследователями – организация непосредственной работы самого ребенка над выбранной темой. При этом работа осуществляется под руководством учителя и при помощи консультантов, в роли которых часто выступают родители.
    Конечно, участие взрослого, как и на предыдущих этапах работы, необходимо. Только при этом предоставляется как можно больше самостоятельности ребенку, чтобы он мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.
   5.Пятый этап работы по формированию исследовательских умений и навыков учащихся – отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации. На этом этапе мы работаем с ребенком в тесном сотрудничестве. С помощью наводящих вопросов, следуя плану исследования, вместе с детьми выстраиваем текст  выступления.  
   6.На шестом этапе учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классе. Как правило, ребята, не участвующие в исследовании, с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Они задают множество вопросов, вступают в споры с авторами исследований. Одновременно авторы исследований получают практику общения с большой аудиторией.
 7.Седьмой этап – итог исследовательской деятельности учащихся - школьная конференция учебно-исследовательских работ младших школьников, которая ежегодно проводится в конце учебного года.       Проведение конференции стало одной из традиций нашей школы. Она проводится как праздник юных исследователей. На нее приглашаются дети, которые желают заниматься исследовательской деятельностью, педагоги школы, родители. При этом ребенок учится последовательно и логично излагать свои мысли, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, не останавливаться перед трудностями.
     Выступление ребенка на школьной конференции учебно-исследовательских работ – венец его исследовательской деятельности, итог работы учащегося на всех этапах работы.
    Но, конечно, на этом работа учителя с данным ребенком не заканчивается, а продолжается более глубоко и осознанно, и как показывает практика, при большей доли самостоятельности детей.
 Дальше работа отправляется  на краевой конкурс «Я – исследователь», а  затем, на Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
 
       6.   Методическое обоснование опыта.
     Я начинаю исследовательскую работу с первого класса. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают  в себя: поддержание исследовательской активности, развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать.
    Первичные навыки исследования ребёнок получает на интегрированных уроках  «Природа и человек». Это уроки -  исследования: «Свойства воды», уроки – экскурсии: «Растения лугов, лесов», «Осенний листопад», уроки – наблюдения: «Муравьи», «Первый снег», «Зимующие птицы», уроки – творчества: «Путешествие капельки воды», «Я – снежинка», практические работы: «Лекарственные растения», проведение опытов.
    Мои учащиеся- «маленькие почемучки», им интересно всё! На протяжении пяти лет в нашей школе работает клуб «Я - исследователь». Занятия проходят один раз в неделю, с первого класса. Планирование курса происходит совместно с детьми и родителями.
   Устное анкетирование позволяет выделить мне интересы моих учеников. В первом классе занятия носят пассивный характер (сама рассказываю детям о том, почему идет снег, как светят звезды и многое другое), а во втором классе получение знаний идет методом поиска – исследования.
      Для решения задач использую коллективный учебный диалог, создание проблемных ситуаций, чтение – рассматривание, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из разного материала, экскурсии, опыты, выставки детских работ.
      Во втором классе работа нацелена: на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследования; развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты исследования. Включение младших школьников в исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации. Ребята учатся прогнозированию, выделению основной мысли, аргументированному выражению своих мыслей.
        В третьем классе в центре внимания – обогащение исследовательского опыта через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, её средствах и способах, осознание логики исследования и развитие  исследовательских умений.
       В четвертом классе по сравнению с предыдущими этапами обучения увеличивается сложность учебно-исследовательских задач, достигается осознанное и развернутое рассуждение, обобщений и выводов. Формы и виды деятельности  школьников- мини-исследования, уроки-исследования, групповая работа, ролевые игры, самостоятельная работа, коллективное исследование и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент.
 
7.      Результативность использования проектно – исследовательской деятельности в учебном процессе.
     В результате формируется личность с менталитетом: мои ученики раскрепощены, верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Я отношусь к ним  с уважением  – на занятиях царит атмосфера сотрудничества, совместного поиска методом проб и ошибок.
    Необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
   Одна из задач учителя  - поощрять творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять желание порыва, творческой идеи учащегося, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Также важно, чтоб исследование было посильным для ребенка и доступным для детского восприятия.
      Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, достичь какой – то цели. Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд.
Детей, которые занимаются исследованиями, легко распознать и оценить среди сверстников. У них особый блеск глаз, виден интерес к познанию всего, что их окружает.
   Созданный мной кружок «Я – исследователь» стал важной частью жизни класса и родителей.  Дети и родители находятся в постоянном поиске, наблюдении, проводят опыты и эксперименты, создают презентации. Родители стали частыми гостями в классе, «маленьким исследователям» нравится перед ними выступать, защищать свои исследовательские работы и проекты. А всё это потому, что дети видят, какой результат приносит их совместный труд, как гордятся ими родители.
    Весь класс работал над проектом «Машины 21 века». Был создан план, ребята решили создать домашние машины – помощники для их любимых родителей. Ведь только дети видят все трудности родителей, как они возвращаются с работы домой, а дома ещё много работы.
    Дудин Влад разработали проект стиральной машины, которая сама будет собирать бельё, стирать, гладить и раскладывать бельё по полкам.
    Петухов Женя придумал машину, которая будет стряпать пельмени с большим количеством мяса и сама их варить.
    Ильинова Ксения и Казанцева Маша придумали машину, которая будет ухаживать за мамой: делать ей массаж, маникюр и причёску.                Были разные удивительные проекты ребят: робот – полотёр, вишнесос - машина для сбора вишни, лукорезка, чтоб мама не лила слёзы, а только улыбалась, а для папы автомолоток, чтоб мама не просила его каждый день забивать гвозди.
    Для маленькой сестрички Гасанов Рустам придумал робота-няньку, чтоб она постоянно находилась под присмотром. Очень удивлены были родители талантами и фантазией своих детей.
      После выступления все «исследователи» были награждены грамотами и сладкими призами.
    Всего нами было проработано 27 тем: «Птицы Алтая», «Лекарственные растения Алтая», «Праздники в нашем селе», «Памятники села Алтайского», «Имена в нашей семье», «Моя родословная», «Как вырастить растение», «Семь чудес Алтайских гор», «Легенды старого Алтая», «Домашние животные», «Реки и родники села Алтайского», «Сохраним природу», «Какие бывают камни», «Цифры в нашей жизни», «Нумерология» и другие.   
  Девочки класса собрали огромную коллекцию семян овощных и садовых культур. Азимов Кирилл собрал гербарий хвойных растений Алтайского района. Все ребята защитили свои проекты и награждены грамотами.
   Зырянова Данила очень заинтересовали птицы: своим обликом, голосом, подвижностью, выносливостью и любовью к своей Родине. Ему хотелось понять их загадочную жизнь, научиться распознавать их по внешнему виду, пению. Он много читал литературы, вёл дневник наблюдения за птицами, их повадками, образом жизни и  решил остановиться на теме: «Зимующие птицы Алтая».  
     Натолкнула его на эту тему суровая сибирская зима. Ведя наблюдения, он увидел, как изменилась жизнь птиц с приходом холодов. Им было холодно и голодно. Данил решил создать условия для птиц, зимующих на Алтае. Но одному справиться с такой задачей,  конечно, сложно и он привлёк одноклассников, затем своих соседей и жителей села Алтайского. Ребята и взрослые мастерили кормушки, развешивали их рядом с домом, в школе, раздавали прохожим. Девочки и мальчики собирали семена, хлебные крошки, устраивали дежурство в «птичьей столовой», развешивали листовки, в которых призывали жителей села позаботиться о пернатых. Пришла весна - птицы пережили суровую зиму, им помогли люди. Так родился проект «Добрая зима для пернатых Алтая». Зырянов Данил принял участие в российском конкурсе. Его работа опубликована на сайте  фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
Автор проекта награждён дипломом за участие в конкурсе, сборником детских работ и дисками.
    В 2009 году Зырянов Данил участвовал в краевом конкурсе исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь». Награждён Данил  дипломом и сертификатом лауреата  краевого конкурса.
   В 2010 году Данил участвовал в муниципальном конкурсе «Твори добро своим руками»- за проектную работу был награждён грамотой и занял 2 место. Сейчас Зырянов Данил учится в пятом классе, его увлечение птицами не прошло и он работает над новым проектом.
    Воронкову Ксению заинтересовала тема «Именная книга четвероногих друзей человека». Ей хотелось узнать: какими кличками, чаще всего, называют хозяева своих питомцев. Цель её проекта составить копилку кличек кошек и собак, исследовать все клички животных, провести наблюдения и найти ответ на вопрос: «Часто ли люди называют  животных человеческими именами?».      Ксения изучала литературу о домашних животных, провела анкетирование в классе, опрос учащихся в школе, при помощи взрослых записала клички из художественной литературы и фильмов. Она так увлекла всех вокруг этой проблемой, что быстро была создана именная книга четвероногих друзей человека. Ксения начала исследовать клички и пришла к выводу: чаще всего встречаются клички собак: Шарик, Бобик, Пушок, Малыш, Жучка, Кнопка, Дружок. Кошкам дают имена: Васька, Мурка, Барсик, Муська, Маруська, Мурёна, Пушок. А вот человеческими именами люди называют своих питомцев, но очень редко.
 Воронкова Ксения была участником краевого конкурса исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» и награждена дипломом.
     В 2010-2011 учебном году мои ребята очень активно приняли участие в исследовательских конкурсах.
   На российский фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио» отправлены    2 проекта: Гудковой Елизаветы -  «Кошачье счастье» и Логиновой Елизаветы исследовательская работа «Сказка о капельке воды».
Гудкова Лиза очень любит домашних животных и ухаживает за ними. Она всегда наблюдала, как рождаются маленькие, беспомощные котята и кошка за ними ухаживает, учит их делать первые шаги, охотиться.
   Но однажды, как только появились у любимой кошки котята, она заболела и умерла. Утром котята плакали и просили есть. Лиза решила заменить трем маленьким котятам мамочку, выкормить их и научить всему. И вот результат  проекта «Кошачье счастье»: если рядом с котятами человек, который заботится о них, готовит тёплую постельку, убаюкивает по ночам, греет их в своих ладонях и дарит им свою ласку, то даже самое маленькое существо, тянется к жизни, а потом туже ласку дарит и тебе. Наша семья справилась с поставленной задачей! Как хорошо, что у нас живут две  взрослые кошечки и один котик. Наша семья не смогла расстаться с ними. Мы слушаем их мурлыканье и чувствуем, что они счастливы. Лиза создала замечательный фотоальбом о своих питомцах.
  Логинова Лиза услышала сказку о капельке воды. Мама рассказывала о том, как путешествовала капелька.
Лизе захотелось проследить путь капельки. Она начала вести наблюдения за осадками, вести дневник наблюдения, изучать круговорот воды в природе, создавать рисунки – слайды для альбома, сравнивала чистоту снега в селе и за его пределами. Закончила Лиза свою исследовательскую работу рейдом «Помоги очистить воду!»
  На краевой конкурс «Я – исследователь» в этом году отправлены две работы: проект «Сохраним цветы Алтая» Кудрявцевой Ирины и исследовательская работа «Как развивается растение?» Шмаковой Ирины.
   Кудрявцева Ирина решила изучить цветковые растения Алтайского края, которые занесены в Красную книгу. Она собрала много материала о растениях Алтайского района, на следующий год хотела бы продолжить изучать растительный мир за пределами района. Завершила она свой проект замечательной презентацией     « Сохраним цветы Алтая».
  Шмакова Ирина проводила исследования вместе с папой. Они очень увлеченно рассказывали о тех растениях, которые у них выросли из косточек. Ирина вела дневник наблюдений, где записывала о первых всходах, когда появились первые листочки, как маленькие расточки тянулись к солнцу. Сделала вывод, что растениям в зимнее время не хватает света. А какие замечательные рисунки в её альбоме!
  Украинцев Данил решил изучать мир планет, Новосёлова Мишу увлекают путешествия моряков, а Алексеева Софья очень хотела бы узнать о жизни первобытных людей.
   Рехтин Паша увлечен миром камней. Все ребята с удовольствием посещают кружок «Я – исследователь».
Все проекты и исследовательские работы дети защитили на школьной конференции.
 Лучшие проекты ребят размещены на сайте школы.
 
     8.     Заключение.
 
    Я считаю, что у нашего кружка интересное будущее. Планируем продолжить работу, вовлекая большее количество учащихся и родителей, активней используя образовательные возможности социального окружения.
     Работа кружка «Я – исследователь» сплотила детей и учителя, детей и взрослых и привела к высоким результатам взаимопонимания.
     Я познакомила вас с проектно – исследовательской деятельностью учащихся и надеюсь, что мой опыт хотя бы немного поможет вам вырастить настоящих творцов, а не простых исполнителей. Ведь главный результат этой работы – не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая презентация или даже склеенный из бумаги робот. Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новообразований.
      Организуя исследовательскую деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес  к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаём для детей условия, способствующие развитию у младших школьников  навыков исследовательской работы.
         Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует формированию у учащихся обще - учебных умений и навыков.
    У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности – учебной.
      Итак, исследовательская деятельность ребёнка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.
     Проанализировав свою работу, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребёнка».
      Всегда в делах, всегда в заботах.
      Учить детей – моя работа.
Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.
 
 
 
 
 
 
9.   Список литературы.
 
1.В.И. Загвазянский. Как учителю провести эксперимент. –Методическое пособие. – Изд. Московское Общество России, 2008
2. А.И.Савенков. Исследования на дому. Методические рекомендации//исследовательская работа школьников//, 2002
3. Е.И. Белова. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. Флинт, 2008
4. И.Д. Чечель. Исследовательские проекты в обучении. Москва, 2009
5. В.Ф.Феактистов. Исследовательская деятельность младших школьников.  Рекомендации и проекты, 2010.
 
 
 
                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                      Приложения
 
  1. Исследовательские работы и проекты детей.
  2. Дипломы и грамоты.
  3. Свидетельство о публикации статьи.
  4. Фотографии.
  5. Презентация.
 
 
                                       
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
                                                                                                                                                       
 
 
                                  Проект

 
                                                    Опыты со снегом
 

   Творческий проект
 

 
                 Книжки - малышки
 

Зырянов Данил участник школьной конференции

Российский   конкурс
 

Лауреат краевого конкурса

Муниципальный конкурс социальных проектов
 

 
Гудкова Лиза, Кудрявцева Ирина, Логинова Лиза
 

    Почему  вымерли  динозавры?
 
   
 
 
         Чьи же это следы?
          
 
 
   Маленькие исследователи
 
 

 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ