С нами 17294 учителя, 7327 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Правовой статус учащихся в моём образовательном учреждении"
Наталья Плутова   14.02.2014   6110   0   ФГОС
Эссе по правоведению
Правовой статус учащихся в моём образовательном учреждении
 Плутова Наталья Викторовна, заместитель директора по ВР МКОУ СОШ № 24 г. Дзержинска Нижегородской обл.
Образовательные отношения охватывают широкий круг участников. Все они занимают определенное место в образовательной системе и  играют в ней свою роль. Законом РФ «Об образовании» определяется правовой статус учащихся (воспитанников).
Содержание правового статуса – совокупность юридически закреплённых прав, свобод и обязанностей каждого участника, а так же гарантий их реализации в Российской Федерации.
 
Общая характеристика правового статуса учащихся
В соответствии с уставом в нашей школе реализуются следующие формы получения образования: очная, очно-заочная, экстернат.
В зависимости от способа финансирования учащихся нашей школы можно отнести к категории учащихся, обучение которых финансируется из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, муниципальных бюджетов.
 
Понятие, структура и виды правового статуса учащегося
Правовой статус гражданина – совокупность юридически закреплённых прав, свобод и обязанностей человека, выражающая его связь с государством. А так же юридических гарантий осуществления этих прав и обязанностей.
Структура правового статуса включает в себя:
- правовые нормы (нормы действующего законодательства);
- юридические права и обязанности (основной элемент, составляющий смысловое и  содержательное ядро правового статуса);
- гражданство;
- правосубъектность данного субъекта отношений;
- юридические (общие и специальные) гарантии осуществления юридических прав и обязанностей;
- законные интересы данного субъекта;
- юридическую ответственность;
- правовые принципы, на основе которых и в соответствии с которыми устанавливается и изменяется правовой статус.
Применительно к трактовке содержания и структуры правового статуса учащихся выделяются две составляющие этого статуса – общая и факультативная.
Общую часть образуют общие права, обязанности и ответственность учащегося, обусловленные его пребыванием в образовательном учреждении и зафиксированные в уставе образовательного учреждения. Факультативная часть формируется от ряда текущих обстоятельств: образовательного уровня учащегося, реализуемых образовательных программ, содержания договора на оказание платных дополнительных образовательных услуг и т.п.
Понятие правового статуса учащегося как правомочного лица непрерывно связано с реализацией его субъективного права, под которым понимается:
  • Возможность определённого дозволенного поведения (поведения, направленного на удовлетворения своих потребностей и интересов путём добровольного и самодеятельного прохождения обучения в рамках обязательности общего образования);
  • Возможность требовать от обязанного лица (образовательного учреждения, педагогического работника) определённого правового поведения, которое вытекает из его функциональных обязанностей (должностной инструкции);
  • Возможность обратиться к государственным органам (в том числе правоохранительным органам и органам правосудия) за правовой защитой своих нарушенных прав (правопритязяние).
Факт вхождения в число учащихся не несёт в себе ограничений в правовом статусе гражданина, т.к. он получает дополнительные социальные и административно-правовые гарантии от государства для реализации своего конституционного права на образование.
Виды правового статуса учащихся определяются соответствующим типом и видом образовательного учреждения. Я работаю в муниципальном казенном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 24». Правовой статус учащихся нашего образовательного учреждения  - учащиеся общеобразовательных учреждений (школьники).
 
Правовой статус учащегося определяется нормативно-правовыми актами различного уровня и различной правовой силы (международными и национальными).
Российская Федерация является участницей Конвенции о правах ребёнка с 15.09.1990 г. В Конвенции и основанном на ее положениях законодательстве РФ отражён подход к определению ребёнка как самостоятельной личности, субъекта права, обладающего самостоятельными правами, которые охраняются и защищаются не только родителями, но и государством.
  •  Конвенция о правах ребенка, принятая единогласно 20 ноября 1989 года 44-й генеральной Ассамблеей ООН, является основным международно-правовым документом в области прав ребенка.
  • На федеральном уровне система законодательства о правах ребенка состоит из Конституции РФ, в которой закреплены общие принципы реализации прав и свобод человека и гражданина и конкретные права несовершеннолетних (ст. 38, 39, 43 Конституции РФ), федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
  • Основные федеральные правовые акты, регламентирующие общественные отношения в области прав несовершеннолетних, - это Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  • На уровне субъекта Российской Федерации правовое регулирование осуществляется путем издания законов субъекта Федерации. 
Права ребёнка в целом совпадают с общепризнанной классификацией прав и свобод человека. Исключение составляет отсутствие у несовершеннолетних политических прав. Основные виды прав ребёнка (личные; имущественные; социальные и культурные).
Правовой статус учащихся в МКОУ СОШ № 24 так же определяется нормативно-правовыми актами, отраженными в п. 1.13 Устава муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24», а именно: «В совей деятельности Школа руководствуется законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Постановлениями и Распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями органов управления образованием, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, договором между Учредителем и Школой, настоящим Уставом».
 
Государственные гарантии  прав учащихся являются неотъемлемой частью их правового статуса. Их можно разделить на юридические, с помощью которых обеспечивается защита и охрана прав несовершеннолетних, и экономические, которые закрепляют правила о выделении средств на реализацию этих прав.
К их числу относятся:
  • Право ребёнка обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению 14 летнего возраста в суд (ст.56 СК РФ);
  • Защита органами опеки и попечительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Право несовершеннолетних в возрасте старше 8 лет быть членами и участникам детских (с 14 лет – молодёжных) общественных объединений;
  • Право учащихся общеобразовательных учреждений (за исключением ступени начального общего образования) ходатайствовать перед администрацией учреждения о проведении с участием выборных  представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельности работников образовательного учреждения, нарушающих и ущемляющих их права;
  • Право проведения во внеучебное время собраний и митингов по поводу защиты своих нарушенных прав, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся выполнены условия проведения собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения;
  • Обязанность образовательного учреждения создавать условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся (ст. 51 Закона РФ «Об образовании»);
  • Обязанность образовательного учреждения вывешивать в местах, доступных для детей и родителей, тексты уставов, правил внутреннего распорядка учреждений; информацию об органах государственной власти, органах местного самоуправления и их должностных лиц по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребёнка (ст. 9 ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»);
  • Гарантии трудовых прав несовершеннолетних: запрещение направления их в служебные командировки, привлечение ко внеурочной работе, работе в ночное время, в выходные и праздничные дни; увольнение по инициативе работодателя только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (гл. 42 ТК РФ)
  • Обеспечение субъектами РФ государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а так же дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации  основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды в соответствии с нормативами, установленными субъектами РВ (п.6 ст.29)
  • Содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении (п.9 ст.50)
 
 В МКОУ СОШ № 24 государственные гарантии прав обучающихся отражены в п. 3, 4  главы 7 «Права и обязанности участников образовательного процесса». В данной главе отражены следующие положения:
учащиеся в школе имеют право на:
- получение бесплатного общего образования (начального, основного и среднего (полного) в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану;
- ускоренный курс обучения;
- бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки Школы;
- получение дополнительных  образовательных услуг;
-участие в управлении Школой в форме, определённой настоящим Уставом;
-уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
- охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
- участие во всероссийских и иных олимпиадах школьников;
-свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
-меры социальной поддержки, предусмотренные действующим законодательством;
-учащиеся в возрасте старше 8 лет имеют право на создание общественных объединений (организаций), за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций;
Общественные объединения (организации) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.
Школа может заключать с органом общественной самодеятельности договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребёнка.
-учащиеся за исключением учащихся начальных классов вправе самостоятельно  или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией Школы о проведении с участием выборных представителей обучающихся дисциплинарного расследования деятельности работников, нарушающих и ущемляющих права ребёнка;
-обращаться за помощью и содействием в уполномоченные государственные органы в случае несогласия с решением администрации Школы;
-на проведение во внеурочное время собраний и митингов по вопросам защиты своих нарушенных прав.
О проведении собрания или митинга администрация Школы должна быть поставлена в известность письменным уведомлением выборных представителей обучающихся не позднее, чем за 7 дней до намеченной даты проведения собрания или митинга.
Продолжительность проведения митинга не более 1 часа 30 минут.
Собрания или митинги могут проводиться как в помещении Школы, так и на её территории.
Во время проведения митинга или собрания учащиеся должны соблюдать общественный порядок и не препятствовать образовательному и воспитательному процессу.
Собрания и митинги могут проводиться тогда, когда выборными представителями обучающихся соблюдены все указанные условия проведения собраний и митингов.
Принуждение учащихся ко вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а так же принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных компаниях и политических акциях не допускается.
- Школе запрещается привлекать учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (законных представителей).
 
Наличие прав, законных интересов и обязанностей учащихся, отраженных в их правовом статусе, само по себе не означает реализации их на практике в полном объеме. Существуют различные обстоятельства, которые объективно или субъективно могут препятствовать  осуществлению данных прав. Поэтому необходим целый комплекс гарантий, т.е. организационно-управленческих, педагогических, психологических и правовых средств, которые обеспечивали бы  и защищали эти права и законные интересы, предупреждали деяния, посягающие на них.
Отсюда возникает персональная ответственность учащихся. Учащиеся либо их родители(законные представители) несут правовую ответственность за нарушения, предусмотренные различными отраслями законодательства.
Так за нарушение обязанностей, предусмотренных нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательные отношения, указанные участники образовательного процесса несут дисциплинарную ответственность. Образовательная ответственность предусмотрена за неосвоение образовательной программы. Кроме того предусмотрена комплексная ответственность (сочетание образовательной и дисциплинарной), которая выражается в виде вызова учащегося и родителей к директору ОУ, зам. директору, на педагогический совет школы.
Данные положения нашли отражения в Уставе МКОУ СОШ № 24 «Права и обязанности участников образовательного процесса». В них идет речь о нижеследующем:
Учащиеся обязаны:
-соблюдать Устав и другие локальные акты Школы;
-добросовестно учиться, не пропускать без уважительной причины занятия;
-бережно относиться к имуществу Школы;
-уважать честь и достоинства других учащихся и работникам школы, не допускать грубости, насилия и бестактности в отношении к ним;
-выполнять требования работников Школы в части установленной Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка к их компетенции;
-соблюдать дисциплину.
Дисциплина в школе поддерживается на основании уважения человеческого достоинства учащихся, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к учащимся не допускается.
Учащимся запрещается:
-приносить, передавать, или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические или наркотические вещества;
-использовать любые средства или вещества могущие привести ко взрывам и пожарам;
-применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства;
- производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих.
 
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: в моём образовательном учреждении, в Уставе,  закреплены юридические права, свободы и обязанности обучающегося, выражающие его связь с государством. А так же юридические гарантии осуществления этих прав и обязанностей. Таким образом, правовой статус учащегося соблюдён в полной мере в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ